Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 25 октября 2012 г. по делу № 7-793/2012

судья: Беляев Н.Н.

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре С., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 11 Еманжелинского района Челябинской области (далее по тексту МБОУ СОШ № 11), по жалобе директора МБОУ СОШ № 11 Л. на постановление судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 15 октября 2012 года,

установил:

постановлением судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 15 октября 2012 года МБОУ СОШ № 11 привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности пищеблока МБОУ СОШ № 11, расположенного по адресу: Челябинская область, Еманжелинское городское поселение, ул. Горького, 70, на срок 90 (девяносто) суток.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МБОУ СОШ № 11 Л. обратилась в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи городского суда от 15 октября 2012 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что здание МБОУ СОШ № 11 введено в эксплуатацию до принятия действующих санитарных правил, в связи с чем объемно-планировочные и конструктивные решения здания не могут соответствовать действующим нормам и правилам. Указывает на то обстоятельство, что по мере поступления средств из бюджета района МБОУ СОШ № 11 осуществляются ремонтные работы, производится закупка необходимого технологического оборудования, в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных нарушений. Выражает несогласие с нарушением МБОУ СОШ № 11 п. 5.23 СанПиН 2.4.5.2409-8, ссылаясь на наличие заключенного на 2012 год договора о проведении дератизационных и дезинсекционных работ. Полагает, что на МБОУ СОШ № 11 не могут распространяться санитарно-эпидемиологические правила СП. 2.3.6 1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СанПиН 2.3.6.1079-01", поскольку МБОУ СОШ № 11 не является предприятием общественного питания, не занимается производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции, мучных, кондитерских и булочных изделий. Указывает, что оказание услуг по приготовлению горячего питания для учащихся школы осуществляет МУП "Комбинат школьного питания", который готовит блюда из готовых полуфабрикатов, то есть не производит разделку мяса, овощей и т.д. на пищеблоке школы, в связи с чем пищеблок школы не должен быть оборудован цехом первичной обработки сырья. Полагает, что пищеблок МБОУ СОШ № 11 имеет незначительные нарушения, которые не могут создать угрозу жизни и здоровью детей и послужить причиной возникновения массовых пищевых отравлений и кишечных инфекций. Полагает нецелесообразным приостановление деятельности пищеблока, поскольку это повлечет нарушение прав детей на получение школьного питания.
В судебном заседании директор МБОУ СОШ № 11 Л., защитники Кондакова И.Г., Р.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, по основаниям, изложенным в ней.
Прокурор города Еманжелинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило. При таких обстоятельствах судья областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося прокурора города Еманжелинска.
Выслушав мнение участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения постановления судьи городского суда не усматриваю.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Разрешая дело, судья городского суда выполнил указанные требования закона.
В силу статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В главе 6 КоАП РФ приведен перечень административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с абзацем 10 статьи 1 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 № 52-ФЗ под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Еманжелинского муниципального района Челябинской области является юридическим лицом и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Проверкой, проведенной 26 сентября 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области совместно с прокуратурой г. Еманжелинска Челябинской области, были выявлены нарушения, допущенные МБОУ СОШ № 11 требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности пунктов 2.5, 5.23, 13.2, 13.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" и пункта 8.4 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а именно:
- отсутствует цех первичной обработки сырья - мяса, овощей с установкой моечных ванн для них (п. 8.4 СП 2.3.6.1079-01);
- поточность технологических процессов нарушена: допускается перекрест сырья и готовой продукции, использованной и чистой посуды - доставка поступающего сырья с загрузочного входа до складского помещения пищеблока производится через коридор и выдача готовой пищи через окно раздачи из горячего цеха через этот же коридор, грязная и чистая посуда поступают в моечное отделение и из него также через общей коридор, доставка продукции из складского помещения пищеблока в горячий цех осуществляется через моечное отделении (п. 2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08);
- не выделены зоны для сырой и готовой продукции в горячем цехе, стол для сырой продукции установлен у окна раздачи готовой пищи (п. 2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08);
- отсутствует раковина для мытья рук в горячем цехе (п. 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08);
- отсутствует гардеробная для персонала пищеблока (п. 13.6 СанПиН 2.4.5.2409-08);
- складское помещение пищеблока не оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции (п. 3.6 СанПиН 2.4.5.2409-08);
- на пищеблоке присутствует большое количество насекомых - мух (п. 5.23 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Факт допущенных нарушений обязательных требований санитарного законодательства РФ и виновность МБОУ СОШ № 11 в совершении административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в постановлении и.о. прокурора г. Еманжелинска Челябинской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 9 октября 2012 года, заключением специалиста-эксперта ТО Роспотребнадзора в г. Коркино, г. Еманжелинске, Еткульском районе Окуневской Е.С. и ее объяснением от 3 октября 2012 года, согласно которым следует, что выявленные в ходе проверки МБОУ СОШ № 11 нарушения санитарно-эпидемиологических требований создают угрозу жизни и здоровью детей и могут стать причиной возникновения массовых пищевых отравлений и кишечных инфекций, уставом МБОУ СОШ № 11 и изменениями в него от 21 декабря 2012 года № 1015, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации МБОУ СОШ № 11, объяснением директора МБОУ СОШ № 11 Л. от 9 октября 2012 года, и другими материалами дела, получившими надлежащую оценку судьи при разрешении дела.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.
Выводы судьи городского суда о доказанности виновности МБОУ СОШ № 11 в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, являются правильными и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили правильную оценку в соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы представителя МБОУ СОШ № 11 о том, что здание МБОУ СОШ № 11 введено в эксплуатацию до принятия действующих санитарных правил, в связи с чем объемно-планировочные и конструктивные решения здания не могут соответствовать действующим нормам и правилам, судьей областного суда отклоняются как несостоятельные ввиду следующего.
Нормативным правовым актом санитарного законодательства, действие которого направлено на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения), являются применяемые на территории Российской Федерации санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательным учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", (далее Правила) утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях.
Указанные Правила распространяют свое действие на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
При изложенных обстоятельствах, при организации питания обучающихся в образовательном учреждении, МБОУ СОШ № 11 обязано независимо от того, что помещение школы было введено в эксплуатацию до принятия действующих санитарных правил, при дальнейшей его эксплуатации соблюдать требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже если они претерпевали изменения.
Доводы жалобы о принятии юридическим лицом мер к устранению выявленных нарушений санитарных правил, а именно установке дополнительных столов, раковин, шкафа для одежды персонала, проведении запроса котировок цен по ремонту пищеблока, заключении договора о разработке проектно-сметной документации по реконструкции пищеблока не свидетельствуют об устранении всех выявленных в ходе проверки нарушений санитарных норм и ликвидации угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся в образовательном учреждении детей при организации питания.
Ссылки в жалобе на несогласие с нарушением пункта 5.23 СанПиН 2.4.5.2409-8 судьей областного суда не могут быть приняты во внимание, поскольку факт наличия на пищеблоке МБОУ СОШ № 11 большого количества насекомых - мух подтвержден имеющимся в материалах дела заключением специалиста ТО Роспотребнадзора Челябинской области от 27 сентября 2012 года (л.д. 6 - 7). Наличие заключенного между МБОУ СОШ № 11 и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области, в г. Коркино, городе Еманжелинске, Еткульском районе" от 10 января 2012 года № ЕД-131 договора о проведении дератационных и дезинсекционных работ само по себе не исключает наличие нарушения 5.23 СанПиН 2.4.5.2409-8 в момент проведения проверки.
Доводы жалобы представителя юридического лица о том, что МБОУ СОШ № 11 не является организацией общественного питания, в силу чего действие СП 2.3.6.1079-01 на него не распространяется, основаны на субъективном толковании заявителем норм права и не свидетельствуют об отсутствии в действиях МБОУ СОШ № 11 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Согласно утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2011 года № 475-ст ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на:
- предприятия, организующие производство продукции общественного питания (заготовочные фабрики, цеха по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цеха, предприятия (цеха) бортового питания и др.) с возможностью доставки потребителям;
- предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, кофейни);
- предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети);
- предприятия выездного обслуживания;
- предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения.
В соответствии в установленной ГОСТ Р 50762-2007 классификацией, пищеблок МБОУ СОШ № 11, на котором организовано питание обучающихся, является организацией общественного питания, на которую в полной мере распространяются требования СП 2.3.6.1079-01.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в образовательном учреждении, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации, по делу выполнена.
Доводы жалобы директора МБОУ СОШ № 11 о необоснованности наказания в виде административного приостановления деятельности, несостоятельны.
При решении вопроса о назначении МБОУ СОШ № 11 наказания судья учел характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, принял во внимание, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований могут привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых пищевых отравлений обучающихся в данном образовательном учреждении детей, с учетом угрозы для жизни и здоровья обучающихся, в соответствии с требованиями статьи 3.12 КоАП РФ, назначил наказание в виде административного приостановления деятельности. Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не усматривается.
Наказание, назначенное МБОУ СОШ № 11, установлено судьей в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 6.3 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется. Назначение наказания в виде штрафа, не будет способствовать достижению установленной статьей 3.1 КоАП РФ цели административного наказания.
Иные доводы жалобы, основанием к отмене постановления судьи городского суда не являются, поскольку по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, которая верно дана судьей городского суда. При этом иное толкование заявителем норм права и иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов судьи городского суда и не опровергают их.
Постановление судьей городского суда вынесено после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ. Постановление судьи отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, оно является законным, обоснованным и мотивированным.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для вывода о виновности МБОУ СОШ № 11 в совершении вмененного ему правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ и выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при организации питания обучающихся в образовательном учреждении.
Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 15 октября 2012 года оставить без изменения, жалобу директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 11 Еманжелинского района Челябинской области Л. - без удовлетворения.

Судья
А.А.ЖУКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru