Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. по делу № А12-7065/2012

Резолютивная часть принятого решения объявлена 20.07.2012 г.
Арбитражный суд Волгоградской области
в составе судьи Суркова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гавриловой И.Л.,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, 5; ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, 9, ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555),
3-и лица: Комитет бюджетно-финансовой политики Администрации Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 7, ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), Комитет по строительству Администрации Волгоградской области (400074, Волгоград, ул. Козловская, 39а, ИНН 3445118588, ОГРН 1113460005240), Министерство регионального развития Российской Федерации (127994, Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1, ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459)
о взыскании 853000 руб.
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: Минфин - Б.В., доверенность от 24.02.2012 г., УФК по Волгоградской области - Б.В., доверенность от 24.02.2012 г.
от 3-х лиц: КБФПиК Администрации Волгоградской области - К.И., доверенность от 13.05.2011 г., Комитет по строительству Администрации Волгоградской области - не явился, извещен надлежащим образом, Минрегионразвития РФ - не явился, извещен надлежащим образом
Администрация Волгограда (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Российской Федерации, в лице Министерство финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград 849000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) З.К., а также 4000 рублей в возмещение расходов по проведению оценки стоимости указанного жилого помещения. Данные требования истец квалифицирует как убытки, иск заявлен со ссылкой на ст. ст. 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При подаче иска к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора истцом привлечен Комитет бюджетно-финансовой политики Администрации Волгоградской области.
По собственной инициативе к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены Комитет по строительству Администрации Волгоградской области и Министерство регионального развития Российской Федерации.
Ответчик иск не признает, просит в удовлетворении отказать по основаниям, указанным в возражениях с дополнениями, которые поддержаны в судебном заседании его представителем.
Третье лицо - Комитет бюджетно-финансовой политики Администрации Волгоградской области в представленном отзыве считает исковые требования правомерными и понесенные администрацией расходы подлежащими удовлетворению из средств федерального бюджета.
От Комитета по строительству Администрации Волгоградской области и Министерства регионального развития Российской Федерации отзывов на исковое заявление не поступило.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный суд,

установил:

Решением Центрального районного суда Волгограда от 17.03.2009 г., вступившим в законную силу 23.07.2009 г., удовлетворены исковые требования З.К. к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения.
Как установлено решением Центрального районного суда Волгограда от 17.03.2009 г. и кассационным определением от 23.07.2009 г., З.С. является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 42,8 кв. м., где вместе с ней зарегистрированы сын - З.Р. и дочь - З.К., 13.01.1991 года рождения, которая состоит на учете в ГУЗ "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер № 3" с 2006 года с диагнозом активный туберкулез легких с бацилловыделением и является инвалидом второй группы.
Согласно постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", к таким заболеваниям относятся активные формы туберкулеза с выделением микробактерий туберкулеза.
З.С. неоднократно обращалась в администрацию Волгограда о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством, где ей было отказано со ссылкой на то, что жилищная проблема граждан, больных активными формами туберкулеза, может быть решена администрацией Волгограда, в соответствии с действующим жилищным законодательством, при поступлении средств на реализацию жилищных прав граждан данной категории в бюджет Волгограда из бюджета Волгоградской области, а также в связи с непринятием Волгоградской областной Думой закона по социальной поддержке граждан, больных активными формами туберкулеза, который бы предусматривал порядок реализации жилищных прав граждан данной категории на территории Волгоградской области.
На администрацию Волгограда возложена обязанность по предоставлению вне очереди истице на состав семьи 1 человек отдельного изолированного муниципального жилого помещения общей площадью от 18 до 36 кв. м, заключив с ней соответствующий договор социального найма.
Во исполнение вышеуказанных судебных актов, постановлением администрации Волгограда от 20.11.2009 г. № 2990 З.К. предоставлено жилое помещение (квартира) <...>.
Между МУ "ЖКХ Красноармейского района Волгограда" и З.К. заключен договор социального найма № 217 от 08.12.2009 г.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В свою очередь, в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997 № 20-П, определение от 15.02.2005 № 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в т.ч. международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В целях реализации соответствующих полномочий, в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005 г., предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. (определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1368-О-О и от 01.12.2009 № 1548-О-О).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне. (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
До 01.01.2005 г. (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона о социальной защите инвалидов, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 г. № 614 утверждены "Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Эти Правила применяются к граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г.
Названными Правилами предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Минрегионом России.
Таким образом, субвенции, направляемые из федерального бюджета, являются целевыми межбюджетными трансфертами, предназначенными для обеспечения того объема и целевой направленности расходных обязательств, которые предусмотрены федеральным законодательством.
В свою очередь постановлением Администрации Волгоградской области № 334-п от 14.09.2009 г. определен уполномоченный орган, ответственный за реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета. Таким органом в Волгоградской области сейчас является Комитет по строительству Администрации Волгоградской области.
Указанным постановлением также утвержден "Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета".
По смыслу норм статей 16, 1069 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, при рассмотрении судом исковых требований о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Принимая во внимание, что вышеуказанными актами судов общей юрисдикции была установлена правомерность действий З.С. заявившей в интересах З.К. исковые требования к администрации Волгограда о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, у Волгограда возникли расходы в связи с исполнением муниципальным образованием обязанностей, относящихся к расходным обязательствам Российской Федерации. Такие расходы не подлежат осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 г. № 2280/10 сформирована правовая позиция, в силу которой передаваемая в социальный наем квартира и являющаяся собственностью муниципального образования, в результате исполнения решения суда общей юрисдикции выбывает из владения муниципального образования, что влечет бюджету этого образования расходы.
Рыночная стоимость квартиры - это те расходы, которые городской округ город-герой Волгоград понесет для восстановления утраченного имущества.
Для определения рыночной стоимости квартиры у муниципалитета возникли дополнительные расходы на сумму 4000 рублей (платежное поручение № 425240 от 29.12.2011 г.).
Доказательства, опровергающие рыночную стоимость спорной квартиры, указанную в отчете № 2012-12 в размере 849000 руб., в материалах дела отсутствуют.
Доводы Минфина РФ в письменном отзыве, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям:
Должником в обязательстве по возмещению заявленных администрацией убытков выступает публично-правовое образование - Российская Федерация, за счет казны которой они подлежат возмещению.
В материалах дела не имеется доказательств о том, что Минрегиону России из федерального бюджета выделялись средства на возмещение расходов муниципальным образованиям в связи с предоставлением ими по решению суда квартир льготной категории граждан при отказе последних от получения денежной компенсации на приобретение жилья (т.е. в случаях, когда предоставление льготы имело место в натуральной форме).
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", по предъявленным искам в порядке ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.05.2010 г. по делу № А57-24196/2009, если иск предъявлен к казне, то в силу статьи 1071 и пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, которым в данном случае является Минфин России.
Согласно позиции ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 30.05.2011 г. № ФОЗ-2083/2011, достаточным мотивом для признания Минфина РФ надлежащим ответчиком по делу является наличие у него статуса органа, представляющего Российскую Федерацию в вопросах бюджетного финансирования.
Финансовым органом, уполномоченным выступать от имени казны Российской Федерации, является Минфин России, на какой-либо иной орган данная обязанность в настоящее время не возложена.
От имени Министерства финансов Российской Федерации по специальному поручению могут выступать в суде государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 ст. 125 ГК РФ).
Пунктом 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образовано Федеральное казначейство, которому переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 "О Федеральном казначействе" утверждено Положение о Федеральном казначействе, в соответствии с которым Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (пункты 1, 2, 4 Положения).
В соответствии с совместным приказом Министра финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации от 25.08.2006 г. № 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" обязанность по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации, возложена на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по городу Москве), а в судебных органах города Москвы - на правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов от 04.03.2005 г. № 33н утверждено Положение об управлении Федерального казначейства по Волгоградской области. Согласно п. 11.3 указанного Положения Управление Федерального казначейства по Волгоградской области вправе представлять в судебных органах на основании доверенности, выданной Министерством финансов РФ, интересы Министерства финансов РФ и интересы Правительства РФ, в случае, когда их представление поручено Министерству финансов РФ.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области.
Принимая во внимание, что понесенные муниципальным образованием расходы по предоставлению жилого помещения З.К. до настоящего времени не возмещены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 849000 руб. убытков.
Доказательством возникновения у администрации Волгограда убытков является выбытие жилого помещения из муниципальной собственности Волгограда. Для возмещения выбывшей из муниципальной собственности квартиры, администрация Волгограда будет вынуждена приобретать иные квартиры для обеспечения жилищных прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Государственная пошлина взысканию в федеральный бюджет не подлежит, поскольку истец при подаче иска освобожден от ее уплаты, при этом в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от ее уплаты.
Таким образом, исковые требования подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, 9, ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), за счет средств казны Российской Федерации, в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград убытки в размере 853000 руб.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
А.В.СУРКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru