Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2012 г. по делу № 33-2678/2012г.

Судья Епимахина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего: Науменко Б.И.,
судей: Зеленского А.М., Коноваленко А.Б.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Мяшиной З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Калининград" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 17 апреля 2012 года, которым постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 10.11.2011 года "Об утверждении промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети" признано недействующим и не подлежащим применению полностью с даты его принятия.
Заслушав доклад судьи Науменко Б.И., объяснения по доверенности представителей администрации городского округа "Город Калининград" В. и П., поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Мяшиной З.А., возражавшей против апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Калининградской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации указав, что Администрацией городского округа "Город Калининград" 10.11.2011 года принято постановление № 1889 "Об утверждении промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети" (далее постановление № 1889), опубликованное в специальном выпуске газеты "Гражданин" № 51 от 17.11.2011.
Названным постановлением, в редакции внесенных постановлениями указанной администрации № 2130 от 02.12.2011, № 124 от 01.02.2012 изменений, установлены промежуточные остановочные пункты в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, проходящих по территории муниципального образования, указанные в приложении к данному постановлению. Примечанием, сделанным в приложении к постановлению № 1889 предусмотрено, что промежуточные остановочные пункты согласовываются администрацией городского округа индивидуально для каждого маршрута внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, проходящего по территории городского округа "Город Калининград" в соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области от 30.12.2010 № 537 "Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области".
Прокурор полагал, что в силу положений № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также Закона Калининградской области № 537 организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на внутриобластных (межмуниципальных) маршрутах регулярного сообщения на территории Калининградской области отнесена к ведению уполномоченных органов исполнительной власти Калининградской области. В своих доводах заявитель также сослался на п. 13 Положения о Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 № 20, в соответствии с которым к полномочиям министерства отнесено исполнение функции организатора пассажирских автомобильных перевозок по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, заключение договоров об организации перевозок на автобусных маршрутах регулярного сообщения внутриобластной (межмуниципальной) маршрутной сети, формирование внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, утверждение расписания движения автобусов по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) маршрутной сети, согласовывает расписания движения пригородных поездов, морских и речных судов во внутриобластном сообщении, подготовка документации для проведения конкурсов на право работы по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) маршрутной сети, осуществление контроля за оказанием перевозчиками услуг по маршрутным перевозкам пассажиров и багажа, организуемым по внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети. Тогда как на основании п. 3 ст. 5 Закона Калининградской области № 537 перевозчик осуществляет перевозку по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети через существующую сеть остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций, расположенных на указанных маршрутах. Промежуточные остановочные пункты, расположенные в границах муниципальных образований, по территории которых проходит маршрут внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на внутриобластных (межмуниципальных) маршрутах регулярного сообщения на территории Калининградской области, включая установление промежуточных остановочных пунктов, органам местного самоуправления, в частности, администрации городского округа "Город Калининград", не передавались. Таким образом, постановлением администрации городского округа "Город Калининград" № 1889 от 10.11.2011 (с внесенными изменениями) урегулированы вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации и не отнесенные законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения, что противоречит федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ, а также № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Также указано, что прокуратурой области по факту противоречия названного постановления федеральному законодательству 21.12.2011 внесен протест с требованием об отмене постановления № 1889. Однако, указанный протест администрацией городского округа "Город Калининград" отклонен 30.01.2012 без достаточных на то оснований.
При этом дана ссылка на п. 4 ст. 7 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Просил о признании недействующим и не подлежащим применению постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 10.11.2011 "Об утверждении промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети".
Суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Калининград" просит решение суда отменить и отказать прокурору Калининградской области в удовлетворении заявления, указывает, что судом не учтено, что в оспариваемое постановление от 10.11.2011 № 1889 постановлением от 01.02.2012 № 124 были внесены изменения, в результате чего название оспариваемого постановления и пункты 1 и 5 изложены и на момент рассмотрения дела в суде действовали в новой редакции, в связи с чем решение суда принято в отношении недействующего правового акта. Также судом не дано оценки постановлению от 01.02.2012 № 124, редакцией которого существенно меняется смысл правового акта, поскольку в первоначальной редакции оспариваемым постановлением утверждался перечень промежуточных остановочных пунктов, то в новой редакции администрацией определяется перечень промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа для согласования в соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области от 30.12.2010 № 537 "Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области". Также ссылается на то, что постановление не устанавливает правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц. Обязательный характер будет носить не принятое постановление, а паспорт маршрута и расписание движения транспортного средства по определенному маршруту, с согласованными в установленном порядке промежуточными остановочными пунктами, утвержденные Министерством развития инфраструктуры Калининградской области, выполняющим функции организатора перевозок. Кроме того, администрация указывает на то, постановление принято в соответствии с компетенцией администрации городского округа и не противоречит Закону Калининградской области "Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на апелляционную жалобу прокурора Калининградской области и Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление прокурора и признавая недействующим и не подлежащим применению полностью с даты его принятия постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 10.11.2011 года "Об утверждении промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети" суд указал в решении, что постановлением администрации городского округа "Город Калининград" № 1889 от 10.11.2011 (с внесенными изменениями) урегулированы вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации и не отнесенные законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения, что противоречит федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ, а также Федеральному закону Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ.
Однако такие выводы суд сделал без учета всех установленных по делу обстоятельств.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 01.02.2012 № 124 были внесены изменения в оспариваемое постановление от 10.11.2011 № 1889, в результате чего название оспариваемого постановления и пункты 1 и 5 изложены и на момент рассмотрения дела в суде действовали в новой редакции.
Таким образом, решение судом принято в отношении недействующего правового акта.
Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 01.02.2012 № 124 следующие изменения в постановление от 10.11.2011 № 1889 "Об утверждении промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети":
пунктом 1.1. название постановления изложено в следующей редакции: "О промежуточных остановочных пунктах в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети";
пунктом 1.2 постановления предусмотрено, что п. 1 постановления изложен в следующей редакции: "Определить перечень промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, проходящим по территории муниципального образования для согласования в соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области от 30.12.2010 № 537 "Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области" (приложение).
Приведенная редакция постановления существенно меняет смысл правового акта. Так, если в первоначальной редакции оспариваемым постановлением утверждался перечень промежуточных остановочных пунктов, то в новой редакции администрацией определяется перечень промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа для согласования в соответствии со ст. 5 Закона Калининградской области от 30.12.2010 № 537 "Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области".
Постановление администрации городского округа "Город Калининград" в редакции от 01.02.2012 № 124 не устанавливает правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц и, следовательно, не является нормативным правовым актом.
При этом судом не учтено, что оспариваемое постановление (в редакции постановлений от 02.12.2011 № 2130 и от 01.02.2012 № 124) администрацией городского округа "Город Калининград" принято в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления, определенной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 16, п. 1, п.п. 7), Уставом городского округа "Город Калининград" (ст. 47, п. 8, п.п. 2, 10), Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (ст. 2, 21).
Не противоречит постановление и Закону Калининградской области "Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области", действие которого распространяется на отношения, возникающие при организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах. Понятие маршрута внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети дано в ст. 2 закона. Это областной маршрут регулярных перевозок пассажиров и багажа, установленный организатором перевозок, по которому движение транспортных средств осуществляется согласно утвержденному расписанию. Областной маршрут - это маршрут пригородного или междугородного сообщения, пролегающий в границах Калининградской области между муниципальными образованиями. Следовательно, указание в статье 5 закона Калининградской области на осуществление перевозки по маршрутам внутриобластной автобусной сети через существующую сеть остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций не предполагает автоматического включения в эту сеть остановочных пунктов муниципальных образований. Это подтверждается требованием закона о согласовании с органами местного самоуправления промежуточных остановочных пунктов, расположенных в границах муниципальных образований, по территории которых проходит маршрут.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом приведенных выше обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе прокурору Калининградской области в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 10.11.2011 "Об утверждении промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети".
Руководствуясь ст.ст. 328 п. 2, 329, п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 17 апреля 2012 года отменить и принять новое решение, которым отказать прокурору Калининградской области в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 10 ноября 2011 года "Об утверждении промежуточных остановочных пунктов в границах городского округа "Город Калининград" для маршрутов внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети".





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru