ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 мая 2011 г. № 295-Р
В соответствии со статьями 3
и 11
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях снижения рисков и смягчения последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
Республиканской целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2015 года" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы
Минжилкомхоз Республики Мордовия.
3. Установить, что предельный объем финансирования Программы
на 2012 - 2015 годы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составит не более 70,565 млн. рублей.
4. Минжилкомхозу Республики Мордовия разработать проект Программы и в срок до 27 июня 2011 г. представить в установленном порядке в Правительство Республики Мордовия.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 16 мая 2011 г. № 295-Р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ ДО 2015 ГОДА"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и цели Республиканской целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2015 года" (далее - Программа) приоритетным задачам социально-экономического развития республики
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении безопасности республики становится повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз.
Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать необходимые условия для устойчивого развития республики.
В период с 2007 по 2010 год решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках Республиканской целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2010 года".
В ходе реализации Республиканской целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Мордовия до 2010 года", несмотря на то, что ее финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия составило 4,6% запланированных финансовых средств, был получен положительный опыт решения проблемы безопасности программно-целевым методом.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики и, как следствие, для устойчивого развития и обеспечения безопасности.
Как показывает опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, эффективность действий населения по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и защите от поражающих факторов источников опасности недостаточно высока.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
С учетом уровня угрозы для безопасного развития республики эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов.
В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций имеются меры и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений (например, предупреждение населения и его отселение из опасной зоны с последующим восстановлением объектов или возведением их на новом месте).
Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях с учетом постоянного увеличения потока информации о различных опасностях необходимо использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.
Эти технологии должны позволять оповещать, информировать и обучать людей, находящихся в местах массового пребывания, а также вне зависимости от места их нахождения.
Ответственные за формирование, реализацию и исполнение основных мероприятий:
Минжилкомхоз Республики Мордовия;
ГКУ Республики Мордовия "Управление гражданской защиты";
ГКУ Республики Мордовия "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба";
ГКОУ ДПО Республики Мордовия "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям";
ГКУ Республики Мордовия "Управление противопожарной службы".
10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Определить государственным заказчиком и разработчиком Программы
Минжилкомхоз Республики Мордовия.
11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Основными направлениями финансирования являются:
развитие территориальной подсистемы РСЧС;
совершенствование оснащения, ресурсное обеспечение и развитие:
ГКУ Республики Мордовия "Управление гражданской защиты";
ГКУ Республики Мордовия "Мордовская республиканская аварийно-спасательная служба";
ГКОУ ДПО Республики Мордовия "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям";
ГКУ Республики Мордовия "Управление противопожарной службы".
Предлагается реализовать Программу
в течение 4 лет, в два этапа. Первый этап - 2012 - 2013 годы, второй этап - 2014 - 2015 годы.
12. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
При разработке Программы
предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный выбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы
в соответствии с ее целями.
Системный подход к разработке Программы
предусматривает:
охват всех опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров, а также террористических акций и ведения боевых действий;
использование всех способов снижения рисков и повышения защиты населения (организационных, методических, технических).
Комплектность при разработке Программы
предусматривает:
выбор и реализацию мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и повышению защищенности населения на основе прогнозирования рисков всех типов чрезвычайных ситуаций, пожаров, последствий террористических акций;
обоснование предлагаемых программных мероприятий с социальных, технических и экономических позиций.
Концентрация на критически значимых направлениях предусматривает:
включение в состав программных мероприятий в первую очередь мероприятий, реализация которых относится к компетенции и расходным обязательствам исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;
развитие систем, технических средств и технологий для решения проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций и повышения защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров и террористических проявлений;
повышение готовности органов управления, сил и технических средств к выполнению функциональных задач, направленных на решение проблем, поставленных в Программе
.
Предполагается, что каждое программное мероприятие должно дать результаты. При этом под результатами понимаются:
снижение рисков (предотвращение) возможных чрезвычайных ситуаций;
повышение защиты населения от чрезвычайных ситуаций, пожаров, террористических акций и применения средств поражения по объектам экономики.
Экономическая эффективность программных мероприятий в связи со спецификой решаемых проблем:
прямая экономическая эффективность - снижение затрат на достижение целей программных мероприятий;
косвенная экономическая эффективность - снижение потерь экономики, природного и человеческого потенциала в результате чрезвычайных ситуаций.
13. Предложения по организации управления Программой
и контроля за ходом ее реализации
Управление и контроль за реализацией Программы
осуществляются в соответствии с постановлением
Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. № 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
Организацию управления реализацией Программы
осуществляет Минжилкомхоз Республики Мордовия.