Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. по делу № 3-14/2012

Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Купаловой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1 приказа Министерства образования Сахалинской области от 17 ноября 2011 года № 1309-од "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения",

установил:

17 ноября 2011 года Министерством образования Сахалинской области издан приказ № 1309-од "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения" (далее - Приказ № 1309-од), который опубликован в газете "Губернские ведомости" от 23 ноября 2011 года в № 213(3900).
Пунктом 1 Приказа № 1309-од утверждено примерное положение "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения".
15 февраля 2012 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 1 Приказа № 1309-од, сославшись на превышение Министерством образования Сахалинской области полномочий в области законодательства об образовании.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Лысенко Д.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства образования Сахалинской области Таланова И.В. возражала против удовлетворения требований прокурора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Вопросы в области образования на федеральном уровне урегулированы Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с изменениями и дополнениями) "Об образовании" (далее - Закон РФ № 3266-1).
Частями 1, 2 и 3 статьи 3 названного Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:
разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования разграничены в статьях 28, 28.1 и 29 Закона РФ № 3266-1.
В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях (подпункт 10 статьи 28).
Согласно пунктам 1 - 5 статьи 12 Закона РФ № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В пункте 4 статьи 12 определены типы образовательных учреждений, к которым отнесены дошкольные учреждения.
В силу пункта 5 названной статьи Закона № 3266-1 образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Из приведенных положений Закона № 3266-1 следует, что разработка и утверждение типовых (примерных) положений для образовательных учреждений (вне зависимости от их организационно-правовых форм и подчиненности), включая их структурные подразделения, являющиеся неотъемлемой частью этих учреждений, в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции Российской Федерации.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, включающее нормы о структурных подразделениях этих учреждений, об организации деятельности таких учреждений, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666.
Кроме того, возможность формирования и организации семейных дошкольных групп и иных подобных им видов дошкольных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе создание их в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, а также требования к ним определены на федеральном уровне Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 года № 91 (в ред. от 20 декабря 2010 года "Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Оспариваемым пунктом 1 приказа Министерства образования Сахалинской области № 1309-од утверждено примерное положение, которым регламентирована организация создания и деятельности структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения в виде семейного детского сада.
Однако, урегулировав указанный вопрос, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вышел за рамки предоставленных ему нормотворческих полномочий в области законодательства об образовании, поскольку он отнесен к полномочиям Российской Федерации.
В этой связи, довод представителя Министерства образования Сахалинской области о принятии оспариваемого положения в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации нельзя признать состоятельным.
Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требование прокурора и признает пункт 1 Приказа № 1309-од противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Довод представителя Министерства образования Сахалинской области о том, что прокурором не указано какие и чьи права и свободы нарушены изданием оспариваемого приказа, суд не может принять во внимание.
В соответствии с положениями статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Данная норма не содержит обязанности для прокурора об указании в заявлении сведений о нарушении чьих-либо прав и законных интересов. Такая обязанность согласно части 1 названной статьи предусмотрена лишь для граждан и организаций, обращающихся с аналогичными заявлениями.
На основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов, поэтому прокурор не обязан конкретизировать и доказывать нарушение чьих-либо прав, свобод и законных интересов изданием оспариваемого нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1 приказа Министерства образования Сахалинской области от 17 ноября 2011 года № 1309-од "Об организации деятельности семейного детского сада, являющегося структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Сахалинского областного суда
Ю.А.Богомолова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru