Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2012 г. по делу № А73-10592/2011

Резолютивная часть решения объявлена 13.11.2012 года.
Арбитражный суд в составе
судьи Е.Е. Яцышиной,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Н.Ю. Малютиной,
рассмотрев в заседании суда дело
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергетик"
к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 7 714 458 руб. 28 коп.,
третье лицо: министерство финансов Хабаровского края,
при участии:
от истца - Шабалина В.П. по доверенности от 16.01.2012 года, Козловский Б.В. по доверенности от 11.04.2011 года,
от Администрации муниципального района им. Лазо - Клочкова В.П. по доверенности от 01.02.2011 года,
от Министерства финансов Хабаровского края - Шевченко М.П. по доверенности от 18.04.2011 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Энергетик" (ОГРН 1042700082248, место нахождения: 682922, Хабаровский край, район имени Лазо, п.Хор, ул. Менделеева, 2) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском муниципальному району имени Лазо Хабаровского края в лице администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН 1022700778253, место нахождения: 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, рп Переясловка, ул.Октябрьская, 35) о взыскании убытков в сумме 6 761 019 руб. 83 коп. за период с 01.01.2007 по 21.12.2010, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения.
Определением суда от 12.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Хабаровского края и министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Определением от 24.11.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Хабаровский край в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением суда от 13.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012, исковые требования удовлетворены частично, с муниципального района имени Лазо Хабаровского края в лице администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в пользу ООО "Энергетик" взысканы убытки в размере 3 343 122 руб. 86 коп. В остальной части в иске, а также в иске к Хабаровскому краю в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано. При отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания убытков за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 судом первой инстанции по заявлению ответчиков применена исковая давность.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2012 года решение от 13.02.2011 года и постановление апелляционной инстанции от 10.04.2012 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием на необоснованность расчета истца, произведенного путем арифметических действий с использованием следующих составляющих: норматив теплопотребления, утвержденный постановлением главы муниципального района имени Лазо от 01.02.2007 № 27; площадь отапливаемого жилого фонда; экономически обоснованный тариф, установленный постановлениями комитета цен и тарифов правительства Хабаровского края; предельный максимальный тариф на тепловую энергию для потребителей, установленный постановлениями губернатора Хабаровского края.
Кроме этого, было указано на обоснованность применения судом последствий пропуска срока исковой давности по требованию за 2007 год, указано на обоснованность отказа в иске в части взыскания убытков в размере 953 794 руб. 47 коп., составляющих расходы на оплату услуг по транспортировке тепловой энергии.
При этом в мотивировочной части постановления ФАС ДВО от 02.07.2012 года были изложены исходные данные, которые должны быть положены в основу расчета при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела истцу неоднократно предлагалось привести расчет суммы исковых требований в соответствии с указаниями кассационной инстанции.
В ходе судебного разбирательства при новом рассмотрении дела истец заявил об уточнении суммы иска до 7 714 458 руб. 28 коп., что было принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Ответчиком (Администрацией) было заявлено о пропуске исковой давности по требованию за 2007 год, представлен контррасчет.
Определением суда от 10.10.2012 года истцу отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении иска в уточненном размере, указывая на наличие права в силу ст. 15 ГК РФ требовать полного возмещения понесенных убытков, пояснив, что расчет произведен путем арифметических действий с использованием норматива теплопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2011 года № 182-пр, площади отапливаемого жилого фонда согласно представленных в материалы дела техническим паспортам; экономически обоснованного тарифа, установленного постановлениями комитета цен и тарифов правительства Хабаровского края; предельного тарифа на тепловую энергию для потребителей, установленного постановлениями губернатора Хабаровского края. Просит произвести солидарное взыскание с двух ответчиков.
Кроме этого, истцом повторно заявлено о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, в чем повторно отказано по причине нормативной необоснованности заявления в ввиду отсутствия обоснования того, каким образом права и обязанности указанного истцом лица могут быть затронуты судебным актом по настоящему делу о взыскании убытков (согласно ст. 51 АПК РФ).
Представителем Администрации были заявлены возражения согласно отзыву, который приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица, пояснив о достаточности выделенных из краевого бюджета в спорный период денежных средств на покрытие убытков истца, поддержал позицию Администрации, считая иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что, в силу ст. 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом установлена необоснованность иска исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Энергетик" являлось ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по снабжению населения и других потребителей п.Новостройка муниципального района имени Лазо (в период с 2007 года по май 2009 года) и Хорского городского поселения (в период с 2007 года по 2010 год) тепловой энергией.
В спорные периоды экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, утвержденные для потребителей ООО "Энергетик" комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края в постановлениях от 29.11.2006 № 44/59 (1749,93 руб./Гкал - 2007 год), от 27.11.2007 № 50/140 (1969,08 руб./Гкал - 2008 год, с 20.09.2008 тариф в 2008 году составил 2086,29 руб./Гкал), от 19.11.2008 № 51/64 (2345,65 руб./Гкал - 2009 год), от 11.11.2009 № 49/103 (2214,07 руб./Гкал - 2010 год), превышали предельные тарифы на тепловую энергию для населения, установленные постановлениями губернатора Хабаровского края от 18.12.2006 № 203 (1221 руб./Гкал - 2007 год), от 24.12.2007 № 174 (1249 руб./Гкал - 2008 год), от 22.12.2008 № 176 (1400 руб./Гкал - 2009 год), от 08.12.2009 № 178 (1554 руб./Гкал - 2010 год).
Разница в тарифах явилась основанием для обращения ООО "Энергетик" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон № 222) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона № 222).
В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150, а не пункт 1 части 1 статьи 3.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
В 2007 году расчет субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производился министерством финансов Хабаровского края на основании Закона № 222 и Правил предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на возмещение убытков предприятиям от снижения тарифов на тепловую энергию для населения, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 10.03.2005 № 15-пр.
С февраля 2008 года Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
Разделом 2 Порядка предусмотрен расчет организациями, поставляющими тепловую энергию населению, плановых, прогнозных сумм на возмещение возможных убытков при определении размера субвенции в целом по муниципальному образованию для его утверждения законом о бюджете края на очередной финансовый год.
Разделом 3 указанного порядка устанавливаются требования по расчету фактической суммы возмещения убытков, где основным показателем является фактически отпущенный населению объем тепловой энергии, при этом на организации-получателей возмещения убытков возлагается обязанность по предоставлению расчета фактической суммы возмещения убытков, а на органы местного самоуправления возлагается обязанность по проверке таких расчетов.
Согласно отчетам о суммах начисленных и предоставленных субвенций за 2008, 2009, 2010 годы бюджету муниципального района имени Лазо по итогам 2008 года предоставлены из краевого бюджета субвенции на возмещение убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 100 033 634 руб. 21 коп., при потребности в сумме 74 030 930 руб. 96 коп. Таким образом, в 2008 году краевой бюджет выделил местному бюджету субвенции на 26 002 703 руб. 25 коп. больше, чем было необходимо.
В 2009 году бюджету муниципального района предоставлено субвенции в размере 65 581 000 руб., а с учетом перефинансирования за 2008 год - всего предоставлено субвенции на 2009 год в сумме 91 583 703 руб. 25 коп., при фактической потребности муниципального района в сумме 98 015 387 руб. 41 коп. Недофинансирование за 2009 год составило 6 431 684 руб. 16 коп.
В 2010 году из краевого бюджета бюджету муниципального района предоставлено субвенции в сумме 90 438 083 руб. 38 коп., при этом фактическая потребность в данной субвенции составила 68 860 114 руб. 96 коп., то есть перефинансирование в 2010 году составило 21 577 968 руб. 42 коп. С учетом кредиторской задолженности за 2009 год перефинансирование составило в 2010 году 15 146 284 руб. 26 коп.
Как следует из материалов дела, в спорный период Администрация муниципального района имени Лазо не принимала расчеты субвенции, произведенные истцом, в связи с несогласием с данными о количестве отпущенной населению тепловой энергии, и самостоятельно производила расчет размера субвенции и подлежащих возмещению ООО "Энергетик" убытков от снижения тарифов на тепловую энергию для населения, исходя из количества фактически отпущенной населению тепловой энергии, которое определялось Администрацией на основании сведений о начислении населению платы за услуги отопления по отчетам ООО "Энергетик" формы 22-ЖКХ и сводных справок.
Так, на 2007 год размер возмещения предприятию рассчитан Администрацией в сумме 2 444 000 руб. На 2008 год размер подлежащих компенсации предприятию убытков рассчитан Администрацией муниципального района в сумме 3 611 193 руб. 65 коп., на 2009 год - в сумме 1 756 336 руб. 83 коп., на 2010 год - в сумме 1 443 573 руб. 09 коп.
На основании писем финансового управления Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 27.12.2007 № 03-06, от 26.03.2008 № 03-06, от 29.12.2008 № 03-06/986, от 31.12.2008 № 03-06/1006, от 24.02.2009 № 3-11/101, от 23.03.2009 № 3-11/255, от 02.06.2009 № 3-11/556 истцом принято к зачету как финансирование субвенции на возмещение убытков от снижения тарифов на тепловую энергию для населения за спорный период на общую сумму 6 816 652 руб. 34 коп., из которых за 2007 год - 974 550 руб. 50 коп., за 2008 год - 4 257 004 руб. 32 коп., за 2009 год 1 585 097 руб. 52 коп., поскольку на указанную сумму истцом было получено топливо (уголь) в рамках схемы централизованной поставки социального топлива. В отношении данного обстоятельства спора между сторонами нет.
В 2010 году ООО "Энергетик" социальное топливо в рамках схемы централизованного завоза не получало. При этом Администрацией муниципального района имени Лазо расчетная потребность ООО "Энергетик" в социальном топливе была включена в заявку на поставку топлива на 2010 год в целом по району. Поскольку истец не воспользовался социальным топливом возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для нужд населения, в 2010 году истцу не производилось.
Истец, заявляя требования о взыскании убытков, должен доказать основания возникновения ответственности в виде возмещения ущерба, противоправность действий государственных органов, органов местного самоуправления, причинную связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размер убытков. При этом размер убытков подлежит доказыванию по правилам ст. 65, 67, 68 АПК РФ допустимыми с точки зрения закона доказательствами.
Порядок расчета убытков, о взыскании которых заявлено в настоящем иске, установлен Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 года № 35-пр.
Истцом же размер убытков в сумме 6 761 019 руб. 83 коп. (с учетом уточнения) определен истцом в виде разницы между общей суммой убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, за спорный период и суммой произведенной Администрацией муниципального района имени Лазо компенсации (14 531 110.62 - 6 816 652,34).
Общая сумма убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, за спорный период в сумме 14 531 110 руб. 62 коп. определена истцом в виде разницы между фактически произведенными затратами на поставку тепловой энергии населению и выручкой за услугу теплоснабжения с учетом предельного тарифа.
При этом расчет, произведенный истцом при новом рассмотрении дела, произведен, как и прежде, без учета площадей и нормативов, использованных при определении тарифов для потребителей ООО "Энергетик" в спорный период и указанных в экспертных заключениях о проведении экспертизы экономической обоснованности тарифов, на необходимость применения которых указывалось в постановлении ФАС ДВО от 02.07.2012 года.
Таким образом, как и прежде, при расчете убытков применены иные величины норматива и площади отапливаемых помещений по сравнению с теми, которые были применены при определении экономически обоснованных тарифов на соответствующие периоды.
Кроме того, истцом при расчете убытков за 2007 - 2010 годы был применен норматив потребления, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2011 года № 182-пр, который не может быть применен в ввиду его отсутствия в спорный период.
Кроме этого, при определении суммы фактических затрат на поставку тепловой энергии населению за 2008 год, истец включает в расчет расходы на оплату услуг по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Тепловые сети", при этом расходы на оплату услуг ООО "Тепловые сети" рассчитаны истцом посредством умножения величины присоединенной нагрузки (1,365870 Гкал/час/мес. - по п. Новостройка, 0,59015 Гкал/час/мес. - по п. Хор), определенной на основании договоров на передачу тепловой энергии в горячей воде, заключенных с ООО "Тепловые сети", на тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Тепловые сети", утвержденный постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.12.2005 № 61/24 (в редакции постановлений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.11.2007 № 49/4, от 19.09.2008 № 42/4) в размере 69,66 тыс. руб. /Гкал/час в месяц. Однако, указанные расходы не являются разницей между экономически обоснованными и предельно допустимыми тарифами, а включение указанных затрат в состав убытков уже было признано необоснованным при рассмотрении настоящего дела и кассационной инстанцией были поддержаны соответствующие выводы суда первой инстанции.
Рассмотрев представленный истцом расчет суд признает его нормативно необоснованным, не соответствующим порядку расчета убытков, установленному Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 года № 35-пр.
При этом судом учитывается неоднократное отложение судебного разбирательства с целью предоставления истцу возможности откорректировать расчет, привести его в соответствие с законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
Вследствие предоставления истцом нормативно необоснованного, произвольного расчета суд приходит к выводу о недоказанности им наличия убытков в заявленной в иске сумме, что свидетельствует о необоснованности иска и свидетельствует об отсутствии оснований его удовлетворения.
При этом суд исходит из того, что контррасчет, произведенный Администрацией, также не может быть положен в основу при принятии решения, ввиду необоснованности определения количества тепловой энергии, отпущенной населению на основании форм 22-ЖКХ, что противоречит пункту 1 статьи 4 Закона № 222. О признании иска в установленном ст. 49 АПК РФ порядке ответчиком не заявлено.
Заявление о пропуске срока исковой давности в части требований заявленных за период с 2007 г. по 31.08.2008 г. также признается судом обоснованным исходя из фактических обстоятельств дела, положений ст. 195, 196, 199, 200 ГК РФ и с учетом указаний суда кассационной инстанции.
Кроме того, истцом не доказано наличие оснований для солидарности требования согласно ст. 322 ГК РФ.
Судебные расходы согласно ст. 110 АПК РФ возлагаются на истца, при этом судом учитывается предоставление ему отсрочки при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

решил:

В иске отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
Е.Е.ЯЦЫШИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru