Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2012 г. по делу № А79-2218/2011

Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2012 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Чувашпечать" (г. Чебоксары, ул. Хузангая, дом 5) к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (г. Чебоксары, ул. К.Маркса, дом 36) о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании администрации г. Чебоксары издать распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка,
третье лицо - МКУ "Земельное управление",
при участии: представителей заявителя - генерального директора А., Г., по доверенности от 10.01.2012, представителя администрации г. Чебоксары - К., по доверенности от 18.01.2012,
руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

открытое акционерное общество "Чувашпечать" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации по вынесению распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка, об обязании издать распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что 07.05.2008 ОАО "Чувашпечать" обратилось в администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по Московскому проспекту г. Чебоксары, в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета", под размещение временного торгового киоска по реализации печатной продукции, площадью 13 квадратных метров.
18.06.2009 администрацией города Чебоксары выдан ОАО "Чувашпечать" акт № 66 выбора земельного участка под размещение временного торгового киоска по реализации печатной продукции в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета" по проспекту Московский г. Чебоксары.
По окончании согласования места расположения земельного участка администрацией города Чебоксары вынесено распоряжение от 18.03.2010 № 802-р "Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение временного торгового киоска по реализации печатной продукции в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета" по проспекту Московский г. Чебоксары.
На основании названного распоряжения ОАО "Чувашпечать" обратилось в ООО Научно-производственное предприятие "Инженер" для произведения кадастровых работ, по окончанию которых составлен межевой план кадастрового квартала 21:01:020303 от 29.04.2010.
11.05.2010 испрашиваемый земельный участок был окончательно сформирован и поставлен на кадастровый учет в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии, и выдан кадастровый паспорт № 2101/304/10-13679. Земельному участку присвоен кадастровый номер 21:01:010504:122.
В последующем ОАО "Чувашпечать" для согласования был представлен проект распоряжения администрации города Чебоксары "О прекращении МУ "Управления ЖКХ и благоустройства" права безвозмездного срочного пользования и предоставления ОАО "Чувашпечать" земельного участка по проспекту Московский в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета".
Вместе с тем, заявитель указывает, что до настоящего времени распоряжение администрацией города Чебоксары не вынесено.
Администрация города Чебоксары на запрос заявителя сообщила, что проект распоряжения о предоставлении земельного участка находится на стадии согласования.
Заявитель считает, что бездействие администрации города Чебоксары нарушает права ОАО "Чувашпечать", препятствует зарегистрировать права аренды на испрашиваемый земельный участок и приступить к осуществлению предпринимательской деятельности.
Полагает, что данное бездействие является незаконным и противоречащим положениям постановления администрации города Чебоксары от 07.07.2009 № 155 "О подготовке и согласовании исходно-разрешительной документации для строительства объектов и для целей, не связанных со строительством", статьи 34 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании, состоявшемся 15.07.2011, представитель заявителя в уточнение заявленных требований просил признать незаконным отказ администрации г. Чебоксары в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:01:010504:122, об обязании администрацию г. Чебоксары издать распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка.
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддерживают и приводят доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации города Чебоксары в судебном заседании требования акционерного общества не признает по основаниям, изложенным в отзывах. Считает, что администрация города Чебоксары, не издав распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду ОАО "Чувашпечать", действовала в рамках полномочий, предоставленных Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.04.2011 № 146 "О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" размещение торгового киоска на остановке общественного транспорта "Театр оперы и балета" не предусмотрено. Указанная схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары подготовлена на основании Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об организации торговой деятельности в Российской Федерации".
Основанием невключения в указанную выше Схему размещения нестационарных объектов на территории города Чебоксары торгового киоска на остановке общественного транспорта "Татр оперы и балета" было постановление администрации города Чебоксары от 30.04.2010 № 89, в котором определен уровень обеспеченности объектами социальной сферы Московского района города Чебоксары, где насыщенность магазинами непродовольственных товаров превышает в 9 раз.
Суду также поясняет, что 22.12.2011 состоялось городское собрание депутатов, на котором рассмотрен вопрос о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары - торгового киоска в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета" по проспекту Московский г. Чебоксары.
МКУ "Земельное управление", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего полномочного представителя в заседание суда не обеспечило. Отзывом на заявление в удовлетворении требований ОАО "Чувашпечать" просит отказать. В частности, указывает, что ОАО "Чувашпечать" не представило суду доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не указаны, какие нормы права нарушены администрацией г. Чебоксары.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие не явившегося представителя МКУ "Земельное управление".
Суд принимает заявленное уточнение требований заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся документы, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 07.05.2008 ОАО "Чувашпечать" обратилось в администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по Московскому проспекту г. Чебоксары, в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета", под размещение временного торгового киоска по реализации печатной продукции, площадью 13 квадратных метров.
18.06.2009 администрацией города Чебоксары выдан ОАО "Чувашпечать" акт № 66 выбора земельного участка под размещение временного торгового киоска по реализации печатной продукции в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета" по проспекту Московский г. Чебоксары.
В последующем администрацией города Чебоксары вынесено распоряжение от 18.03.2010 № 802-р "Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение временного торгового киоска по реализации печатной продукции в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета" по проспекту Московский г. Чебоксары.
На основании названного распоряжения ОАО "Чувашпечать" обратилось в ООО Научно-производственное предприятие "Инженер" для произведения кадастровых работ, по окончанию которых составлен межевой план кадастрового квартала 21:01:020303 от 29.04.2010.
11.05.2010 испрашиваемый земельный участок был окончательно сформирован и поставлен на кадастровый учет в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии, и выдан кадастровый паспорт № 2101/304/10-13679. Земельному участку присвоен кадастровый номер 21:01:010504:122.
Затем ОАО "Чувашпечать" для согласования был представлен проект распоряжения администрации города Чебоксары "О прекращении МУ "Управления ЖКХ и благоустройства" права безвозмездного срочного пользования и предоставления ОАО "Чувашпечать" земельного участка по проспекту Московский в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета".
Письмом от 16.02.2011 № 4653/4733 администрация города Чебоксары на обращение ОАО "Чувашпечать" сообщает, что МУ "Земельное управление" подготовлены проекты распоряжений администрации города Чебоксары о предоставлении земельных участков под размещение временных торговых киосков по реализации печатной продукции:
- в районе жилого дома № 13 по пр. Ленина,
- в районе остановок общественного транспорта "улица Гражданская" по пр. Никольский, "ул. Николаева" по пр. Ленина, "Театр оперы и балета" по пр. Московский. Данные проекты распоряжений находятся в стадии согласования.
Заявитель, считая незаконным бездействие администрации города Чебоксары, выразившемся в отказе администрации г. Чебоксары в предоставлении земельного участка с кадастровым номером
21:01:010504:122, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары, как орган местного самоуправления, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С 01.02.2010 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 381-ФЗ).
В соответствии с частями 1 - 5 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Следовательно, Схема должна разрабатываться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В Чувашской Республике с 25.07.2010 действует Закон Чувашской Республики от 13.07.2010 № 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках".
Согласно статье 5 названного Закона Чувашской Республики схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах уполномоченного органа и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях реализации положений Закона № 381-ФЗ и Закона ЧР от 13.07.2009 № 39 Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики издан приказ от 16.11.2010 № 184 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов".
Названным Порядком определена процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 26 статьи 31 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 № 40, к полномочиям Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики относится утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В силу части 2 статьи 19 Закона № 381-ФЗ нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации.
14 апреля 2011 года Чебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики (далее - городское собрание) принято решение № 146 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары".
Непосредственно места размещения нестационарных торговых объектов указаны в приложении № 1 "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Калининского района г. Чебоксары", приложении № 2 "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района г. Чебоксары" и приложении № 3 "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Московского района г. Чебоксары".
В соответствии с решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.08.2011 по делу № А79-3705/2011 Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.04.2011 № 146 в части утверждения приложения № 3 соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принято в пределах имеющихся у представительного органа власти полномочий и не противоречит требованиям Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22.12.2011 № 429 внесены изменения в приложения, утвержденные решением городского собрания от 14.04.2011 № 146.
Из письма главы г. Чебоксары от 01.03.2012 следует, что вопрос о включении киоска по реализации печатной продукции в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балеты" выносился на обсуждение межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка и постоянной комиссии городского собрания по экономической политике и инвестициям. Однако обществу в размещении нестационарного торгового объекта было отказано в связи с превышением нормативов минимальной обеспеченностью населения 12 микрорайона (Больничный) площадью торговых объектов.
В этой связи земельный участок, предназначенный для размещения киоска по проспекту Московский в районе остановки общественного транспорта "Театр оперы и балета", не вошел в Схему.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, требования ОАО "Чувашпечать" не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия правовых оснований - не установлен закон или иной нормативный правовой акт, которому не соответствует отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка, и не доказано нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителей суд изучил, однако считает их несостоятельными по приведенным выше основаниям.
Государственная пошлина относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Чувашпечать" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение одного месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru