МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 18 апреля 2012 г. № 94
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
С ИЗУЧЕНИЕМ КОМИ ЯЗЫКА КАК РОДНОГО И С ИЗУЧЕНИЕМ КОМИ ЯЗЫКА
КАК НЕРОДНОГО, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 18.05.2005
№ 107 (В РЕДАКЦИИ ОТ 30.08.2011 № 1181)
(в ред. Приказа
Министерства образования РК
от 08.04.2013 № 69)
В соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312" приказываю:
(преамбула в ред. Приказа
Министерства образования РК от 08.04.2013 № 69)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в базисные учебные планы
начального общего образования для образовательных учреждений Республики Коми и примерные учебные планы начального общего образования для образовательных учреждений Республики Коми с изучением коми языка как родного и с изучением коми языка как неродного, утвержденные приказом Министерства образования Республики Коми от 18.05.2005 № 107 (в редакции от 30.08.2011 № 1181) (Приложение)
.
2. Управлению по надзору и контролю в сфере образования (В.М.Лянцевич) обеспечить контроль за соблюдением требований базисных учебных планов для образовательных учреждений Республики Коми и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Коми с изучением коми языка как родного и с изучением коми языка как неродного в соответствии с внесенными настоящим приказом изменениями.
3. Руководителям муниципальных органов управления образования:
3.1. Исключен. - Приказ
Министерства образования РК от 08.04.2013 № 69.
(см. текст в предыдущей редакции
)
3.2. До 1 сентября 2012 года организовать работу по внесению изменений в учебные планы общеобразовательных учреждений с учетом комментария
к приложению к настоящему приказу.
4. Директорам государственных образовательных учреждений до 1 сентября 2012 года внести изменения в учебные планы образовательных учреждений с учетом изменений, утвержденных настоящим приказом.
5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.ШАРКОВ
Приложение
Утверждены
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
от 18 апреля 2012 г. № 94
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В БАЗИСНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
│Основы религиозных культур и светской этики │ - │ 1 │ 1 │
├───────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼───────┤
│ИТОГО: │ 25 │ 26 │ 51 │
├───────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼───────┤
│Компонент образовательного учреждения│ 1 │ 0 │ 1 │
│(6-дневная учебная неделя) │ │ │ │
├───────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼───────┤
│Предельно допустимая аудиторная учебная│ 26 │ 26 │ 52 │
│нагрузка при 6-дневной учебной неделе │ │ │ │
└───────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴───────┘
--------------------------------
<*> Учебный предмет "Коми язык" изучается по программе "Коми язык как государственный".
<**> Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III - IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".
Комментарий к приложению
к приказу Министерства образования Республики Коми
от 18 апреля 2012 года № 94
Изменения, утвержденные настоящим приказом, связаны с необходимостью приведения базисных учебных планов
для образовательных учреждений Республики Коми и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Коми с изучением коми языка как родного и с изучением коми языка как неродного (утверждены приказом Министерства образования Республики Коми от 18.05.2005 № 107 (в редакции от 30.08.2011 № 1181), в соответствии с требованиями приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312".
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 02.08.2009 № Пр-2009 и распоряжения
Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84-р с 2012 - 1013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях вводится комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - курс "ОРКСЭ").
Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлены соответствующие документы:
- План мероприятий по введению с 2012 - 13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики";
- Приказ от 31.01.2012 № 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Приказ
от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312".
Согласно вышеуказанному приказу
Минобрнауки РФ на изучение курса "ОРКСЭ" выделяется 1 час в 4 классе (ранее: 0,5 ч. в 4 классе и 0,5 ч. в 5 классе). Обращаем внимание на то, что данный 1 час в 4 классе перенесен из компонента образовательного учреждения в инвариантную часть учебного плана.
В соответствии с изменениями, внесенными в федеральный компонент государственных образовательных стандартов (приказ МО и науки РФ от 31.01.2012 № 69), с 1 сентября 2012 года курс "ОРКСЭ" включается в обязательную часть образовательной программы 4 класса начального общего образования.
В 2012 - 2013 учебном году четвертые классы работают по стандарту общего образования 2004 года, соответственно, данные изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования.
Изучение "Основ религиозных культур и светской этики" направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса "ОРКСЭ":
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основного общего образования;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
При изучения курса "ОРКСЭ" предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе.
Выбор 4-го класса для изучения курса "ОРКСЭ" обусловлен несколькими причинами:
- социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса "ОРКСЭ";
- к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса "ОРКСЭ";
- в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
В 2012 - 2013 году рекомендуются для использования учебники, входящие в Федеральный перечень
учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 - 2013 учебный год".
Вопрос расширения курса "ОРКСЭ" и обязательного изучения его на всех ступенях школьного образования Минобрнауки России полагает целесообразным тщательно проработать после подведения итогов введения апробированного курса "ОРКСЭ" во всех регионах Российской Федерации после окончания 2012 - 13 учебного года. Кроме того, в настоящее время образовательные учреждения имеют право самостоятельно вводить в образовательную программу востребованные обучающимися и их родителями курсы в рамках регионального и школьного компонентов.
Таким образом, изменения, утвержденные настоящим приказом, затрагивают только ступень начального общего образования. Высвободившиеся 0,5 часа в 5 классе возвращены в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения, откуда ранее и выделялось данное учебное время на изучение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
В связи с утвержденными настоящим приказом изменениями Министерство образования Республики Коми обращает внимание на необходимость приведения в соответствие с новыми требованиями учебных планов тех образовательных учреждений Республики Коми, которые используют в своей практике базисные учебные планы для образовательных учреждений Республики Коми и примерные учебные планы
для образовательных учреждений Республики Коми с изучением коми языка как родного и с изучением коми языка как неродного (утверждены приказом Министерства образования Республики Коми от 18.05.2005 № 107 (в редакции от 30.08.2011 № 1181).