Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2012 г. по делу № А33-11384/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Парк" (ИНН 2463073730, ОГРН 1052463068943, г. Красноярск)
к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, г. Красноярск)
об устранении препятствий в пользовании сооружением причала и запрете в настоящем и будущем совершать любые действия, направленные на создание препятствий в пользовании сооружением причала,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
на стороне истца:
- территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск),
на стороне ответчика:
- департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (г. Красноярск),
- управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (г. Красноярск),
в присутствии в судебном заседании:
от истца: Гурской Л.А. - представителя по доверенности от 23.05.2012,
от ответчика: Полякова В.Н. - представителя по доверенности от 27.12.2011 № 01-6113,
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае: Носик К.Н. - представителя по доверенности от 07.02.2012 № 03-56/4/3497,
от департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: Петрушиной Н.Ю. - представителя по доверенности от 10.01.2012 № 1,
в отсутствие представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление от 24.07.2012 № 57355),
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобельковой Д.С. (до перерыва), секретарем судебного заседания Лапиным А.Г. (после перерыва),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Парк" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрации города Красноярска, в котором просит
1) обязать муниципальное образование город Красноярск в лице администрации города Красноярска устранить препятствие в пользовании ООО "Парк" сооружением в виде площадки пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными ровными общей площадью 7 687,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (Лит. № 1) (рег. № В 240999901431), арендуемом на основании договора аренды от 18.09.2006 № 1333, заключенного с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации, собственника государственного имущества, в том числе путем освобождения арендуемого сооружения от урн, скамеек, являющихся собственностью ответчика и препятствующих размещению имущества истца;
2) запретить ответчику совершать в дальнейшем любые действия, направленные на создание препятствий истцу ООО "Парк" по осуществлению правомочий по пользованию арендуемым на основании договора аренды от 18.09.2006 № 1333, заключенного с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации, собственника государственного имущества, сооружением в виде площадки пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными ровными, общей площадью 7 687,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (лит. № 1) (рег. № В 240999901431).
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 12.07.2012 возбуждено производство по делу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца заявил об изменении предмета исковых требований, просит истребовать от муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Парк" сооружение в виде площадки пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными равными общей площадью 7687,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (Лит. № 1) (рег. № В 240999901431), арендуемое на основании договора аренды № 1333 от 18 сентября 2006 года, заключенного с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации, собственника федерального имущества.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Как усматривается из материалов дела, фактическим основанием иска истец указывает обстоятельства создания ему ответчиком препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности на площадке пассажирского причала, арендованного у территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, вследствие ремонта летом 2012 года набережной реки Енисей и демонтажа асфальтового покрытия, установки сцены для празднования Дня города и Дня молодежи, вывоза установленного на площадке детского городка, незаконного привлечения к административной ответственности доверенного лица ООО "Парк" за организацию торговых точек и летних кафе на площадке арендованного пассажирского причала, установки ответчиком урн, скамеек, препятствующих размещению имущества истца.
Указанные обстоятельства не являются фактическим основанием иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Фактическим основанием виндикационного иска признаются обстоятельства выбытия индивидуально-определенной вещи из законного владения истца и поступление этой вещи в фактическое незаконное владение ответчика при отсутствии между истцом и ответчиком обязательственных правоотношений либо правоотношений, основанных на недействительной сделке; а также обстоятельства сохранения индивидуально-определенной вещи в фактическом владении ответчика на момент предъявления иска и на момент рассмотрения спора по существу.
Следовательно, истец, заявив об изменении предмета иска на требование об истребовании от муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Парк" сооружение в виде площадки пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными равными общей площадью 7687,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (Лит. № 1) (рег. № В 240999901431), арендуемое на основании договора аренды № 1333 от 18 сентября 2006 года с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации, фактически изменяет и предмет, и основание иска, что по правилам части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнительных объяснениях, указал:
- ООО "Парк" является арендатором площадки пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными равными общей площадью 7687,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (Лит. № 1) (рег. № В 240999901431), арендуемое на основании договора аренды № 1333 от 18 сентября 2006 года, заключенного с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации.
- с 27.04.2012 до 16.07.2012 истец не мог пользоваться арендованным имуществом вследствие препятствий, создаваемых ответчиком, а именно: разрушения в период с апреля по июнь 2012 года асфальтового покрытия и бордюрного камня с последующей укладкой нового асфальта, разрушением газонов, проведением ремонтных работ центральной набережной реки Енисей. Данные факты подтверждаются описанием их в общественно-деловом издании Красноярска Дела.ru; газетой "Городские новости" от 06.04.2012 № 2549 статья - "Набережная сменит формат", от 26.04.2012 № 2561 статья - "Выстроят по схеме"; на сайте ИАА "Информбюро" (электронный адрес http://www.newslab.ru/news/441452); статьей на официальном сайте администрации города от 15.06.2012.
- Запланированные администрацией города мероприятия, как следует из даты проведения работ, не только выполнены с нарушением установленного срока, что препятствовало еще на 15.06.2012 пользованию истцом сооружением. После проведенных работ препятствование истцу в использовании сооружения продолжено другими способами.
- Администрация города приняла решение о запрещении на набережной деятельности кафе, реализующих спиртные напитки. Однако, ответчиком были приняты меры к пресечению на сооружении деятельности истца вообще. Как следует из протокола осмотра территорий от 25.07.2012, составленного ОП-1 МУ МВД "Красноярское", выставленные истцом на арендуемом сооружении в начале июля детское кафе из 6 зонтиков, 12 столиков с сидениями, детский батут, надувной бассейн, тир с пневматическим оружием и другие вещи, с очевидностью не могущие быть использованы для торговли спиртными напитками, были изъяты полицией в ходе проверки информации ответчика о проведении истцом незаконной торговой деятельности на чужом земельном участке. Изъятие имущества препятствовало его дальнейшему использованию в предпринимательской деятельности истцом.
- В статье "Набережную Красноярска зачистят от шашлыков" от 30.03.2012 подробно описывается ход и решение выездного заседания администрации города на набережной реки Енисей по поводу ее благоустройства. Из содержания статьи видно, что на момент выездного заседания администрации города было известно, что данный участок является федеральной собственностью.
- На арендуемом истцом сооружении администрацией города 25.06.2012 была установлена концертная площадка. Поскольку сцена препятствовала использованию сооружения для целей аренды, истцом принимались меры к устранению препятствий, в том числе было обращение в ОП № 1 МУ МВД России "Красноярское". Проверка показала, что сцена установлена администрацией города в рамках проведения праздника Дня города. В опубликованной 30.05.2012 программе празднования Дня города 2012 в Красноярске значилось, что 30.06.2012 на площадке перед кафе "Капитанский клуб" будут проведены спортивные мероприятия. Сооружение вновь использовалось без разрешения арендатора. Действиями администрации города были созданы препятствия в пользовании сооружением в целях аренды.
- В представленных в материалы дела статьях логически взаимосвязано описана последовательность действий, организованных ответчиком на сооружении в весенне-летний период, в целях воспрепятствования истцу в пользовании арендуемым сооружением.
- Так, ответчиком на сооружении после проведенных ремонтных работ выставлена своя собственность в виде 12 лавочек и 12 урн. Она находится на арендуемом сооружении и в настоящее время.
- Администрацией города используются в настоящее время все возможности для воспрепятствования пользованию истцом сооружением причала. На это указывает содержание требования администрации Центрального района, выполняющей указания администрации города, оформленное письмом от 04.09.2012 № 1781, о прекращении на сооружении вообще какой-либо предпринимательской деятельности.
- Ответчик полагает, что действия по воспрепятствованию истцу в пользовании арендуемым имуществом совершались администрацией Центрального района, которая и должна являться надлежащим ответчиком по делу. Однако, это не соответствует действительности. Препятствование именно администрацией города Красноярска в использовании истцом сооружением подтверждается вышеприведенными доказательствами. Довод ответчика противоречит статьям 7, 28, 41, 45, 47, Устава города Красноярска, из которых следует, что у администрации Центрального района не имеется для того ни компетенции, ни финансовых средств. Администрация района в городе, в соответствии с Уставом города Красноярска, является территориальным органом (подразделением) администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Финансирование деятельности районной администрации на основании Устава осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, установленной горсоветом. Таким образом, администрация Центрального района в городе Красноярске не наделенная соответствующими полномочиями и финансовыми средствами, лишена была возможности проводить реконструкцию набережной, включая собственность Российской Федерации, устанавливать временные сооружения для городских праздников, выставлять на сооружении лавочки и урны. Она могла действовать только по инициативе города. Это подтверждается требованием администрации Центрального района от 04.09.2012 № 1781 об освобождении арендуемого сооружения со ссылкой на указание администрации города.
- Нельзя признать законными действия администрации города и администрации Центрального района по препятствованию истцу в пользовании арендуемым имуществом, исходя из норм Положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 № 55. Действие Положения не может быть распространено на арендуемое сооружение, являющиеся федеральной собственностью.
- В части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с нормами которого принято Положение № 55, предусмотрено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. При этом данное право, как отмечено в вышеуказанном законе, ограничено случаями и пределами, которые предусмотрены названным законом, другими федеральными законами, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
- В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, подлежащие обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Положение является муниципальным правовым актом. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения перечислены в статье 14 вышеназванного Федерального закона. Отношения, связанные с арендой федеральной собственности законодатель не относит к вопросам местного значения. Не перечислены права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений в статье 14.1 Закона. По своей инициативе администрация города Красноярска не может дополнять и изменять этот перечень, поскольку это запрещено правилами статьи 18 Закона.
- Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска является муниципальным правовым актом по вопросам местного значения и не касается вопросов пользования и распоряжения федеральным имуществом.
- Довод территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае об отсутствии фактов препятствования ответчиком истцу в пользовании собственностью Российской Федерации несостоятелен. В подтверждение довода о непрепятствовании в пользовании арендуемым имуществом территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае сослалось на собственный акт о результатах внеплановой выездной проверки от 24.04.2012, из которой не усматривается факт разрушения на сооружении асфальтового покрытия, хотя проверка якобы была инициирована истцом, ходатайствующим о принятии мер к защите права собственности Российской Федерации. Между тем из содержания акта видно, что проверка инициирована самим третьим лицом. Истец поставил территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в известность о разрушении федеральной собственности 27.04.2012 информацией за № 03/05п. Данное обстоятельство подтверждается отметкой территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае на копии сообщения с указанием даты получения и входящего номера документа (вх. 10368 от 27.04.2012). Меры к проверке информации, пресечению действий по разрушению федеральной собственности не приняты. Оставлено без реагирования и уведомление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от 09.07.20112 исх. 02/09, поступившее к нему 10.07.2012 за № 15298 об использовании администрацией города сооружения без разрешения арендатора и вопреки его праву пользования арендуемой недвижимостью.
- Из действий ответчика, по препятствованию пользования истцом сооружением, совершенных уже после возбуждения гражданского дела, видно, что чинимые до настоящего времени препятствия носят реальный характер. Происходит это в связи с желанием муниципального образования использовать набережную реки Енисей, на которой находится федеральная недвижимость, для муниципальных нужд.
Представитель ответчика возразил против доводов истца, пояснил:
- муниципальному образованию город Красноярск принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - Городское благоустройство общей площадью 96 258 кв.м., лит 1, расположение по адресу: г. Красноярск, от ул. Дубровинского до р. Енисей, от здания № 1 "А" по ул. Дубровинского до железнодорожного моста через р. Енисей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.02.2012 серии 24 ЕК № 517460. Данный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 218656 кв. м. с кадастровым номером 24:50:0000000:151423, расположенном по адресу: г. Красноярск, от железнодорожного моста через реку Енисей до реки Кача, на который также зарегистрировано право муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2012 серии 24 ЕК № 463257). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
- Истец не доказал относимыми и допустимыми доказательствами, что администрация города Красноярска своими действиями чинит ему препятствия в пользовании сооружением причала, предоставленным истцу в аренду. В приобщенных к материалам дела статьях выражается лишь мнение их автора. В содержании статей отсутствует указание на конкретное место, где происходят соответствующие события. В показаниях свидетеля Скорука О.А. упоминалась администрация Центрального района в городе Красноярск, не выдавшая ему разрешение на размещение временных сооружений на весенне-летний период 2012 года, Администрация города является ненадлежащим ответчиком по иску.
Представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска поддержал возражения администрации города Красноярска.
Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в объяснениях подтвердил, что право собственности Российской Федерации на площадку пассажирского причала общей площадью 7687,4 кв.м., в том числе: замощение - 6667,9 кв.м., газоны 1019,5 кв.м., расположенную по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.08.2004 (свидетельство 24 ГЧ 004862). Также в реестре федерального имущества учитывается и земельный участок общей площадью 1950 кв. м. по адресу: г. Красноярск. Центральный район, набережная реки Енисей, с кадастровым номером 24:50:0300285:3 с видом разрешенного использования для размещения временной стоянки теплохода "Пересвет".
- Между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и ООО "Парк" заключен договор аренды от 18.09.2006 № 1333, согласно которому объектом аренды является сооружение в виде площадки пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными ровными общей площадью 7687,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1. Договор заключен для стоянки несамоходного стоечного судна "Пересвет", эксплуатации подъездных путей, организации автопарковки, баров, кафе и другой коммерческой эксплуатации.
- Истцом не доказан факт самовольного использования администрацией города Красноярска сооружением, выразившемся в демонтаже асфальтового покрытия, бордюрного камня, установке временных сооружений, и создания препятствий истцу в пользовании арендованным имуществом.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.08.2004 серии 24 ГЧ № 004862 Российской Федерации на праве собственности принадлежит сооружение - площадка пассажирского причала застроенной площадью 7687,40 кв.м., по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1.
Между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Парк" (арендатор) заключен договор аренды от 18.09.2006 № 1333 (далее - договор), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование сооружение - площадку пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными ровными общей площадью 7687,4 кв. м. федеральной собственности, расположенное по адресу: г. Красноярск, Дубровинского, 1 (лит. № 1), для организации стоянки несамоходного стоечного судна "Пересвет", эксплуатации подъездных путей, организации автопарковки, баров и кафе и другой коммерческой деятельности.
Срок договора установлен с 15.09.2006 по 31.12.2016 (пункт 1.2 договора).
В подтверждение внесения арендной платы по договору истец представил платежные поручения с указанием назначения платежа: арендная плата по договору от 18.06.2006 № 1333.
Выпиской из реестра федерального имущества от 29.08.2012 № 1738/1 подтверждается право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300285:3, площадь - 1950 кв.м., адрес: Россия, Красноярский край, относительно ориентира г. Красноярск, Центральный район, набережная реки Енисей, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения временной стоянки теплохода "Пересвет". В качестве основания возникновения права указан раздел IV приложения 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
Согласно кадастровому паспорту от 07.2009 № 24ЗУ/09-296128 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300285:3 имеет следующие характеристики: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, набережная реки Енисей; площадь 1948 +/- 15 кв.м., категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение временной стоянки теплохода "Пересвет"; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 05.11.2003.


Александров А.В. приобрел в собственность несамоходное стоечное судно "Пересвет" по договору купли-продажи от 18.01.2007 № 1/07.
ООО "Парк" 23.04.2012 обратилось с письмами № 22/04 и № 23/04 к администрации Центрального района в городе Красноярске, главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска о том, что планирует с 01.05.2012 по 31.10.2012 осуществлять деятельность по организации баров и кафе на территории сооружения - площадка пассажирского причала на бетонном монолитном основании с асфальтобетонным замощением с газонами травяными ровными общей площадью 7687,4 кв. м. федеральной собственности, расположенное по адресу: г. Красноярск, Дубровинского, 1 (набережная реки Енисей), что необходимо учитывать при организации общегородских общественных мероприятий и согласовывать проведение мероприятий на указанной территории с ООО "Парк".
Письмом от 27.04.2012 № 03/05п ООО "Парк" просило территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Красноярском крае) провести выездную проверку для составления акта по факту незаконного проведения работ (реконструкции) арендованного объекта (демонтаж асфальтового покрытия, бордюрного камня) без согласования и уведомления ООО "Парк" и ТУ ФАУГИ в Красноярском крае.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статья 71.1 в данном Кодексе отсутствует.

ООО "Парк" 11.05.2012 обратилось к Прокурору Красноярского края с заявлением о непринятии мер прокурорского реагирования в части защиты интересов Российской Федерации в связи с предоставлением администрацией города Красноярска юридическим лицам для производства работ земельного участка, на котором расположено сооружение федеральной формы собственности - площадка пассажирского причала, игнорируя, что указанная территория не является территорией муниципального образования города Красноярска. ООО "Парк" просило принять меры прокурорского реагирования, возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 71.1 КоАП РФ.
УУП ОП № 1 МУ МВД России "Красноярское" 28.06.2012 вынесло определение № 07185 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по факту установки на нижней площадке набережной р. Енисей в районе около несамоходного судна "Пересвет" концертной сцены. Со слов юрисконсульта МАУ "Дирекция СММ" данная концертная сцена была установлена МАУ "Дирекция СММ" в рамках проведения "Дня города" согласно календарному плану, который согласован с заместителем Главы города - руководителем департамента социальной политики и руководителем главного управления по физической культуре и туризму администрации города. Юрисконсульт МАУ "Дирекция СММ" сослался на то, что земельный участок, на котором размещена сцена (кадастровый номер 24:50:0000000:151423), принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск.
За муниципальным образованием город Красноярск зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:151423, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: место размещения скверов, парков, городских садов, бульваров, набережных, пляжей, спортивных и игровых площадок, аттракционов, летних театров, концертных площадок, объектов административного назначения, коммунальных, линейных объектов и сооружений связи, связанных с обслуживанием таких объектов, общей площадью 218 656 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, от железнодорожного моста через р. Енисей до р. Кача, запись регистрации № 24-24-01/093/2012-613 (свидетельство о государственной регистрации права от 05.05.2012 серии 24ЕК № 463257).
На основании Распоряжения администрации г. Красноярска от 29.07.2009 № 2808-недв, Распоряжения администрации города Красноярска от 21.12.2010 № 6082-недв за муниципальным образованием город Красноярск 21.02.2010 зарегистрировано право собственности на городское благоустройство общей площадью 96258 кв.м., инв № 04:401:002:001517300:0001, лит I, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, от ул. Дубровинского до р. Енисей, от здания № 1 "А" по ул. Дубровинского до железнодорожного моста через р. Енисей; кадастровый номер 24:50:0000000:0:90252, запись регистрации № 24-24-01/009/2012-277, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 24 ЕК № 517460.
ООО "Парк" 09.07.2012 обратилось к ТУ ФАУГИ в Красноярском крае о принятии мер по защите прав собственника на принадлежащий Российской Федерации земельный участок и сооружение площадки пассажирского причала по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1, в связи с установкой на этих объектах с ведома и разрешения Главного управления по физической культуре и туризму администрации города Красноярска сцены, чем причинены значительные убытки ООО "Парк".
По заказу ООО "Парк" ООО "ГИПРОЗЕМ" изготовило заключение кадастрового инженера от 11.10.2012 № 131, в котором сделаны следующие выводы:
1) Объект сооружение - площадка пассажирского причала на бетонном застроенной площадью 7687,4 кв.м, по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (далее - причал) и объект городское благоустройство общей площадью 96258 кв. м. адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, от ул. Дубровинского до р. Енисей, от здания № 1 "А" по ул. Дубровинского до железнодорожного моста через р. Енисей (далее - благоустройство) имеют между собой пересечение (наложение) границ. В кадастровом паспорте благоустройства пересечение с объектом причал отмечено на листе 5 маркером желтого цвета.
2) Имеется наложение объекта причал на земельный участок кадастровый номер 24:50:0000000:151423, адрес: г. Красноярск, от железнодорожного моста через р. Енисей до р. Кача на контур № 1 и № 2. Схема пересечения (наложения) границ объекта - причал и земельного участка, каталоги координат прилагаются.
В материалы дела также представлен ситуационный план набережной р. Енисей в районе от железнодорожного моста через р. Енисей до р. Кача.
Администрация Центрального района в городе Красноярске обратилась с письмом от 18.07.2012 № 1450 в отдел полиции № 1 межмуниципального управления МВД России "Красноярское" с просьбой убрать незаконно размещенные неизвестными лицами аттракционы по адресу: ул. Дубровинского в районе кафе "Капитанский клуб".
Как следует из протокола осмотра территорий от 25.07.2012, составленного ГИАЗ ОП-1 МУ МВД "Красноярское", на участке набережной р. Енисей напротив дома 100 по ул. Дубровинского г. Красноярска размещались объекты: детское кафе из 6 зонтиков, 12 столиков с сидениями, детский батут в виде городка, надувной бассейн, тир с использованием пневматического оружия, шатер для реализации детских надувных шаров. С места осмотра изъяты два стола "Бочкарев" десять столов красного цвета "Кока-кола" и тридцать девять стульев красного цвета "Кока-кола", семь стульев "Бочкарев". Данное оборудование передано на ответственное хранение Скорук О.А.
В материалы дела представлен протокол об административном правонарушении от 25.07.2012 № 101 12 04831 не является доказательством угрозы причинения значительного ущерба истцу, и/или доказательством существования препятствий к исполнению решения суда по настоящему делу, так как составлен участковым уполномоченным отдела полиции № 1 межмуниципального управления Министерства внутренних дел России "Красноярское", а не администрацией города Красноярска, в отношении гражданина Скорука О.А., а не в отношении общества с ограниченной ответственностью "Парк".
Администрация Центрального района в городе Красноярске письмом от 04.09.2012 № 1781 уведомила ООО "Парк" об освобождении в срок до 06.09.2012 своими силами земельного участка на площадке пассажирского причала общей площадью 7687,4 кв.м (лит I) по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского 1, от временных сооружений, ссылаясь на Постановление администрации города Красноярска от 09.02.2010 № 55 "Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска".
ООО "Парк" в обоснование довода о создании администрацией города Красноярска препятствий в пользовании площадкой пассажирского причала по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 представило в материалы дела следующие материалы: статья от 15.06.2012 "Стихия солнца и воды. Набережная Енисея кардинально изменится" (газета "Городские новости" http://www.gornovosti.ru), статья "Набережную Красноярска зачистят от шашлыков" (http://www.dela.ru), статья от 30.03.2012 "Летних кафе на набережной больше не будет", программа празднования Дня города 2012 в Красноярске, показательные выступления клуба "Гарда" на площадке перед кафе "Капитанский клуб" с 13 час. 30 мин. до 19 час. 00 мин. (http://www.gornovosti.ru), статья от 06.04.2012 Е. Лалетиной "Набережная сменит формат" (http://www.gornovosti.ru), статья от 02.04.2012 Е. Лалетиной "Выстроят по схеме" (http://www.gornovosti.ru), информация от 09.04.2012 на сайте http://www.foxitsofware.com "В Красноярске пришлось перекопать газоны" и "Предприятие "Красноярская теплосеть ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" официально сообщает: распространенная в Интернете информация и фотографии с раскопанными газонами не имеет отношения к энергокомпании"; фотографии набережной от 27.04.2012, на которых зафиксировано разрушение асфальтового покрытия в районе кафе "Капитанский клуб"; требование прокуратуры Красноярского края от 25.04.2012 № 7/1-3-2012, адресованное ООО "Парк", о предоставлении копий договоров на организацию временного пункта общественного питания, заключенных между ООО "Парк" и ИП Скорук О.А., договора аренды на земельный участок, занимаемый площадкой пассажирского причала; акт обследования сооружения от 19.12.2012, в котором отражается факт установки на сооружении скамеек в количестве 12 штук с урнами в количестве 12 штук, размещения ледяных блоков для монтажа ледяных скульптур, представлены фотографии от 19.12.2012.
В судебном заседании свидетель Скорук Олег Андреевич дал показания, что он является представителем ООО "Парк", действующим по доверенности. Ежегодно в интересах ООО "Парк" Скорук Олег Андреевич получал в администрации Центрального района в городе Красноярске разрешение на размещение на территории пассажирского причала по ул. Дубровинского нестационарных торговых точек, других временных объектов в весенне-летний период. В апреле 2012 года на совещании в администрации Центрального района в г. Красноярске сообщили, что в 2012 году разрешительные документы на установку нестационарных торговых точек, кафе, баров на набережной р. Енисей выдаваться не будут. В конце апреля 2012 года начали демонтаж асфальтового покрытия, бордюров, который продолжился в мае. В июне на сооружении причала установили сцену ко Дню города, сцена простояла до Дня молодежи. В июле ООО "Парк" разместил на арендованной площадке пассажирского причала детский городок, но в середине июля начальник отдела архитектуры администрации Центрального района с полицией разобрали и вывезли детский городок. Кто демонтировал асфальт свидетель не помнит. По фактам демонтажа асфальта и бордюра и другим препятствиям в осуществлении предпринимательской деятельности на территории пассажирского причала Скорук О.А. от имени ООО "Парк" обращался в прокуратуру.
Считая право пользования площадкой пассажирского причала по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (Лит. № 1) нарушенным действиями администрации города Красноярска, ООО "Парк" обратилось в арбитражный суд с иском об обязании муниципального образования город Красноярск в лице администрации города Красноярска устранить препятствие в пользовании ООО "Парк" сооружением в виде площадки пассажирского причала, арендуемого по договору аренды от 18.09.2006 № 1333 с ТУ ФАУГИ в Красноярском крае, в том числе, путем освобождения арендуемого сооружения от урн, скамеек, являющихся собственностью ответчика и препятствующих размещению имущества истца; а также запрете ответчику совершать в дальнейшем любые действия, направленные на создание препятствий истцу ООО "Парк" по осуществлению правомочий по пользованию арендуемым на основании договора аренды от 18.09.2006 № 1333, заключенного с ТУ ФАУГИ в Красноярском крае сооружением в виде площадки пассажирского причала по адресу: г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1 (лит. № 1).
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьями 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права, в том числе избирать способ защиты нарушенного права путем признания права.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии со статьями 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Правом на иск об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает собственник, либо иной законный владелец (обладатель вещного права, арендатор, доверительный управляющий), который владеет вещью, но лишен возможности пользоваться и (или) распоряжаться ею. Ответчиком является лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие осуществлению правомочий по пользованию и распоряжению вещью.
В предмет доказывания по настоящему делу включаются следующие обстоятельства: наличие права собственности, иного вещного либо обязательственного права у истца на имущество, в пользовании или распоряжении которым ему чинятся препятствия; наличие препятствий в осуществлении прав, не соединенных с лишением владения; осуществление ответчиком действий, создающих препятствия в пользовании правообладателем своим имуществом; длящийся характер нарушения, то есть существование препятствий на момент предъявления иска и на момент рассмотрения спора по существу.
При этом противоправность действий заключается в самом создании препятствий для реализации правообладателем правомочий пользования и/или распоряжения имуществом.
В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Таким образом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия обстоятельств, создания ответчиком препятствий в пользовании и/или распоряжении имуществом истца, фактического существования препятствий в пользовании на момент предъявления иска и на момент рассмотрения спора по существу возлагается на истца.
Представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается факт создания муниципальным образованием город Красноярск в лице администрации города Красноярска препятствий истцу в пользовании площадкой пассажирского причала, арендуемой по договору аренды от 18.09.2006 № 1333 с ТУ ФАУГИ в Красноярском крае.
Так, в статьях, размещенных в сети Интернет, содержится информация о проекте реконструкции набережной р. Енисей, в том числе, проведении выездного заседания по проектируемой реконструкции набережной, а также о проведении ремонта газона на набережной муниципальным унитарным предприятием "Управление зеленого строительства".
Как усматривается из материалов дела, сцена на территории пассажирского причала в рамках проведения "Дня города 2012" была установлена МАУ "Дирекция СММ".
По факту демонтажа отделом полиции № 1 межмуниципального управления МВД России "Красноярское" аттракционов и детского городка 25.07.2012 представлены документы, из которых следует, что инициатором указанных действий была администрация Центрального района в городе Красноярске (заявление от 18.07.2012 № 1450). Свидетель Скорук О.А. так же в своих показаниях пояснил, что в 2012 году администрация Центрального района в г. Красноярске не выдала ему, как представителю ООО "Парк", распоряжение на размещение нестационарных торговых точек на набережной, а начальник отдела архитектуры администрации Центрального района присутствовал при демонтаже детского городка.
Муниципальное унитарное предприятие "Управление зеленого строительства", МАУ "Дирекция СММ", администрация Центрального района в городе Красноярске являются самостоятельными юридическими лицами, и в силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации самостоятельно выступают в суде в качестве истца или ответчика.
При этом несостоятелен довод истца о том, что администрация Центрального района в городе Красноярске не может являться ответчиком по иску об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, поскольку у нее недостаточно полномочий и финансовых средств.
Согласно Распоряжению администрации г. Красноярска от 26.02.2007 № 46-р "Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске" (в ред. от 02.04.2012, действовавшей в период с апреля по сентябрь 2012 года) районная администрация обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, вправе открывать лицевые счета в органах казначейства. Финансирование деятельности районной администрации осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете города Красноярска (пункты 1.3, 1.4). В соответствии с пунктом 2.2.2. в сфере строительства, архитектуры и землепользования районная администрация: разрабатывает схемы размещения временных сооружений на территории района в соответствии с правовыми актами города; организует размещение временных сооружений на территории района в соответствии с правовыми актами города; осуществляет на территории района контроль за установкой временных сооружений и их содержанием.
Следовательно, администрация Центрального района в городе Красноярске может быть ответчиком по спору о совершении действий, препятствующих истцу в установке временных сооружений на территории арендованного пассажирского причала.
Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором расположен арендуемый ООО "Парк" пассажирский причал, относится к категории - земли населенных пунктов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам относятся к вопросам местного значения поселения.
Имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения может находиться в собственности поселений (подпункт 11 пункта 2 статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Тротуар на набережной реки Енисей скамейки, урны являются неотъемлемой частью благоустройства места отдыха граждан.
В материалах дела отсутствуют как доказательства установки этих объектов администрацией города Красноярска, указанной в качестве ответчика по делу, так и доказательства того, что скамейки и урны, установленные на набережной реки Енисей в настоящее время, каким-либо образом препятствуют ООО "Парк" в осуществлении предпринимательской деятельности по организации стоянки несамоходного стоечного судна "Пересвет", эксплуатации подъездных путей, организации автопарковки, баров и кафе, осуществлению другой коммерческой деятельности.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отмечается, что удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе запретить ответчику совершать определенные действия.
Следовательно, предметом иска об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, всегда являются конкретные (определенные) действия ответчика, совершение которых следует запретить вступившим в законную силу решением суда, а не любые вероятные действия лица, указанного истцом в качестве ответчика.
Учитывая категорию земельного участка, на котором расположен пассажирский причал, арендуемый истцом, а также вид его разрешенного использования, исковое требование ООО "Парк" о запрете администрации города Красноярска совершать в дальнейшем любые действия, направленные на создание препятствий истцу ООО "Парк" по осуществлению правомочий по пользованию сооружением в виде площадки пассажирского причала, арендуемого на основании договора аренды от 18.09.2006 № 1333, выходит за пределы осуществления права владения и пользования участком, установленные законом (статья 264 Гражданского кодекса Российской Федерации), и не соответствует принципам земельного законодательства по определению правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетанию интересов общества и законных интересов граждан (подпункты 8, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о недоказанности истцом обстоятельств создания администрацией города Красноярска ООО "Парк" препятствий в пользовании площадкой пассажирского причала, которые сохраняются на момент рассмотрения по существу настоящего спора, в удовлетворении иска ООО "Парк" следует отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в удовлетворении иска судебные расходы относятся на истца.
Поскольку при обращении в арбитражный суд ООО "Парк" оплатило платежным поручением от 13.07.2012 года № 50 государственную пошлину в сумме 6000 руб. (2000 руб. за заявление, поданное в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 4000 руб. за одно требование неимущественного характера), а впоследствии изменило заявленные требования на два исковых требования неимущественного характера, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение указанных требований подлежит оплате 8 000 руб. государственной пошлины.
Таким образом, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ООО "Парк" следует взыскать в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Парк" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.А.БАУКИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru