Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу № А33-14195/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ермаковой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Джевагина Александра Юрьевича (ИНН 246507699966, ОГРН 309241121000024, г. Красноярск)
к Правительству Красноярского края (г. Красноярск),
к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (ИНН 2466213840, ОГРН 1082468046627, г. Красноярск)
о признании отказа в рассмотрении ходатайства незаконным,
об обязании рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка в другую категорию,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Емельяновского района Красноярского края.
в присутствии:
от заявителя: Половинкина А.В. - представителя по доверенности от 14.08.2012;
от Правительства Красноярского края: Шегина М.А. - представителя по доверенности от 04.05.2012 № 3-04883;
от Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края: Дивногорцевой О.И. - представителя по доверенности от 10.04.2012 № 14;
от Администрации Емельяновского района Красноярского края: Власовой А.А. - представителя по доверенности от 26.11.2012,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапиным А.Г.,

установил:

индивидуальный предприниматель Джевагин Александр Юрьевич обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Правительству Красноярского края, к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края о признании отказа Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 в другую категорию незаконным, об обязании Правительства Красноярского края в месячный срок с момента принятия судебного решения рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и принять один из актов, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Заявление принято к производству суда. Определением от 12.09.2012 возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Емельяновского района.
Представитель индивидуального предпринимателя Джевагина Александра Юрьевича в судебном заседании 09.11.2012 представил в материалы дела письменное заявление об уточнении требований, просит признать отказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 в другую категорию незаконным (письмо № 15-25/2970 от 30.07.2012), признании незаконным бездействия Правительства Красноярского края, выразившееся в нерассмотрении по существу ходатайства б/н от 02 июля 2012 года "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807, и обязать Правительство Красноярского края в месячный срок с момента принятия судебного решения рассмотреть ходатайство б/н от 02 июля 2012 года "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 о переводе его из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" по существу путем принятия одного из актов, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Заявление об уточнении требований удовлетворено судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Спор рассматривается с учетом уточнений.
В судебном заседании 04.12.2012, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 10 час. 00 мин. 06 декабря 2012 года по ходатайству заявителя, для ознакомления заявителя с отзывом Администрации Емельяновского района Красноярского края, о чем вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание было продолжено.
От Администрации Емельяновского района Красноярского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица.
От заявителя поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до момента вступления в законную силу решения суда, принятого по заявлению о признании ненормативного правового акта - постановления администрации Емельяновского района № 3686 от 03.12.2010 недействительным.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В силу указанной нормы права обязательным условием приостановления производства по делу по данному основанию является объективная невозможность рассмотрения и разрешения дела арбитражным судом до разрешения другого дела.
Ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу было мотивировано тем, что заявителем подано заявление о признании ненормативного правового акта - постановления администрации Емельяновского района № 3686 от 03.12.2012 недействительным.
На дату рассмотрения ходатайства заявление на принято к производству Арбитражного суда Красноярского края.
Обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу связана не с наличием другого дела, рассматриваемого в порядке гражданского, уголовного или административного производства, а с невозможностью рассмотрения спора до принятия решения по другому делу. При этом взаимосвязь двух дел, на которую пытается ссылается представитель Джевагина Александра Юрьевича, не является достаточным основанием для приостановления производства по одному из дел до разрешения другого. Помимо этого должна быть обоснована приоритетность рассмотрения одного дела перед другим, доказательств чего заявителем не представлено.
Поскольку основания, при наличии которых арбитражный суд обязан приостановить производство по делу, не установлены, заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Администрация Емельяновского района Красноярского края представила суду отзыв на заявление, в соответствии с которым требования, изложенные в заявлении не признает по следующим основаниям:
- в силу того что вынесенное постановление администрации Емельяновского района от 19.08.2009 г. № 1471 не вступило в законную силу, в связи с тем, что перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещании, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения не был осуществлен, администрацией Емельяновского района было вынесено постановление от 06.07.2011 № 1775 "О внесении изменения в постановление администрации Емельяновского района № 1471 от 19.08.2009 года" в целях последующего осуществления действий Джевагнина А.Ю. Так п. 1.1 был дополнен следующим содержанием "Предварительно согласовать место размещения земельного участка Джевагину А.С." под строительство автосервиса и автостоянки в районе мкр. Солнечный".
- срок действия постановления администрации Емельяновского района от 19.08.09 г. № 1471 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка Джевагину А.С." истек 19.08.2012 года.
- в настоящее время администрацией Емельяновского района было вынесено постановление от 03.12.2012 г. № 368 "Об отмене постановления от 07.03.2012 г. № 572 "О согласии на перевод земельного участка из одной категории в другую".
В соответствии с отзывом Правительства Красноярского края имеющимся в материалах дела, ответчик возражает против удовлетворения заявления по следующим основаниям:
- удовлетворение требования заявителя об обязании Правительства Красноярского края рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" невозможно поскольку, такой судебный акт будет противоречить действующему законодательству, согласно которому, как отмечалось ранее, подготовка представление предложений в Правительство Красноярского края рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, либо об отказе переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории относится к исключительной компетенции министерства сельского хозяйств продовольственной политики Красноярского края, в связи с чем рассмотрение Правительством Красноярского края ходатайства Заявителя в отсутствие предложения министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края невозможно.
- решение уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта является основным и единственным документом, порождающим взаимные права и обязанности у лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и у уполномоченного органа: у первого - право на приобретение в аренду земельного участка, у второго - обязанность по предоставлению такого участка указанному лицу, то есть является документом, подтверждающим заинтересованность лица, обратившегося с ходатайством.
- поскольку в настоящее время перевод земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 из одной категории в другую не осуществлен, следовательно, постановление администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 о предварительном согласовании Заявителю места размещения объекта в настоящее время не вступило в силу, в связи с чем Заявитель не может быть признан заинтересованным лицом, уполномоченным на подачу ходатайства о переводе указанного земельного участка из одной категории в другую.
- указанные замечания носят устранимый характер, в связи с чем письмо министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 30.07.2012 № 15-25/2970 не нарушает прав и законных интересов Заявителя, поскольку не лишает его права на повторную подачу ходатайства.
В деле имеется отзыв Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, в соответствии с которым, ответчик определяет следующую позицию по делу:
- часть 4 статьи 2 Федерального закона № 172-ФЗ не содержит нормы, устанавливающей, что требовать с заявителя представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается. Между тем, подобная практика имеет место в действующем земельном законодательстве. Так, часть 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" содержит норму, согласно которой для целей включения (исключения) земельных участков в границы (из границ) населенного пункта требовать с заявителя представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
- статьей 1 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
- заявителем представлено постановление администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 "О предварительном...", (далее - Постановление № 1471) пунктом 3 которого установлено, что данный правовой акт вступает в силу с момента перевода земельного участка из одной категории в другую.
- поскольку в настоящее время перевод земельного участка не осуществлен, представляется, что акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 13.01.2009 не утвержден, однако, индивидуальным предпринимателем А.Ю. Джевагиным проведены кадастровые работы в отношении испрашиваемого к переводу земельного участка. Таким образом, истцом не соблюдена последовательность, установленная Земельным кодексом РФ.
- все изложенные в оспариваемом письме от 30.07.2012 № 15-25/2970 замечания свидетельствуют о том, что приложенные к ходатайству истца документы не отвечают требованиям земельного законодательства, что в силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ является безусловным основанием для отказа в рассмотрении ходатайства.
- указанные замечания носят устранимый характер, в связи с чем письмо министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 30.07.2012 № 15-25/2970 не нарушает прав и законных интересов Заявителя, поскольку не лишает его права на повторную подачу ходатайства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В целях строительства автосервиса и автостоянки Джевагин Александр Юрьевич обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с просьбой предоставить земельный участок для строительства.
02 июля 2012 года заявитель обращался в Правительство Красноярского края с ходатайством о переводе земельного участка общей площадью 3000 кв. м. с кадастровым номером 24:11:0330339:807 из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Рассмотрев ходатайство заявителя, Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края направило письмо исх. № 15-25/2970 от 30.07.2012, в котором отмечались замечания к содержанию представленных документов, являющиеся основанием для отказа в рассмотрении ходатайства в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ.
Отказ мотивирован следующими основаниями:
- приложенная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подписана исполняющим обязанности начальника отдела архитектуры управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Л.А. Васильевой без подтверждения соответствующих полномочий на совершение данных действий.
- в постановлении администрации Емельяновского района от 06.07.2011 № 1775 "О внесении дополнения..." указано о предварительном согласовании места размещения земельного участка, что не соответствует статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства. Кроме того, данное постановление подписано исполняющим обязанности главы администрации района В.К. Шмиком, но подтверждение полномочий В.К. Шмика на дату подписания постановления не представлено.
- как следует из части 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов дорожного сервиса допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов. К ходатайству приложено письмо департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 31.05.2012 № 10/2200 подписанное заместителем руководителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска М.М. Малыхиным, однако подтверждение полномочий М.М. Малыхина на дату подписания письма не представлено.
- к ходатайству приложено постановление администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 "О предварительном...", (далее - Постановление № 1471) пунктом 3 которого установлено, что данный правовой акт вступает в силу с момента перевода земельного участка из одной категории в другую. Поскольку в настоящее время перевод земельного участка не осуществлен, представляется, что акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 13.01.2009 не утвержден, следовательно, у индивидуального предпринимателя А.Ю. Дживагина отсутствовали основания для проведения в отношении земельного участка кадастровых работ и подачи ходатайства о его переводе в другую категорию.
- как следует из пункта 4 Решения № 14-78р, решение вступает в силу со дня официального опубликования в газете "Емельяновские веси". Ни Правительство края, ни министерство не располагает сведениями об опубликовании и, соответственно, вступлении в силу Решения № 14-78р.
- копии документов, представленные в пакете документов, не содержат всех обязательных при заверении копий реквизитов. кроме того, следует представлять документы, подтверждающие полномочия лиц, свидетельствовавших верность копий документов.
Постановлением администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 Джевагину А.Ю. предварительно согласовано места размещения земельного участка под строительство автосервиса и автостоянки, район мкр. "Солнечный".
Пунктом 3 Постановления администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка Джевагину А.Ю. под строительство автосервиса и автостоянки, район мкр. "Солнечный" установлено, что постановление вступает в силу с момента перевода земли сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением администрации Емельяновского района от 06.07.2011 № 1775 в постановление администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 внесены дополнения, дополнен пункт 1.1. следующего содержания: "Предварительно согласовать место размещения земельного участка Джевагину А.Ю. под строительство автосервиса (мелкий ремонт, шиномонтаж) и автостоянка в районе мкр. "Солнечный", площадь земельного участка - 3000 кв.м., в том числе 3000 кв. м. земли сельскохозяйственного назначения".


Постановлением администрации Емельяновского района от 07.03.2012 № 572 дано согласие на перевод земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка Гаражная, участок № 7, кадастровый номер 24:11:0330339:807, площадью 3000 кв.м., в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с целью последующего предоставления Джевагину А.Ю. под строительство автосервиса и автостоянки, в связи с отсутствием иного варианта размещения.
Постановлением администрации Емельяновского района от 03.12.2012 № 3686 отменено Постановление администрации Емельяновского района от 07.03.2012 № 572 "О согласии на перевод земельного участка из одной категории в другую".
Индивидуальный предприниматель Джевагин Александр Юрьевич обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Правительству Красноярского края, к Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 в другую категорию незаконным (письмо № 15-25/2970 от 30.07.2012), признании незаконным бездействия Правительства Красноярского края, выразившееся в нерассмотрении по существу ходатайства б/н от 02 июля 2012 года "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807, и обязании Правительство Красноярского края в месячный срок с момента принятия судебного решения рассмотреть ходатайство б/н от 02 июля 2012 года "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 о переводе его из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" по существу путем принятия одного из актов, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 указанной нормы заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемый отказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 30.07.2012 № 15-25/2970.
Заявление в суд об оспаривании данного отказа заявитель представил нарочным 05.09.2012. С учетом данных обстоятельств, суд считает, что заявителем соблюдены сроки, определенные в ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель одной категории в другую носит заявительный характер, содержание ходатайства о переводе, состав прилагаемых к ходатайству документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, указанным законом определены содержание ходатайства и прилагаемые к нему документы, в том числе, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Проанализировав положения статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 17 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", суд пришел к выводу о том, что решение вопроса о переводе земель одной категории в другую отнесено к компетенции органа субъекта (Правительства Красноярского края).
Согласно пункту 3.11. Постановления Правительства Красноярского края от 27.08.2008 № 57-п "Об утверждении Положения о министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края" к компетенции министерства относится подготовка и представление предложений в Правительство края по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, либо об отказе в переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, если иное не предусмотрено федеральным законом, законом края.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что министерство, являясь органом исполнительной власти, уполномочено на рассмотрение ходатайства заявителя для реализации установленной законом функции по подготовке и представлению Правительству Красноярского края предложений о переводе земель. В свою очередь, в компетенцию Правительства Красноярского края, как высшего исполнительного органа государственной власти Красноярского края, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе.
Такое понимание соотношения полномочий Правительства Красноярского края и министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края не отрицается их представителями.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановлением администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 Джевагину А.Ю. предварительно согласовано места размещения земельного участка под строительство автосервиса и автостоянки, район мкр. "Солнечный".
Пунктом 3 Постановления администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка Джевагину А.Ю. под строительство автосервиса и автостоянки, район мкр. "Солнечный" установлено, что постановление вступает в силу с момента перевода земли сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением администрации Емельяновского района от 06.07.2011 № 1775 в постановление администрации Емельяновского района от 19.08.2009 № 1471 внесены дополнения, дополнен пункт 1.1. следующего содержания: "Предварительно согласовать место размещения земельного участка Джевагину А.Ю. под строительство автосервиса (мелкий ремонт, шиномонтаж) и автостоянка в районе мкр. "Солнечный", площадь земельного участка - 3000 кв.м., в том числе 3000 кв. м. земли сельскохозяйственного назначения".
Постановлением администрации Емельяновского района от 07.03.2012 № 572 дано согласие на перевод земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, площадка Гаражная, участок № 7, кадастровый номер 24:11:0330339:807, площадью 3000 кв.м., в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с целью последующего предоставления Джевагину А.Ю. под строительство автосервиса и автостоянки, в связи с отсутствием иного варианта размещения.
В соответствии с представленным в дело кадастровым паспортом земельного участка от 23.11.2012 № 24/12-373589, кадастровый номер 24:11:0330339:807, данный участок имеет вид разрешенного использования - сельскохозяйственного производства и категорию - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Порядок перевода земельных участков из одной категории в другую регулируется Федеральным законом 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо представить согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (пункт 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ).
Частью 5 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ установлено, что исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую": для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось не надлежащее лицо.
Постановлением администрации Емельяновского района от 03.12.2012 № 3686 отменено Постановление администрации Емельяновского района от 07.03.2012 № 572 "О согласии на перевод земельного участка из одной категории в другую", в связи с чем, вынесенное постановление администрации Емельяновского района от 19.08.2009 г. № 1471 "О предварительном согласовании места размещения земельного участка Джевагину А.Ю. под строительство автосервиса и автостоянки, район мкр. "Солнечный" не вступило в законную силу.
Несмотря на то, что в оспариваемом заявителем отказе Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 в другую категорию незаконным (письмо № 15-25/2970 от 30.07.2012) не указала в качестве основания для отказа факт отмены Постановления администрации Емельяновского района от 07.03.2012 № 572 "О согласии на перевод земельного участка из одной категории в другую", суд считает, данный отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, т.к. им не представлено доказательств наличия у него права на подачу ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.
В силу указанного, суд считает, что оспариваемое решение Министерства не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку Джевагин Александр Юрьевич, не обладая какими-либо вещными и иными правами на указанный земельный участок, не вправе ходатайствовать о его переводе из одной категории в другую.
Учитывая, что отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым ненормативным актом, является в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 24:11:0330339:807 в другую категорию (письмо № 15-25/2970 от 30.07.2012), в удовлетворении заявления следует отказать.
Требования индивидуального предпринимателя Джевагина Александра Юрьевича о признании незаконным бездействия Правительства Красноярского края, выразившееся в нерассмотрении по существу ходатайства и обязании Правительство Красноярского края в месячный срок с момента принятия судебного решения рассмотреть ходатайство по существу путем принятия одного из актов, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", также подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Джевагина Александра Юрьевича отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.И.ЕРМАКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru