Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу № 3-55/2012

Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре Нетребо Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Закона Сахалинской области от 20 декабря 2004 года № 556 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области",

установил:

20 декабря 2004 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 556 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области" (далее ЗСО № 556).
Указанный Закон подписан Губернатором Сахалинской области 20 декабря 2004 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" от 28 декабря 2004 года № 286(2222). В настоящее время данный Закон действует в редакции Законов Сахалинской области от 30 января 2006 года № 5-ЗО и от 18 апреля 2007 года № 33-ЗО.
Статьей 1 ЗСО № 556 определено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Сахалинской области.
Согласно части 2 ЗСО № 556 правовое регулирование деятельности комиссий осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Сахалинской области.
В силу пункта 4 части 1 статьи 7 ЗСО № 556 среди основных задач областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области определена организация в пределах своей компетенции контроля за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также контроля за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 ЗСО № 556 комиссии принимают участие в разработке целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролируют реализацию этих программ;
организуют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семьях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 6 части 1 статьи 8 ЗСО № 556).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 8 ЗСО № 556 областная комиссия осуществляет контроль:
а) за условиями содержания, воспитания несовершеннолетних и обращения с ними в детских домах, других интернатных учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм, а также специализированных учреждениях органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения по оказанию помощи несовершеннолетним, в Центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при управлении внутренних дел Сахалинской области;
б) за организацией досуга и занятости несовершеннолетних;
в) за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях;
г) за соблюдением федерального законодательства и законодательства Сахалинской области в деятельности органов опеки и попечительства;
д) за соблюдением федерального законодательства и законодательства Сахалинской области при исключении учащихся из образовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ЗСО № 556 муниципальные комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения и неработающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
23 октября 2012 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 4 части 1 статьи 7, пункта 6 части 1, подпунктов "а" и "в" пункта 4 части 2 статьи 8, части 1 статьи 10 названного Закона.
23 ноября 2012 года прокурор уточнил заявленные требования. Просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Сахалинской области от 20 декабря 2004 года № 556 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области": пункт 4 части 1 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 8 в части слов "контролируют реализацию этих программ", пункт 6 части 1 статьи 8 в части слов "контроль", пункт 4 части 2 статьи 8, часть 1 статьи 10 в части слов "контролируют выполнение принятых решений".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ, а не пункт 2 части 1 статьи 11.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что перечисленные пункты ЗСО № 556, предусматривающие выполнение комиссиями контрольных функций, противоречат положениям пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", которой на комиссии по делам несовершеннолетних возложены лишь координирующие функции.
В судебном заседании прокурор Ю Н.Д. заявление прокурора области поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Сахалинской областной Думы Черкашина С.Д. с заявлением прокурора области согласилась в полном объеме.
Представитель Губернатора Сахалинской области Рулькова Н.А. с заявлением прокурора согласилась в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 части 1 статьи 8 ЗСО № 556 в части слов "контролируют реализацию этих программ" и части 1 статьи 10 ЗСО № 556 в части слов "контролируют выполнение принятых решений". В остальной части просила в удовлетворении заявления прокурору отказать. Обосновала свою позицию тем, что организация деятельности комиссий согласно подпункту 24.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена к самостоятельным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в пункте 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены лишь основные направления деятельности комиссий, что не исключает осуществление комиссиями контрольной функции, которая закреплена в действующем Указе Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних".
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в нем, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 24.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности этих комиссий.
Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон № 120-ФЗ) установлены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно статье 3 Закона № 120-ФЗ законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Наряду с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости и органы внутренних дел.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона № 120-ФЗ в органах, указанных в пункте 1 статьи 4 указанного Закона, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно статье 11 Закона № 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:


1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";
6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Ранее, пункт 2 статьи 11 Закона № 120-ФЗ в редакции от 29 июня 2004 года предусматривал в полномочиях комиссий обеспечение организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Из анализа положений действующего законодательства следует, что контроль предполагает проверку соблюдения нормативных предписаний и принятие мер реагирования в связи с выявленными нарушениями, то есть фактическое вмешательство в деятельность подконтрольных органов и учреждений.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который вступил в силу 31 августа 2004 года, пункт 2 статьи 11 Закона № 120-ФЗ изложен в редакции, не предусматривающей выполнение комиссиями функций контроля.
Таким образом, исключив контрольные функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и закрепив за ними осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, федеральный законодатель предоставил комиссиям только организацию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушении.
Расширение направлений деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации не входит, поскольку эти органы вправе лишь создавать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и организовывать их деятельность в рамках положений, уже урегулированных федеральным законодателем.
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" в части закрепленных в нем контрольных функций комиссии по делам несовершеннолетних (статьи 10 - 12), на которое в обоснование позиции о несогласии с заявлением прокурора сослался представитель Губернатора Сахалинской области, вступив в противоречие с федеральным законодательством, принятым позднее, применению не подлежит.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 10, пункта 2 части 1 статьи 12, пункта 1 части 1 статьи 14 Закона № 120-ФЗ из числа органов учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних контрольными функциями наделены лишь федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения и органы управления образованием в рамках государственного и ведомственного контроля.
Соблюдение законов органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в силу пункта 3 статьи 10 Закона № 120-ФЗ является предметом прокурорского надзора.
В этой связи пункт 4 части 1 статьи 7 ЗСО № 556, предусматривающий среди основных задач областной комиссии по делам несовершеннолетних организацию контроля за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также контроля за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях; пункт 6 части 1 статьи 8, закрепляющий в числе полномочий комиссии организацию контроля условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семьях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; пункт 4 части 2 статьи 8, предоставляющий областной комиссии осуществлять полномочия по контролю за: условиями содержания, воспитания несовершеннолетних и обращения с ними в детских домах, других интернатных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, а также специальных учреждениях органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения по оказанию помощи несовершеннолетним, в Центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при управлении внутренних дел Сахалинской области; за организацией досуга и занятости несовершеннолетних; за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительских учреждениях, спортивных организациях; за соблюдением федерального законодательства и законодательства Сахалинской области в деятельности органов опеки и попечительства; за соблюдением федерального законодательства и законодательства Сахалинской области при исключении учащихся из образовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования противоречат положениям статьи 11 Закона № 120-ФЗ и подлежат признанию недействующими.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 части 1 статьи 8 Закона Сахалинской области от 20.12.2004 № 556, а не Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

Пункт 1 части 1 статьи 8 Закона № 120-ФЗ, закрепивший в числе полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществление контроля за реализацией целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий противоречит требованиям статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с приведенной нормой долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств соответствующего бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Этими органами утверждаются сроки реализации и порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
При таких обстоятельствах контроль реализации целевых программ в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав исключается.
В части 1 статьи 10 ЗСО № 556 закреплено, что муниципальные комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают решения об устройстве несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения и неработающих, в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
Из содержания приведенной нормы следует, что речь в ней идет не о контрольной функции комиссий применительно к иным органам, а о фактическом исполнении решений, принятых непосредственно комиссиями по делам несовершеннолетних.
Исключение такого вида контроля означает самоустранение государства от обязанностей по реализации принимаемых им решений, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, умаляет интересы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 10 Закона Сахалинской области от 20.12.2004 № 556, а не Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

Вместе с тем, анализ положений Закона № 120-ФЗ свидетельствует о том, что в отношении указанной в части 1 статьи 10 Закона № 120-ФЗ категории несовершеннолетних комиссии по делам несовершеннолетних окончательных решений по устройству детей в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений не принимают, они лишь инициируют их принятие иными органами в рамках осуществления совместных мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
Так, согласно статье 1 Закона № 120-ФЗ несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
В соответствии со статьей 12 Закона № 120-ФЗ учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семьям и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений и положениями о них предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении либо иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 13 Закона № 120-ФЗ несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившиеся или подкинутые, самовольно оставившие семью, образовательные и детские учреждения, не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации, то есть подпадающие под категорию несовершеннолетних, перечисленную в части 1 статьи 10 ЗСО № 556, направляются в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения.
К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.
6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 настоящего Федерального закона.
Не наделены комиссии правом на принятие решения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дело, поскольку основанием для помещения в них несовершеннолетних является постановление судьи или приговор суда.
В силу статьи 15 Закона № 120-ФЗ постановление комиссии по делам несовершеннолетних принимается комиссией только при помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа.
Однако, в такие учреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, что устанавливается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в связи с чем категория несовершеннолетних, перечисленная в пункте 1 статьи 10 ЗСО № 556, отнесена к ним не может.
При таких обстоятельствах, учитывая, что контролировать выполнение решений, принятых иными органами, комиссия по делам несовершеннолетних не вправе, пункт 1 статьи 10 ЗСО № 556 в указанной части также подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Сахалинской области от 20 декабря 2004 года № 556 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области":
пункт 4 части 1 статьи 7;
пункт 1 части 1 статьи 8 в части слов "контролируют реализацию этих программ";
пункт 6 части 1 статьи 8 в части слов "контроль";
пункт 4 части 2 статьи 8;
часть 1 статьи 10 в части слов "контролируют выполнение принятых решений".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу изготовлено 3 декабря 2012 года.

Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru