Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. по делу № 04-01/18-2012

Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2012 года.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <...>
рассмотрев дело № 04-01/18-2012 по признакам нарушения ОАО "Ж" (<...>), МУП "С" (<...>) и ООО "СТК" (<...>) пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"),

установила:

Из средств массовой информации Смоленскому УФАС России стало известно о том, что с 1 августа 2012 года в городе Смоленске вводится новая схема взаимодействия участников рынка теплоснабжения, предусматривающая, что ООО "СТК" (далее - ООО "СТК") будет выступать агентом по сбору платежей с потребителей МУП "С" за услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Смоленским УФАС России было установлено, что между МУП "С" и ООО "СТК" заключен агентский договор в отношении многоквартирных домов г. Смоленска, находящихся в управлении ОАО "Ж".
Позднее, в адрес Смоленского УФАС России поступили заявления <...>, проживающего по адресу: <...>, и жителей <...>, касающиеся навязывания Заявителям невыгодных условий договора, а именно необоснованного требования о передаче денежных средств лицу, не являющемуся для них стороной договора - ООО "СТК".
Из заявлений и представленных материалов следует, что ОАО "Ж" является исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в вышеуказанных многоквартирных домах, и предоставляет им коммунальные услуги в соответствии со степенью благоустройства того или иного многоквартирного дома.
Заявители, проживающие в доме <...>, сообщили, что в начале сентября 2012 года получили платежные документы для внесения платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, в которых указано, что оплата за предоставленные ОАО "Ж" вышеназванные услуги, без волеизъявления жителей дома будет поступать на расчетный счет ООО "СТК".
ОАО "Ж" письмами от 05.10.2012 № 2888 и от 16.10.2012 № 3021 представило Смоленскому УФАС России копию Договора на поставку тепловой энергии и горячей воды от <...>, заключенного с МУП "С" в интересах собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирных домов, находящихся на обслуживании общества (согласно приложению № 1 к договору) и копию Агентского договора от <...>, заключенного с МУП "С".
Одним из предметов Агентского договора от <...> (пункт 1.1) является комплекс работ по начислению платы, сбору поступающих платежей от населения за "отопление" и "горячее водоснабжение" по жилищному фонду, находящемуся в зоне теплоснабжения ООО "СТК" согласно приложению № 1, и выбравшему способ управления многоквартирным домом - управление через управляющую организацию ОАО "Ж", а также комплекс фактических и юридических действий по возврату в судебном и ином порядке дебиторской задолженности.
ООО "СТК" письмом от 13.08.2012 № АН-1030/696 представило Смоленскому УФАС России ряд документов и информацию, в том числе копию заключенного между МУП "С" ("Принципал") и ООО "СТК" ("Агент"). Указанный агентский договор заключен в отношении многоквартирных домов г. Смоленска, находящихся в управлении ОАО "Ж", перечень которых обозначен в приложении № 1А к договору.
Одним из предметов Агентского договора от <...> (пункт 1.1) является тот же комплекс работ, который обозначен в пункте 1.1 Агентского договора от <...>.
Заявители не согласны с такой схемой расчетов и не хотят вносить плату за оказанные исполнителем (ОАО "Ж") коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению ООО "СТК", которое в предъявляемых им платежных документах позиционирует себя получателем платежа.
Определением Смоленского УФАС России от 13.11.2012 рассмотрение дела откладывалось, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
На заседании Комиссии Смоленского УФАС России Заявители полностью поддержали доводы, изложенные в заявлениях, и сообщили, что в связи с введением Ответчиками с 01.08.2012 новой схемы расчетов между собой, были ущемлены интересы третьих лиц - потребителей услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых ОАО "Ж".
Председатель ТСЖ "С" дополнительно сообщил, что для управления многоквартирным домом ТСЖ "С" заключило 26.06.2008 договор управления многоквартирным домом с ОАО "Ж", которое и предоставляет собственникам помещений коммунальные услуги.
21.09.2012 решением общего собрания собственниками помещений жилого дома <...> было принято решение оплачивать коммунальные ресурсы по отоплению и горячему водоснабжению напрямую в ресурсоснабжающую организацию (МУП "С"), в связи с чем собственники помещений направили соответствующее письмо в адрес предприятия.
Письмом от 15.10.2012 МУП "С" сообщило, что в соответствии с решением, принятым на совещании у первого заместителя Губернатора Смоленской области, все расчеты и сбор денежных средств от населения с 01.08.2012 осуществляет ООО "СТК".
Заявитель дополнительно сообщил, что считает данную схему расчетов за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению незаконной, указал, что в соответствии с действующим законодательством обязательства у потребителей услуг отопления и горячего водоснабжения возникают только перед исполнителем, которым для жителей дома <...> является ОАО "Ж".
<...>, привлеченная к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица, сообщила, что собственники помещений дома <...> не принимали никаких решений о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению напрямую ресурсоснабжающей организации, и тем более ООО "СТК", данное решение было принято ОАО "Ж" самостоятельно. Сообщила, что она не оплачивает данные услуги по платежным документам, предъявленным к оплате ООО "СТК", так как считает, что требования ООО "СТК" о внесении ежемесячной платы за коммунальные услуги на расчетный счет общества являются незаконными.
Представитель ОАО "Ж" сообщил, что Агентский договор от <...> заключен в соответствии с решением принятым 20.06.2012 на совещании, состоявшимся у первого заместителя Губернатора Смоленской области. Сообщил, что потребители вправе при наличии договора с управляющей организацией вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, в случае если такое решение было принято на общем собрании собственников помещений. ОАО "Ж" представило материалы копии протоколов общих собраний за 2012 год, на которых собственники помещений ряда многоквартирных домов, находящихся на обслуживании общества, приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в соответствующую ресурсоснабжающую организацию. Договоры управления многоквартирными домами, заключенные ОАО "Ж" в 2010 - 2011 гг., содержат пункт 3.2.1, которым установлено, что общество вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по договору, а также поручать выполнение обязательств иным организациям. Таким образом, ОАО "Ж" вправе заключать соответствующие агентские договоры.
ОАО "Ж" никогда самостоятельно не производил начисления за коммунальные услуги, предоставленные потребителям многоквартирных домов, находящихся на обслуживании общества. Ранее все работы, связанные с начислением и сбором платежей, за предоставленные ОАО "Ж" коммунальные услуги, осуществляло СМУП "В" в соответствии с агентским договором, в настоящее время такой агентский договор заключен с МУП "С". Инициатором заключения Агентского договора от <...> выступило МУП "С".
Представитель ОАО "Ж" также сообщил, что общество не располагает информацией о показаниях индивидуальных приборов учета горячей воды потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, такими сведениями располагает ООО "СТК".
Представители МУП "С" не согласились с заявленными требованиями и сообщили, что не нарушали антимонопольное законодательство. Заключение МУП "С" с ОАО "Ж" Агентского договора от <...> и с ООО "СТК" Агентского договора от <...> связано с исполнением решения, принятого 20.06.2012 на совещании у первого заместителя Губернатора Смоленской области. Предложение о заключении Агентского договора от <...> поступило от ООО "СТК".
29.06.2012 в адрес МУП "С" от заместителя Главы администрации города поступила для исполнения копия протокола данного совещания (письмо от 28.06.23012 № 20-2539).
Долг МУП "С" за отпущенную ООО "СТК" тепловую энергию составляет является значительным. Основным должником перед МУП "С" является ОАО "Ж".
Сообщили, что условия Агентского договора от <...> и Агентского договора от <...> не противоречат нормам действующего законодательства, в частности, статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Действующим законодательством не запрещено агентам осуществлять сбор денежных средств потребителей на свой расчетный счет. Потребители обязаны производить оплату за предоставленные коммунальные услуги, в связи с чем, нет разницы, на чей именно счет будут поступать платежи: на расчетный счет исполнителя или на расчетный счет его агента.
Сообщили, что МУП "С" не несет никаких обязательств перед контрагентами ОАО "Ж". Предприятие не располагает информацией о показаниях индивидуальных приборов учета горячей воды потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "Ж", такими сведениями располагает ООО "СТК".
Представители ООО "СТК" сообщили, что заключенный между ООО "СТК" и МУП "С" Агентский договор от <...> не противоречит статье 1005 ГК РФ, Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". ООО "СТК", как оператор по приему платежей населения, встало на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
ООО "СТК" считает, что действия Ответчиков по заключению агентских договоров не нарушают прав потребителей на получение тепловой энергии.
Представители ООО "С" пояснили, что общество, предъявляя потребителям услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых ОАО "Ж", требования оплаты на свой расчетный счет, является агентом, который действует от своего имени, но за счет Принципала. При этом представители общества затруднились ответить, какие именно сделки ООО "СТК" совершает с потребителями коммунальных услуг от своего имени. Сообщили, что ООО "СТК" не несет никаких обязательств перед контрагентами ОАО "Ж".
Сообщили также, что новая схема взаимодействия участников рынка теплоснабжения в г. Смоленске направлена на выполнение МУП "С" финансовой дисциплины по оплате за поставленную тепловую энергию и теплоноситель (для погашения образовавшейся задолженности перед ООО "С"), а заключение агентского договора между МУП "С" и ОАО "Ж" с аналогичными условиями сопряжено с тем, что у ОАО "Ж", в свою очередь, также образовался значительный долг перед МУП "С".
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав Заявителей, заинтересованное лицо, доводы представителей Ответчиков, Комиссия установила следующее:
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.




Доводы представителей ООО "С" о том, что, указывая в платежных документах общество получателем платежей за отопление и горячее водоснабжение, его действия соответствуют требованиям Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон № 103-ФЗ), также отклоняются комиссией Смоленского УФАС России.
В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Статьей 2 Закона № 103-ФЗ определены основные понятия, используемые в данном законе, а именно:
1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно частям 1, 12, 14, 18 и 21 статьи 4 Закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
Таким образом, ООО "СТК", как платежный агент, вправе при наличии заключенного с ОАО "Ж" договора на прием платежей от своего имени или от имени ОАО "Ж" и за его счет осуществлять прием денежных средств от плательщиков, используя контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдая требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Как следует из имеющихся в деле платежных документов ООО "СТК" осуществляет такое кассовое обслуживание по адресу: <...>, и одним из предметов Агентского договора от <...> (пункт 1.2) общество наделено статусом оператора по приему платежей.
Признаки же нарушения выявлены по предмету договора, указанному в пункте 1.1 Агентского договора от 17.07.2012 № 2 и пункте 1.1 Агентского договора от <...>, в связи с чем доводы представителей ООО "СТК" являются несостоятельными.
Комиссия Смоленского УФАС России также приходит к мнению, что ОАО "Ж" и МУП "С" (учредителем которых является Администрация города Смоленска), вступая в рассматриваемое соглашение с ООО "СТК", преследовали цель не применения к ним со стороны последнего предусмотренных гражданским законодательством обеспечительных мер по исполнению обязательств. При этом, ОАО "Ж", чьи контрагенты оказались в невыгодном положении, продолжает сохранять статус управляющей организации в отношении большинства многоквартирных домов города Смоленска, а перед Администрацией города Смоленска не возникает необходимость реализовывать требования части 4 статьи 161 ЖК РФ в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.
Из представленной ООО "СТК" письмом от 07.12.2012 № АВ-13/1203 информации, следует, что обществом было предъявлено собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, управляемых ОАО "Ж", платежные требования по услугам отопление и горячее водоснабжения, на следующие суммы:
- за август 2012 года - 68986999,09 руб.;
- за сентябрь 2012 года - 70339272,79 руб.;
- за октябрь 2012 года - 83018014,90 руб.
На расчетный счет ООО "СТК" были перечислены собственниками (нанимателями) помещений многоквартирных домов, управляемых ОАО "Ж", следующие суммы:
- в сентябре 2012 года (за август 2012 года) - 42153793,22 руб.;
- в октябре 2012 года (за сентябрь 2012 года) - 67213152,42 руб.
ООО "СТК" по платежам собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов, управляемых ОАО "Ж", были перечислены МУП "С" следующие суммы:
- в сентябре 2012 года (за август 2012 года) - 9555700,50 руб.;
- в октябре 2012 года (за сентябрь 2012 года) - 17371134,48 руб.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Смоленского УФАС России

решила:

1. Признать соглашение между ОАО "Ж", МУП "С" и ООО "СТК" о навязывании потребителям услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых ОАО "Ж", требований о перечислении денежных средств за такие услуги на расчетный счет ООО "СТК", недопустимыми в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Ж", МУП "С" и ООО "СТК" предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru