Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. по делу № А82-17759/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 06 июня 2012 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Мухиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яблоковой Е.А.,
секретарем Клименко Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя - Шанин С.В., доверенность от 01.02.2012 г.
Каранов К.С., доверенность от 01.02.2012 г.
от ответчика - Завьялов М.Ф., доверенность от 02.03.2012 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/139-11 от 15 ноября 2011 г., которым ОАО "ТГК-2" на основании статьи 14.31 КоАП РФ привлечено к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением в виде штрафа в размере 38530480 руб.
Заявитель оспариваемое постановление считает незаконным, поскольку полагает, что в действиях ОАО "ТГК-2" отсутствует состав вменяемого правонарушения. Кроме того, заявитель полагает, что в связи с изменениями, внесенными в статью 14.31 КоАП РФ Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 404-ФЗ, штраф должен быть уменьшен на основании статьи 1.7. КоАП РФ и в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в том числе, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Ответчик требования заявителя не признает, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, штраф - не подлежащим перерасчету в связи с совершением правонарушения субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность на комплексном рынке - по производству и передаче тепловой энергии.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 17 августа 2011 г. принято (31.08.2011 г. изготовлено в полном объеме) Решение по делу № 03-03/107-11 о признании ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона "О защите конкуренции".
Данной нормой установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Нарушение указанного положения усмотрены ответчиком в действиях ОАО "ТГК-2", занимающего доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах города Ярославля в границах охваченной присоединенной сети, по отказу от исключения и пересмотра пунктов 1.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.5 - 4.2.8 соглашения № 2036 от 30.06.2011 г. по обращению потребителя (ОАО "Управляющая компания № 1"), установление зависимости поставки ресурса для проведения промывки от заключения договора в редакции, предложенной ОАО "ТГК-2" (в частности, письмо от 04.08.2011 г. № 1000-10-2/5160, в соответствии с которым для поставки ресурса для промывки следует представить заключенное соглашение, в отсутствие соглашения отбор ресурса будет считаться бездоговорным, а также фактические действия ОАО "ТГК-2").
Решение антимонопольного управления по делу № 03-03/107-11 не оспаривалось.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
На основании Решения по делу № 03-03/107-11 от 17 августа 2011 г. уполномоченным должностным лицом УФАС по Ярославской области 01.11.2011 г. вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении № А03-07/139-11 в отношении ОАО "ТГК-2" по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
07 ноября 2011 г. в отношении ОАО "ТГК-2" составлен протокол об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого 15 ноября 2011 г. заместителем руководителя УФАС по Ярославской области вынесено оспариваемое постановление. Признаки правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, усмотрены административным органом в действиях ОАО "ТГК-2", занимающего доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах города Ярославля в границах охваченной присоединенной сети, по отказу от исключения и пересмотра пунктов 1.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.5 - 4.2.8 соглашения № 2036 от 30.06.2011 г. по обращению потребителя (ОАО "Управляющая компания № 1"), установление зависимости поставки ресурса для проведения промывки от заключения договора в редакции, предложенной ОАО "ТГК-2" (в частности, письмо от 04.08.2011 г. № 1000-10-2/5160, в соответствии с которым для поставки ресурса для промывки следует представить заключенное соглашение, в отсутствие соглашения отбор ресурса будет считаться бездоговорным, а также фактические действия ОАО "ТГК-2").
Сочтя постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ОАО "ТГК-2" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ОАО "ТГК-2" приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007 г. № 131 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах города Ярославля (в пределах территории, охваченной присоединенной сетью), в связи с чем на основании статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на указанном рынке.
ОАО "Управляющая компания № 1" письмом № 941 от 16.06.2011 г. обратилось в ОАО "ТГК-2" с просьбой разрешить промывку инженерных сетей для подготовки к отопительному сезону.
29.06.2011 г. ОАО "УК № 1" повторно обратилось в ОАО "ТГК-2" с просьбой разрешить промывку сетевой водой систем теплоснабжения.
30.06.2011 г. ОАО "ТГК-2" направляет в адрес ОАО "УК № 1" соглашение № 2036 об организации подготовки систем теплопотребления к отопительному сезону.
06.07.2011 г. ОАО "УК № 1" письмом № 1029 сообщило ОАО "ТГК-2" о том, что соглашение содержит условия, не предусмотренные действующим законодательством, направило теплоснабжающей организации протокол разногласий от 06.07.2011 г., в соответствии с которым предлагало изменить либо исключить пункты 1.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.5 - 4.2.8.
13.07.2011 г. ОАО "ТГК-2" письмом № 1000-10-1/2903 направило в адрес ОАО "УК № 1" протокол урегулирования разногласий, в котором предлагало оставить приведенные пункты договора в первоначальной редакции.
ОАО "ТГК-2" письмом от 04.08.2011 г. № 1000-10-2/5160 в адрес ОАО "УК № 1" указало, что для поставки ресурса, необходимого для промывки, следует заключить соответствующее соглашение, а объем сетевой воды, потребленный без заключения соглашения, расценило как самовольно потребленный.
Основные разногласия между ОАО "ТГК-2" и ОАО "УК № 1" при заключении соглашения об организации подготовки систем теплопотребления к отопительному сезону сводятся к тому, что Управляющая компания не имеет намерения включать в договор, заключаемый с ОАО "ТГК-2" положений об обязанности провести дезинфекцию в открытых системах теплопотребления, а также о праве теплоснабжающей организации осуществлять производственный контроль в различных формах.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Необходимость проведения промывки и дезинфекции вытекает из пункта 9.2.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115 (далее также ПТЭТЭ), в соответствии с которым подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.
В соответствии с пунктом 9.2.9 дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами, для промывки систем используется водопроводная или техническая вода.
Промывка системы отопления и горячего водоснабжения является одним из необходимых подготовительных мероприятий для надлежащего функционирования данной системы наряду с прочими подготовительными этапами. Данная технологическая операция - промывка системы отопления - неразрывно связана с подачей ресурса по договору энергоснабжения, обеспечивает безопасность функционирования системы.
Отношения в сфере подготовки внутридомовых систем теплоснабжения к отопительному сезону регулируются Федеральным законом № 190-ФЗ "О теплоснабжении", ведомственными и техническими правилами.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с п. 6 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Порядок проведения подготовки регулируется ведомственными нормативными актами, в частности "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115. В соответствии с п. 1.1 данных Правил в сферу их регулирования входят требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. C на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений;
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В соответствии с п. 1.6 данных Правил надзор за соблюдением требований Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.
Согласно пункту 6.2.20 Правил заполнение трубопроводов тепловых сетей, их промывка, дезинфекция, включение циркуляции, продувка, прогрев паропроводов и другие операции по пуску водяных и паровых тепловых сетей, а также любые испытания тепловых сетей или их отдельных элементов и конструкций выполняются по программе, утвержденной техническим руководителем организации и согласованной с источником теплоты, а при необходимости с природоохранными органами.
Особенности эксплуатации жилого фонда также приводятся в Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Данные правила в п. 5.2.10 содержат положения, аналогичные п. 9.2.9. Правил технической эксплуатации относительно того, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.
В соответствии с п. 1.10 данных правил государственный контроль за их соблюдением всеми участниками жилищных отношений осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. № 20 утверждены Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09). Согласно пункту 1.2 Гигиенических требований настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. В соответствии с пунктом 3.4.2 промывку и дезинфекцию сетей, контроль качества этих операций обеспечивают эксплуатационные службы или строительно-монтажные организации (на вновь строящихся объектах). В силу пункта 3.4.8 производственный контроль эффективности промывки и дезинфекции проводится организациями, эксплуатирующими системы теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Как определено пунктом 14 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении", система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Таким образом, действующими нормативными актами предусмотрена обязанность управляющей компании осуществлять промывку и дезинфекцию (для открытых систем) системы теплоснабжения.
Как полагает суд, указанные выше нормативные акты в целях обеспечения надежности и безопасности теплоснабжения предусматривают: проверку готовности к отопительному периоду органами местного самоуправления теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии; контроль за соблюдением установленных правил со стороны органов государственного энергетического надзора и природоохранных органов; а также производственный контроль эффективности промывки и дезинфекции со стороны организаций, эксплуатирующих системы теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Перечисленные контрольные мероприятия не исключают друг друга, проводятся независимо друг от друга разными субъектами.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что в рассматриваемых действиях ОАО "ТГК-2" отсутствуют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку обязательное проведение дезинфекции для открытых систем горячего водоснабжение и производственный контроль за промывкой и дезинфекцией со стороны организации, эксплуатирующей систему теплоснабжения (каковой является заявитель) предусмотрены нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление не соответствующим требованиям статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о наложении на ОАО "ТГК-2" штрафа в размере 38530480 руб. по делу об административном правонарушении № 03-07/139-11 от 15 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в десятидневный срок.

Судья
Е.В.МУХИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru