Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2012 г. № 453

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ
ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл
от 18.03.2013 № 69)

Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Марий Эл "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности (2013 - 2020 годы)".
 
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Пашина В.П.

Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ





Утверждена
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 30 ноября 2012 г. № 453

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ
ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (2013 - 2020 ГОДЫ)"

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл
от 18.03.2013 № 69)

Паспорт
государственной программы
Республики Марий Эл "Развитие промышленности и повышение
ее конкурентоспособности (2013 - 2020 годы)"

Ответственный    - Министерство  промышленности,  транспорта  и   дорожного
исполнитель        хозяйства Республики Марий Эл
Государственной
программы

Соисполнители    - отсутствуют
Государственной







Производство неметаллических минеральных продуктов является одним из наиболее энергоемких и трудоемких подразделов промышленности Республики Марий Эл.
Основной задачей является обеспечение отечественного строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с продукцией ближних регионов.
Перспективными направлениями в промышленности по производству неметаллических минеральных продуктов являются существенные изменения номенклатуры выпускаемой продукции, обновление технологий и организация новых производств с ориентацией на выпуск конкурентоспособных, энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых материалов и конструкций.
Успешное развитие организаций республики по производству строительных материалов будет связано, в первую очередь, с выполнением ряда организационно-технических мероприятий по эксплуатации и ремонту существующего оборудования, модернизацией и внедрением новых энергосберегающих технологий.
Развитие отрасли будет осуществляться за счет ввода новых организаций республики, использующих местные природные сырьевые ресурсы (песок, щебень, кирпичные суглинки). Расширится ассортимент сухих строительных смесей, будут созданы новые мощности по выпуску эффективных конкурентоспособных строительных материалов с использованием современных технологий и оборудования.
Ввод нового автоматизированного предприятия в г. Волжске позволит выпускать строительные блоки из ячеистого бетона (газобетон) автоклавного твердения. В ближайшее время планируется запустить цех по производству из того же материала армированных плит.
Планируется строительство завода по производству строительного гипса и гипсокартона, а также второй очереди крупного инвестиционного проекта по расширению производства стеклотары. Предусматривается строительство нового цеха по изготовлению тарного стекла. В качестве исходного сырья для производства неметаллических минеральных продуктов планируется использовать местные природные ресурсы.
Определяющее значение в производстве машин и оборудования имеют станкостроительное и инструментальное производство, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
Развитие отрасли в большей степени будет определяться организациями республики по производству торгово-холодильного оборудования. Будут созданы новые виды холодильного оборудования для организаций торговли и общественного питания, техники для быстрого замораживания и внедряться новые прогрессивные технологии их производства.
Главными тенденциями развития производства торгово-холодильного оборудования до 2020 года являются создание и внедрение холодильных технологий, обеспечивающих в отраслях агропромышленного комплекса и торговли условий для сохранения высокого качества пищевых продуктов.
В организациях по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования на период до 2020 года будет осуществляться реконструкция действующих мощностей, модернизация и техническое переоснащение производств, внедрение ресурсосберегающих технологий.
В рамках технического переоснащения действующих производств в 2013 - 2020 годах запланировано приобретение оборудования для линий гальванического никелирования плат, химического никелирования крупногабаритных плат, поставка и ввод в эксплуатацию установки генерации водорода, планируется освоение производства новых видов изделий для микроэлектроники, приобретение линии сборки узлов для переключателей и бескорпусных вакуумных выключателей и др.
Переход к инновационному развитию определен как основная цель государственной политики Республики Марий Эл в области модернизации экономики, эффективного позиционирования, роста конкурентоспособности производства и решения основных задач экономического и социального развития республики.
В соответствии с традиционно сложившимися направлениями промышленного развития Республики Марий Эл (переработка сельхозпродукции, деревообработка и др.), а также вновь сформированными на территории республики в последние годы кластерами (производство торгово-холодильного оборудования, производство электрооборудования и др.) значительное количество организаций будут осуществлять научные разработки и внедрять технологические инновации в процесс производства продукции и управления производством.
В результате организациями республики будет производиться продукция, соответствующая мировым стандартам качества, а также выпускаться продукция, не имеющая российских аналогов.
Информационное сопровождение проводимых в Республике Марий Эл мероприятий по модернизации экономики, технологическому развитию и техническому перевооружению отраслей экономики, а также значимых инвестиционных проектов осуществляется в рамках подготовки соответствующих материалов.
3. Кадровое обеспечение промышленности.
Социально-экономическое развитие Республики Марий Эл в последние годы характеризуется существенными позитивными изменениями: ростом промышленного производства, притоком инвестиций в экономику региона и увеличением реальных доходов населения. Все более важным фактором для развития становятся трудовые ресурсы, эффективное развитие и использование которых является условием устойчивого экономического роста региона и повышения благосостояния людей.
В целях формирования государственного задания системе профессионального образования на подготовку кадров рабочих и специалистов формируется прогноз потребности в рабочих и специалистах по организациям республики на среднесрочную перспективу. Данный прогноз уточняется с учетом социально-экономических особенностей развития основных организаций республики, осуществляющих промышленное производство.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1011 "О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии" на территории республики ежегодно будет проводиться региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
Конкурс проводится в целях повышения престижа высококвалифицированного труда рабочих массовых профессий, пропаганды их достижений и передового опыта, содействия в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства на рабочие профессии, привлечения внимания к проблеме дефицита рабочих кадров в организациях республики.
Проведение данного конкурса будет способствовать повышению квалификации и конкурентоспособности рабочих массовых профессий на рынке труда, восстановлению кадрового потенциала организаций республики, привлечению внимания работодателей к необходимости обеспечения возможностей для повышения качества труда работников, повышения квалификации, создания условий для профессионального обучения молодежи рабочим профессиям, стимулированию соревнований в трудовых коллективах за достижение высоких производственных показателей, распространению и освоению передовых приемов и методов работы, повышению культуры и этики труда.
Конкурс проводится ежегодно в два этапа - на региональном и федеральном уровнях - по номинациям, перечень которых разрабатывается организационным комитетом по проведению конкурса и утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Номинации конкурса определяются исходя из приоритетных задач профессиональной ориентации молодежи, популяризации рабочих профессий, повышения профессионального мастерства.
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации в условиях рыночных отношений. Это способствует созданию новых форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Ресурсные центры - это одна из таких форм.
В республике в рамках реализации республиканской целевой программы "Социальная поддержка работников текстильной и швейной промышленности Республики Марий Эл на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 2009 г. № 67, создан Ресурсный центр для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организаций текстильного и швейного производства республики.
Создание Ресурсного центра позволит осуществлять подготовку высококвалифицированных рабочих для организаций текстильного и швейного производства республики, востребованных на рынке труда.
Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл будет проводить работу с организациями текстильного и швейного производства по определению потребности в соответствующих кадрах.
4. Повышение энергоэффективности в промышленности.
Энергосбережение в сфере промышленного производства направлено в первую очередь на снижение энергоемкости и себестоимости выпускаемой продукции. Это достигается за счет введения в организациях республики систем энергетического менеджмента, предусматривающих организацию управления издержками при производстве продукции, основанную на учете затрат по местам их возникновения.
Первоочередным мероприятием по энергосбережению в организациях республики является создание автоматизированных систем учета электроэнергии.
В процессе эксплуатации автоматизированных систем учета и диспетчерского управления потреблением электрической энергией решаются следующие задачи:
сокращение размеров платежей за электроэнергию в результате обоснованного снижения заявленного максимума нагрузки;
приведение электропотребления технологических цехов к заданным суточным лимитам;
минимизация материальных и финансовых потерь от ограничений объектов потребления, производимых энергосистемой;
уменьшение потерь активной мощности и электроэнергии за счет выбора рационального состава работающего силового электрооборудования;
провести в установленные сроки энергетическое обследование организаций республики, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн. рублей в год.
Проведение энергетических обследований энергоаудиторскими организациями республики позволит значительно уменьшить затраты на топливо и электроэнергию, существенно снизить долю энергозатрат в себестоимости производимой промышленной продукции.
Создание автоматизированных систем учета и контроля за потреблением других видов энергетических ресурсов: газа, тепловой энергии, пара, воды. Это достигается за счет оснащения объектов энергохозяйства датчиками первичной информации, организации контрольных точек сбора и предварительной обработки информации, создания пунктов управления с развитыми локальными вычислительными сетями, центрального и локальных диспетчерских пунктов, интеграции автоматизированной системы диспетчерского управления энергетическим хозяйством в автоматизированной системе управления организации республики.
Значительная часть энергоресурсов тратится на отопление офисных и производственных помещений. Поэтому технологии энергосбережения неэффективны без снижения непродуктивных потерь тепла. Мероприятия по энергосбережению в данном случае включают в себя повышение эффективности работы центральных тепловых пунктов с заменой устаревшего оборудования, использование долговечных теплоизоляционных материалов при прокладке тепловых сетей и т.д.
Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов приводят к неизбежному переходу к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Решение этих вопросов возможно только путем инновационного развития, внедрения новых экономичных технологий и повышения эффективности уже имеющихся технологий.
Рациональное использование и экономное расходование органического топлива (угля, нефти, природного газа), повышение эффективности использования энергии во всех отраслях промышленности, развитие возобновляемых источников энергии (биомассы, гидроэнергии, солнечной энергии, энергии ветра и др.) могут обеспечить потребности в энергии и являются действенным средством повышения устойчивости развития промышленного комплекса республики.
Перспективным направлением в энергосбережении и повышении энергетической эффективности является использование газогенераторных установок, позволяющих использовать любые органические отходы, включая пеллеты, древесный уголь, щепу и т.д. Получаемый силовой газ в зависимости от модификации газогенератора и используемого дополнительного оборудования может использоваться как для производства тепла, горячего водоснабжения, так и для производства в когенеративных установках электричества.
В целях стимулирования реализации энергосберегающих мероприятий организаций республики органы исполнительной власти Республики Марий Эл в порядке, установленном законодательством Республики Марий Эл, предоставляют государственную поддержку из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В настоящее время в Республике Марий Эл действует механизм государственной поддержки инвестиционных проектов, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 14 января 2008 г. № 1 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты", в рамках которого будет оказана государственная поддержка организациям республики, внедряющим новые технологии и оборудование, способные дать в кратчайшие сроки эффект снижения потребляемой энергии и мощности.
Основной целью мероприятий по энергосбережению является повышение эффективности использования организациями республики топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий.
Задачи мероприятий по энергосбережению:
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в промышленности за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
внедрение современного энергосберегающего оборудования в организациях республики; определение экономически целесообразного потенциала повышения энергетической эффективности на основе внедрения инновационных технологий и оборудования;
обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений организаций республики;
организация государственной поддержки организаций республики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
определить направления развития инновационных технологий, позволяющих достичь наибольшего эффекта.
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий:
снижение доли энергоресурсов в общей структуре себестоимости производимой продукции;
модернизация зданий, сооружений организаций республики;
формирование сознания работников организаций республики в пользу энергосбережения.
Реализация энергосберегающих мероприятий в организациях республики позволит повысить энергоэффективность производства, снизить показатель удельного потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции.
Перечень основных мероприятий подпрограммы представлен в приложении № 2 к Государственной программе.

IV. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации подпрограммы

Расходы подпрограммы формируются за счет средств федерального бюджета.
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы "Развитие промышленного комплекса" составит 2 232,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств).
Прогнозная оценка расходов на реализацию целей подпрограммы из федерального бюджета на период до 2020 года приведена в приложении № 5 к Государственной программе.

V. Анализ рисков реализации подпрограммы
и описание мер управления ими

Основные риски при реализации подпрограммы могут быть рисками внутреннего характера и рисками, обусловленными действием внешних факторов.
1. Внутренние риски:
неэффективное и неполное использование организациями республики, осуществляющими промышленное производство, возможностей, предоставляемых в рамках реализации мероприятий Государственной программы;
неполное финансирование Государственной программы из различных источников финансирования, не позволяющее при отсутствии финансирования - реализовать, при неполном финансировании - эффективно и в полной мере реализовать запланированные мероприятия.
2. Внешние риски:
усиление инфляции, кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами, что может существенно замедлить развитие наукоемкого (высокотехнологичного) сектора промышленности Республики Марий Эл;
возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий при ухудшении экономической ситуации, изменения порядка предоставления иных мер поддержки организациям республики, изменение нормативного правового регулирования промышленной деятельности в Российской Федерации.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации подпрограммы и оценки ее эффективности и результативности.
Меры управления внутренними рисками:
формирование ежегодных планов реализации подпрограммы и мониторинга хода ее выполнения, позволяющего выявлять причины и принимать соответствующие меры;
принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия сотрудников ответственного исполнителя подпрограммы.
Меры управления внешними рисками:
проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим принятием решений по возможному снижению негативных последствий для организаций республики, т.е. пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий.

VI. Методика оценки эффективности подпрограммы

Оценка эффективности реализации подпрограммы будет проводиться с использованием показателей выполнения подпрограммы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Государственной программы и выработать правильное управленческое решение.
Методика оценки эффективности подпрограммы аналогична методике оценки эффективности Государственной программы, представленной в разделе XIII Государственной программы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru