Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2012 г. по делу № А03-6072/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 09 июля 2012 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" (ИНН 2221027822, ОГРН 1022200894209), г. Барнаул, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Алтайскому краю, г. Барнаул, об отмене постановления № 208 и предписания № 258/1/216 от 17.04.2012,
при участии:
от заявителя - не явился,
от заинтересованного лица - Д. (удостоверение, доверенность № 2-51-249 от 09.02.2012),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление) об отмене постановления № 208 от 17.04.2012 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 150000 руб. и предписания № 258/1/216 от 17.04.2012 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано на то, что общество является ненадлежащим субъектом, поскольку не является титульным владельцем помещения, расположенного по адресу: ул. Г. Титова, 35а в г. Барнауле.
Управление в отзыве на заявление просило в удовлетворении требований отказать, поскольку обществу правомерно выдано предписание и факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела.
Представитель заявителя определение суда от 08.06.2012 не исполнил, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения заявленных обществом требований.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № 258 от 27.03.2012 в период с 09.12.2011 по 12.12.2011 Управлением проведена выездная плановая проверка соблюдения обществом обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что обществом по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Титова, 35а, нарушены нормы пожарной безопасности, а именно, не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки и токоведущего оборудования; помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; в помещениях установлены глухие решетки на окнах; в подвальном помещении не выполнена система дымоудаления; не разработаны и не размещены на видных местах поэтажные планы эвакуации людей в случае пожара с обозначениями с ГОСТ Р 12.2.143-2009; огнетушители содержатся в неисправном состоянии (своевременно не перезаряжены); помещение склада в подвале не укомплектовано первичными средствами пожаротушения - огнетушителями; ответственный за пожарную безопасность не прошел обучение по мерам безопасности в специализированной организации; отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности; распорядительными документами не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим; отсутствует журнал инструктажа по пожарной безопасности (все работники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа); не размещены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; не обозначены знаками пожарной бзопасности места размещения средств пожарной безопасности; не определена для всех производственных и складских помещений категория взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые не обозначены на дверях помещений; на фасаде здания не вывешен освещенный указатель нахождения пожарного гидранта с указанием расстояния; отсутствует журнал учета огнетушителей; на огнетушители не нанесен порядковый номер белой краской; не производится ежеквартальный осмотр мест расположений огнетушителей и их внешний осмотр с записью в журнале проверок.
17.04.2012 обществу выдано предписание № 258/1/26 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.08.2012.
17.04.2012 в отношении общества составлен протокол № 208 об административном правонарушении по факту совершения правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В своих объяснениях (л.д. 15 - 16) директор общества факт совершения правонарушения признал, сослался на тяжелое финансовое положение общества.
Постановлением Управления от 17.04.2012 общество привлечено к административной ответственности по указанным частям статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Считая указанные предписание и постановление незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности) предусмотрены общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
При этом статьей статьи 37 Закона о пожарной безопасности определено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 названного Закона).
В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Последствия нарушения требований пожарной безопасности в виде наступления ответственности предусмотрены пунктом 2 ППБ 01-03.
Пунктом 60 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.
Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт, установленной формы (пункт 108, пункт 16 ППБ 01-03).
На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением № 1 (пункт 6 ППБ 01-03).
В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим (пункт 15 ППБ 01-03).
Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (пункт 7 ППБ 01-03).
Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (пункт 13 ППБ 01-03).
Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать" (пункт 27 ППБ 01-03).
Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности. Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается (пункт 33 ППБ 01-03).
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 ППБ 01-03).
На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы (пункт 15 приложения № 3 ППБ 01-03).
Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме (пункт 16 приложения № 3 ППБ 01-03).
Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться (пункт 17 приложения № 3 ППБ 01-03).
В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке (пункт 40 ППБ 01-03).
Пунктом 3 Правил определено, что наряду с настоящими правилами следует руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности.
В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади (пункт 4 НПБ 110-03).
Удаление дыма следует предусматривать из каждого производственного ли складского помещения с постоянными рабочими местами без естественного освещения с естественным освещением, не имеющим механизированных приводов для открывания фрамуг в верхней части окон на уровне 2,2 м выше от пола до низа фрамуг и для открывания проемов в фонарях, из каждого помещения, не имеющего естественного освещения: общественного или административно-бытового, если оно предназначено для массового пребывания людей; помещения площадью 55 кв. м и более, предназначенного для хранения или использования горючих материалов, если в нем имеются постоянные рабочие места; гардеробных площадью 200 кв. м и более (пункт 5.2 СНиП 2.04.05-91).
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте (пункт 16 ППБ 01-03).
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре (пункт 31 приказа № 645 от 12.12.2007 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Факт нарушения указанных правил подтверждается материалами дела и признавался законным представителем общества, о чем в протоколе № 208 имеется соответствующая запись (л.д. 15).
Ссылка заявителя на истечение срока действия договоров безвозмездного пользования не может рассматриваться судом как доказательства в подтверждение того факта, что общество не пользуется спорным имуществом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об освобождении обществом указанного выше помещения. Кроме того, в судебном заседании представитель общества подтвердил факт того, что указанное помещение используется обществом в настоящее время.
Таким образом, Управлением обществу правомерно выдано оспариваемое предписание и общество правомерно привлечен к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности. Меру назначенного наказания суд считает обоснованной.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности судом не установлено.
Кроме того, при принятии решения арбитражный суд также принимает во внимание, что по указанному адресу в отношении общества уже неоднократно проводились проверки по вопросам соблюдения норм пожарной безопасности (л.д. 35 - 37).
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не предоставил суду доказательств того, в чем именно выразилось нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Обществу с ограниченной ответственностью "С" (ИНН 2221027822, ОГРН 1022200894209), г. Барнаул, в удовлетворении требований об отмене предписания № 258/1/216, постановления № 208 по делу об административном правонарушении от 17.04.2012 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края, отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru