Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД ЗА 2012 Г.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Поэтому обеспечение всеобщего уважения и соблюдения прав человека - одна из первоочередных задач и для Кировской области. На ее решение была направлена деятельность Уполномоченного по правам человека в Кировской области и в 2012 г.
Третий ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Кировской области подготовлен в соответствии со ст. 27 Закона Кировской области от 09.11.2009 № 442-ЗО "Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области".
Основу доклада составляет анализ обстоятельств, изложенных в жалобах, ходатайствах и других обращениях граждан к Уполномоченному, и выводы, сделанные по результатам их рассмотрения. Кроме того, при написании настоящего доклада были использованы сведения, полученные Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в ходе проведения личного приема, поездок в районы области, посещения организаций, учреждений. Необходимая информация была предоставлена по запросам Уполномоченного органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и общественными объединениями Кировской области.
Настоящий доклад имеет своей целью привлечь внимание органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественности Кировской области к существующим проблемам соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также способствовать принятию мер по их разрешению.

1. СТАТИСТИКА ОБРАЩЕНИЙ

Количество обращений, поступивших в аппарат
Уполномоченного по правам человека в 2011 - 2012 гг.

┌───────────────────────────────┬──────────┬──────────────────────┬───────┐
│           Тематика            │Количество│Количество обращений, │Соотно-│
│                               │обращений,│       2012 г.        │шение в│
│                               │ 2011 г.  │                      │%      │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────────────────┼───────┤
│Предоставление           жилья,│    426   │          689,        │  162  │
│коммунальных услуг             │          │в т.ч.:               │       │
│                               │          │-    жилищные    права│  125  │
│                               │          │граждан - 534;        │       │
│                               │          │-    жилищные    права│       │
│                               │          │несовершеннолетних   -│       │
│                               │          │107;                  │       │
│                               │          │-    жилищные    права│       │
│                               │          │детей-сирот  и  детей,│       │
│                               │          │оставшихся         без│       │
│                               │          │попечения родителей, -│       │
│                               │          │34;                   │       │
│                               │          │-    жилищные    права│       │
│                               │          │подозреваемых,        │       │
│                               │          │обвиняемых,           │       │
│                               │          │осужденных - 14       │       │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────────────────┼───────┤
│Трудовые права граждан         │     94   │           78         │   83  │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────────────────┼───────┤
│Жалобы на неисполнение судебных│     58   │           36         │   62  │
│решений                        │          │                      │       │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────────────────┼───────┤
│Несогласие с решением суда     │     87   │           84         │   96  │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────────────────┼───────┤
│Защита   прав    подозреваемых,│    377   │          474,        │  126  │
│обвиняемых, осужденных         │          │в    т.ч.     жилищные│       │
│                               │          │права - 14            │       │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────────────────┼───────┤







В ходе рассмотрения Уполномоченный обратился к руководству УФСИН с просьбой о проведении проверки соблюдения законодательства и принятии мер к восстановлению прав осужденного.
При проверке было установлено, что в нарушение п. 10 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" из пенсии незаконно удерживались излишние денежные средства по исполнительным документам.
В результате неправомерно удержанные денежные средства возвращены осужденному П. на лицевой счет. За допущенные нарушения сотруднику финансовой службы исправительного учреждения объявлен выговор.
Нарушения, связанные с соблюдением прав осужденных, выявлялись и в ходе проведения проверок с выходом на место. При обращении к Уполномоченному представителя Фонда "В защиту прав осужденных" в интересах Б. был совершен выход по месту отбывания Б. наказания. Установлено, что осужденный, проходя лечение в медицинской части учреждения, содержался в палате, в которой отсутствует окно. После обращения Уполномоченного к УФСИН России по Кировской области он был переведен в палату медицинской части, соответствующую установленным требованиям.
Особо необходимо выделить обращения осужденных по вопросам оказания медицинской помощи.
Актуальными остаются вопросы оказания осужденным медицинской помощи. В ходе выездов в исправительные учреждения области Уполномоченным установлены факты использования устаревшего медицинского оборудования (ФКУ ИК-6), неукомплектованность штатов медицинскими работниками (ФКУ СИЗО-2).
Принимая во внимание объективные причины, в т.ч. недостаточное финансовое обеспечение, нельзя не сказать и о субъективных причинах ненадлежащего оказания медицинской помощи. Так, в ходе личного приема осужденных в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области было установлено, что лицам, находящимся на стационарном лечении, назначенные лекарственные препараты выдавались с задержкой по причине несвоевременного оформления их поставок руководством медицинской части.
С нарушением прав отдельной категории осужденных столкнулся Уполномоченный при рассмотрении обращения Ш., который, являясь сиротой, в 22 года был осужден и снят с регистрационного учета в закрепленном за ним жилом помещении в связи с отбыванием наказания. В ходе рассмотрения обращения было установлено нарушение действующего законодательства, согласно которому за лицами данной категории сохраняется право на жилье, в т.ч. в период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
После обращения Уполномоченного к главе городского поселения нарушенные права осужденного Ш. были восстановлены. За заявителем закреплено жилое помещение, где он будет зарегистрирован после отбывания срока наказания.
Серьезной проблемой остается трудоустройство осужденных. Те учреждения, где большая их часть трудоустроена, имеют меньшее количество нарушений режима содержания. Осужденные, содержащиеся в них, чаще освобождаются условно-досрочно. Из таких учреждений поступает меньше жалоб к Уполномоченному. Целевые программы, принимаемые для этих целей на уровне субъектов Российской Федерации, имеющих разные финансовые возможности, говорят о необходимости решения данного вопроса на федеральном уровне.
Требуют внимания вопросы организации воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Видится необходимым расширение имеющихся форм организации культурного досуга и спорта среди осужденных. Выезды в исправительные учреждения подтверждают необходимость этого. Так, в ходе проведения личного приема в ФКУ ИК-18 к Уполномоченному обратилась осужденная с просьбой в оказании содействия по созданию спортивного уголка и организации культурного досуга.
Была продолжена работа по проведению турнира по мини-футболу среди осужденных на призы Уполномоченного по правам человека в Кировской области в 2012 г. Турнир был проведен в 6 учреждениях.
В 2012 г. заложена традиция по проведению турнира по хоккею с шайбой среди команд сотрудников учреждений УФСИН России по Кировской области на кубок Уполномоченного (в п. Лесной Верхнекамского района), которая переросла в 2013 году в организацию проведения турнира по хоккею с шайбой среди команд органов безопасности и правопорядка на призы Уполномоченного по правам человека в Кировской области.
В 2012 г. взаимодействие Уполномоченного с УФСИН России по Кировской области перешло на новый, более конструктивный уровень. Осуществляются совместные выезды в исправительные учреждения с сотрудниками Управления, занимающимися вопросами соблюдения прав человека. Сотрудники аппарата Уполномоченного принимают участие в работе комиссии по помилованию осужденных при Губернаторе Кировской области. Наиболее важные вопросы о соблюдении прав осужденных обсуждаются на коллегии УФСИН России по Кировской области.
Отдельного внимания заслуживают ситуации, где вопрос о соблюдении прав человека связан с пробелами в законодательстве либо отсутствием действующего механизма его применения.
С такой проблемой сталкиваются иностранные граждане, освобождающиеся из мест лишения свободы и подлежащие депортации.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При отсутствии на сегодняшний день в нашей области такого учреждения данные лица на основании судебного решения помещаются в специальный приемник ЦИАЗ УМВД России по г. Кирову. Нахождение в спецприемнике затягивается на неопределенный срок, что, в свою очередь, влечет вполне обоснованное недовольство граждан, которые вышли из мест отбывания наказания, но фактически на свободе не оказались.
Так, за 2012 г. в помещение спецприемника были помещены 36 человек, 34 из них - освободившиеся из мест лишения свободы (94%).
Затягивание сроков документирования связано с длительным получением свидетельства на возвращение в страну гражданской принадлежности из соответствующего консульства. С целью решения данной проблемы сотрудник отдела иммиграционного контроля 1 раз в месяц командируется в г. Москву для взаимодействия непосредственно на территории самих консульств. Однако этого явно недостаточно.
Рекомендации:
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области:
- проанализировать причины нарушений прав и свобод подозреваемых, обвиняемых, осужденных; принять меры к недопущению нарушений в дальнейшем;
- принять меры к созданию дополнительных рабочих мест для осужденных.

10. ВЫЕЗДНЫЕ ПРИЕМЫ

В связи с тем, что многие жители области по объективным причинам не имеют возможности приехать в г. Киров, аппаратом Уполномоченного вот уже третий год проводятся выездные приемы граждан в районах области. В 2012 г. приемы были организованы в 30 районах из 39, а также в городах Кирово-Чепецке, Вятские Поляны, Котельниче, Слободском, где приняты 587 человек. Практика проведения приемов показала, что они стали более результативными, в т.ч. благодаря участию в них работников прокуратуры, власти, СМИ. Из 626 вопросов, с которыми обратились граждане, взято на контроль Уполномоченным 140, органами муниципальной власти - 132, прокуратуры - 100.
Впервые в 2012 г. на выездных приемах стали участвовать депутаты Законодательного Собрания Кировской области.
В связи с этим необходимо отметить активное сотрудничество депутата от Котельничского района С.С. Гущина.
Так, на приеме в г. Котельниче к Уполномоченному обратилась инвалид I группы Н., вдова инвалида Великой Отечественной войны, труженица тыла, с просьбой оказать ей помощь в проведении медицинского обследования и лечения. Уполномоченный попросил руководство Кировского областного госпиталя ветеранов войн пойти навстречу пожеланиям Н. и определить ей дату госпитализации. Однако заявительница пояснила, что не сможет самостоятельно добраться до г. Кирова. С.С. Гущиным была организована доставка заявительницы к месту лечения, а также по его завершении - обратно в г. Котельнич.
Уполномоченный выражает свою признательность депутату за отзывчивость и готовность помочь избирателям.
Подтвердило свою результативность участие глав муниципальных образований области, районных прокуроров, руководителей, поскольку зачастую именно от их действий зависит решение проблем, с которыми обращаются граждане. А от качественной организации приема на местах, от желания муниципальных органов власти действительно решить "наболевшие" вопросы зависит и результативность каждого выездного приема.
В ноябре 2012 г. был проведен выездной прием Уполномоченным в Белохолуницком районе. Предварительная запись на прием показала, что к Уполномоченному за содействием в решении своих проблем хотят обратиться граждане, проживающие непосредственно на берегу Белохолуницкого водохранилища. Заявители были озабочены порядком эксплуатации Белохолуницкого пруда, поскольку за летний период их дома были неоднократно подтоплены, по их мнению, в связи с превышением максимально допустимого уровня воды в водохранилище. Для поиска выхода из сложившейся ситуации глава Белохолуницкого муниципального района О.В. Кулаков обеспечил присутствие на приеме лиц, ответственных за организацию эксплуатации водохранилища, начиная с представителей Камского бассейно-водного управления до генерального директора ОАО "Б". Такой комплексный подход к решению проблемы позволил всем сторонам выработать единую стратегию и многосторонний контроль за ситуацией.
Другой пример.
22.10.2012 во время выездного приема в Вятскополянском районе к Уполномоченному обратилась И. по вопросу ремонта кровли многоквартирного дома, в котором она проживает. Главой района данный вопрос взят на контроль. По его инициативе в дальнейшем совместно с руководством управляющей организации проведено общее собрание собственников жилых помещений дома, где проживает заявитель. На собрании обсуждены проблемные вопросы, представитель управляющей организации обещал помочь в создании комиссии по составлению сметы на ремонт кровли, а местной администрацией должна быть подготовлена заявка на участие в областной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов. Контроль за правильностью оформления заявки осуществляла администрация Вятскополянского района. Известно, что на 01.01.2013 данный объект включен в специальную программу.
В ходе проведения личного приема в пгт Даровской к Уполномоченному обратилась К. с вопросом об оказании содействия в защите права на благоприятную окружающую среду. Жительница поселка в своем обращении указывала, что рядом с ее жилым домом находится ООО "В", которое занимается изготовлением пеллетов. Высокий уровень шума в вечернее и ночное время в результате работы предприятия, а также захламленность придворовой территории древесным опилом создают невыносимые условия проживания.
В связи с этим Уполномоченный обратился к прокурору Даровского района с просьбой о проведении проверки и принятии мер в случае подтверждения доводов заявителя.
В результате проверки факты, указанные в обращении, нашли подтверждение. Выявлены многочисленные нарушения в деятельности ООО "В", в том числе нарушения требований пожарной безопасности. В адрес генерального директора предприятия прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, а также в отношении данного должностного лица возбуждены 7 дел об административных правонарушениях.
По истечении срока устранения выявленных нарушений законов, указанных в представлениях прокурора района, 16.10.2012 прокуратурой района в Котельничский районный суд направлено исковое заявление о прекращении деятельности производственного цеха ООО "В". 05.12.2012 Котельничским районным судом исковые требования прокурора удовлетворены, принято решение о прекращении деятельности ООО "В" до устранения выявленных в ходе проверки нарушений. 07.12.2012 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Даровскому району УФССП России по Кировской области в рамках исполнительного производства составлен акт совершения исполнительных действий, которым фактически прекращена деятельность цеха ООО "В".

11. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Правовое просвещение граждан, целью которого является формирование современной правозащитной культуры, включающей в себя не только знание своих прав и свобод, а также механизмы их защиты, является приоритетным в деятельности Уполномоченного. Эта работа содержит десятки мероприятий, проводимых с участием органов власти, государственных и муниципальных органов, учебных заведений, правозащитных организаций, различных структур гражданского общества.
Важным направлением в работе Уполномоченного является редакционно-издательская деятельность. Помимо ежегодного доклада в 2012 г. был подготовлен специальный доклад "О соблюдении жилищных прав граждан в Кировской области".
В соответствии с областной целевой программой "Развитие институтов гражданского общества" на 2011 - 2013 гг. аппаратом Уполномоченного было издано 103000 экземпляров детской правовой литературы. Совместно с департаментом образования Кировской области школьникам и учащимся техникумов среднего профессионального образования региона были выданы памятки: "Конвенция ООН о правах ребенка", "Детский комендантский час", "Твои права в школе", "Защити свои права", "Твои права в семье", "Твои права и обязанности на работе".
Для всех допризывников области через военные комиссариаты распространяются "Справочники призывника" (7000 экземпляров).
В 2012 г. был разработан новый справочник "Жилищные права граждан" в количестве 22500 экземпляров, который предназначен, в первую очередь, для председателей ТСЖ, председателей ЖК, председателей советов многоквартирных домов, уполномоченных по домам, старших по подъездам.
Во все учреждения УФСИН России по Кировской области для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в местах лишения свободы распространяется памятка "Права человека в СИЗО" и справочник "Для освобождающихся из исправительных учреждений".
Третий год подряд совместно с Правительством Кировской области в ноябре проводится месячник правового просвещения.
Отрадно отметить, что в проведение месячника включились правоохранительные органы, органы представительной и исполнительной власти, а также муниципалитеты.
Активное участие в подготовке и проведении приняли депутаты Законодательного Собрания Кировской области, департамент образования Кировской области, Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области, Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кировской области, Государственная инспекция труда в Кировской области, управление государственной службы занятости населения Кировской области, УГИБДД УМВД России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, администрация муниципального образования "Город Киров", институт (филиал) ФГБОУ ВПО МГЮА имени Кутафина в г. Кирове, Вятский государственный гуманитарный университет.
В дни проведения месячника прошло 153 мероприятия с различными категориями граждан.
Со студентами высших учебных заведений были организованы круглые столы, семинары и лекции. В них приняли участие руководители правоохранительных органов и депутаты Законодательного собрания Кировской области. Начальник УМВД России по Кировской области С.А. Солодовников и заместитель Председателя Законодательного собрания Кировской области М.С. Созонтова выступили в институте (филиале) ФГБОУ ВПО "МГЮА имени Кутафина в г. Кирове; руководитель Управления ФССП - главный судебный пристав Н.Н. Шилов и заместитель Председателя Законодательного собрания Кировской области В.Н. Гукасов выступили в МГЭИ; начальник ГУ МЧС России по Кировской области А.Г. Раков выступил в ВГСХА; Председатель Законодательного собрания Кировской области А.М. Ивонин провел встречу со студентами ВятГГУ, а депутат Законодательного собрания М.В. Лихачев - со студентами ВятГУ.
Были организованы и проведены шесть конкурсов среди населения области. Впервые совместно с департаментом по вопросам внутренней и информационной политики Правительства области проведен конкурс журналистских работ по повышению правовой культуры населения "Права человека в средствах массовой информации", целью которого являлось привлечение журналистов Кировской области к более полному, объективному и систематическому освещению тем по проблемам правовой культуры. Первое место по итогам конкурса было присуждено Е.И. Фадеевой - газета "Аргументы и факты Киров" и Е.К. Леушиной - газета "Нагорская жизнь". Второе место Т.С. Калининой - газета "Аргументы и факты Киров", О.А. Савельевой - газета "Холуницкие зори", Н.Ф. Кирженко - газета "Перевал". Благодарственными письмами Уполномоченного были отмечены журналисты газеты "Вести-Вятка" А.В. Денисов, Ю.В. Алыпова и Л.В. Баева.
Сравнивая результаты конкурсов учителей истории, обществознания и права с результатами конкурсов 2011 г., необходимо отметить, что наблюдается улучшение количественных и качественных показателей работ, представленных на конкурс. Значительно расширилась география участников. На основании результатов конкурса преподавателями Института развития образования Кировской области Ю.В. Першиной и Т.Ю. Ереминой выпущен сборник дидактических материалов для педагогов Кировской области "Правовое просвещение и формирование основ правовой культуры у детей и подростков".
В ноябре в исправительных учреждениях и следственных изоляторах области прошли дни права с участием Уполномоченного по правам человека в Кировской области, членов Общественного совета УФСИН и Общественной наблюдательной комиссии. Новой формой работы в этом направлении стало совместное консультирование специалистами ГСЗН Кировской области осужденных по вопросам трудоустройства после освобождения из мест лишения свободы. Специалисты Пенсионного фонда Кировской области также проводили консультирование осужденных по вопросам пенсионного обеспечения. Мобильные центры побывали в 11 ИК и 3 СИЗО. Впервые было организовано посещение СИЗО студентами юридического факультета ВятГГУ с целью повышения практической направленности обучения через ознакомление будущих юристов с условиями содержания в следственных изоляторах. Информация об этом была размещена на официальном сайте ФСИН России и УФСИН России по Кировской области.
Таким образом, в Кировской области проводится работа по правовому просвещению ее жителей. Вместе с тем в этой работе не хватает системности и скоординированности действий различных государственных и общественных организаций. Для решения этой задачи и более полного и качественного выполнения основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан необходимо принятие в Кировской области областной целевой программы. А для этого требуется объединение усилий Уполномоченного, Правительства области, депутатов Законодательного собрания и других заинтересованных органов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Третий год деятельности Уполномоченного показал, что должна быть продолжена серьезная работа по содействию восстановлению нарушенных прав граждан. Увеличение количества обращений говорит о росте доверия населения к институту Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка.
К сожалению, не удалось использовать свой правозащитный потенциал в полной мере. Ряд предложений, направленных в органы государственной власти и местного самоуправления, не нашли поддержки. Причина тому - недостаток средств бюджетов всех уровней. Несмотря на это, учитывая массовость обращений граждан, Уполномоченный вынужден просить Правительство Кировской области еще раз вернуться к рассмотрению таких вопросов, как разработка и принятие областной целевой программы по обеспечению жильем граждан, пострадавших в результате пожаров, увеличение размера материальной помощи этой категории граждан, увеличение объема финансирования, направляемого муниципальным образованиям из бюджета области, на переселение граждан из аварийного жилищного фонд и на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В своей деятельности Уполномоченный рассчитывает на поддержку органов власти всех уровней, их должностных лиц, а также на помощь общественных организаций и средств массовой информации.
Уполномоченный выражает искреннюю признательность всем, кто оказывает реальное содействие и поддержку, благодарит за понимание и государственный подход к решению жизненно важных проблем жителей Кировской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru