Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу № Р-24/25-2012

(извлечение)

20 ноября 2012 года объявлена резолютивная часть решения.
29 ноября 2012 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе"), возбужденное по факту распространения в 2012 году на территории г. <...> рекламы стоматологического центра "П." в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13",

установила:

в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, Амурским УФАС России установлено, что в 2012 году на территории г. <...> в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13" распространяется информация следующего содержания:
на странице 134, текст: "Стоматологический центр П. - Консультации бесплатно - Лечение зубов - Протезирование - Лечение заболеваний пародонта - Экстренное лечение зубов - Рентген - Снятие зубных отложений - Услуги зуботехнической лаборатории - Изготовление съемных протезов - Коронки металлокерамические - Протезы - Изготовление бюгелей <...>". Изображение: три зуба, пациент и стоматолог, здание;
на странице 24, текст: "Стоматологический центр П. ул. <...> Консультации бесплатно <...>". Изображение: три зуба, пациент и стоматолог;
на обложке карты (бесплатное приложение к справочнику предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13"): с одной стороны текст: "Стоматологический центр П. ул. <...> 10% скидка <...>". Изображение: три зуба, пациент и стоматолог; с обратной стороны: "Консультации бесплатно - Лечение зубов - Протезирование - Лечение заболеваний пародонта - Экстренное лечение зубов - Рентген - Снятие зубных отложений - Услуги зуботехнической лаборатории - Изготовление съемных протезов - Коронки металлокерамические - Протезы - Изготовление бюгелей".
26 октября 2012 года по данному факту Амурским УФАС России возбуждено дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе") в отношении ООО "П.", ООО <...> (далее - Общество-1).
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.
В 2012 году вышеназванная информация распространена на территории г. <...> <...> области в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13".
Данная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пунктах 1 - 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектами рекламирования в вышеназванной рекламе, размещенной на странице 134 телефонного справочника предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13" и на обложке карты (бесплатное приложение к данному справочнику) являются стоматологический центр "П." и оказываемые в нем медицинские услуги. В рекламе, размещенной на странице 24 справочника предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13" объектом рекламирования является стоматологический центр "П.".
Общество-1 является учредителем и издателем средства массовой информации - журнала "Желтые страницы - <...>. <...> область" (копия свидетельства о регистрации СМИ <...>, письмо управления Роскомнадзора по <...> области от <...>). Примерная тематика и (или) специализация журнала - информационно-справочное издание о товарах и услугах; реклама - не более 40%. Форма периодического распространения - журнал, территория распространения - <...> область.
Установлено, что в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13" вышеназванная реклама была размещена Обществом-1 (Исполнителем) по договору № <...> возмездного оказания информационных услуг, заключенному с ООО <...> (далее - Общество-2) (Заказчик). Предметом данного договора является оказание Исполнителем услуг в размещении информационных материалов Заказчика в справочном издании "Желтые страницы. <...>. 2012/13" (далее - Издание). Планируемый срок верстки Издания - 5 декабря 2011 года, планируемый срок сдачи Издания в типографию - 20 декабря 2011 года, планируемый срок поступления издания в продажу - 5 февраля 2012 года.
Из письменных пояснений Общества-1 (исх. <...>, вх. <...>) следует, что телефонно-информационный справочник "Желтые страницы <...> 2012/13" напечатан в <...>, дата поступления тиража в город <...> - 1 февраля 2012 года. Реализация справочника началась с 7 февраля 2012 года. Срок реализации - до 5 февраля 2013 года. По истечении срока реализации вышеназванный телефонно-информационный справочник изымается из продажи.
Представитель Общества-1 письменно (исх. <...>, вх. <...>) сообщил, что не согласен с вменяемым нарушением Федерального закона "О рекламе", поскольку Общество занималось только производством вышеуказанной рекламы. Полагает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине рекламодателя Общества-2, которое по условиям договора приняло на себя обязательства представить необходимую для размещения в издании информацию, ответственность за содержание которой несет самостоятельно.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1664н, перечень медицинских услуг разделен на два класса: "A" и "B". Класс "А" включает, в том числе, такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, рентгенография, профессиональная чистка зубов, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163 (в ред. от 23 декабря 2010 года), группа "медицинские услуги" состоит, в том числе, из таких услуг как: консультативный прием врачами-специалистами, лечение зубов, зубопротезирование, ортодонтия.
Кроме того, из письма министерства здравоохранения <...> области (вх. <...>) следует, что консультация стоматолога, лечение зубов, протезирование, лечение заболеваний пародонта, рентгенологические исследования, снятие зубных отложений, услуги зуботехнической лаборатории, изготовление съемных протезов, изготовление и установка бюгельных протезов относятся к медицинским услугам. Показания и противопоказания к различным медицинским услугам определяются лечащим врачом индивидуально.
Тогда как вышеназванная реклама медицинских услуг, оказываемых в стоматологическом центре "П.", размещенная на странице 134 телефонного справочника предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13" и на обложке карты (бесплатное приложение к данному справочнику), не сопровождается предупреждениями о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов. Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является ненадлежащей. <...>.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама товаров, на производство и реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Общество-2 имеет лицензию № <...> на следующий перечень работ и услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу, стоматологии, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по стоматологии ортопедической.
Стоматология терапевтическая - раздел стоматологии, который занимается лечением зубов. Стоматология ортопедическая - раздел стоматологии, который занимается протезированием зубов по определенным стоматологическим методикам и целью которых является восстановление целостности зубного ряда (протезирование, услуги зуботехнической лаборатории, изготовление съемных протезов, изготовление и установка металлокерамических коронок, изготовление и установка бюгельных протезов). При осуществлении доврачебной медицинской помощи по стоматологии медицинские услуги оказывает зубной врач, который в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования от 12 февраля 2002 г. № <...> должен проводить диагностику и лечение стоматологических заболеваний (кариес, пульпит, периодонтит), владеть методиками оперативного удаления зубов при ограниченных воспалительных процессах, снятия оттисков, коррекции протезов (необходимо наличие лицензии по профильной специальности). Для проведения рентгенологических исследований необходимо наличие лицензии на доврачебную медицинскую помощь по рентгенологии или на амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь по рентгенологии (письма министерства здравоохранения <...> области: вх. <...>).
Общество-2 не имеет лицензии на доврачебную медицинскую помощь по рентгенологии или на амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь по рентгенологии. То есть, в вышеназванной рекламе, размещенной на странице 134 справочника предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13" и на обложке карты (бесплатное приложение к данному справочнику), рекламируются медицинские услуги ("рентген"), на оказание которых на территории г. <...> <...> области у Общества-2 отсутствует лицензия. Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является ненадлежащей.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе": рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24, пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе". В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований Федерального закона "О рекламе" в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем данной рекламы является Общество-2 (ОГРН <...>, ИНН <...>, юридический адрес: <...>) - продавец товара, лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространителем и рекламопроизводителем данной рекламы является Общество-1 (ОГРН <...>, ИНН <...>, юридический адрес: <...>) - лицо, осуществившее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму и распространившее рекламу в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13".
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине Общества-2 (рекламодателя), Общества-1 (рекламораспространителя и рекламопроизводителя) произошло распространение на территории г. <...> <...> области вышеназванной ненадлежащей рекламы медицинских услуг, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24, пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия Амурского УФАС России считает, что Общество-2, являясь рекламодателем, Общество-1, являясь рекламораспространителем и рекламопроизводителем вышеназванной рекламы, имели возможность сопровождать рекламу медицинских услуг предупреждающими надписями необходимого размера, указывать в рекламе только те услуги, на осуществление которых на территории г. <...> Обществу-2 выданы лицензии и иные специальные разрешения, что исключило бы нарушение требований части 7 статьи 24, пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", однако не предприняли для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлены факты нарушения:
Обществом-2 (рекламодателем) требований части 7 статьи 24, пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе";
Обществом-1 (рекламораспространителем и рекламопроизводителем) требований части 7 статьи 24, пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частей 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" к лицам, виновным в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу-2 (рекламодателю), Обществу-1 (рекламораспространителю и рекламопроизводителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24, пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе"): - о прекращении распространения и нераспространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств вышеназванной рекламы Общества-2 - рекламы медицинских услуг, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24, пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу Общества-2, распространенную в 2012 году на территории г. <...> в телефонном справочнике предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13", а именно:
на странице 134, текст: "Стоматологический центр П. - Консультации бесплатно - Лечение зубов - Протезирование - Лечение заболеваний пародонта - Экстренное лечение зубов - Рентген - Снятие зубных отложений - Услуги зуботехнической лаборатории - Изготовление съемных протезов - Коронки металлокерамические - Протезы - Изготовление бюгелей ул. <...>". Изображение: три зуба, пациент и стоматолог, здание;
на обложке карты (бесплатное приложение к справочнику предприятий "ЖЕЛТЫЕ СТРАНИЦЫ <...> 2012/13"): с одной стороны текст: "Стоматологический центр П. ул. <...> 10% скидка <...>". Изображение: три зуба, пациент и стоматолог; с обратной стороны: "Консультации бесплатно - Лечение зубов - Протезирование - Лечение заболеваний пародонта - Экстренное лечение зубов - Рентген - Снятие зубных отложений - Услуги зуботехнической лаборатории - Изготовление съемных протезов - Коронки металлокерамические - Протезы - Изготовление бюгелей", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24, пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать Обществу-2 (рекламодателю), Обществу-1 (рекламораспространителю и рекламопроизводителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru