Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2012 г. по делу № 3-31/12

Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора - Павлюченковой В.А.
при секретаре - П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "И." об оспаривании в части постановления Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения" (в редакции постановления № 799 от 24 декабря 2009 года),

установил:

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения" (в редакции постановления от 24 декабря 2009 года № 799) в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения (Приложение № 2 к постановлению) под пунктом 123 таблицы 1 включена вилла начала XX века, расположенная по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде.
Названное постановление Правительства Калининградской области (в редакции постановления от 24 декабря 2009 года № 799) официально опубликовано в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Ведомости Правительства Калининградской области"), № 10 от 23 января 2010 года, и вступило в силу со дня его официального опубликования.
ООО "И." обратилось в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 123 таблицы 1 Приложения № 2 к постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 (в редакции постановления № 799 от 24 декабря 2009 года), ссылаясь на то, что ООО "И." приобрело в собственность у ООО "К." по договору купли-продажи от 8 сентября 2011 года жилой дом по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде и земельный участок, сформированный под указанный существующий аварийный многоквартирный дом, площадью 2206 кв. м с кадастровым номером 39:15:131809:34 по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде, после чего в установленном порядке зарегистрирован переход права собственности 12 сентября 2011 года. Полагает незаконным и нарушающим права ООО "И." включение указанного строения в перечень объектов культурного наследия местного значения ввиду отсутствия у этого объекта историко-культурной ценности и его полной физической утраты, нарушения установленного порядка отнесения объекта недвижимости к объектам культурного наследия и существенного ограничения права пользования объектом недвижимости и земельным участком вследствие необходимости исполнения дополнительных обязанностей, связанных с особым статусом объекта.
В судебном заседании представитель ООО "И." - Р. заявленные требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы и настаивая на нарушении процедуры принятия названного нормативного правового акта в оспариваемой части.
Представители Правительства Калининградской области - Г., Е., К. полагали заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что, несмотря на отсутствие учетных документов, которые могли бы подтвердить соблюдение процедуры постановки на государственный учет памятника истории и культуры по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде, указанное строение принято на государственную охрану на основании постановления Главы администрации Калининградской области № 49 от 19 февраля 1992 года и включено в реестр объектов культурного наследия, что свидетельствует о том, что на момент принятия объекта на государственную охрану соответствующие документы имелись. При изменении в 2004 году категории объекта культурного наследия регионального значения заключение государственной историко-культурной экспертизы действительно получено не было, однако этим не нарушены законные права и интересы заявителя, который избрал ненадлежащий способ защиты права, поскольку признание недействующим и не подлежащим применению названного нормативного правового акта в оспариваемой части само по себе не повлечет за собой исключение объекта культурного значения из реестра.
Представитель администрации городского округа "Город Калининград" (которая была указана заявителем в качестве заинтересованного лица) З. полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что строение по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде довоенной постройки использовалось в качестве 3-квартирного жилого дома и было отнесено к памятникам истории и культуры Калининградской области постановлением Главы администрации Калининградской области № 49 от 19 февраля 1992 года "О постановке на государственный учет вновь выявленных памятников истории и культуры...".
Материалы обследования данного объекта на стадии его фиксации и подготовки списков памятников истории и культуры Калининградской области, перечисленные в п. 13 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утв. постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, и в п.п. 12, 15, 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, Правительством Калининградской области не представлены.
На основании постановления Главы администрации Калининградской области № 49 от 19 февраля 1992 года объект по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде включен в реестр объектов культурного наследия, о чем имеется информация в базе данных ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации (т. 1 л.д. 150).
Пунктом 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" постановлено отнести памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что объект культурного наследия "Вилла, 1-я четв. XX в." (г. Калининград, ул. Тельмана, 31) был принят на государственную охрану в период действия Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", он в силу приведенной нормы закона с момента вступления в силу Федерального закона № 73-ФЗ (с 29 июня 2002 года) считался объектом культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Постановлением администрации Калининградской области № 442 от 13 сентября 2004 года "Об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения" изменена категория историко-культурного значения указанного объекта культурного наследия с регионального значения на иную категорию - объект культурного наследия местного значения.
В дальнейшем в целях систематизации перечня объектов культурного наследия, который ранее содержался в нескольких правовых актах, было принято оспариваемое постановление Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения".
Пунктом 2 этого постановления был утвержден перечень объектов культурного наследия местного значения в связи с изменением их категории с регионального значения на местное значение и вилла начала XX века по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде была включена в главу 1 "Объекты культурного наследия Калининградской области, подлежащие государственной охране как объекты местного (муниципального) значения на территории муниципального образования "Город Калининград" Приложения № 2.
Постановлением Правительства Калининградской области № 799 от 24 декабря 2009 года были внесены изменения в вышеуказанное постановление Правительства области № 132 от 23 марта 2007 года и названный объект включен в таблицу 1 "Объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящиеся на территории муниципального образования "Городской округ "Город Калининград" Приложения № 2 "Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения".
В то же время, в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Законом Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области" (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления администрации Калининградской области № 442 от 13 сентября 2004 года) предусмотрено, что к полномочиям администрации Калининградской области относится принятие решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения (ст. 7); изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения осуществляется администрацией Калининградской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы (п. 1 ст. 19); объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального значения, учитывается в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия местного значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия (п. 2 ст. 19).
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителями Правительства Калининградской области, заключение государственной историко-культурной экспертизы для решения вопроса об изменении категории историко-культурного значения упомянутого объекта культурного наследия регионального значения в нарушение п. 1 ст. 19 названного Закона Калининградской области отсутствует.
Согласие органа местного самоуправления городского округа "Город Калининград" на отнесение строения по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде к объектам культурного наследия местного значения до принятия постановлений об изменении категории историко-культурного значения в нарушение п. 2 ст. 19 Закона области Правительством Калининградской области получено не было.
Так, в силу п. 2.2 Положения об управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Калининграда, утвержденного распоряжением мэра города Калининграда № 66-р от 7 февраля 2003 года и действовавшего на момент первоначального изменения категории объекта культурного наследия постановлением администрации области № 442 от 13 сентября 2004 года, сохранение исторического и культурного наследия было отнесено к компетенции управления архитектуры и градостроительства.
Из сообщения главного архитектора города Калининграда от 27 сентября 2003 года следует, что жилой дом № 31 по ул. Тельмана в г. Калининграде не имеет особого значения для истории и культуры муниципального образования, в связи с чем управление архитектуры и градостроительства не намерено проводить комплекс мероприятий по включению аварийного жилого дома № 31 по ул. Тельмана в реестр объектов культурного наследия местного значения и согласовывает проведение работ по срочному расселению жильцов и сносу аварийного жилого дома (т. 2 л.д. 35).
При этом действия органа местного самоуправления как до, так и после изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия свидетельствовали о явном отсутствии согласия на включение строения по ул. Тельмана, 31 в г. Калининграде в состав объектов культурного наследия местного значения и на выполнение мероприятий по обеспечению его сохранности.
В частности, постановлением мэра города Калининграда № 1351 от 28 апреля 2001 года "О внесении изменений в постановление мэра от 07.07.2000 г. № 1986 "Об утверждении решения городской межведомственной комиссии от 7 июня 2000 года" жилой дом № 31 по ул. Тельмана был включен в список жилых зданий (помещений), непригодных для проживания, после чего 22 апреля 2004 года между мэрией города Калининграда и ООО "К." был заключен договор на расселение за счет ООО "К." жильцов аварийного жилого дома № 31 по ул. Тельмана и снос аварийного дома, 14 мая 2010 года между администрацией городского округа "Город Калининград" и ООО "К." был подписан акт об окончании процесса расселения, согласно акту осмотра текущего состояния объекта культурного наследия от 25 мая 2012 года он уничтожен (снесен) неизвестными лицами.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что отдельные мероприятия по осмотру памятника и составлению учетных документов были произведены сотрудниками администрации городского округа "Город Калининград" и муниципального казенного учреждения культуры города Калининграда "Ц." в период времени, начиная только с 2008 года, в частности, акты осмотра технического состояния объекта культурного значения местного значения были составлены, начиная с 13 мая 2008 года (т. 1 л.д. 115-149), учетная карточка на объект культурного наследия оформлена в октябре 2009 года (т. 1 л.д. 77), охранное обязательство подписано в июле 2011 года (т. 1 л.д. 13-19).
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о нарушении установленного порядка принятия нормативного правового акта в оспариваемой части, что выразилось в нарушении требований пункта 2 статьи 22 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года и пунктов 1, 2 статьи 19 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 года по проведению государственной историко-культурной экспертизы при изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения и по получению на это согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
На основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что постановление Правительства Калининградской области № 132 от 23 марта 2007 года (в редакции постановления № 799 от 24 декабря 2009 года) в оспариваемой части не соответствует вышеперечисленным нормам Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года и Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 года, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей Правительства Калининградской области об избрании ООО "И." ненадлежащего способа защиты права суд находит не имеющими существенного правового значения при рассмотрении настоящего заявления в порядке главы 24 ГПК РФ и установлении факта нарушения процедуры принятия оспариваемого правового акта, который затрагивает права заявителя.
Суд также принимает во внимание, что настоящее решение само по себе не является основанием для исключения строения из реестра объектов культурного наследия и заинтересованные лица вправе ставить вопрос об исключении строения из реестра объектов культурного наследия в порядке статьи 23 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ООО "И." удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу пункт 123 таблицы 1 Приложения № 2 к постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения" (в редакции постановления Правительства Калининградской области № 799 от 24 декабря 2009 года).
Опубликовать сообщение о настоящем решении в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Ведомости правительства Калининградской области").
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2012 года.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru