АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2012 г. по делу № А14-11105-2012
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 13 августа 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 августа 2012 года.
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - заявитель, ТУ ФАУГИ) обратилось в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Воронежа Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Ф. № 59027/12/37/36 от 15.05.2012.
Судебный пристав-исполнитель и третье лицо возражают против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в отзывах.
Третье лицо в судебное заседание явку представителя не обеспечило.
В порядке ст. 156
АПК РФ дело слушалось в отсутствие надлежаще извещенного открытое акционерное общество "В".
Из материалов дела следует:
На основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом города Москвы серия АС № 004191219 от 20.09.2011 об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области подготовить и направить в адрес ОАО "В" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 26,027 кв. м по адресу: г. Воронеж, <...> в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу, судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Воронежа 31.10.2011 возбудил исполнительное производство № 35577/11/37/36. Согласно п. 2 указанного постановления должнику предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Поскольку требования исполнительного документа не были исполнены должником добровольно, а также не были представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, 15.05.2012 судебный пристав-исполнитель вынес постановления о взыскании исполнительского сбора с заявителя в сумме - 5 000 рублей.
Заявитель, ссылаясь на невозможность исполнения требований исполнительных документов в срок, представленный для добровольного исполнения, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Требования исполнительных документов, выдаваемых для обеспечения возможности принудительного исполнения судебных актов исполняются судебными приставами-исполнителями по правилам Федерального закона
"Об исполнительном производстве".
Согласно ч. 1 ст. 30
Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве") судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом
.
В соответствии с пунктами 11
, 12
статьи 30 Закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112
и 116
настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом
.
Согласно пункту 1 статьи 112
Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 3 ст. 112
Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 112
Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом
, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7
этой же статьи установлено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи
. При отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401
Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1
и 2 названной статьи
лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
От имени Российской Федерации права собственника имущества осуществляют органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 215
, часть 3 статьи 214
Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 1
, 4
, 5.6
Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Административного регламента
по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 13.07.2009 № 270 (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 № 622, выполнение данной государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и (или) его территориальными органами при взаимодействии с федеральными государственными учреждениями.
При предоставлении государственной услуги поступившее в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя, за исключением случаев, предусмотренных разделом III
Административного регламента, а также в случаях, предусмотренных соответствующим положением о территориальном органе.
В соответствии с разделом III
Административного регламента организация предоставления государственной услуги Росимуществом включает в себя, в числе прочего, принятие решения о предоставлении государственной услуги Росимуществом либо принятие решения о даче поручения в территориальный орган Росимущества.
Приказом ФАУГИ от 05.03.2009 № 63, утверждено положение "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области", в соответствии с пунктом 4.1 раздела II которого территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению), в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным управлением прямо предусмотрена нормативно-правовыми актами Правительства РФ.
Согласно пункту 4.8 положения, территориальное управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества по поручению Федерального агентства.
Таким образом, согласно вышеприведенным положениям законодательства Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области вправе исполнить требования исполнительного листа - подготовить и направить в адрес ОАО "В" проект договора купли-продажи земельного участка, только по поручению Росимущества, выданного на основании соответствующего решения Федерального агентства.
Как следует из представленных материалов исполнительного производства, решение о даче поручения в территориальный орган Росимуществом до настоящего времени не принято, несмотря на обращения ТУ ФАУГИ в Федеральное агентство с просьбой ускорить выдачу поручения.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона, у должника по исполнительному производству № 35577/11/37/36 в настоящее время отсутствует возможность добровольно исполнить требования исполнительного листа, выданного Арбитражным судом города Москвы серия АС № 004191219 от 20.09.2011.
При указанных обстоятельствах суд считает, что требования заявителя об освобождении его от уплаты исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Воронежа Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Ф. № 59027/12/37/36 от 15.05.2012, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 112
ФЗ "Об исполнительном производстве", статьями 65
, 71
, 197
- 201
, 329
АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
Освободить Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отдела судебных приставов г. Воронежа Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Ф. № 59027/12/37/36 от 15.05.2012.
Исполнительное производство № 35577/11/37/36 - возобновить.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.