Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. по делу № 3-40/2012

Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Толмач А.В.,
представителя Правительства Оренбургской области П., действующего на основании доверенности от 13 июля 2012 года № 01/22-704, представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Склонюк Натальи Вячеславовны, действующей на основании доверенности от 21 августа 2012 года № 23-01/340-4, представителя министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Л., действующей на основании доверенности от 14 июня 2012 года,
рассмотрев 29 ноября 2012 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании недействующим абзаца 17 пункта 1.2. подраздела I раздела III "Мероприятия Программы" областной целевой Программы "Социальное развитие села до 2013 года", приложение к Закону Оренбургской области от 14 сентября 2004 года № 1446/240-III-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11 мая 2012 года № 390-пп),

установил:

прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 17 пункта 1.2. подраздела I раздела III "Мероприятия Программы" областной целевой Программы "Социальное развитие села до 2013 года", приложение к Закону Оренбургской области от 14 сентября 2004 года № 1446/240-III-ОЗ "Об областной целевой Программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11 мая 2012 года № 390-пп), которое опубликовано в газете "Оренбуржье" 17 мая 2012 года № 77.
В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемым нормативным правовым актом установлена формула для определения размера социальной выплаты при ее использовании на завершение ранее начатого строительства жилого помещения. При расчете размера названной социальной выплаты применяются следующие показатели: С - сметная стоимость строительства жилого дома в соответствии с проектной документацией (рублей), S1 - размер общей площади жилого помещения по социальной норме, установленной Программой для семей разной численности (кв. м), S2 - общая площадь дома в соответствии с проектной документацией (кв. м), F - коэффициент готовности жилого помещения по акту выполненных работ по состоянию на 1 января текущего года (0 < F < 1). Кроме того, учитывается, что окончательная сумма (Z), положенная к выплате, не должна превышать 70 процентов от расчетной стоимости строительства жилья, исчисленной в Соответствии с условиями Программы для семей разной численности.
Такой порядок расчета социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого помещения, противоречит пункту 9 раздела II "Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" (далее - Типовое положение), которое является приложением № 1 к "Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" (далее - Правила) Федеральной целевой Программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858.
В силу названной нормы федерального законодательства (пункт 9 Типового положения) расчетная стоимость строительства (приобретение) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек) и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации (т.е. площадь жилого помещения, установленного для семей разной численности, умножается на среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту).
Установленный федеральным законодательством порядок применим и для расчета социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого помещения, поскольку подпунктом "б" пункта 6 раздела II названного Типового положения такая цель использования гражданином социальной выплаты предусмотрена совместно с целью на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
По мнению прокурора областной законодатель вышел за пределы своих полномочий и установил формулу, не предусмотренную федеральным законодательством, при расчете социальной выплаты в случаях, когда она выплачивается на завершение ранее начатого строительства жилого дома. Как указал прокурор в судебном заседании граждане, претендующие на получение социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома, должны ее получать в таком же размере, как и граждане, желающие построить новый дом, - исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, т.е. без учета того, что часть жилого помещения ими уже построена, даже если они на момент начала строительства жилого дома не являлись участниками Программы. Введение специальной формулы для определения размера социальной выплаты при ее использовании на завершение ранее начатого строительства жилого дома ставит ее получателей в менее выгодное положение по сравнению с получателями выплаты на строительство нового жилого дома. Так, на завершение строительства жилого дома сметной стоимостью 2 049 000 рублей и общей площадью 109, 2 кв. м для семьи из 4 человек при коэффициенте готовности 0,92 % выплата по областной целевой программе составит лишь 81 878,1 рубля, тогда как в соответствии с Федеральной целевой программой к выплате предусматривается 655 200 000 рублей. Таким образом, закрепленный в оспариваемой норме порядок препятствует гражданам получать социальную выплату на условиях, предусмотренных федеральным законодательством.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Толмач А.В. просил заявление удовлетворить и дополнительно пояснил, что специальный порядок расчета выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома, установленный областным законодателем, нарушает конституционное право граждан на жилище, установленное частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, условия для осуществления которого обеспечивают, в том числе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий в порядке статьи 2 Жилищного кодекса РФ.
Представитель Правительства Оренбургской области - начальник отдела правового обеспечения министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области П., представитель Законодательного Собрания Оренбургской области консультант отдела правовой и лингвистической, экспертизы, экспертно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области С. и представитель министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области исполняющий обязанности главного специалиста отдела правового обеспечения министерства сельского хозяйства Оренбургской области Л. с требованиями прокурора не согласились и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Оренбургской области и в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
По мнению суда, данное постановление принято Правительством Оренбургской области в пределах своих полномочий и оспариваемая норма федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем заявление прокурора Оренбургской области удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Установлено, что 11 мая 2012 года Правительством Оренбургской области принято постановление № 390-пп "О внесении изменений в областную целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года", которое подписано Губернатором - Председателем Правительства Оренбургской области Б. и опубликовано в газете "Оренбуржье" 17 мая 2012 года № 77.
Данное постановление является приложением к Закону Оренбургской области от 14 сентября 2004 года № 1446/240-III-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 мая 2012 года № 390-пп подпункт 1.2 пункта 1 раздела III "Мероприятия Программы" областной целевой Программы "Социальное развитие села до 2013 года" изложен в новой редакции (л.д. 13 - 15).
Абзацем 17 подпункта 1.2 пункта 1 раздела III "Мероприятия Программы" областной целевой Программы установлена формула, используемая для определения размера социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома:

                                ┌              ┐
                                │ CS     CS F  │
                                │   1      1   │
                      Z = 0,7 x │ ──── - ───── │, где:
                                │  S       S   │
                                │   2       2  │
                                └              ┘

Z - сумма социальной выплаты при зав ершении строительства жилого дома (рублей), но не более 70 процентов от расчетной стоимости строительства жилья, исчисленной в соответствии с условиями Программы для семей разной численности;
С - сметная стоимость строительства жилого дома в соответствии с проектной документацией (рублей);
S1 - размер общей площади жилого помещения по социальной норме установленный Программой для семей разной численности (кв. метров);
S2 - общая площадь дома в соответствии с проектной документацией (кв. метров);
F - коэффициент готовности жилого помещения по акту выполненных работ по состоянию на 1 января текущего года (0 < F < 1;) (л.д. 14).
В пункте 9 "Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" действительно установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретение) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Иная формула расчета размера социальной выплаты, в частности для граждан, претендующих на ее получение для завершения ранее начатого строительства жилого дома, федеральным законодательством не установлена.
Вместе с тем областной законодатель, реализуя предоставленные ему статьями 2, 5 Жилищного кодекса РФ права, рекомендации Правительства РФ, содержащиеся в пункте 4 Постановления № 858 от 3 декабря 2002 года "О Федеральной целевой Программе "Социальное развитие села до 2013 года" и в рамках статьи 76 Конституции РФ, вправе был принимать свою Программу социального развития села на соответствующий год.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора суд исходит из того, что ни Федеральная целевая Программа "Социальное развитие села на 2013 год", ни соответствующая областная программа, не имеют цели полного возмещения всех расходов граждан, связанных с приобретением или строительством жилых помещений.
Реализация Программы осуществляется путем выделения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на условиях наличия долгосрочных региональной и (или) муниципальных целевых Программ; привлечения субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов: собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов - в случае предоставления социальных выплат; средств работодателей - в случае предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований.
Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам установлен порядок предоставления социальных выплат гражданам (раздел II), в соответствии с которым социальная выплата предоставляется, если гражданин постоянно проживает в сельской местности, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и др.
В пункте 7 Типового положения установлено, что в случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий, указанных в пункте 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Предоставление социальных выплат на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В пункте 8 вышеуказанного Типового положения установлено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению № 1 к Типовому положению.
Анализируя указанные нормы суд считает, что до признания гражданина участником Программы и выдачи ему свидетельства о праве на получение социальной выплаты, он не может претендовать на такую выплату. Поскольку право гражданина на получение социальной выплаты появляется только после выдачи ему соответствующего свидетельства и признания его участником Программы, то его расходы на строительство жилья, в том числе его заемные средства, произведенные до получения такого статуса, не возмещаются.
Иное толкование и применение указанных норм могло бы привести к тому, что гражданин мог требовать возмещения всех его расходов на строительство жилья, хотя участником Программы он не являлся.
При таких обстоятельствах суд соглашается с тем, что социальная выплата может быть предоставлена только на завершение строительства жилого дома, как буквально указано в подпункте "б" пункта 6 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

прокурору Оренбургской области в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 17 пункта 1.2. подраздела I раздела III "Мероприятия программы" областной целевой Программы "Социальное развитие села до 2013 года", приложение к Закону Оренбургской области от 14 сентября 2004 года № 1446/240-III-ОЗ "Об областной целевой Программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 11 мая 2012 года № 390-пп) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 5 декабря 2012 года.

Судья Оренбургского
областного суда
Ю.М.ИМАМОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru