Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2012 г. № 80

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 19 ноября 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей Совета депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", рассмотрев дело № 8-01/246 по признакам нарушения Советом депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при принятии муниципальных правовых актов, Хабаровским УФАС России установлено Положение об индивидуальном и малоэтажном жилищном строительстве на территории городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", утвержденное решением Совета депутатов городского поселения от 26.02.2009 № 265, отдельные положения которого нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно.
Пунктом 3.2 раздела 3, абзацем 3 пункта 4.1 раздела 4 Положения установлено требование о подготовке проектной документации организацией, имеющей лицензию на выполнение проектных работ, что противоречит статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не предусматривающих лицензирование данного вида деятельности.
Из пункта 3.4 раздела 3, абзаца 4 пункта 4.1 раздела 4 Положения следует, что проектная документация на строительство жилого дома, разработанная по заказу застройщика, согласовывается с органом, осуществляющим полномочия в области архитектуры и градостроительства на территории городского поселения.
Вместе с тем, частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрещено требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Абзацем 6 пункта 4.2 раздела 4 Положения предусматривается выдача разрешения на капитальный ремонт объектов капитального строительства, что не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая установленные нарушения, Хабаровским УФАС России возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Правоотношения по выдаче разрешений на строительство и их продлению регулируются градостроительным законодательством.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Порядок подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство, продления срока действия разрешения, внесения в него изменений урегулирован статьями 48, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Из приведенных норм следует, что подготовка проектной документации может осуществляться любым лицом, а при определенных условиях лицом, имеющим выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к соответствующим работам. Наличие лицензии для осуществления данного вида деятельности градостроительным законодательством не предусмотрено.
Не предусмотрено лицензирование указанной деятельности и Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с чем установленное пунктом 3.2 раздела 3, абзацем 3 пункта 4.1 раздела 4 Положения требование о подготовке проектной документации организацией, имеющей лицензию на выполнение проектных работ, является незаконным.
В соответствии с пунктом 3.4 раздела 3, абзацем 4 пункта 4.1 раздела 4 Положения проектная документация на строительство жилого дома, разработанная по заказу застройщика, согласовывается с органом, осуществляющим полномочия в области архитектуры и градостроительства на территории городского поселения.
Вместе с тем, частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрещено требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом, в связи с чем установленное требование является незаконным.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи (часть 19 статьи 51).
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления (часть 20 статьи 51).
Абзацем 6 пункта 4.2 раздела 4 Положения предусматривается выдача разрешения на капитальный ремонт объектов капитального строительства. Тогда как, частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случае капитального ремонта объекта капитального строительства.
Рассматриваемое Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения градостроительной и проектной документации на районы индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, проектной документации на строительство, реконструкцию индивидуальных жилых домов, предоставления физическим лицам земельных участков для строительства индивидуальных и малоэтажных жилых домов, надворных построек, освоения указанных участков, а также контроля за качеством возводимых строений и приемки их в эксплуатацию (пункт 1.2).
В силу пункта 1.3 Положения оно является обязательным при решении вопросов по организации и ведению индивидуального и малоэтажного жилищного строительства физическими и юридическими лицами на территории городского поселения.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. В частности пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Установленные Положением требование о необходимости получать разрешение на капитальный ремонт объектов капитального строительства; требование о согласовании проектной документации на объект капитального строительства с органами местного самоуправления поселения; требование о выполнении проектной документации организацией, имеющей соответствующую лицензию, на практике их применения могут привести к возложению на хозяйствующих субъектов обязанностей, не предусмотренных федеральным законодательством, препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, проектирование в целях осуществления предпринимательской деятельности, что прямо запрещено антимонопольным законодательством.
При рассмотрении дела комиссией установлено, что абзац 2 пункта 4.2 раздела 4 Положения также предусматривает получение разрешения на капитальный ремонт объектов индивидуального жилищного строительства, что не соответствует части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществление физическими лицами строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не влияет на состояние конкуренции рынка строительных услуг и не может рассматриваться в качестве нарушения антимонопольного законодательства.
Советом депутатов городского поселения в материалы дела представлено решение от 09.11.2012 № 344, которым отменено рассматриваемое Положение в полном объеме, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать пункт 3.2 раздела 3, абзац 3 пункта 4.1 раздела 4, в части слов "лицензия на выполнение проектных работ", пункт 3.4 раздела 3, абзац 4 пункта 4.1 раздела 4, абзац 6 пункта 4.2 раздела 4, в части слов "капитальный ремонт", Положения об индивидуальном и малоэтажном жилищном строительстве на территории городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", утвержденного решением Совета депутатов городского поселения от 26.02.2009 № 265, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Рассмотрение дела № 8-01/246 прекратить, в связи с добровольным устранением Советом депутатов городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

И.С.Федоренко
В.Г.Оттева
М.Г.Шафигуллина





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru