Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 15 ноября 2012 г. № 74

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации г. Комсомольска-на-Амуре; Закрытого акционерного общества "Н", рассмотрев дело № 8-01/155 по признакам нарушения Администрацией города Комсомольска-на-Амуре ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступило заявление ЗАО "Н" (далее - Общество) на действия Администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - Администрация), связанные с внесением дополнительных требований в технические условия на устройство водоотвода для проектирования и строительства объекта "Торговый центр" по <...> в г. Комсомольске-на-Амуре.
Заявитель полагает, что включение органом местного самоуправления в технические условия требований, не предусмотренных законодательством, нарушает права Общества в предпринимательской сфере, препятствуя осуществлению им деятельности.
Отдел ЖКХ Центрального округа Администрации выдал Обществу технические условия на водоотвод, включив дополнительные условия, касающиеся благоустройства территории, не относящейся к территории, принадлежащей Обществу, что влечет дополнительные финансовые затраты. Без данных технических условий на устройство водоотвода невозможно проектирование и строительство объекта.
В соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Постановление № 83) технические условия должны содержать данные о максимальной нагрузке, сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемые, в том числе, в зависимости от срока реализации инвестиционных программ, срок действия технических условий. Требования, не предусмотренные законодательством, включаться в технические условия, не могут.
Внесение в технические условия отделом ЖКХ Центрального округа Администрации новых требований, по мнению заявителя, ограничивают конкуренцию.
При рассмотрении дела представитель Администрации пояснил следующее.
Запросы о выдаче технических условий на устройство ливневой канализации на вновь проектируемый объект "Торговый центр" по <...>, направлялись в Администрацию Центрального округа Обществом с июня 2005 года.
По заявлению Общества от 02.06.2005 № 28 Администрацией Центрального округа выданы технические условия с точкой подключения к существующим сетям по <...> на участке от улицы Пирогова до улицы Чапаева. По заявлению Общества от 17.05.2007 выданы технические условия от 30.05.2007, которые продлены в 2009 году. За указанные периоды времени Общество к работам не приступало.
В соответствии с ч. 7 ст. 48 ГК РФ срок действия предоставленных технических условий на подключение объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается не менее чем на 2 года. На момент обращения Общества в Центральный округ Администрации в 2011 году срок действия технических условий от 25.05.2009 на устройство водоотвода для проектирования и строительства объекта истек.
С 2011 года в городе Комсомольске-на-Амуре определен порядок выдачи технических условий на водоотведение, который в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регламентируется постановлением Администрации от 23.05.2011 № 1262-па "Об утверждении Правил предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (далее - Постановление № 1262-па). Для определения точки подключения к существующим инженерно-техническим сетям и определения платы за подключение объекта капитального строительства к сетям правообладателю необходимо обратиться с заявлением установленного образца в Администрацию с дальнейшим получением технических условий и расчетом размера платы в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации. Договор на присоединение заключается с любой специализированной организацией, выполняющей данный вид работ.
Отдел ЖКХ Центрального округа Администрации является территориальным органом, участвующим в согласовании мероприятия на стадии проектирования объекта капитального строительства в соответствии с Постановлением № 1262-па, и им были рекомендованы дополнения с целью уточнения архитектурного решения при проектировании и строительстве объекта.
Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии представлено не было.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
25.05.2009 Центральным округом администрации г. Комсомольска-на-Амуре Обществу выданы технические условия на устройство водоотвода для проектирования и строительства объекта "Торговый центр" по <...>. Согласно техническим условиям Общество должно: выполнить проект водоотвода с прокладкой коллектора от проектируемого объекта в ливневой коллектор по ул. Вокзальной на участке от ул. Пирогова до пр. Первостроителей с определением точки подключения проектом; получить в отделе ЖКХ Центрального округа ордер на производство земляных работ, связанных со строительством водоотвода; сдать по акту скрытые работы в месте врезки в существующую ливневую канализацию представителям отдела ЖКХ округа и МУП "Б"; по окончании работ представить в отдел ЖКХ исполнительную схему и указать среднесуточный сброс поверхностных вод в существующую ливневую канализацию.
21.11.2011 Общество обратилось к начальнику отдела ЖКХ Центрального округа администрации г. Комсомольска-на-Амуре с просьбой подтвердить технические условия на устройство водоотвода для проектирования и строительства объекта "Торговый центр".
30.11.2011 отдел ЖКХ Центрального округа администрации сообщил о внесении дополнительных условий в технические условия на устройство водоотвода, с учетом выполнения мероприятий по обременению: на участке от ул. Пирогова до ул. Чапаева вдоль дороги по ул. Вокзальной предусмотреть устройство тротуаров из плит типа "брусчатка", в том числе к торговому центру по <...>, со стороны ул. Пирогова; на перекрестках при пересечении с тротуарами предусмотреть выполнение мероприятий по созданию "безбарьерной среды" для инвалидов и престарелых; выполнить устройство турникетного ограждения по периметру со стороны ул. Пирогов и ул. Вокзальной, предусмотреть установку мусорных урн, контейнеров для мусора, скамеек в соответствии с эскизами, разработанными и согласованными с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации; выполнить озеленение вдоль проезжей части дороги по ул. Вокзальной, с устройством цветников; выполнить обустройство посадочных площадок трамвайных остановок, предусмотреть современным дизайнерским решением с установкой крытых остановок по ул. Пирогова; представить разработанное специализированной лицензированной организацией и согласованное в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации проектное решение на выполнение благоустроительных работ (чертежи, эскизы, конструктивные элементы, цветовое решение) на основании требований СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; с момента начала работ до сдачи объекта в эксплуатацию и закрытия ордера, а также в процессе дальнейшей эксплуатации, содержать прилегающую территорию к объекту в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с закрепленной зоной санитарного содержания на основании постановления Администрации от 29.06.2005 № 50-па "Об утверждении положения о содержании объектов благоустройства города Комсомольска-на-Амуре".
Согласно ст. 48 ГрК РФ технические условия предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и содержат данные о максимальной нагрузке, сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий.
Постановлением № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок определения и предоставления технических условий.
В соответствии с Правилами технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.
Таким образом, внесенные отделом ЖКХ Центрального округа Администрации изменения в технические условия содержат данные, не предусмотренные действующими нормативными правовыми актами в сфере регулирования отношений, возникающих в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и не соответствуют требованиям Правил определения и предоставления технических условий.
Администрацией принято постановление от 23.05.2011 № 1262-па "Об утверждении Правил предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
В соответствии с указанными Правилами, определяющими единый порядок выдачи технических условий на проектирование инженерных сетей и на подключение объектов капитального строительства к источникам энергоснабжения, инженерным сетям, коммуникациям и сооружениям на территории города Комсомольск-на-Амуре, определение технических условий (по нагрузкам и видам ресурсов) подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства Администрации (далее - Управление).
Управление предоставляет технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения при направлении хозяйствующим субъектом заявления на получение технических условий подключения и информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на территории города.
В случае изменения технических условий решение о возможности изменения также принимается Управлением (п. 2.8 Правил).
Согласно должностной инструкции начальника отдела ЖКХ Центрального округа Администрации, утвержденной начальником Центрального округа, начальник отдела осуществляет общее руководство отделом согласно Положению об отделе (п. 1.4), в задачи которого входит организация взаимодействия с предприятиями для организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения. Выдача технических условий на устройство ливневой канализации на вновь проектируемый объект в полномочия отдела ЖКХ Центрального округа Администрации не входит.
Таким образом, внесение отделом ЖКХ Центрального округа Администрации изменений в исходные технические условия с целью уточнения архитектурного решения при проектировании и строительстве объекта хозяйствующему субъекту является превышением полномочий данного органа, но не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства исходя из следующего.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По своему содержании установленный нормативный запрет адресован органам власти в целях недопущения вмешательства в конкурентную среду определенного товарного рынка посредством использования административного ресурса.
При квалификации тех или иных действий (бездействия), актов властных органов нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить совокупность следующих условий: 10 незаконность действий (бездействия), акта; 2) наличие последствий для состояния конкуренции в результате совершенных действий (бездействия), в результате принятия акта, а также причинно-следственной связи между таким действиями (бездействием), актами и наступившими (могущими наступить) негативными последствиями для конкуренции.
Согласно ст. 52 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией, согласование которой в силу ст. 48 ГрК РФ с органами местного самоуправления не предусмотрено. Основанием начала осуществления строительства является разрешение, выдаваемое уполномоченными органами в установленном ст. 51 ГрК РФ порядке.
Из материалов дела следует, что в установленном законом порядке Обществом разработана проектная документация на строительство объекта. Документация прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение, в том числе и по техническим условиям на устройство ливневой канализации (Положительное заключение государственной экспертизы от 21.05.2012). Доказательств прекращения действия технических условий либо их изменения заявителем не представлено, равно как и не представлено доказательств, препятствующих началу осуществления строительства в соответствии с имеющейся проектной документацией. Внесение изменений в технические условия неуполномоченным на то граном само по себе не влечет для Общества каких-либо правовых последствий.
Также представитель Общества пояснила, что Общество в Управление архитектуры и градостроительства Администрации за получением технических условий, а также с заявлением в уполномоченные органы о выдаче разрешения не обращалось, так как в настоящее время решается вопрос разрешенного использования земельного участка под строительство торгового центра, проводятся публичные слушания, в связи с чем довод о возможном отказе в выдаче разрешения на строительство подлежит отклонению как основанный на предположении.
Учитывая, что совокупность обязательных условий для признания действий органа местного самоуправления нарушающими статью 15 Закона о защите конкуренции отсутствует, рассмотрение дела подлежит прекращению в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 8-01/155 по признакам нарушения Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с отсутствием в действиях Администрации города Комсомольска-на-Амуре нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

И.С.Федоренко
М.Г.Шафигуллина
Ю.С.Дюжакова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru