АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 сентября 2012 г. по делу № А12-16386/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны, судей Наумовой Марины Юрьевны, Стрельниковой Натальи Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Волгоградской области - С., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, удостоверение <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению прокуратуры Волгоградской области к Совету депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта;
установил:
Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Совету депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании пункта 2
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389
Налогового кодекса Российской Федерации" недействующим как не соответствующим части 1 статьи 388
Налогового кодекса Российской Федерации, о признании пункта 4
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет" недействующим как не соответствующим части 1 статьи 391
Налогового кодекса Российской Федерации, о признании подпункта 2 пункта 6
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) недействующим как не соответствующим части 2 статьи 389
Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокуратура Волгоградской области заявленные требования поддержала.
Совет депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы заявителя, суд считает, что требования прокуратуры Волгоградской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 13
Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом
, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении
Пленума от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Частью 4 статьи 194
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Решением
Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" определены налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12).
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в газетах "Донской вестник" № 140 от 27.11.2007, "Вестник Большеивановского сельского поселения" № 4 от 29.04.2009, "Вестник Большеивановского сельского поселения" № 14 от 04.11.2010.
Установленный оспариваемым актом земельный налог затрагивает интересы неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует в течение определенного периода времени независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Таким образом, оспариваемый акт является нормативным правовым актом и рассмотрение настоящего спора относится к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 2
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" установлено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ Большеивановского сельского поселения.
Согласно части 1 статьи 388
Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389
Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, отсутствие в пункте 2
оспариваемого решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения слов "признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389
Налогового кодекса Российской Федерации" нарушает права пользователей земельных участков, не отнесенных к объектам налогообложения в силу части 2 статьи 389
Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389
Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 391
Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, пунктом 4
оспариваемого нормативного акта фактически исключается возможность определения налоговой базы земельного участка, образованного в течение налогового периода, из учета его кадастровый стоимости на дату постановки на кадастровый учет, чем нарушаются права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставивших земельный участок на кадастровый учет после 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно положениям подпункта 2 пункта 6
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 размер ставки налога 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом в соответствии с частью 2 статье 389
Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Из содержания подпункта 2 пункта 6
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения от 05.10.2007 № 86/24 следует, что налоговая ставка в размере 1,5 процента применяется в отношении прочих земельных участков, в том числе тех, которые не признаются объектами налогообложения.
Таким образом, в данной части решение
Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" не соответствует нормам действующего федерального законодательства.
Решение
Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" в оспариваемой части не соответствует положениям Налогового кодекса
Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц - граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку каждый из названных субъектов имеет право на осуществление своих законных интересов в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами, а также ограничивает права налогоплательщиков, установленные законодательством о налогах и сборах, изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе
Российской Федерации.
С учетом изложенного заявленные прокуратурой требования подлежат удовлетворению.
Статьей 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины как истцы и как ответчики. Поэтому вопрос о взыскании по данному делу государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 195
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать пункт 2
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389
Налогового кодекса Российской Федерации" не соответствующим части 1 статьи 388
Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим.
Признать пункт 4
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) в части отсутствия слов: "в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет" не соответствующим части 1 статьи 391
Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим.
Признать подпункт 2 пункта 6
решения Совета депутатов Большеивановского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 05.10.2007 № 86/24 "Об установлении земельного налога на территории Большеивановского сельского поселения" (в редакции от 21.04.2009 № 149/41, от 01.11.2010 № 48/12) не соответствующим части 2 статьи 389
Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ПОНОМАРЕВА
Судьи
М.Ю.НАУМОВА
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА