Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2012 г. по делу № А23-2996/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Храпченкова Ю.В. судей Аникиной Е.А., Носовой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хлопиковой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КалугаЭнергоИнвест", Калужская область, Козельский район, г. Сосенский, пер. Школьный, д. 3 (ОГРН 1074027008120; ИНН 4027083562),
к городской Думе городского поселения "Город Сосенский", Калужская область, Козельский район, г. Сосенский, ул. 8 Марта, д. 3 (ОГРН 1064001025681; ИНН 4009007583),
при участии прокуратуры Калужской области, г. Калуга, ул. Кутузова, 2а,
о признании решения № 69 от 11.12.2008 городской Думы городского поселения "Город Сосенский" не соответствующим ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Фирсовой И.Н. на основании доверенности от 01.08.2012;
от городской Думы - представителя Шалыгиной У.В. на основании доверенности от 15.10.2012;
прокурора Калужской области - Ермаченковой С.А. на основании удостоверения от 27.03.2012 года № 112532

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КалугаЭнергоИнвест" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании не соответствующим ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила) и недействующим решение городской Думы городского поселения "Город Сосенский" № 69 от 11.12.2008 года.
По мнению заявителя, указанные выше нормы Правил устанавливают определенные требования при определении нормативов потребления коммунальных услуг, которые должны отражать особенности и различия объектов (многоквартирных или жилых домов), получающих тепловую энергию, а оспариваемое решение предусматривает единый норматив для всего жилого фонда муниципального образования городского поселения "Город Сосенский", что в конечном итоге затрагивает интересы общества в сфере его экономической деятельности, так как заявитель является единственным поставщиком тепловой энергии, и в результате установления единого для всего жилого фонда норматива потребления тепловой энергии, его деятельность является убыточной.
Городская Дума городского поселения "Город Сосенский" в отзыве по делу и ее представитель в судебном заседании, ссылаясь на обоснованность и в этой связи соответствие оспариваемого заявителем решения ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и нормам указанным заявителем Правил, а также на наличие полномочий для принятия оспариваемого решения установленных в ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 131-ФЗ) и постановление Правительства Калужской области от 14.09.2012 № 464 "О применении с 1 сентября 2012 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307" (далее - постановление № 464).
Участвующий в деле в порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Калужской области в письменном заключении, представленном в арбитражный суд выразил мнение о соответствии оспариваемого заявителем решения действующему законодательству, в том числе, в связи с тем, что это решение не нарушает прав и законных интересов заявителя, а норматив потребления тепловой энергии, утвержденный городской Думой, установленный расчетным методом по формуле предусмотренной п. 15 раздела 2 приложения к Правилам является обоснованным.
Приняв во внимание доводы участвующих в деле лиц, изложенные ими в обоснование заявленных требований и возражений на эти требования, исследовав представленные в дело доказательства, суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить с учетом следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами.
Действовавшей редакцией Правил, на момент принятия оспариваемого заявителем решения (п. 4), установлено право на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг уполномоченными органами к которым, в том числе, согласно п. 2 этих Правил, относятся органы местного самоуправления.
Городская Дума согласно ст. 24-27 Устава муниципального образования городского поселения "Город Сосенский" является представительным органом местного самоуправления муниципального образования городского поселения "Город Сосенский" и в этой связи согласно ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ вправе была принять решение об установлении норматива потребления тепловой энергии для нужд отопления жилого фонда данного муниципального образования. Это решение было опубликовано в установленном в законе порядке 31.01.2009 (л.д. 77-78).
Требования, действующего на момент принятия оспариваемого решения п. 5 Правил устанавливали необходимость учета конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома и, в том числе, в отношении материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Такие нормы согласно п. 10 Правил должны были устанавливаться едиными в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
При установлении нормативов должны были быть использованы (с соблюдением условий их применения указанных в п. 20, 21, 22, 23) метод аналогов, экспертный метод или расчетный метод.
По правилам ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также наличие полномочий у органа или должностного лица на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств послуживших основанием для его принятия возлагается на орган, должностное лицо которые приняли акт (ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению суда, представленные городской Думой доказательства не подтверждают соответствие оспариваемого заявителем нормативного акта Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам.
Решение городской Думы исходя из его текста было принято с учетом расчетов подготовленных МУП "Управляющая компания энергетикой и ЖКХ". Этот расчет был представлен в дело в качестве доказательства свидетельствующего о законности оспариваемого решения.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что городская Дума при принятии решения руководствовалась представленным ей расчетом, который, исходя из реквизитов положенных в основу данного расчета, лишь ориентировочно можно отнести к расчетному методу определения норматива потребления тепловой энергии.
Вместе с тем, исходя из п. 19 и 23 Правил расчетный метод может быть применен (с соблюдением условий его применения) при наличии тех обстоятельств, которые прямо указаны в этих нормах.
Никаких доводов и тем более доказательств обоснованности применения именно расчетного метода для определения норматива потребления тепловой энергии городской Думой не заявлялось и не представлялось.
В этой связи суд считает, что указанные в п. 5, 9, 10, 11 Правил принципы и критерии установления и определения этого норматива не были учтены при принятии оспариваемого решения.
Ссылки заявителя на постановление Правительства Калужской области № 464 от 14.04.2012 как на основание препятствующее принятию иного решения об установлении норматива потребления тепловой энергии не могут рассматриваться судом в качестве причин для отказа заявителю в удовлетворении заявленных им требований, поэтому заявленные требования о признании этого решения недействующим в связи с его несоответствием нормам ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 5, 9, 10, 11 Правил подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 2 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы понесенные заявителем по уплате госпошлины подлежат взысканию с городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Сосенский" в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Признать решение городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Сосенский" № 69 от 11.12.2008 не соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 г.
Взыскать с городской Думы муниципального образования городского поселения "Город Сосенский" в пользу общества с ограниченной ответственностью "КалугаЭнергоИнвест" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 (Две тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный апелляционный суд Центрального округа путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Председательствующий судья
Ю.В.Храпченков

Судьи: Е.А.Аникина

М.А.Носова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru