Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. по делу № А33-1999/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.10.2012.
В полном объеме решение изготовлено 08.10.2012.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шевцовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, г. Красноярск)
к Красноярскому краю в лице Министерства финансов Красноярского края (ОГРН 1052460087008, ИНН 2460071533, г. Красноярск)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Региональная энергетическая комиссия Красноярского края, Правительство Красноярского края, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная служба по тарифам,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лапицкой В.М., по доверенности от 13.09.2011, Дроздовой А.А., по доверенности от 17.08.2011, Шевченко Т.В., по доверенности от 23.12.2011, Левинского А.И., по доверенности от 15.09.2011,
от ответчика: Сивоконь Е.С., по доверенности от 10.01.2012, Закирьян М.С., по доверенности от 10.01.2012,
от третьего лица РЭК Красноярского края: Сутыриной Л.А., по доверенности от 17.06.2012, Дубровского Р.А., по доверенности от 25.04.2012,
от третьего лица Правительства Красноярского края: Старшевой И.С., по доверенности от 24.04.2012,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко И.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерства финансов Красноярского края (ОГРН 1052460087008, ИНН 2460071533, г. Красноярск) о взыскании 4 607 249 100 руб. убытков, причиненных за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 в результате издания приказа РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п, не соответствующего закону.
Определением арбитражного суда от 16.02.2012 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Региональная энергетическая комиссия Красноярского края.
В предварительном судебном заседании 12.03.2012 ответчик и третье лицо РЭК Красноярского края заявили ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа кассационной жалобы РЭК Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2012 по делу № А33-5696/2011 о признании приказа РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п не соответствующим правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующим. Суд определил отказать в удовлетворении ходатайств ответчика и третьего лица РЭК Красноярского края о приостановлении производства по делу, о чем объявлено протокольное определение.
В судебном заседании 25.04.2012 истец представил письменное ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 4 556 940 240 руб., уточненный расчет убытков. Уменьшение размера исковых требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело рассматривается с учетом произведенных изменений.
Определением арбитражного суда от 25.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Правительство Красноярского края.
Истец заявил ходатайство о привлечении Законодательного Собрания Красноярского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика. В удовлетворении ходатайства истца о привлечении Законодательного Собрания Красноярского края к участию в деле третьего лица судом отказано, о чем объявлено протокольное определение.
В судебном заседании 29.05.2012 ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации запроса Губернатора Красноярского края о проверке конституционности пунктов 2, 3 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 № 109, "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" от 29.12.2011 № 1178 в части механизма тарифообразования. В удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу до рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации запроса Губернатора Красноярского края судом отказано, о чем объявлено протокольное определение.
Ответчик также заявил ходатайство об обращении арбитражного суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пунктов 2, 3 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ и приостановлении производства по делу до принятия Конституционный Судом Российской Федерации соответствующего постановления. В удовлетворении ходатайства ответчика об обращении арбитражного суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом судом отказано, о чем объявлено протокольное определение.
Третье лицо Правительство Красноярского края заявило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Красноярского края по итогам рассмотрения заявления ОАО "МРСК Сибири" об оспаривании приказа РЭК Красноярского края от 19.12.2011 № 566-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края" (дело № А33-3784/2012). В удовлетворении ходатайства третьего лица о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу № А33-3784/2012 судом отказано, о чем объявлено протокольное определение.
В судебном заседании 29.05.2012 третье лицо РЭК Красноярского края заявило ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с подачей заявления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2012 по делу № А33-5696/2011 в порядке надзора. В удовлетворении ходатайства третьего лица о приостановлении производства по делу в связи с подачей заявления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации судом отказано, о чем объявлено протокольное определение.
Определением арбитражного суда от 12.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная служба по тарифам.
В судебном заседании 12.07.2012 истцом заявлено ходатайство о привлечении Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца. В удовлетворении ходатайства истца о привлечении указанных третьих лиц судом отказано, о чем объявлено протокольное определение.
Определением арбитражного суда от 06.09.2012 судебное разбирательство отложено на 02.10.2012 в 14 часов.
Третьи лица Министерство энергетики Российской Федерации и Федеральная служба по тарифам в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом принятого уточнения, дал пояснения согласно представленным доказательствам и письменным пояснениям.
Ответчик исковые требования не признал, дал пояснения согласно письменному отзыву с учетом дополнений, а именно:
- истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками, учитывая, что приказ РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п признан недействующим по процедурным аспектам, а также иные элементы убытков, в том числе наличие и размер убытков (упущенной выгоды);
- истец не предпринял действий по предотвращению и уменьшению убытков, поскольку не обращался в 2011 году в ФСТ России с целью урегулирования разногласий в сфере тарифного регулирования; кроме того, истцом не были заявлены соответствующие разногласия на стадии формирования тарифов;
- истцом не были предприняты действия по заключению договора аренды объектов электросетевого хозяйства в связи с прекращением с 01.07.2008 договора субаренды объектов электросетевого хозяйства от 01.10.2005 № ДИ-55 между ОАО ММСК "Центр" и ОАО "Красноярскэнерго" (правопредшественником истца), прекращение которого установлено решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-283/10-83-3, что свидетельствует о действии истца в своем интересе без учета интересов потребителей (злоупотреблении правом), учитывая пункт 5 статьи 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ, поскольку право сетевых организаций должно реализовываться с учетом интересов всех жителей и организаций субъекта Российской Федерации; кроме того, учитывая несвоевременное принятие Министерством энергетики Российской Федерации решения о согласовании перечня объектов электросетевого хозяйства, подлежащих передаче в аренду территориальным сетевым организациям в 2011 году (26.07.2011), убытки подлежат взысканию с Российской Федерации;
- истец имеет возможность компенсировать убытки посредством тарифного регулирования путем учета выпадающих доходов в 2011 году при формировании долгосрочных параметров регулирования и тарифов, начиная с 2013 года; несмотря на установленный порядок компенсации выпадающих доходов и предъявляя иск по настоящему делу, истец планирует получить компенсацию при тарифообразовании за счет иного источника - краевого бюджета, что свидетельствует о том, что истцом не были приняты исчерпывающие меры по получению планируемой выручки и сделаны с этой целью приготовления; кроме того, необходимо учитывать требования Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 в части формирования и согласования направлений расходования доходов сетевых организаций;
- возмещение убытков за счет средств краевого бюджета приведет к социально-значимым последствиям;
- акты об оказании услуг по передаче электрической энергии также не могут являться достоверными доказательствами, поскольку содержат не оговоренные исправления, некоторые акты не содержат подписи и печати сторон;
- приказом РЭК Красноярского края от 19.12.2011 № 566-п утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края на 2011 без включения объемов электрической энергии и мощности ОАО "РУСАЛ Красноярск", с 01.05.2011 тарифы изменены, при этом размеры тарифов не отличаются от тарифов, утвержденных приказом, признанным недействующим, поскольку не превышают предельно допустимый уровень; учитывая данный приказ, убытки у истца за период с мая по декабрь 2011 года отсутствуют;
- вина регулирующего органа в возникновении у истца убытков не доказана.
Третье лицо РЭК Красноярского края поддержало позицию ответчика, дало пояснения согласно письменному отзыву с учетом дополнений, а именно:
- реальность получения недополученных доходов (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.12.2011 № ВАС-16783/11 по делу № А50-24722/2010) истцом не доказана.
Третье лицо Правительство Красноярского края против исковых требований возражает, дало пояснения согласно письменному отзыву с учетом дополнений, а именно:
- расчет убытков, представленный истцом, определяет не размер неполученных доходов, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (разность между объемом планируемой выручки, рассчитанной как произведение прогнозных объемов передаваемой электрической энергии по Сводному прогнозному балансу и тарифа без учета ОАО "РУСАЛ Красноярск", и фактическим объемом выручки, рассчитанным как произведение прогнозных объемов передаваемой электрической энергии и тарифа, установленного приказом, признанным недействующим), а объем выручки, который истец получил бы, если бы осуществлял в 2011 году передачу электрической энергии ОАО "РУСАЛ Красноярск";
- в случае исключения из тарифа объемов ОАО "РУСАЛ Красноярск" тариф за период с 01.05.2011 по 31.12.2011 по сравнению с тарифом, установленным приказом РЭК Красноярского края № 299-п, не изменится, поскольку с 01.05.2011 тариф изменен с учетом максимально допустимого предела, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 (не более 15 процентов);
- вина РЭК Красноярского края в возникновении у истца убытков не доказана с учетом того, что действия РЭК Красноярского края могут быть неправомерными лишь при осуществлении процедуры согласования Сводного прогнозного баланса (до принятия приказа, признанного недействующим), а не при издании указанного приказа. Кроме того, на момент принятия приказа от 15.12.2010 № 299-п действовал приказ ФСТ России "Об утверждении Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2011 год" от 20.07.2010 № 153-э/1 с учетом объемов ОАО "РУСАЛ Красноярск", являющийся обязательным к применению при утверждении регулируемых цен (тарифов) в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
От третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации поступили письменные пояснения, согласно которым министерство считает, что:
- нарушения, допущенные РЭК Красноярского края при утверждении тарифов, привели к недополучению истцом выручки, непосредственной связанной с размером утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
- учитывая, что Правила согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в аренду территориальным организациям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1173, вступили в законную силу 03.06.2011 (после принятия РЭК Красноярского края приказа, признанного недействующим), вина министерства в возникновении у истца убытков отсутствует; кроме того, согласование министерством передачи объектов электросетевого хозяйства в аренду не устанавливает для ОАО "ФСК ЕЭС" обязанности, а закрепляет принятое решение.
От третьего лица Федеральной службы по тарифам отзыв на исковое заявление не поступил.
Истец с возражениями ответчика и третьего лица РЭК Красноярского края не согласен по доводам, указанным в письменных пояснениях, а именно:
- истцом были предприняты действия, направленные на защиту своих прав, на стадии формирования Сводного прогнозного баланса ОАО "МРСК Сибири", что подтверждается решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.12.2011 по делу № А33-14032/2011, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012; предложения истца безосновательно были изменены РЭК Красноярского края путем увеличения объема заявленной мощности на объем услуг, оказываемых ОАО "РУСАЛ Красноярск"; кроме того, истец неоднократно обращался в РЭК Красноярского края с пояснением ситуации и обоснованием невозможности установления тарифа с учетом объемов ОАО "РУСАЛ Красноярск", а также в ФСТ России;
- заключение истцом договора аренды объектов электросетевого хозяйства от истца не зависело и возможно было только после расторжения договора на передачу электроэнергии, заключенного между ОАО "РУСАЛ Красноярск" и ОАО "ФСК ЕЭС", обязанность заключения которого на 2011 год установлена решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2011 по делу № А40-149500/10-1-954;
- возможность учета выпадающих доходов при утверждении тарифа на следующий период не лишает лицо права требовать возмещения убытков в порядке, предусмотренном статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- ссылка ответчика на постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 необоснованна, поскольку указанное постановление вступило в силу с 13.04.2011 (на момент принятия отмененного приказа не действовало); при этом данное постановление предусматривает предел роста тарифа не за счет корректировки объема услуг по территориальным сетевым организациям, а за счет пересмотра цены на мощность для генерирующих объектов и корректировки по годам параметров изменения необходимой валовой выручки ОАО "ФСК ЕЭС";
- поскольку размер предельных уровней тарифа устанавливается на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включение РЭК Красноярского края в тариф объемов ОАО "РУСАЛ Красноярск" оказало влияние на размер предельных уровней тарифа;
- довод ответчика о том, что с 01.05.2011 устранено несоответствие приказа РЭК Красноярского края, признанного недействующим, является необоснованным, поскольку указанный приказ признан недействующим с учетом изменений, внесенных приказом № 30.05.2011 № 34-п (ред. от 17.06.2011);
- пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ предусмотрена возможность установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов цен (тарифов) выше максимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти по согласованию с ним, в связи с этим у ответчика отсутствуют основания для расчета убытков только за период с 01.01.2011 по 30.04.2011.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:
приказом РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Красноярского края на период с 01.01.2011 по 31.12.2015 с учетом изменений, внесенных приказами от 25.01.2011 № 6-п, от 30.05.2011 № 34-п (ред. 17.06.2011).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2012 № А33-5696/2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.04.2012, приказ РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п с учетом изменений, внесенных приказами от 25.01.2011 № 6-п, от 30.05.2011 № 34-п (ред. 17.06.2011) признан не соответствующим Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 № 109, приказу Федеральной службы по тарифам Российской Федерации "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" от 06.08.2004 № 20-э/2 и недействующим.
Согласно представленным истцом письмам ОАО "МРСК Сибири" от 26.07.2010 № 1.3/01-7384, от 27.08.2010 № 1.3/01-8845, от 31.08.2010 № 02-8677, от 15.09.2010 № 02-9119, а также указанному решению Арбитражного суда Красноярского края:
- ОАО "МРСК Сибири" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии;
- письмом от 31.03.2010 № 1.3/01-3042 ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Красноярскэнерго" направило в РЭК Красноярского края предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях филиала на 2011 год для утверждения Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации; согласно указанным предложениям ОАО "МРСК Сибири" заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии на 2011 год должна составить по данным заявителя 1 912,986 МВт.; указанные предложения были составлены ОАО "МРСК Сибири" с учетом положений статьи 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ, предусматривающей возможность нахождения объектов электросетевого хозяйства, относящихся к сетям ЕНЭС, в аренде у территориальных сетевых организаций только до 01.01.2011, а также с учетом прекращения договора субаренды в отношении объектов, с использованием которых оказывались услуги по передаче электрической энергии ОАО "РУСАЛ Красноярск";
- письмом от 03.08.2010 № 3-1934/4 РЭК Красноярского края направила в адрес ОАО "МРСК Сибири" сведения о технологическом расходе электрической энергии (потерях) в электрических сетях на 2011 год, утвержденные приказом ФСТ России от 30.07.2010 № 153-э/1; из представленных сведений следует, что величина заявленной мощности потребителей филиала "Красноярскэнерго" составляет 4 210,731 МВт и определена с учетом объемов ОАО "РУСАЛ Красноярск";
- ОАО "МРСК Сибири" письмом от 27.08.2010 № 1.3/01-8845 выразило несогласие с представленными сведениями и просило РЭК Красноярского края обратиться в ФСТ России для пересмотра Сводного прогнозного баланса и уменьшения величины заявленной мощности. Кроме того, общество письмами от 31.08.2010 № 02-8677, от 14.09.2010 № 1.3/01-9532 обращало внимание РЭК Красноярского края, что предложение по технологическому расходу электроэнергии и мощности (потерям) на 2011 год сформированы без учета отпуска электроэнергии по объектам, относящимся к сетям ЕНЭС ("последней мили");
- приказом РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п, опубликованным в газете "Наш Красноярский край" от 21.12.2010 № 93, установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края на 2011 год согласно приложению к приказу; приказом РЭК Красноярского края от 25.01.2011 № 6-п в указанный приказ внесены изменения, опубликованные в газете "Наш Красноярский край" от 01.02.2011 № 06/251; приказом РЭК Красноярского края от 30.05.2011 № 34-п в приказ от 15.12.2010 № 299-п внесены изменения, тарифы, установленные в пункте 1 приказа, действуют с 01.05.2011;
- приказом ФСТ России от 14.12.2010 № 429-э/1 согласованы предложения РЭК Красноярского края о переходе к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала в отношении филиала ОАО "МРСК Сибири";
- РЭК Красноярского края являлась ответчиком по делу № А33-1558/2010 по заявлению ОАО "МРСК Сибири" о признании незаконным бездействия РЭК Красноярского края по ненаправлению в ФСТ России предложений заявителя по уточнению Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕНЭС России. В решении по указанному делу суд установил, что ОАО "РУСАЛ "Красноярский алюминиевый завод" письмом от 29.09.2009 № 6/УД-794/09 информировало РЭК о том, что переходит на прямые правоотношения по передаче электрической энергии от ОАО "МРСК Сибири" к ОАО "ФСК ЕЭС", соответствующий договор вступит в силу с 01.01.2010; письмом от 26.07.2010 № 1.3/01-7384 ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес РЭК Красноярского края копию постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010, поддержавшего решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-283/10-83-3, согласно которому суд обязал ОАО "ФСК ЕЭС" направить в адрес ОАО "РУСАЛ "Красноярский алюминиевый завод" подписанный договор оказания услуг по передаче электроэнергии с началом срока действия с 01.01.2010.
Арбитражным судом Красноярского края по делу № А33-5696/2011 сделаны следующие выводы:
- РЭК Красноярского края не представлены доказательства утверждения долгосрочных параметров на момент установления единого (котлового) тарифа, следовательно, тариф был установлен в отсутствие утвержденных долгосрочных параметров регулирования для ОАО "МРСК Сибири", что указывает на нарушение РЭК Красноярского края порядка установления тарифа;
- РЭК Красноярского края неправомерно включены в объем оказываемых услуг объемы передачи электрической энергии для ОАО "РУСАЛ Красноярск";
- при наличии информации о фактических объемах оказываемых заявителем услуг по отпуску электроэнергии, о прекращении договорных отношений по использованию объектов "последней мили", РЭК Красноярского края не предприняло мер по корректировке Сводного прогнозного баланса на 2011 год, не направило свои предложения по формированию Сводного прогнозного баланса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России, как это установлено пунктом 13 приказа ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1;
- установление тарифа с нарушением норм действующего законодательства привело к нарушению прав ОАО "МРСК Сибири", выразившемуся в недополучении ОАО "МРСК Сибири" выручки, напрямую связанной с размером утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Арбитражный суд г. Москвы решением от 05.03.2011 по делу № А40-149500/10-1-954 обязал ОАО "ФСК ЕЭС" заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в редакции ОАО "РУСАЛ Красноярск" за исключением пунктов 8.1, 8.2 договора, приложений N№ 3, 5 сроком действия с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Решением УФАС по Красноярскому краю от 19.07.2011 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 13-15-11 РЭК Красноярского края признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом из содержания решения следует, что указанное нарушение выразилось в бездействии РЭК Красноярского края по невыполнению требований пунктов 12, 13, 25 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (утвержден Приказом ФСТ России от 10.06.2009, № 125-э/1), которые могут привести к ограничению конкуренции - сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.
Полагая, что решение УФАС по Красноярскому краю от 19.07.2011 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 13-15-11 противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, РЭК Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19.07.2011 (дело № А33-14032/2011).
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.12.2011 № А33-14032/2011 об отказе в удовлетворении заявления РЭК Красноярского края о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19.07.2011 (дата изготовления от 01.08.2011) № 13-15-11 оставлено без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012.
Истец считает, что в результате издания приказа РЭК Красноярского края от 15.12.2010 № 299-п, не соответствующего закону в части порядка установления тарифа, ему причинены убытки в виде упущенной выгоды в размере 4 556 940 240 руб. Наличие убытков истец связывает с нарушением порядка установления тарифа, а именно с тем, что тариф был установлен в отсутствие утвержденных долгосрочных параметров регулирования, а также с учетом неправомерно включенных в объем оказываемых услуг объемов электрической энергии для ОАО "РУСАЛ Красноярск".
В качестве правовых оснований исковых требований истец ссылается на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 23, часть 4 статьи 23.1, часть 3 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
Согласно уточненному расчету размер убытков в сумме 4 556 940 240 руб. произведен истцом по формуле:
Уб. (4 556 940 700 руб.) = Вн (7 636 476 940 руб.) - РэФСК (3 079 536 700 руб.) с учетом необходимой валовой выручки с 01.01.2011, взятой за период с января по апрель 2011 года, где:
- Вн - сумма выручки, недополученной истцом от оказания потребителям в 2011 году услуг по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, рассчитанная исходя из объемов электроэнергии и мощности ОАО "РУСАЛ Красноярск" (выручка по тарифно-балансовому решению на 2011 год из Сводного прогнозного баланса) - 0 руб. (сумма фактической выручки в 2011 году услуг по передаче электроэнергии по ОАО "РУСАЛ Красноярск");
- РэФСК - экономия по оплате услуг ОАО "ФСК ЕЭС", рассчитанная как 6 508 783 560 руб. без НДС (утверждено в тарифе с учетом объемов ОАО "РУСАЛ Красноярск) - 3 429 246 860 руб. (факт).
Реальность возможного получения упущенной выгоды истец обосновывает тем, что необходимую валовую выручку, учитываемую при формировании единого (котлового) тарифа, истец должен действительно получить в причитающемся ему объеме. Согласно дополнительным пояснениям истца представленный истцом расчет не учитывает факторы, которые могли бы повлиять на фактическое получение дохода при обычных условиях гражданского оборота, то есть без учета допущенных РЭК Красноярского края нарушений (например, не исполнение контрагентами условий договоров).
В обоснование расчета убытков в сумме 4 556 940 240 руб. истец представил в материалы дела следующие документы:
- подробный уточненный расчет суммы выручки, недополученной истцом от оказания потребителям в 2011 году услуг по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам (выпадающие доходы за 2011 год);
- в подтверждение объемов передачи электроэнергии и мощности по ТБР (в том числе по ОАО "РУСАЛ Красноярск" на 2011 год в размере 1 994,63 МВт./мес. - мощность и 17 686 877,800 тыс. кВт.ч./год - электроэнергии) - письма РЭК Красноярского края от 17.03.2011 № 1-421/4, от 05.07.2011 № 2-1763/4 о годовых объемах электроэнергии и мощности при формирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии (на 2011 год); согласно расчету истца помесячная разбивка осуществлялась Сводному прогнозному балансу, утвержденному приказом ФСТ России от 24.11.2010 № 333-э/1, которым РЭК Красноярского края руководствовалась при установлении тарифа;
- в подтверждение заявленной мощности - приложения к договорам на услуги по передаче электрической энергии с вышеуказанными заказчиками;
- в подтверждение фактически оказанных ОАО "МРСК Сибири" заказчикам (ОАО "Красноярскэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт Сибирь", ООО "ГлавэнергоСбыт", ЗАО "МАРЭМ+", ОАО "Сибурэнергоменеджмент", ООО "Система", ОАО "АтомЭнергоСбыт", ОАО "ФСК ЕЭС") услуг по передаче электрической энергии и фактической выручки за 2011 год - акты об оказании услуг за период с января по декабрь 2011 года;
- расчет экономии по оплате услуг ОАО "ФСК ЕЭС" (выпадающие доходы за 2011 год), согласно которому: 1) ставки тарифов на услуги по передаче электрической энергии утверждены приказами ФСТ России от 29.12.2009 № 552-э/2 в редакции приказа ФСТ России от 28.12.2010 № 486-э/3 (за период января по март 2011 года ставка на содержание объектов электросетевого хозяйства по Красноярскому краю в размере 116 782,52 руб./МВт. в мес., ставка на оплату нормативных потерь - 933,96 руб./МВт.ч.), от 05.05.2011 № 94-э/1 и 13.04.2011 № 74-э/7 (за период с апреля по декабрь 2011 года ставка на содержание объектов электросетевого хозяйства по Красноярскому краю в размере 111 083,35 руб./МВт. в мес., ставка на оплату нормативных потерь - 431,69 руб./МВт.ч.), 2) плановые объемы оказываемых услуг ОАО "ФСК ЕЭС" по тарифно-балансовому решению на 2011 год подтверждаются письмами РЭК Красноярского края от 18.02.2011 № 2-260/1, от 08.09.2011 № 3-2027/3, 3) фактические затраты подтверждаются актами об оказании услуг по передаче электрической энергии за январь - декабрь 2011 года, 4) заявленная мощность соответствует мощности, указанной в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 19.12.2005 № 154/П, заключенному между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "МРСК Сибири" и соответствует письму РЭК Красноярского края от 10.05.2011 № 1-985/1 (4 331 МВт.), 5) объем потерь в сетях ЕНЭС - в соответствии со Сводным прогнозным балансом.
В обоснование исковых требований истцом также представлены следующие документы:
- письма ОАО "МРСК Сибири" от 26.07.2010 № 1.3/01-7384, от 27.08.2010 № 1.3/01-8845, от 31.08.2010 № 02-8677;



Взыскать с Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края (ИНН 2460071533, ОГРН 1052460087008, г. Красноярск) за счет казны Красноярского края
в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, г. Красноярск) 1 020 864 925 руб. 51 коп. убытков и 44 804 руб. 84 коп. судебных расходов по оплате госпошлины.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Т.В.ШЕВЦОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru