Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2012 г. по делу № А35-5401/2011

Резолютивная часть решения объявлена 6 марта 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 11 марта 2012 г.
Арбитражный суд Курской области в коллегиальном составе судей под председательством судьи Силаковой О.Н., в составе судей Малаховой И.Н., Орешко С.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юркиной Е.П., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "Гортеплосеть")
к Комитету по тарифам и ценам Курской области
о признании постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" (далее - постановление № 133) недействующим, как не соответствующее Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии), Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке).
В деле участвует Прокуратура Курской области.
Третье лицо - Администрация города Курска.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Авдеева Л.М. - по доверенности от 16.01.2012 № 65, Мищенко Н.И. - по доверенности от 28.07.2011 № 3;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области: Сергеева Е.Н. - по доверенности от 16.06.2011 № 13-Д, Золотухина Г.Н. - по доверенности от 15.09.2011 № 18-Д;
от Прокурора Курской области: Тинькова Т.Н. - служебное удостоверение ТО № 070250;
от Администрации города Курска: Гнездилова А.Л. - по доверенности от 07.12.2011 № 1441/01-03.
Заслушав и обсудив объяснения представителей, участвующих в деле лиц, а также изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
МУП "Гортеплосеть" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.1992 за основным государственным регистрационным номером 1024600948503, расположено по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 120.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МУП "Гортеплосеть" является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
19.11.2010 экспертная группа Комитета по тарифам и ценам Курской области на основании произведенного анализа представленных 30.04.2010 МУП "Гортеплосеть" расчетных материалов по пересмотру тарифов на тепловую энергию, реализуемую сторонним потребителям в горячей воде и паре, в связи с увеличением цен на покупную тепловую энергию, заработную плату, материалы, тарифов на электрическую энергию (входящий № 02.3ПР-1098) предложила с 01.01.2011 установить тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" города Курска в рублях за 1 Гкал (без НДС) для бюджетных потребителей и иных потребителей, кроме населения на отопление, подогрев холодной воды на нужды горячего водоснабжения общедомовыми водонагревателями - 1039,89; на пар для производственно-технологических и других целей - 1061,19; для иных потребителей, кроме населения на отопление, подогрев холодной воды на нужды горячего водоснабжения общедомовыми водонагревателями - 1156,70; на отопление, подогрев холодной воды на нужды горячего водоснабжения общедомовыми водонагревателями - 1220,84; тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 213,05.
23.11.2010 экспертная группа Комитета по тарифам и ценам Курской области на основании произведенного анализа представленных 29.10.2010 МУП "Гортеплосеть" материалов для установления тарифов на 2011 год на услуги горячего водоснабжения, оказываемые сторонним потребителям (входящий № 02.3ПР-3083) предложила установить с 01.01.2011 тарифы на услуги горячего водоснабжения для потребителей МУП "Гортеплосеть" в следующих размерах (руб./куб. м.) бюджетные - 180,00 (без НДС); иные - 180,00 (без НДС); население - 82,74 (с НДС).
Правление Комитета по тарифам и ценам Курской области решило согласиться с тарифами, предложенными экспертной группой, признав их экономически обоснованными, о чем составлены протоколы заседания Правления от 24.11.2010.
24.11.2010 Комитет по тарифам и ценам Курской области постановлением № 133 установил и ввел в действие с 01.01.2011 тарифы на тепловую энергию согласно Приложению № 1, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии согласно Приложению № 2. В Приложении № 1 тариф на горячую воду для бюджетных и иных потребителей (одноставочный руб./Гкал) установлен в размере 1039,89; на отборный пар давлением от 7,0 до 13,0 кг/см2 - 1061,19. В Приложении № 2 тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые потребителям МУП "Гортеплосеть", вводимые в действие с 01.01.2011 установлены в размере 231,05 руб./Гкал.
В этот же день МУП "Гортеплосеть" направило в Комитет по тарифам и ценам Курской области письмо (исх. № 07-22/9293), в котором указало на необоснованность тарифов на отопление и горячее водоснабжение на 2011 г.
30.11.2010 Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133 опубликовано в приложении к газете "Курск" "Деловая среда" № 47 - 48 и размещено на официальном сайте Комитета по тарифам и ценам Курской области в сети Интернет (http://tarifkursk.ru).
22.04.2010 МУП "Гортеплосеть" обратилось в Комитет по тарифам и ценам Курской области (письмо исх. № 07-22/2299) о пересмотре тарифов, утвержденных постановлением от 24.11.2010 № 133.
23.05.2011 Комитет по тарифам и ценам Курской области сообщил МУП "Гортеплосеть" (письмо исх. № 08ПР-04-09/2125), что тарифы на тепловую энергию на 2011 год для потребителей МУП "Гортеплосеть" города Курска экономически обоснованы и установлены в рамках действующего законодательства. Комитет разъяснил МУП "Гортеплосеть", что согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке анализ включенных в тарифы расходов можно сделать только по итогам работы за год. Если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесет экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, то согласно пункту 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования.
Считая постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области № 133 не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке и нарушающим права и законные интересы МУП "Гортеплосеть" на получение прибыли, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
В обоснование заявленного требования МУП "Гортеплосеть" ссылается на нарушение Комитетом по тарифам и ценам Курской области основных принципов государственного регулирования тарифов при определении необходимой валовой выручки по предприятию на 2011 год, так Комитет по тарифам и ценам Курской области необоснованно рассчитал затраты по объему реализации (необоснованно увеличил на 34200 Гкал за счет уменьшения объема нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии на 34200 Гкал); прочие расходы (необоснованно уменьшил на 4109000 руб. против проиндексированного расчета Предприятия 14552600 руб. и включил в размере 10443600 руб. не предусмотрев расходы на охрану труда и мероприятия технике безопасности, проведение медосмотров, обеспечение спецпитанием работников с вредными условиями труда, подготовку и переподготовку кадров, техническую диагностику и проведение экспертиз основного оборудования, оплачу правовых, аудиторских, консультационных услуг и т.д.); прибыль (не предусмотрел средства на выплаты, предусмотренные коллективным договором и отраслевым тарифным соглашением; списание безналичных долгов; обслуживание банковских процентов по ним). МУП "Гортеплосеть" также указывает на понесенные им убытки в размере 25500000 руб. по итогам работы за 1-й квартал 2011 г., что лишило Предприятие необходимых средств для выполнения ремонтных работ по подготовке к отопительному сезону, тогда как ожидаемая прибыль должна была составить 36700000 руб. Заявитель считает, что в целом ожидаемый убыток по итогам 2011 года составит 222600000 руб., в том числе: 158300000 руб. - выпадающие доходы; 64300000 руб. - убытки от недовыставленного дохода, в связи с искусственным перенесением объема нормативных потерь в объем реализации по горячему водоснабжению.
Представители Комитета по тарифам и ценам Курской области в заседании суда с требованием заявителя не согласилась, представили в материалы дела дополнительный отзыв. Комитет по тарифам и ценам Курской области в письменном отзыве и дополнениях к нему указал, что тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 исходя из экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, а также обеспечения баланса экономических интересов поставщика и потребителей тепловой энергии на основе ее доступности и в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ, то есть поэтапным сокращением перекрестного субсидирования тарифов одной группы за счет тарифов других групп, и Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ), направленным на реализацию мер по уменьшению объема используемых энергетических ресурсов. Комитет по тарифам и ценам Курской области считает, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы МУП "Гортеплосеть" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в уточненном заявлении МУП "Гортеплосеть" указало, что по итогам 1-го квартала 2011 г. им получена прибыль от продажи тепловой энергии на цели отопления в размере 634900 руб., то есть от применения тарифов, установленных постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133, в этой связи указание заявителя на факт причинения ему оспариваемым постановлением убытков является несостоятельным.
Представитель Администрации города Курска в заседании суда поддержала требование заявителя по основаниям, изложенным в письменном мнении, которые совпадают с основаниями, указанными заявителем.
Представитель Прокурора Курской области с заявленным требованием не согласилась, полагая постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133 законным и обоснованным. В представленном в материалы дела письменном мнении Прокурора Курской области указала, что оспариваемое постановление, является нормативным правовым актом, принято Комитетом по тарифам и ценам Курской области в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу. Утвержденные Комитетом по тарифам и ценам Курской области тарифы не нарушают баланс интересов поставщика и потребителей тепловой энергии на основе ее доступности, экономическая обоснованность тарифа подтверждена заключением экспертной группы Комитета по тарифам и ценам Курской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, уточнениях, пояснениях и дополнениях к нему, в отзыве на заявление с дополнениями, письменных мнениях Администрации города Курска и Прокурора Курской области, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд полагает требование МУП "Гортеплосеть" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определение нормативного правового акта содержится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Так, под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Нормативный правовой акт должен быть издан в установленном законом порядке и опубликован в источниках средств массовой информации.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением утверждены и введены в действие с 1 января 2011 г. тарифы на тепловую энергию и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Гортеплосеть" неопределенному кругу потребителей. Данное постановление рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133 издано в установленном законом порядке и опубликовано в газете "Курск" от 30.11.2010 № № 47 - 48, являющейся источником официального опубликования областных нормативных правовых актов (пункт 1 постановления Губернатора Курской области от 16.04.2009 № 111), а также размещено на официальном сайте Комитета по тарифам и ценам Курской области в сети Интернет (http://tarifkursk.ru).
Таким образом, постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133 является нормативным правовым актом. Данный спор подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в части 4 статьи 194 АПК РФ включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Согласно абзацам 4, 5 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; установлению тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Пунктом 1 раздела II Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 № 458, одной из основных задач Комитета является государственное регулирование тарифов и цен в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, принимая оспариваемое постановление, Комитет по тарифам и ценам Курской области действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 18 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.11.2005 № 130-э (далее - Регламент), для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность, направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя.
В соответствии с пунктом 19 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела.
Пунктом 21 Регламента установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе отказать в открытии дела об установлении тарифов при отсутствии каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом.
Согласно пункту 23 Регламента решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
Суд установил, что Комитет по тарифам и ценам Курской области на основании представленных материалов открыл дело об установлении тарифа, провел экспертизу предложений об установлении тарифов. Решение об установлении тарифов принято на заседании правления.
Таким образом, порядок принятия постановления от 24.11.2010 № 133 Комитетом по тарифам и ценам Курской области соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Статьей 7 Федерального закона "О теплоснабжении", статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ и главой III Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесены: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Из материалов дела усматривается, что регулирующим органом - Комитетом по тарифам и ценам Курской области для установления тарифов теплоснабжающей организации выбран метод экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Необходимая валовая выручка, под которой согласно пункту 2 Основ ценообразования понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, была определена Комитетом по тарифам и ценам Курской области на 2011 год в размере 1397970200 руб.
Размер выручки определен с учетом плановых объемов тепловой энергии, сформированных на основе действовавших в 2009 г. и первом полугодии 2010 г. на территории города Курска нормативов потребления коммунальных ресурсов, поскольку потребителями заявителя являются бюджетные организации и жители указанного Муниципального образования, чьи помещения (квартиры) не оснащены приборами учета тепловой энергии.
Расчет тарифов произведен согласно разделению расходов по видам услуг: для целей отопления, подогрева холодной воды на нужды горячего водоснабжения общедомовыми водонагревателями, для подачи пара на производственно-технологические и другие цели, а также на услуги по передаче тепловой энергии.
Отнесение расходов к определенному виду услуг произведено в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке и технологическими особенностями предоставления каждой услуги.
В поданном в суд заявлении с уточнениями и дополнениями к нему, МУП "Гортеплосеть" указывает, что Комитет по тарифам и ценам Курской области неверно рассчитал затраты Предприятия по объему реализации (необоснованно увеличен объем реализации на 2011 г. на 34200 Гкал за счет уменьшения объема нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии) и прочим расходам (снижены на 4109000 руб. за счет исключения расходов разового характера - сертификации, аккредитации, лицензирования, оценки имущества, разработки проектов, оплаты правовых, аудиторских, консультационных услуг), а также его прибыль (в состав тарифа включена прибыль в размере 6643200 руб. вместо 43280000 руб., предложенных МУП "Гортеплосеть").
В этой связи суд отмечает следующее.


Согласно пункту 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В пункте 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Как следует из материалов дела, Комитет по тарифам и ценам Курской области при расчете тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" города Курска на 2011 год произвел снижение объема потерь при передаче тепловой энергии на 2011 год на 34,2 тыс. Гкал, в связи с чем, полезный отпуск тепловой энергии в сеть составил 2040,0 тыс. Гкал., вместо 2005,8 тыс. Гкал., предложенных МУП "Гортеплосеть".
Судом установлено, что снижение объема потерь произведено Комитетом, исходя из анализа фактических потерь при передаче тепловой энергии за период 2007 - 2010 годов (2007 г. - 206,7 тыс. Гкал., 2008 г. - 205,8 тыс. Гкал, 2009 г. - 213,2 тыс. Гкал, 2010 г. - 219,3 тыс. Гкал.), которые являлись ниже установленных Минэнерго Российской Федерации нормативов технологических потерь на указанные периоды (2007 г. - 216,0 тыс. Гкал., 2008 г. - 219,9 тыс. Гкал, 2009 г. - 220,7 тыс. Гкал, 2010 г. - 224,8 тыс. Гкал, 2011 г. - 230,3 тыс. Гкал.).
Объем потерь тепловой энергии на 2011 год определен комитетом в объеме 190,0 тыс. Гкал, что полностью согласуется с динамикой фактических отклонений потерь, включенных в расчет тарифов на тепловую энергию за период с 2007 г. по 2010 г. (отклонения фактических потерь от утвержденных Минпромэнерго за указанный период составили 36,4 тыс. Гкал.).
Согласно пункту 7 Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной Приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.12.2008 № 325, теплосетевая организация, в составе документов по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, представляет: сведения о результатах ежегодного сопоставления нормативных и отчетных показателей и выявленные при этом резервы экономии тепловой и электрической энергии и теплоносителя (энергосберегающий потенциал); мероприятия по повышению энергетической эффективности рассматриваемой тепловой сети и системы централизованного теплоснабжения, к которой относится рассматриваемая тепловая сеть, с указанием по каждому мероприятию сроков их выполнения, затрат на реализацию, экономического эффекта, годовой экономии тепловой, электрической энергии (топлива) и теплоносителя (химочищенной воды), сроков окупаемости.
Разработка указанных мероприятий осуществляется на основе результатов энергетических обследований тепловых сетей, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: 1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; 2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий; 3) иные требования согласно частям 2 - 4 настоящей статьи (для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности).
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлено, что значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать, в том числе, сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры.
Из материалов дела усматривается, что МУП "Гортеплосеть" представило в Комитет по тарифам и ценам Курской области (в дело об установлении тарифов на тепловую энергию) Программу по энергоснабжению на 2010 - 2012 гг., утвержденную директором МУП "Гортеплосеть", разработанную в 2010 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ. В данной Программе в таблицах "Целевые показатели энергосбережения и повышении энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться МУП "Гортеплосеть" в результате реализации программы по повышению энергетической эффективности и энергосбережения на 2010 - 2015 г. г." содержится раздел 3 "В сфере передачи тепловой энергии (мощности)", в котором величина потерь тепловой энергии при передаче
(Гкал) на 2011 год предусмотрена МУП "Гортеплосеть" в размере 190 тыс. Гкал.
Судом установлено, что данная величина полностью согласуется с динамикой фактических отклонений потерь, включенных в расчет тарифов на тепловую энергию за период с 2007 г. по 2010 г. (отклонения фактических потерь от утвержденных Минпромэнерго России за указанный период составили 36,4 тыс. Гкал.), отвечает требованиям законодательства в сфере энергосбережения и энергоэффективности и соответствует предложению МУП "Гортеплосеть".
В соответствии с подпунктом 8 пункта 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются прочие расходы.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются: расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего документа); расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др. (определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего документа).
В пункте 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрено, что при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 26, 29 настоящего документа, регулирующие органы используют: 1) регулируемые государством тарифы (цены); 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; 3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Исходя из указанных выше положений законодательства, цены, которые установлены сторонами по договорам заключенным в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов или иных закупочных процедур, должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Документы, подтверждающие проведение Предприятием сертификации, аккредитации, лицензия, оценки имущества, разработки проектов, правовых услуг и др. МУП "Гортеплосеть" в Комитет по тарифам и ценам не представило.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" были установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год в соответствии с приложением к настоящему приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для энергоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2010. Согласно пункту 8 приложения к приказу 07.10.2010 № 244-э/2 максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями на 2011 г. для Курской области составляла 115,9%.
В соответствии с абзацем 4 части статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно подпункту 4 пункта 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Таким образом, принимая нормативный правовой акт об установлении тарифов на тепловую энергию по теплоснабжающим организациям на очередной период регулирования, Комитет по тарифам и ценам Курской области обязан оценить влияние принимаемых тарифных решений по каждой организации на выполнение установленных законом положений о недопустимости превышения в среднем по Курской области установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию на очередной год.
Из материалов дела следует, что сумма прочих затрат МУП "Гортеплосеть" по итогам 2009 года составила 6548600 руб., по итогам 2010 года - 12741100 руб., то есть с ростом на 195%. Предъявленные МУП "Гортеплосеть" прочие расходы при установлении тарифа на тепловую энергию на 2011 год составили 14552600 руб., что превышает уровень 2009 г. на 222,2%, 2010 г. - на 114,2%.
Наряду с этим суд отмечает, что государственное регулирование тарифов представляет собой не только правовые отношения между органом государственного регулирования (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления) и организацией - это часть государственной социально-экономической политики как федеральной, так и региональной.
Частью государственной социально-экономической политики Курской области является выделение муниципальным образованиям денежных средств на цели возмещения затрат теплоснабжающим организациям, так называемой разницы в тарифах между экономически обоснованным тарифом и тарифом населения из бюджета Курской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 № 1231 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведении уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости ее производства, передачи и распределения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" определены меры поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования. Кроме того, последним Постановлением предусмотрено, что при утверждении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, в зависимости от уровней электропотребления дифференциация тарифов производится в рамках их предельных уровней.
В целях повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющая функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с Рекомендациями, утвержденными правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 28.09.2010 № 193 при установлении тарифов на 2011 год по муниципальным образованиям, участвующим в заявках на предоставление финансовой поддержки предусмотрено сокращение перекрестного субсидирования, в диапазоне до 50 - 60% от объема перекрестного субсидирования, сложившегося по итогам 2010 года.
По информации Комитета по тарифам и ценам Курской области МУП "Гортеплосеть" получало финансовую поддержку из бюджета Курской области (из бюджета области выделялись средства бюджету города Курска на услуги жилищно-коммунального хозяйства): в 2007 г. - 159845400 руб., 2008 г. - 220802150 руб., 2009 г. - 272324400 руб.
Из изложенного следует, что МУП "Гортеплосеть" с 2008 года не предпринимало все необходимые действия по снижению затрат на услуги по передаче тепловой энергии для различных групп потребителей коммунальных услуг города Курска, подлежащих покрытию за счет финансовой помощи.
В абзаце 2 пункта 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрено, что в случае если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования.
При таких обстоятельствах, Комитет по тарифам и ценам Курской области при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" на 2011 год правомерно сократил перекрестное субсидирование до 17012000 руб. (на 57% от объема перекрестного субсидирования 2010 года) с максимально возможным ростом тарифов по данному Предприятию - 110,9%.
В этой связи суд полагает, что Комитет по тарифам и ценам Курской области, учитывая максимальную величину роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями на 2011 год для Курской области - 115,9%, максимально возможный рост тарифов по МУП "Гортеплосеть" - 110,9%, исходя из анализа фактических данных за 2009 г., правомерно посчитал предъявленные МУП "Гортеплосеть" прочие расходы при установлении тарифа на тепловую энергию на 2011 год в размере экономически необоснованными и сократил их до 10443600 руб. за счет исключения расходов базового периода разового характера (сертификация, аккредитация, лицензии, оценка имущества, разработка проектов, правовые услуги и др.).
Помимо этого суд отмечает, что согласно пункту 20 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: 1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; 2) выплата дивидендов и других доходов из прибыли после уплаты налогов; 3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; 4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций.
Как следует из экспертного заключения от 19.11.2010, в состав тарифа включена прибыль в размере 6643200 руб. вместо 43280000 руб., предложенных МУП "Гортеплосеть", что соответствует уровню рентабельности 0,3%.
Комитет по тарифам и ценам Курской области пояснил, что снижение прибыли на 36756800 руб. осуществлено им в целях сдерживания роста тарифов на тепловую энергию и поэтапного сокращения перекрестного субсидирования тарифов одной группы за счет тарифов другой группы.
Суд соглашается с данным доводом Комитета по тарифам и ценам Курской области, так как прибыль в сумме 6643200 соответствует уровню рентабельности 0,3% и будет направлена на уплату налога на имущество в сумме 4463000 руб., плату за выбросы загрязняющих веществ в сумме 260000 руб., услуги банка и проценты по кредиту в сумме 1920200 руб.
Наряду с этим суд отмечает, что из представленных в дело документов усматривается, что МУП "Гортеплосеть" по итогам 2009 года получена фактическая прибыль в сумме 63202600 руб., что на 19922600 руб. выше плановых показателей включенных в тарифы (43280000 руб.), по итогам 2010 года - 9477800 руб. (при плане 43280000 руб.). В уточненном заявлении МУП "Гортеплосеть" указало, что по итогам 1-го квартала 2011 г. им получена прибыль от продажи тепловой энергии на цели отопления (то есть от применения тарифов, установленных оспариваемым в настоящем деле постановлением) в размере 634900 руб.
Пунктом 10 Основ ценообразования ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии установлено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Аналогичное требование закреплено также в пункте 20 Методических указаний от 06.08.2004 № 20-э/2.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования и пункту 16 Методических указаний от 06.08.2004 № 20-э/2 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношении в сфере бухгалтерского учета.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность регулирующих органов включать в состав тарифов средства на компенсацию фактически произведенных расходов предыдущих периодов, не учтенных в составе действующих тарифов.
Согласно пункту 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
При таких обстоятельствах, МУП "Гортеплосеть" вправе представить в Комитет по тарифам и ценам Курской области при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования, то есть на 2012 г. экономически обоснованные расходы, которые Предприятие понесло в течение расчетного периода регулирования, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен).
В этой связи, суд полагает несостоятельной ссылку заявителя на причинение оспариваемым постановлением МУП "Гортеплосеть" убытков.
В соответствии с пунктом 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным законодателем в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии, экономической обоснованности доходности и расходов теплоснабжающих организаций на производство и передачу тепловой энергии, для реализации которых используется специальный правовой инструментарий, призванный поддерживать баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. В этих целях предусматривается установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, и закрепление в качестве общего требования соответствия утверждаемого для потребителей тарифа на тепловую энергию его предельному уровню (пункт 4 части 2 статьи 7, пункты 2 и 4 части 1 статьи 8, части 7 и 8 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении", соответственно - абзац тридцатый части первой статьи 5, абзацы четвертый и пятый части первой статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Введение предельных уровней тарифов, т.е. предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически не обоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении", часть тринадцатая статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации") и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.
Ввиду изложенного суд полагает, что тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" на 2011 год установлены Комитетом по тарифам и ценам Курской области исходя из экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, а также обеспечения баланса экономических интересов поставщика и потребителей тепловой энергии на основе ее доступности и в соответствии с необходимостью поэтапного сокращения перекрестного субсидирования тарифов одной группы за счет тарифов других групп, а также направлены на реализацию мер по уменьшению объема используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими полностью или в части.
Учитывая, что постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд полагает требование МУП "Гортеплосеть" не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 17, 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.11.2010 № 133 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные тепловые сети" соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 в связи с чем, в удовлетворении заявленного Муниципальным унитарным предприятием "Курские городские коммунальные тепловые сети" требования отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья
О.Н.СИЛАКОВА

Судьи
И.Н.МАЛАХОВА
С.Ю.ОРЕШКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru