Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОБОБЩЕНИЕ
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ РАЙОННЫМИ (ГОРОДСКИМИ) СУДАМИ
Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА И НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАЯВЛЕНИЙ
В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ ГЛАВОЙ 25 ГПК РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон об общих принципах организации местного самоуправления) публичную власть в низовых административно-территориальных единицах осуществляют органы местного самоуправления.
Положениями ст. 2 приведенного выше закона предусмотрено, что к органам местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены в суде, относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городских, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования (Законодательное собрание, Земское собрание, городская Дума), глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К достаточно сложной структурной и составной системе органов местного самоуправления относится муниципальное образование город Нижний Новгород.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Устава г. Н.Новгород в структуру органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода входят:
1) Городская Дума города Нижнего Новгорода (представительный орган муниципального образования);
2) глава города Нижнего Новгорода;
3) администрация города Нижнего Новгорода (исполнительно-распорядительные органы муниципального образования).
Высшими должностными лицами местного самоуправления являются: глава города Нижнего Новгорода, заместители главы города Нижнего Новгорода, глава администрации города Нижнего Новгорода, главы администраций районов города (п. 7).
Согласно п. 1 ст. 51 Устава города, Городская Дума города Нижнего Новгорода по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода, решение об удалении главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Городской Думы города Нижнего Новгорода и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода.
Согласно п. 1 ст. 52 Устава Глава города Нижнего Новгорода в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Уставом, издает постановления.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац второй части 1 статьи 52 Устава города Нижнего Новгорода, а не часть 2 статьи 52.

По вопросам организации деятельности Городской Думы города Нижнего Новгорода глава города Нижнего Новгорода издает распоряжения (п. 2).
В силу ст. 52.1. Устава, Глава администрации в пределах своих полномочий издает постановления администрации города Нижнего Новгорода по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области, а также распоряжения администрации города Нижнего Новгорода по вопросам организации работы администрации города Нижнего Новгорода.
Согласно ст. 53 Устава, Глава администрации района по вопросам, отнесенным к его полномочиям настоящим Уставом, издает распоряжения.
В структуру администрации города Нижнего Новгорода в силу п. 8 ст. 41 Устава входят отраслевые (функциональные) структурные подразделения: департаменты, управления, комитеты и другие подразделения, а также территориальные органы администрации города Нижнего Новгорода - администрация Автозаводского района, администрация Канавинского района, администрация Ленинского района, администрация Московского района, администрация Нижегородского района, администрация Приокского района, администрация Советского района, администрация Сормовского района.
В соответствии с нормой ст. 2 Закона общих принципах организации местного самоуправления под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 46 Устава г. Н.Новгорода в систему муниципальных правовых актов входят: 1) Устав города Нижнего Новгорода; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме; 3) правовые акты Городской Думы города Нижнего Новгорода; 4) правовые акты главы города Нижнего Новгорода; 5) правовые акты главы администрации города Нижнего Новгорода; 6) правовые акты должностных лиц местного самоуправления.
В силу ст. 44 Устава города Нижнего Новгорода и постановления Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 25.01.2006 г. № 2 "Об утверждении Положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода", администрации районов г. Нижнего Новгорода являются территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, организующими реализацию предусмотренных Уставом г. Нижнего Новгорода, Положением об администрации района задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района.
По своей структуре органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Нижегородской области, также сложны и разнообразны.
Например, структура муниципальных образований на территории Кстовского района включает в себя: муниципальное образование "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" и муниципальное образование "Городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области", которые имеют самостоятельные структуры органов местного самоуправления города и района.
Кроме того, в некоторых районах области произошло преобразование муниципальных образований (город и район) в единое муниципальное образование городской округ, к таковому относится "Муниципальные образования городской округ город Выкса Нижегородской области".
Помимо того, на территории муниципальных образований могут располагаться два города, входящих в один район, например в "Павловский муниципальный район Нижегородской области" входят два муниципальных образования: г. Ворсма и г. Павлово.
В соответствии со ст. 42 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Согласно ст. 10 приведенного выше закона муниципальный служащий это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Особенности обжалования решений и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц определяются главой 23 и главой 25 ГПК РФ, Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Гражданами могут быть обжалованы в суд любые действия (бездействие), решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Под иным порядком судебного обжалования действий (бездействия) и решений органов, а также должностных лиц следует понимать такой порядок, который специально установлен соответствующим законодательством.
Категории дел, отнесенных к делам, возникающим из публичных правоотношений и рассматриваемых судами общей юрисдикции, определены в ст. 245 ГПК РФ. Согласно указанной статье к таким делам в том числе отнесены дела: об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих.
Орган местного самоуправления, обладая властными полномочиями, должен принимать те или иные решения, порождающие права или обязанности для физических лиц и организаций. По делам, возникающим из публичных правоотношений, проверяется законность актов или действий (бездействия) органа местного самоуправления как носителя власти.
Так, в порядке главы 25 ГПК РФ в районных (городских) судах Нижегородской области, как правило, рассматривались заявления об оспаривании решений и действий (бездействия):
- представительных органов муниципальных образований;
- глав муниципальных образований;
- глав администраций муниципального образования;
- городских, районных, поселковых администраций;
- управлений (отделов) архитектуры и градостроительства администраций;
- комитетов по управлению муниципальным (городским) имуществом;




Судом на основании имеющихся в деле доказательств было установлено, что в результате нарушения ОАО "В" природоохранного законодательства систематически и длительное время происходит загрязнение водного объекта - река Варнава. Фактические концентрации загрязняющих веществ на выпусках сточных вод в реку превысили предельно допустимые, установленные для рыбохозяйственного водоема 1 категории: по нитратам в 8 раз, по фосфатам в 4 раза, по железу 1,7 раза, по ХПК в 2,7, что подтверждается протоколом лабораторных исследований от 22.12.2011 г. № 3274-3275/п Филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области".
Согласно договору от 30.11.2009 г., заключенному в числе прочих ссудодателей, главой Вознесенской поселковой администрации, в пользование ОАО "В" передана в том числе коммунальная инфраструктура системы водоснабжения и водоотведения рабочего поселка Вознесенское.
Собственником данного имущества является Вознесенская поселковая администрация Вознесенского муниципального района Нижегородской области.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселений водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства администрацией сельского поселения не принято должных мер по надлежащей организации водоотведения с территории р.п. Вознесенское на выпусках сточных вод в реку Варнава.
Ненадлежащие исполнение Вознесенской поселковой администрацией требований природоохранного законодательства препятствует реализации государственных гарантий, определенных Федеральным законом "Об охране окружающей среды", чем нарушаются права граждан.
Вместе с тем, решение суда в части взыскания солидарно с Вознесенской поселковой администрации и ОАО "В" государственной пошлины не соответствует действующему законодательству.
В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются... органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
При указанном, в соответствии со ст. 333.36 НК РФ Вознесенской поселковой администрации, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты пошлины, в связи с чем, решение в данной части судом апелляционной инстанции было отменено.
Изучение дел показало, что судами, как правило, надлежащим образом разрешался вопрос о праве лица, подавшего заявление, оспаривать указанное им решение, действие (бездействие).
При этом судами учитывались как общие положения, закрепленные в Конституции РФ, ГПК РФ, так и положения специальных нормативных правовых актов о круге лиц, которые вправе оспорить конкретное решение, действие (бездействие) или обратиться в суд в защиту прав и свобод других лиц.
В порядке главы 25 ГПК РФ могут быть оспорены решения, действия (бездействия) только органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих.
Бездействием является несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.
По изученным делам бездействие, как юридический факт, становилось объектом оспаривания в порядке главы 25 ГПК РФ, в подавляющем большинстве по заявлениям прокуроров - 123 заявления. Гражданами оспаривались бездействия - всего по 11 заявлениям.
При этом во всех случаях прокурорами оспаривалось бездействие органов местного самоуправления. В большинстве случаев суды удовлетворяли заявления прокуроров.
Подготовка к судебному разбирательству является обязательной стадией судопроизводства по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других участвующих в деле лиц.
Обобщение судебной практики показывает, что судьями в основном соблюдаются требования ст. 147 ГПК РФ, подготовка проводилась по 121 делу из 168 дел.
В соответствии с ч. 4 ст. 254 ГПК РФ по делам данной категории до вступления решения суда в законную силу суд вправе приостановить действие оспариваемого решения.
Однако случаи применения судами области данного положения по изученным делам не выявлены.
Обобщение судебной практики показывает, то имеют место случаи прекращения производства по делу.
Наиболее часто производство по делу прекращается в связи с отказом заявителя от заявления в силу устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствий к осуществлению им прав и свобод (абз. 4 ст. 220 ГПК РФ).
Из 168 рассмотренных заявлений по делам указанной категории прокурор отказался от заявления по 29 делам, граждане - по 4 делам.
В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда, которым требование заявителя удовлетворено, оно должно быть направлено для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Часть 3 ст. 258 ГПК РФ предусматривает, что в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Обобщение судебной практики показало, что материалы только некоторых дел содержат сведения о выдаче исполнительных листов, которые направляются в территориальные отделы Федеральной службы судебных приставов.
В большинстве случаев судами не осуществляется контроль за исполнением судебного решения, принятого в порядке ГПК РФ, отметка об исполнении решения имеется не во всех делах.
При этом по материалам изученных дел невозможно установить, предпринимались ли судами какие-либо меры при неисполнении без уважительных причин в установленный срок решения суда либо при отсутствии сообщения об исполнении решения в течение установленного ч. 3 ст. 258 ГПК РФ срока.
Таким образом, анализируя деятельность районных и городских судов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области по рассмотрению дел об оспаривании гражданами, организациями, прокурором решений, действий (бездействий) органов и должностных лиц (муниципальных служащих) местного самоуправления (муниципальных образований), следует отметить, что, в целом, судьи при рассмотрении данной категории дел правильно применяют нормы процессуального и материального права, обеспечивая тем самым надлежащую правовую защиту прав и законных интересов лиц, обращающихся в суд за защитой своих прав.

Судья Нижегородского областного суда
Е.А.ЛЕВАНЕВСКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru