Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2012 г. по делу № А07-16760/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19.01.2012
Полный текст решения изготовлен 20.01.2012
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кручининой Н.Е., судей Вальшиной М.Х., Айбасова Р.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Власовой Я.Н.,
рассмотрев дело по заявлению
ООО АИКО "Агросервис" (ОГРН 1020201300470)
к Совету городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (ОГРН 1050204343551)
о признании частично недействующим решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 № 32/15
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Кравцов Е.Г. по доверенности № 68 от 18.09.2011,
от органа, акт которого оспаривается - Иванов Б.В. по доверенности № д-22 от 03.10.2011,
от третьего лица Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа - Андреев Ю.В. по доверенности № 7-8709/юр от 20.09.2011,
от третьего лица Администрации городского округа г. Уфа - представитель не явился, извещен надлежаще
ООО АИКО "Агросервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта - решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", полагая о его не соответствии статьям 28, 36, 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации в части включения в перечень резервированных кадастровых номеров (Приложение № 2) земельного участка с кадастровым номером 02:55::030323:19.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55::030323:19 произведено с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства в отсутствие документов территориального планирования: генерального плана, проекта планировки территории, проекта межевания. По мнению заявителя, оспариваемых нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55::030323:19, поскольку препятствует реализации заявителем его исключительного права на приобретение земельного участка в собственность по правилам ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель органа, нормативный правовой акт которого оспаривается, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, полагая о соответствии решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 № 32/15 действующему законодательству, наличие у Совета городского округа г. Уфа права на резервирование земельного участка для муниципальных нужд - в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, ввиду нахождения данного участка в границах красных линий - проезжей части улицы Садовая в г. Уфе.
Представитель третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа поддержала позицию Совета городского округа г. Уфа, просил в удовлетворении заявления отказать, пояснил, что документы планировки территории, в пределах которой находится земельный участок с кадастровым номером 02:55::030323:19, которыми утверждены границы красных линий в 1974 году, в архиве Главархитектуры не сохранились, однако, выкопировка планшета города и электронная карта города свидетельствуют о наличии красных линий в пределах спорного земельного участка. По мнению представителя третьего лица, возведение принадлежащих заявителю строений произведено позднее утверждения границ красных линий с нарушением требований градостроительного законодательства.
Представитель третьего лица Администрации городского округа г. Уфа в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд

установил:

ООО "АИКО "Агросервис" является владельцем на праве собственности производственной базы, расположенной по адресу: г. Уфа ул. Садовая, 10, квартал 16, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 августа 2000 года (л. д. 14).
14 мая 2007 года между ООО "АИКО "Агросервис" (арендатор) и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа РБ (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 504-07, по условиям которого на основании постановления Главы администрации ГО г. Уфа № 1734 от 9 апреля 2007 года арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 05:55:03 03 23:0019, расположенный по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа РБ, ул. Садовая, 10, общей площадью 10503 кв.м., для использования в целях размещения производственной базы (л. д. 6-7).
Срок аренды установлен с 09.04.2007 по 09.04.2012.
Договор зарегистрирован в УФРС по РБ 03 мая 2007 года, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации договора аренды (л. д. 7 оборот).
23 марта 2010 года ООО "АИКО "Агросервис" обратилось в администрацию ГО г. Уфа с заявлением о передаче обозначенного выше земельного участка в собственность.
23 апреля 2010 года истцом получен отказ в передаче земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2010 по делу № А07-9314/2010 отказ администрации признан правомерным, в удовлетворении иска ООО АИКО "Агросервис" о понуждении к заключению договора судом отказано. Решение вступило в законную силу.
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 23.12.2010 № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 05:55:030323:0019 зарезервирован в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (л. д. 53-55).
Названный нормативный акт опубликован в газете "Вечерняя Уфа".
Общество, полагая, что данный нормативный акт не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации в части включения в перечень резервированных кадастровых номеров (Приложение № 2) земельного участка с кадастровым номером 02:55:030323:19, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в арбитражном процессе, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления. При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанная проверка включает в себя как установление наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе - соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
Исходя из правовой позиции, высказанной в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В силу статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Также в Положении указано, что к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6).
Статья 28 Земельного кодекса РФ закрепляет, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом, федеральными законами.
Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что границы территорий общего пользования, включая и автомобильные дороги, обозначаются "красными линиями", как существующими, так и планируемыми (изменяемыми, вновь образуемыми).
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат, в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (подпункт 11 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с планом красных линий, выданных из базы данных Управления архитектуры и градостроительства 12.12.2011 (л. д. 60), спорный земельный участок находится частично в границах красных линий - проезжей части улицы Садовая в г. Уфе.
При этом из материалов дела и пояснений представителя Управления архитектуры и градостроительства арбитражный суд приходит к выводу о том, что красные линии, пересекающие спорный земельный участок и находящиеся на нем строения, являются не проектируемыми, а существовавшими ранее.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17.01.1996 № 14 "О генеральном плане города Уфы" утвержден разработанный Научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург), рассмотренный Кабинетом Министров Республики Башкортостан и согласованный с администрацией города Уфы, Государственным комитетом Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству и Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам строительства, генеральный план города Уфы.
Как указано выше, в материалы дела представлен план (электронная карта) земельного участка, ограниченного улицами Садовая, Губкина, Баррикадная, на котором имеется штамп Главархитектуры администрации городского округа город Уфа от 12.12.2011 о наличии красных линий (л. д. 60). Оснований полагать о несоответствии электронной карты города утвержденному генеральному плану г. Уфы не имеется.
Из данного плана следует, что спорный земельный участок частично расположен за границами красных линий, красные линии проходят по двум принадлежащим заявителю строениям.
Также по ходатайству Управления архитектуры и градостроительства к материалам дела приобщена выкопировка из планшета опорного плана территории города с указанием красных линий, утвержденного в 1952 году.
При сопоставлении указанной выкопировки 1952 года, фрагмента топографического плана городского округа город Уфа со схемой расположения красных линий, выданного Управлением архитектуры и градостроительства и плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра), в совокупности с пояснениями представителя Управления архитектуры и градостроительства, следует вывод о том, что красные линии, пересекающие спорный земельный участок, являются установленными ранее, до межевания спорного земельного участка в целях его постановки на кадастровый учет, произведенного в 2007 году.
При этом суд исходит из того, что в соответствии с пунктами 3.1, 3.6 Положения об Управлении архитектуры и градостроительства в редакции, утвержденной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 02.10.2008 № 8/14, Управление архитектуры и градостроительства выполняет, в частности следующие функции: 3.1 по организации подготовки документов территориального планирования: обеспечение разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение в установленном порядке документов территориального планирования; выполнение функций заказчика по разработке, рассмотрению и согласованию генерального плана городского округа, целевых программ по вопросам жилищного строительства, развития инженерной и транспортной инфраструктур, расселения и размещения объектов капитального строительства и иным вопросам территориального планирования, затрагивающим интересы муниципального образования; 3.6 по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности: осуществление сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; осуществление предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти Российской Федерации, Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Соответственно, указанная информация Управления архитектуры и градостроительства в отношении красных линий, по мнению суда, обладает свойствами достоверности, обязательности и порождает для субъектов соответствующих правоотношений определенные правовые последствия.
В связи с изложенным, фрагмент заверенного указанным органом топографического плана города является доказательством, с достоверностью подтверждающим обстоятельство нахождения спорного земельного участка в границах красных линий и, соответственно, отнесение его к землям общего пользования, резервирование которых в силу действующего земельного законодательства отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Представителем Совета округа пояснено суду, что при принятии решения о резервировании земельных участков Совет руководствовался генеральным планом города, материалами, предоставленными Управлением архитектуры и градостроительства в отношении красных линий.
Генеральный план в силу статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом территориального планирования, содержащим соответствующие карты (схемы) и может считаться достаточным основанием для принятия решения об ограничении оборота земель.
Анализ исследованных судом доказательств показал, что оспариваемый нормативный акт вынесен Советом городского округа г. Уфа в пределах его полномочий и в соответствии с названными нормативными актами, имеющими большую юридическую силу.
Нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым нормативным актом судом не установлено, предусмотренный законом запрет на передачу зарезервированных для муниципальных нужд земельных участков в собственность при условии соответствия такого резервирования действующему законодательств, не может быть признан нарушающим права заявителя.
Суд также считает необходимым отметить, что доводам заявителя нарушении его права имеющимися границами красных линий, судом не может быть дана правовая оценка в рамках настоящего арбитражного дела, поскольку заявителем оспаривается нормативный правовой акт о резервировании земель в границах красных линий, а не документ, которым эти линии установлены.
Таким образом, оспариваемое решение Совета городского округа г. Уфа проверено судом на предмет соответствия нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признаков несоответствия оспариваемого нормативного акта указанным в заявлении и приведенным выше нормам судом не усмотрено, оснований для удовлетворении заявления ООО АИКО "Агросервис" не имеется.
Отказ в удовлетворении заявленных требований исключает возможность применения ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возмещение расходов заявителя по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" соответствующим статьям 28, 36, 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении заявления ООО АИКО "Агросервис" (ОГРН 1020201300470) отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.

Председательствующий судья
Н.Е.КРУЧИНИНА

Судьи
Р.М.АЙБАСОВ
М.Х.ВАЛЬШИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru