Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2012 г. № 3-7/12

Именем Российской Федерации

    Омский областной суд в составе
    председательствующего судьи    Цериградских И.В.,
    при секретаре                  Калининой К.А.,
    с участием прокуроров          Вершининой Г.А., Шельманова А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2012 г. гражданское дело по заявлению Администрации города Омска о признании недействующим пункта 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. № 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов",

установил:

Администрация города Омска обратилась в суд с вышеназванным заявлением.
В обоснование требований указала, что пунктом 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. № 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" утвержден объем субсидий, подлежащих перечислению из бюджета городского округа город Омск в бюджет Омской области на 2012 год в сумме 1 983 301 123, 00 руб., на 2013 год в сумме 1 983 301 123, 00 руб. и на 2014 год в сумме 1 983 301 123, 00 руб.
Полагает, что вышеназванная норма противоречит требованиям федерального законодательства.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов тех городских округов, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местного бюджета (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Законом Омской области, по мнению заявителя, такой уровень не установлен.
Ссылается также на то, что является неправомерным утверждение объемов субсидий для бюджета городского округа на 2013 и 2014 годы, поскольку для них отчетными годами будут соответственно 2012 и 2013 годы, а какие-либо данные о расчетных налоговых доходах местных бюджетов за эти периоды на момент принятия Закона Омской области 22 ноября 2011 г. № 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" отсутствовали.
В связи с чем принятие решения об утверждении объема субсидии из бюджета городского округа в областной бюджет, в том числе на 2013 и 2014 годы, нарушает данную норму.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установленный законом субъекта Российской Федерации уровень не может быть ниже, чем двукратный средний уровень расчетных налоговых доходов по муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации в расчете на одного жителя.
Из произведенного заявителем самостоятельного расчета двукратный средний уровень по субъекту Российской Федерации составляет 8 264, 92 руб. на одного жителя, уровень расчетных налоговых доходов на одного жителя города Омска - 6 172,56 руб., т.е. не превышает двукратный средний уровень расчетных налоговых доходов. Следовательно, не имелось оснований для установления городу Омску каких-либо субсидий в областной бюджет.
Полагает, что утверждение городу Омску субсидий в областной бюджет нарушает и норму абзаца 2 пункта 3 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой объем субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и двукратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в отчетном финансовом году.
Исходя из произведенного расчета, данная разница для города Омска будет иметь отрицательное значение, т.е. будет отсутствовать.
Кроме того, произведенные заявителем расчеты показывают, что исключение из расчетных налоговых доходов города Омска установленной ему субсидии и ее последующее перераспределение в доходы других муниципальных районов, приводит к тому, что в Омской области появляются муниципальные районы, уровень расчетных налоговых доходов которых на одного жителя становится больше, чем уменьшенный из-за субсидии уровень расчетных налоговых доходов на одного жителя города Омска, что противоречит абзацу 3 пункта 3 статьи 142.2, абзацу 5 пункта 3 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагает также, что оспариваемая норма противоречит положениям части 4 статьи 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Текст дан в соответствии с официальным текстом документа.

Просит суд признать положения пункта 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. № <...>-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" противоречащими пунктам 1 и 3 статьи 142.2, пункту 3 статьи 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании представители Администрации города Омска Окишев К.В., Щелконогова В.А., Батракова И.А. заявленные требования поддержали.
Представитель Законодательного Собрания Омской области Бережная Т.В., представитель Губернатора Омской области Диденко Д.С. заявленные требования не признали, указывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит ни одному из нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и прав Администрации города Омска не нарушает. Дополнительно пояснили, что с 2012 года Омской области переданы все муниципальные учреждения здравоохранения города Омска. На реализацию полномочий в сфере здравоохранения в бюджете города Омска на 2011 год было предусмотрено 3 540 300 700 рублей, размер субсидии значительно меньше, поэтому доводы заявителя о разбалансировке и нарушении предельных параметров местного бюджета являются несостоятельными (письменный отзыв том 3, л.д. 220 - 230).
Представители Министерства финансов Омской области Каурова С.А., Акимова С.Н., Майер Е.А., Евстигнеева Е.В. против удовлетворения заявленных требований возражали, поддержав правовую позицию по делу представителей Законодательного Собрания Омской области и Губернатора Омской области (письменный отзыв том 4, л.д. 128 - 137, том 5 л.д. 104 - 108, 143 - 156).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокуроров прокуратуры Омской области Вершининой Г.А., Шельманова А.Е., просивших в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5).
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т.д.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации относится к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Омской области № 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области" принят 15.07.1994, а не 15.06.1994.

Высшим и единственным постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Омской области, осуществляющим законодательное регулирование по предметам ведения Омской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Омской области в пределах полномочий Омской области, является Законодательное Собрание Омской области (статья 1 Закона Омской области от 15 июня 1994 г. № 2-ОЗ "О Законодательном Собрании Омской области").
В целях реализации вышеназванного полномочия 22 ноября 2011 г. Законодательным Собранием Омской области принят Закон Омской области № 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон), который опубликован для всеобщего сведения в газете "Омский вестник" № 51 от 25 ноября 2011 г. (том 3, л.д. 159).
В соответствии с требованиями пункта 1 ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект данного Закона прошел проверку и получил положительное заключение Контрольно-счетной палаты Омской области, подготовленное на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской федерации и муниципальных образований" (том 4, л.д. 2 - 56).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона утвержден объем субсидий, подлежащих перечислению из бюджета городского округа город Омск в бюджет Омской области на 2012 год в сумме 1 983 301 123, 00 руб., на 2013 год в сумме 1 983 301 123, 00 руб. и на 2014 год в сумме 1 983 301 123, 00 руб. (том 2, л.д. 4).
Обращаясь в суд, Администрация города Омска просит признать недействующими названные положения бюджетного закона субъекта Российской Федерации в связи с тем, что они, по мнению заявителя, противоречат федеральному законодательству.
Приведенные доводы судом проверены и признаны необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя.
Порядок расчета и предоставления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Субсидии из бюджетов муниципальных районов и городских округов, перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (пункт 2 ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Объем субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Объем указанной субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и двукратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в отчетном финансовом году.
Расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя после исключения межбюджетной субсидии, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не могут быть ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного муниципального образования, которое до исключения указанной межбюджетной субсидии имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя (пункт 3 ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что право установления порядка расчета и перечисления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов, в том числе городских округов, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
При этом необходимым критерием для установления указанных субсидий из местных бюджетов является уровень расчетных налоговых доходов местных бюджетов, который не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя.
По смыслу приведенной нормы материального права принцип расчета указанных субсидий основан на сопоставлении уровня расчетных налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.
Статьей 12 Закона Омской области от 27 июля 2007 г. № 947-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Омской области" также предусмотрено, что в областной бюджет перечисляются субсидии из бюджетов муниципальных районов (городского округа) и (или) поселений Омской области, в которых в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) на одного жителя превышали двукратный средний уровень соответственно по муниципальному району (городскому округу) и (или) поселениям Омской области.
Пунктом 7 статьи 12 Закона Омской области от 27 июля 2007 г. № 947-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Омской области" установлен порядок расчета размера субсидии, подлежащей перечислению из бюджета муниципального образования в областной бюджет.
Так, согласно формуле, указанной в Законе Омской области от 27 июля 2007 г. № 947-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Омской области", расчет производится следующим образом: Рисунок 2,

где:
СД - средние расчетные налоговые доходы бюджета муниципального образования (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) на одного жителя по всем муниципальным образованиям в отчетном финансовом году;
Рисунок 3 - расчетные налоговые доходы бюджета муниципального образования (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) на одного жителя по i-му муниципальному образованию в отчетном финансовом году;
МО - количество муниципальных образований.
Приведенный порядок расчета среднего уровня налоговых доходов муниципальных районов на одного жителя соответствует абзацу второму пункта 1 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому средний уровень расчетных налоговых доходов рассчитывается соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) субъекта Российской Федерации.
При этом расчет среднего уровня расчетных налоговых доходов муниципальных районов на одного жителя осуществляется исходя из суммы уровней расчетных налоговых доходов на одного жителя по каждому из муниципальных районов (городских округов), поделенной на количество муниципальных районов (городских округов).
В связи с чем сумма расчетных налоговых доходов всех муниципальных районов Омской области и городского округа город Омск Омской области на одного жителя согласно расчету составила 45 131 руб. (SUM НДi). Средний уровень расчетных налоговых доходов на одного жителя, полученный путем деления суммы расчетных налоговых доходов всех муниципальных районов Омской области и городского округа город Омск Омской области на одного жителя (45 131) на количество муниципальных образований (33) составил 1 367, 6 руб. (том 5, л.д. 109 - 110).
Таким образом, числовое значение среднего уровня при установлении спорной субсидии рассчитано по вышеназванной формуле и не требует дополнительного изложения в законе субъекта Российской Федерации.
Анализируя расчет среднего уровня расчетных налоговых доходов, приведенный Администрацией города Омска в заявлении, следует отметить, что он является ошибочным, поскольку выполнен без учета требований пункта 1 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 5).
Так, заявитель берет общий объем расчетных налоговых доходов, полученных на территориях 32 муниципальных образований и 1 городского округа за отчетный 2010 год, т.е. сумму в размере 8 171 731 237 руб. 88 коп., и делит ее на численность населения Омской области, т.е. на 1 977 450 человек.
Однако простое деление расчетных налоговых доходов муниципальных районов и городских округов на численность населения, проживающего на их территории, является средним значением не по муниципальным образованиям, а по субъекту Российской Федерации.
При использовании предлагаемого заявителем метода расчета среднего уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов размер "отрицательного трансферта" всегда будет равен нулю, даже в случае, если расчетные налоговые доходы в расчете на одного жителя по г. Омску составят по 1 000 000 рублей на каждого жителя (в отчетном финансовом году 6 173 руб.) (том 5, л.д. 158).
Применение данного метода, по мнению суда, очевидно не учитывает положений ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, структуру бюджетной системы и различие уровней налоговых доходов на одного жителя муниципальных районов (городского округа) Омской области.
Как установлено в судебном заседании, вопрос о методике расчета среднего уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов являлся предметом изучения Министерства финансов Российской Федерации в связи с соответствующими обращениями Министерства финансов Омской области и Мэра города Омска Шрейдера В.Ф. (том 4 л.д. 138 - 142).
Согласно ответу Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2011 г. № 06-04-11/01-330 статья 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит требование об обязательном применении среднего уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов по муниципальным образованиям. Расчет среднего уровня (то есть среднего значения уровня) расчетных налоговых доходов местных бюджетов по муниципальным районам (городским округам) в расчете на одного жителя осуществляется исходя из суммы уровней расчетных налоговых доходов на одного жителя по каждому из муниципальных районов (городских округов) деленной на количество муниципальных районов (городских округов) (том 4, л.д. 140 - 142).
В связи с изложенным доводы Администрации города Омска, в основе которых в нарушение положений ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации использована иная методика определения среднего уровня расчетных налоговых доходов местных бюджетов по муниципальным образованиям, являются несостоятельными.
Основанием для предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов муниципальных районов (городских округов) является превышение уровня расчетных налоговых доходов, установленного субъектом Российской Федерации (для Омской области двукратный средний уровень по муниципальным районам (городским округам).
Данное значение согласно расчету составляет 2 735, 2 рубля (1 367,6 x 2). В городском округе город Омск расчетные налоговые доходы на душу населения в отчетном финансовом году составили 6 173 руб. В связи с чем и была установлена субсидия из бюджета города Омска (том 5, л.д. 109 - 110).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 142 пункт 3 отсутствует, вероятно, имеется в виду пункт 3 статьи 142.2.

Судом установлено, что были соблюдены и требования пункта 3 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При расчете размера субсидии, подлежащей перечислению в областной бюджет, была использована величина превышения установленного двукратного уровня расчетных налоговых доходов на одного жителя для городского округа город Омск Омской области, что соответствует части утвержденной для расчета размера субсидии формулы: (НД - (2 x СД)

(6 173 руб. - (2 x 1 367,6 руб.) = 3 437 руб. (том 5 л.д. 109 - 110).

В соответствии с ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размер предусмотренной настоящей частью субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может превышать 50 процентов разницы между общими доходами бюджета муниципального района (городского округа), учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту Российской Федерации уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Изложенное требование закона также соблюдено при расчете размера субсидии, что соответствует части формулы, содержащей коэффициент, не превышающий значение 0,5.
Таким образом, размер субсидии, подлежащей перечислению из бюджета муниципального образования городской округ город Омск Омской области в областной бюджет, был рассчитан в соответствии с формулой, содержащейся в статье 12 Закона Омской области от 27 июля 2007 г. № 947-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Омской области", т.е (ОТ = 0,5 x Н x (НД - (2 x СД))

1 983 301 123 = 0,5 x 1 153 971 x (6 173 - (2 x 1 367,6))

Именно такой размер субсидии определен пунктом 2 статьи 9 оспариваемого Закона.
Установлено, что расчетные налоговые доходы г. Омска в расчете на одного жителя после исключения межбюджетной субсидии, подлежащей перечислению в бюджет Омской области, не ниже расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного муниципального образования, которое до исключения указанной межбюджетной субсидии имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя. Как видно из расчетов, представленных Министерством финансов Омской области, расчетные налоговые доходы г. Омска в расчете на одного жителя после исключения межбюджетной субсидии составляют 4 454 руб. на человека, а максимальный размер среди всех муниципальных районов Омской области составляет 1 679 руб. на человека (том 4, л.д. 145 - 146, таблица, графа 6).

((7 122 958 267 руб. - 1 983 301 123 руб.) / 1 153 971 чел.) = 4 454,0 руб.,

где:
7 122 958 267 руб. - расчетные налоговые доходы за 2010 год (без дополнительного норматива) с учетом суммы отрицательного трансферта;
1 983 301 123 руб. - спорная субсидия;
1 153 971 чел. - численность населения города Омска на 1 января 2011 г.
Приведенный расчет составлен с учетом требований статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и основан на исключении из расчетных налоговых доходов бюджета города Омска межбюджетной субсидии.
Доводы заявителя о том, что расчетные налоговые доходы бюджетов муниципальных районов изменятся (возрастут) вследствие их перераспределения при получении спорной субсидии, не могут быть признаны убедительными.
Дополнительные доходы бюджетов муниципальных районов, сформированные за счет субсидии из бюджета городского округа, подлежащей перечислению в областной бюджет, перечисляются муниципальным районам в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (а не в виде налоговых доходов), которая отражается в местных бюджетах как безвозмездные поступления из бюджетов бюджетной системы (пункт 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
Согласно приведенным правовым положениям федерального закона представительный орган субъекта Российской Федерации вправе принимать решение о бюджете на очередной финансовый год или очередной финансовый год и плановый период.
Требование о формировании областного бюджета сроком на три года содержится в пункте 2 статьи 8 Закона Омской области от 10 мая 2011 г. № 1346-ОЗ "О бюджетном процессе в Омской области", согласно которому проект областного бюджета составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).
Проект закона Омской области об областном бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного областного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта областного бюджета (пункт 3 ст. 13 Закона Омской области от 10 мая 2011 г. № 1346-ОЗ "О бюджетном процессе в Омской области").
Судом установлено, что для определения расчетных налоговых доходов местных бюджетов и объема субсидии при составлении и утверждении проекта бюджета Омской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) применялись финансовые показатели отчетного финансового года, т.е. 2010 г., что соответствует требованиям абзаца 1 пункта 1 ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом утвержденные объемы субсидий на плановый период согласно пункту 3 ст. 13 Закона Омской области от 10 мая 2011 г. № 1346-ОЗ "О бюджетном процессе в Омской области" требуют пересмотра при составлении проекта бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующие финансовые года исходя из данных нового отчетного периода.
В связи с чем доводы заявителя о незаконности утверждения размера субсидии на плановые периоды 2013 и 2014 годов не могут быть признаны состоятельными.
Оспаривая положения пункта 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. № 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" заявитель указывает на то, что нарушена норма абзаца 5 пункта 3 ст. 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 ст. 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) с учетом указанных в настоящем пункте дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом соответствующих дотаций иного муниципального района (городского округа), который до распределения указанных дотаций имел более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.
Учитывая, что данная норма Кодекса регулирует вопросы предоставления муниципальным районам (городским округам) дотаций на выравнивание их бюджетной обеспеченности, а не предоставления из бюджетов муниципальных районов субсидий бюджету субъекта Российской Федерации, то ссылка заявителя на то, что оспариваемые положения Закона Омской области не соответствуют ст. 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является ошибочной.
Таким образом, судом установлено, что все предусмотренные ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательные условия, при соблюдении которых возможно установление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из бюджетов муниципальных районов (городских округов), учтены при принятии оспариваемых положений Закона.
Положения пункта 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. № 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям статей 138, 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 61 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обращаясь в суд, заявитель указывал на нарушение оспариваемой нормой Закона Омской области прав муниципального образования город Омск на надлежащее осуществление бюджетного процесса и самостоятельное распределение собственных доходов.
Приведенные доводы с учетом того, что при принятии оспариваемых положений Закона, субъект Российской федерации действовал в пределах предоставленной ему компетенции и с соблюдением всех обязательных условий, сводятся, по мнению суда, к целесообразности принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Вместе с тем, пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что, проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В связи с чем, названные доводы без установления нарушений требований федерального законодательства не могут являться достаточными для признания оспариваемых положений Закона недействительными.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований Администрации города Омска суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Администрации города Омска о признании недействующим пункта 2 статьи 9 Закона Омской области от 22 ноября 2011 г. № 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
И.В.Цериградских





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru