Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2012 г. по делу № А68-2888/12

Резолютивная часть решения объявлена 6 июля 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 6 июля 2012 г.
Арбитражный суд Тульской области в составе: председательствующего Е.В. Андреевой
судей С.В. Косоуховой, Н.А. Рыжиковой
протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Карасева Е.Н.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокурора Тульской области
к Собранию депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района Тульской области (ОГРН 1057101615340, ИНН 7116129285)
о признании недействующим решения от 31.07.2007 № 29-6 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района"
при участии в заседании:
от заявителя - Сударчикова Л.В., удостоверение ТО № 085692;
от ответчика - Ефанов К.В., по доверенности от 11.05.2012 г.

Прокурор Тульской области обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения от 14.05.2012 г.) о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района Тульской области от 31.07.2007 № 29-6 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района".
В качестве оснований заявленных требований заявитель указал, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением компетенции органа местного самоуправления, противоречит требованиям Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Собрание депутатов муниципального образования г. Новомосковск Новомосковского района Тульской области возражало против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считая оспариваемое решение законным и обоснованным; указывая, что решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск Новомосковского района Тульской области от 31.07.2007 № 29-6 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района" утверждены объемы образующихся твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для жилого фонда, предприятий торговли, медицинских учреждений, административных и научных учреждений, дошкольных и образовательных учреждений, предприятий бытового обслуживания населения, культурно-спортивных и развлекательных учреждений, гаражей, автостоянок, АЗС, в муниципальном образовании город Новомосковск Новомосковского района.
Данное решение было опубликовано в газете "Новомосковская правда" от 10.08.2007 г.
Считая указанное решение противоречащим нормам действующего законодательства, прокурор Тульской области обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района является нормативным правовым актом, так как устанавливает объемы образующихся твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора применительно ко всем гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям муниципального образования. Таким образом, данный акт рассчитан на неоднократное применение и должен действовать независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, то есть обладает всеми указанными признаками нормативного правового акта.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ст. 78 названного Закона решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как следует из пункта 2 статьи 1 Устава муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, муниципальное образование город Новомосковск Новомосковского района наделено статусом городского округа Законом Тульской области от 08.07.2008 № 1058-ЗТО "О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 Закона об отходах норматив образования отходов представляет собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Из Приложения к оспариваемому решению видно, что Собранием депутатов установлены объемы образующихся твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в виде среднегодового количества отходов потребления на единицу измерения (один квадратный метр для предприятий торговли, один сотрудник для учреждений, одно койко-место для больницы и другие показатели). Следовательно, указанные нормы подпадают под понятие нормативов образования отходов, данное в Законе об отходах.
Пунктами 3, 4 статьи 18 Закона об отходах установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требованиям и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Таким образом, установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, к которым согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относятся нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно пункту 1 статьи 7 названного Закона к вопросам местного значения городских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами определены пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым к ним отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу статей 13, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Указанные нормативы не могут являться измерителем количества отходов, образовавшихся в жилищном секторе.
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления поселений по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения и организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по утверждению нормативов накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, в том числе, от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления поселения не обладают.
Следовательно, оспариваемое решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установившее нормы накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для жилищного фонда и имущества социального, бытового и торгового назначения муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу; затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, в процессе которой образуются отходы, так как устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов произведенной продукции.
Указанные особенности в объемах образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями и организациями проектах нормативах образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, заявление прокурора Тульской области подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, суд находит несостоятельными и противоречащими вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение противоречит пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" не принимается во внимание судом, поскольку названный Закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, проводимой уполномоченными органами, к которым арбитражный суд не относится.
Руководствуясь ст. ст. 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Тульской области удовлетворить.
Признать решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района от 31.07.2007 № 29-6 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района" не соответствующим ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и недействующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА

Судьи
С.В.КОСОУХОВА
Н.А.РЫЖИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru