Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2012 г. по делу № А82-2764/2012

Резолютивная часть оглашена 17.08.2012.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В.,
судей Ландарь Е.В. и Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Видяевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "РОМЗЭНЕРГО" (ИНН 7609018208, ОГРН 1057601553349) к
Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7604052011, ОГРН 1027600684407)
о признании приказа департамента от 23.12.2011 № 126-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год" в части установления тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО "РОМЗЭНЕРГО" Ростовского муниципального района, с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 816,33 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 865,31 руб./Гкал, с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 903,70 руб./Гкал
недействующим как не соответствующего требованиям закона
при участии:
от заявителя - Бурсина В.В. по доверенности от 02.03.2011, Чекина Е.В. по доверенности от 17.07.2012 и Мазур И.Ю. по доверенности от 17.07.2012,
от ответчика - Пилатовского С.В. по доверенности от 29.05.2012 и Кобзевой С.В. по доверенности от 01.06.2012,
от прокурора - Кузьмина А.Г. по доверенности от 14.09.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РОМЗЭНЕРГО" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим как не соответствующего пункту 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и пункту 5.9 Указаний по представлению материалов к расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Ярославской области, не относящимися к электроэнергетике, утвержденных постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23 апреля 2010 года № ППр-23-У/ТЭ, нормативного правового акта - приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23.12.2011 № 126-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год" в части установления тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО "РОМЗЭНЕРГО", на периоды с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.08.2012 и с 01.09.2012 по 31.12.2012 (приложения N№ 10, 11, 12).
Несоответствие оспариваемого акта указанным нормативным положениям заявитель видит в том, что установление тарифа произведено департаментом без учета отклонений фактических показателей оказываемых услуг от прогнозных и без учета результатов деятельности организации за предшествующий отчетный год. Все несоответствие относится к величине полезного отпуска, принятой департаментом для расчета тарифа.
Департамент считает свои действия законными и обоснованными, тариф для заявителя - установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Прокурор, вступивший в дело в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не видит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (регулирующий орган) от 23.12.2011 № 126-тэ установлены тарифы на 2012 год согласно приложениям 1 - 84. Приложениями 10, 11 и 12 установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую котельными ООО "РОМЗЭНЕРГО" Ростовского муниципального района на периоды с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 816,33 руб. за 1 Гкал (без учета НДС), с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 865,31 руб. за 1 Гкал (без учета НДС) и с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 903,70 руб. за 1 Гкал (без учета НДС).
Приказ принят в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" № 190-ФЗ (далее - Закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление № 109) и приказами Федеральной службы по тарифам.
Тариф установлен с применением метода индексации. Учтенный при расчете тарифа объем полезного отпуска составил 196055 Гкал. Тот же объем был принят при расчете тарифов на 2010 и 2011 годы. Общество в своем заявлении на установление тарифа на 2012 год просило принять объем в 165029 Гкал.
Оценив обстоятельства дела и приведенные сторонами доводы, коллегия судей не нашла оснований для признания оспариваемого акта не соответствующим действующему законодательству.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие государственному регулированию, определены в статье 8 Закона № 190-ФЗ и включают, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов. Подлежащие регулированию цены (тарифы) устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов. В процессе регулирования тарифов может использоваться один из указанных методов регулирования. Решение о выборе метода регулирования тарифов принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (статья 9 Закона).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Закона).
В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением № 109, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
При использовании метода индексации ранее утвержденных регулируемых тарифов (цен) тарифы устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, которые учитывают: программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами; отклонения фактических цен на топливо от прогнозных; отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса; изменения нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов; изменения ставок налогов и сборов.
В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию, утвержденными тем же постановлением № 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы: баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности; бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии; оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Поступившие материалы регистрируются регулирующим органом в день получения с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения, и в 2-недельный срок с даты регистрации регулирующий орган проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. В случае применения метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2, расчет одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, осуществляется по каждому виду теплоносителя путем деления на суммарный плановый полезный отпуск тепловой энергии по совокупности договоров теплоснабжения соответствующих потребителей, получающих тепловую энергию в соответствующем виде теплоносителя, суммы следующих величин: совокупной стоимости производства тепловой энергии в соответствующим виде теплоносителя, совокупной стоимости оплачиваемых услуг по передаче тепловой энергии по соответствующим водяным или паровым сетям и совокупной стоимости расходов по сбыту тепловой энергии (пункт 72.1).
На территории Ярославской области действуют Указания по представлению материалов к расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Ярославской области, не относящимися к электроэнергетике, утвержденные постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23 апреля 2010 года № ППр-23-У/ТЭ и введенные в действие приказом Департамента от 13.05.2010 № 23. На них ссылается заявитель.
Указаниями также предусмотрено, что среднеотпускной одноставочный тариф на тепловую энергию рассчитывается делением необходимой валовой выручки на период регулирования на годовой полезный отпуск тепловой энергии всем категориям потребителей (пункт 6.13).
В соответствии с Указаниями для установления тарифов организация, осуществляющая регулируемую деятельность, представляет в департамент материалы, составленные по формам, приведенным в приложениях к этим Указаниям, в том числе: заявление с просьбой об установлении тарифа на тепловую энергию, общие сведения об организации, осуществляющей регулируемую деятельность, сведения о котельной и тепловых сетях и в их числе: расчет полезного отпуска тепловой энергии (таблицы 2.8 и 2.9), структуру полезного отпуска тепловой энергии по группам потребителей (таблица 2.10), реестр собственных потребителей тепловой энергии (таблица 2.11), реестр сторонних потребителей тепловой энергии (таблица 2.12), схему договорных отношений на поставку тепловой энергии потребителям от котельных организации, договоры со сторонними потребителями тепловой энергии, расчет полезного отпуска тепловой энергии: собственным потребителям (в соответствии с требованиями примечания к таблице 2.11), сторонним потребителям (в соответствии с требованиями примечания к таблице 2.12).
Примечание к таблице 2.12 предусматривает представление договоров со сторонними потребителями тепловой энергии, вошедших в реестр.
Таким образом, при установлении регулируемого тарифа на поставляемую тепловую энергию объем полезного отпуска, участвующий при расчете тарифа, определяется как плановая величина, подтвержденная договорами поставки тепловой энергии со всеми потребителями.
В данном случае общество в пакете представленных в регулирующий орган документов в части, относящейся к полезному отпуску, представило реестр по форме таблицы 2.12 и ряд договоров теплоснабжения.
Договоры с наиболее крупными потребителями в пакете документов представлены не были. Вопрос об объеме полезного отпуска не был поставлен заявителем ни на заседании рабочей группы департамента по рассмотрению разногласий, возникших при установлении тарифов, 13.12.2011, ни на заседании правления департамента 14.12.2011.
Коллегия судей полагает, что организация, осуществляющая регулируемую деятельность в качестве основной своей деятельности, должна была проявить должную заинтересованность и при оформлении пакета представляемых для установления тарифа документов, и при рассмотрении в департаменте возникших разногласий. Такой заинтересованности общество не проявило, более того, о том, что договоры с рядом потребителей не были ею представлены в департамент, узнало только в судебном споре - в последнем судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований ни для признания действий департамента не соответствующими законодательным и нормативным положениям, ни для пересмотра тарифов во второй половине регулируемого периода.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать приказ Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23.12.2011 № 126-тэ "Об установлении тарифов на 2012 год" в части приложений N№ 10, 11 и 12 соответствующим действующему законодательству в сфере регулирования тарифов.
В удовлетворении требований ООО "РОМЗЭНЕРГО" Ростовского муниципального района отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи
Е.В.ЛАНДАРЬ
В.А.МАРУСИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru