Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Забайкальский край


Решение Думы городского округа "Город Чита" от 05.04.2012 № 34
"Об информации прокуратуры Забайкальского края "О состоянии законности и прокурорском надзоре за исполнением законов при противодействии преступности на территории города Читы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено



ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА"

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2012 г. № 34

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
"О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЧИТЫ"

Рассмотрев представленную прокуратурой Забайкальского края информацию и заслушав заместителя начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов УВД Забайкальского края прокуратуры Забайкальского края М.В. Осипову "О состоянии законности и прокурорском надзоре за исполнением законов при противодействии преступности на территории города Читы", Дума городского округа решила:
Принять к сведению информацию прокуратуры Забайкальского края "О состоянии законности и прокурорском надзоре за исполнением законом при противодействии преступности на территории города Читы".

Председатель Думы
городского округа
"Город Чита"
А.П.ЗЕНКОВ





ТЕЗИСЫ ИНФОРМАЦИИ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРОКУРОРСКОЙ
НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ПРЕСТУПНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ЧИТЫ"

Вопросам борьбы с преступностью, координации деятельности правоохранительных органов края и его центра - г. Читы, прокуратурой Забайкальского края уделяется особое внимание, что связано как с ростом преступности в целом, ее отдельных видов, в том числе удельного веса повторно совершенных преступлений, так и с состоянием превентивной работы органов профилактики.
В соответствии с действующим законодательством, регулирующем полномочия прокурора и организацию надзора в данном направлении, с учетом реалий дня сегодняшнего, демонстрирующего системную слабость пореформенной полиции, координационная деятельность прокурора во всех ее предусмотренных формах - один из наиболее эффективных способов понуждения правоохранительных органов к решению возложенных на них законами задач по борьбе с преступностью.
В 2011 году на территории краевого центра зарегистрировано 13394 преступления (+13,1%), из них 3652 тяжких и особо тяжких преступлений (+7,1%), при снижении количества зарегистрированных разбойных нападений (- 26%) и грабежей (-13,5%) на 17,1% возросло количество краж чужого имущества. Каждое третье преступление совершено в общественном месте, каждое четвертое - на улицах города.
Не останавливаясь более детально на состоянии преступности в г. Чите, полагаем необходимым обратить внимание на ряд значимых моментов, характеризующих состояние и причины высокого уровня преступности в краевом центре и низкой раскрываемости отдельных ее видов.
Первое. Наблюдавшийся в 2011 году рост преступлений по г. Чите (+ 1550 или 13,1%) объясняется усилением прокурорского надзора в сфере правовой статистики - рост 1550 преступлений, а восстановлено на учете 1657 преступлений, из них 54 - кражи из квартир, десятки краж канализационных люков. На краевой центр приходится 3/4 выявленных прокурорами укрытых преступлений по всему краю. Несвоевременное возбуждение уголовного дела безусловно снижает эффективность мероприятий по его раскрытию, а иногда приводит и к более тяжким последствиям. Так, в Железнодорожном ОП УМВД г. Читы при обращении с сообщением о покушении на изнасилование гражданке С. отказали в приеме заявления, вследствие чего ее родственник несовершеннолетний Ш. сам установил виновное лицо и причинил тяжкий вред его здоровью. В итоге за учиненный самосуд подросток попал на скамью подсудимых, потерпевший от его действий после выздоровления осужден за преступление против половой неприкосновенности.
Подобные факты явились основанием прокурорского реагирования не только на региональном уровне, но и были указаны в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Малиновского, внесенном 29.02.2012 г. министру внутренних дел России. В настоящее время это представление находится на рассмотрении.
Вопросы соблюдения законности в этой сфере на краевом уровне рассматривались на совместной с УМВД и СУ СК России коллегии, на внеочередных межведомственных совещаниях, координационных совещаниях. Во всех районах г. Читы прокуроры провели координационные совещания с участием руководителей УМВД г. Читы. Следует отметить, что руководство как УМВД края, так и УМВД г. Читы адекватно реагирует на требования прокуроров, предпринимая меры по устранению нарушений.
Резкое повышение учтенных преступлений, совершенных на улицах города, в общественных местах и в состоянии алкогольного опьянения также в большей степени обусловлено совместными мерами по обеспечению достоверности статистического их отражения. После жестких дисциплинарных мер, принятых по представлению прокурора края в конце 2010 года (наказано 84 сотрудника органов внутренних дел, в том числе ряд руководителей), в рамках координационной деятельности в 2011 году созданы совместные контрольная и рабочая группы, возглавляемые заместителем прокурора края, что привело к повышению эффективности ведомственного контроля - сотрудники ИЦ УМВД края в рамках собственных проверок выявляют и устраняют такие нарушения.
Второе. Прокурорский надзор и координационная деятельность прокурора нацелены на способствование органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание, решению возложенных на них федеральным законодательством задач - защите прав потерпевших от преступлений, защите от необоснованного уголовного преследования, возмещению причиненного ущерба.
Действующий уголовно-процессуальный закон исключил у прокурора полномочия руководителя уголовного преследования, отдав их руководителям следственных органов. Объективная реальность требует компенсировать отсутствие процессуальных полномочий координационными, именно поэтому прокуратура инициировала издание ряда совместных организационно-распорядительных документов руководителей органов правоохраны края. Совместными приказами с закреплением в них наиболее эффективных методов раскрытия преступлений, ведомственного контроля и прокурорского надзора урегулирована работа по раскрытию и расследованию разбойных нападений, квартирных краж и ряда других видов преступлений (приказ прокурора края и начальника УВД по краю № № 307/1030 от 23.12.2008 "Об организации работы по раскрытию и расследования краж, совершенных с незаконным проникновением в жилище", № № 313/640/512 от 20.09.2006 "Об организации работы по раскрытию и расследованию разбойных нападений").
В прошедшем году организовывались и проводились проверки исполнения этих приказов, результаты рассматривались на совместных совещаниях, в том числе 22 сентября 2011 года в прямой постановке рассмотрены вопросы противодействия квартирным кражам с приглашением представителей Администрации г. Читы. Постановлением выработаны меры по повышению эффективности работы.
По итогам 2011 года по г. Чите, как и в целом по краю, наблюдается рост квартирных краж (+40%, по краю +12,3%), их раскрываемость снижена на 4,6% и составила 18,3% (по краю - 33,9%).
В текущем году в г. Чите отмечен рост квартирных краж на территории обслуживания ОП "Ингодинский" + 15% (с 38 до 44), ПП "Кадалинский" - в два раза (с 11 до 22), ОП "Центральный" (+ 43,7%; с 80 до 115), ОП "Северный + 10,4%; с 96 до 106, ОП "Железнодорожный" (+86%; с 30 до 56), ОП "Черновский +82,6%; с 23 до 42). За 2 месяца 2012 года раскрываемость квартирных краж в краевом центре и вовсе составила 7,7% (АППГ - 17,2%).
Причины неудовлетворительной работы по раскрытию и расследованию краж из квартир на территории краевого центра рассмотрены на межведомственном оперативном совещании, состоявшемся 29.03.2012 во исполнение постановления координационного совещания от 22.09.2011, на совещании заслушаны руководители УМВД по г. Чите, выработаны меры, повторное рассмотрение запланировано на сентябрь текущего года.
Усилия уполномоченных прокуроров направляются на понуждение органов полиции к своевременному заведению соответствующих дел оперативного учета, полноте проверки оперативной информации о лицах, совершающих преступления, местах сбыта и реализации похищенного имущества. Нарушения законов в оперативно-розыскной деятельности сотрудников полиции по-прежнему распространены.
Имеются серьезные претензии и к работе следователей, в производстве которых находится ряд заволокиченных уголовных дел с лицами, переведенных в категорию нераскрытых. Так, по жалобе потерпевшего К. в прокуратуре Ингодинского района изучены соединенные в одном производстве уголовные дела о совершенных в период с 12 августа по 2 сентября 2011 года угонах 4 автомашин, 3 из которых в последующем были сожжены. По 3 преступлениям несовершеннолетним К. принесены явки с повинной, в салоне одной из автомашин обнаружены отпечатки его пальцев, однако дело с 6 сентября прошлого года находилось в следственном подразделении без движения. Аналогичные факты выявлялись в Центральном районе г. Читы.
В настоящее время руководители следственных подразделений УМВД г. Читы во взаимодействии с оперативными работниками изучают все дела о кражах, угонах, в целях выявления перспективных и направления их в суд.
В связи с изменением подследственности с 1 января 2012 года расследованием таких преступлений, если они совершены несовершеннолетними, занимается и Следственный комитет, отсутствие опыта сказывается на сроках производства. У следователей комитета в производстве сейчас находятся уголовные дела о совершенных группами несовершеннолетних 25 квартирных кражах в г. Чите, по большинству из которых сроки следствия превысили 2 месяца. В прокуратуре края на 19 апреля текущего года запланировано координационное совещание по вопросам расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, по итогам которого будет пересмотрен действующий приказ, регулирующий работу по раскрытию и расследованию квартирных краж, с распространением его действия на Следственный комитет, что позволит более эффективно надзирать за расследованием таких дел, пресекать волокиту.
Особое внимание с 2008 года было уделено работе по пресечению возросшего числа краж и угонов автотранспорта. Криминальный бизнес, основанный на возврате за выкуп угнанных автомашин, а также вовлечение в него сотрудников органов внутренних дел, использовавших свои связи с преступниками для подобного рода выкупов, потребовали экстренного принятия действенных мер.
Полная смена кадрового состава специализированного подразделения УВД, а также систематическое проведение межведомственных оперативных совещаний, совместной с УВД края коллегии (август 2010 года), с выработкой совместных мер и планов проводимых мероприятий; систематическое изучение уголовных дел, и дел оперативного учета с принятием мер прокурорского реагирования, повлекших привлечение к дисциплинарной ответственности большого числа сотрудников органов внутренних дел (19 лиц), в том числе руководящего звена, фактически самоустранившихся от работы в данном направлении, позволила привести к положительной динамике в раскрытии и расследовании таких преступлений (к уголовной ответственности привлечены участники 6 групп за совершение более 200 краж и угонов автотранспорта), что привело и к снижению числа зарегистрированных преступлений данной категории.
Так, число зарегистрированных краж и угонов автотранспорта по итогам 2010 года по сравнению с 2009 годом снизилось на 36% (с 1627 в 2009 г. до 1217 в 2010 г.). При этом положительная динамика сформировалась как в крае в целом, так и в краевом центре, где число зарегистрированных преступлений сократилось почти на 40% (с 674 до 430). Снижение числа зарегистрированных краж и угонов автотранспорта в Чите продолжилось и в 2011 году - на 19,1% (с 430 до 361 преступления).
Однако за 2 месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года наблюдается тенденция к увеличению числа краж и угонов автотранспорта, которых в целом по краю совершено - 93 (АППГ - 82, + 13,4%), в городе Чите - 40 (АППГ - 26, +53%). При этом раскрыто 52 преступления (АППГ -61).
В 90% случаев угонов автомобилей и 60% фактов их хищений преступления совершены во дворах и на улицах города, менее 10% совершается в гаражах, автостоянках и автомойках. Преступления совершаются преимущественно в ночное и вечернее время.
Изложенное свидетельствует о необходимости организации муниципальных либо иных охраняемых автомобильных стоянок на возмездной основе.
УМВД края и г. Читы не располагают количественным ресурсом сотрудников для должной охраны общественного порядка, примененный в МВД России принцип - расчет числа сотрудников по количеству населения, в нашем крае, где плотность населения очень мала, привел к сокращению штатной численности. Если 2 года назад прокуратура края била тревогу о необходимости увеличения сотрудников ППС для охраны общественного порядка на улицах до 1114 с 489 действующих, то с 1 января 2012 года лимит штатной численности ППС снизился еще на 138 единиц (до 351). Нагрузка на следователей органов внутренних дел по г. Чите доходит до 50 и выше уголовных дел, одновременно находящихся в производстве. Со стороны прокуратуры края в МВД России, в том числе совместно с УМВД края и через Генеральную прокуратуру РФ направлены информации о сложившихся проблемах.
Третье. В этих условиях особенно остро начинает звучать тема профилактики преступлений, что является общей заботой всех органов - государственной власти и местного самоуправления. Это признано и руководством нашего государства с возложением Указом Президента от 11.12.2010 № 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" вопросов координации по борьбе с преступностью на руководителей исполнительной власти регионов.
Особенно очевидна необходимость профилактики рецидивной преступности. В 2011 году по раскрытым преступлениям к уголовной ответственности привлечено в Чите 2865 человек, из которых ранее совершали преступления - 1314, то есть уровень рецидивной преступности составил 45,7% (по России - 41,1%). За январь текущего года показатель рецидивной преступности в Центральном районе составил 41,7%, в Ингодинском - 51,2%, Железнодорожном - 39%, Черновском - 66%. И это если не считать нераскрытые и латентные, то есть незарегистрированные по различным причинам, преступления. Вряд ли нужны дополнительные аргументы о необходимости контроля за лицами, ранее совершавшими преступления.
Высокий уровень криминализации и распространения криминальной субкультуры среди населения, проживающего в регионе, где дислоцируется большое количество исправительных учреждений, незанятость населения и социальная неустроенность лиц, отбывших наказание, прямо или косвенно способствуют совершению повторных преступлений ранее судимыми лицами. У нас есть и система органов профилактики, и целый ряд программ, однако, несмотря на принимаемые органами профилактики меры, следует констатировать, что реального влияния на уровень рецидивной преступности в регионе они не оказывают и требуются комплексные, а главное финансируемые целевые программы.
В краевом центре, где уровень рецидивной преступности составляет более 50% только зарегистрированных преступлений, после истечения срока действия муниципальной целевой программы "Усиление борьбы с преступностью и профилактика правонарушений в городском округе "Город Чита" на 2003-2006 годы", утвержденной решением Читинской городской Думы от 11.12.2002 № 269, органами местного самоуправления городского округа, несмотря на рост преступности, мер к разработке и принятию целевой программы профилактики преступности не принято. Отсутствуют и иные программы по важным направлениям превентивной деятельности, в связи с чем заместителем прокурора края в адрес Мэра г. Читы в сентябре 2011 г. направлена соответствующая информация о необходимости разработки и принятия муниципальных программ, направленных на профилактику преступности, экстремизма и противодействие терроризму. Отказ, мотивированный тем, что в администрации городского округа действует достаточное количество программ и планов, направленных на профилактику правонарушений, не подтвержден их эффективностью и результативностью, а именно обеспечением безопасности граждан и реальным снижением уровня преступности, в том числе рецидивной, на территории г. Читы.
Принятая краевая долгосрочная целевая программа "Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы (2011-2014 годы)" предусматривает общее финансирование программы более 74 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 17,5 млн. рублей. Источником финансирования программы являются средства краевого бюджета. Однако на настоящий момент программа профинансирована лишь в объеме 2,8% (485 тыс. рублей). В то время как все плановые мероприятия, не требующие финансирования, выполняются в полном объеме. И снова вопрос в финансовых средствах.
До сих пор остается нерешенным ряд вопросов, связанных с исполнением наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Так, на учете в уголовно-исполнительных инспекциях г. Читы состоит 2753 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, в том числе 100 несовершеннолетних. 2404 из них осуждено к условному лишению свободы, к исправительным работам - 104 человека. Однако из-за отсутствия рабочих мест ряд осужденных, обязанных по приговорам суда возместить ущерб, исправительные работы не отбывают. В Ингодинском районе почти каждый пятый осужденный от исполнения наказания уклоняется, при этом должные меры к наведению порядка не приняты, более того, в Ингодинском районе некоторые работодатели вовсе отказываются принимать на работу осужденных.
Прокурорскими проверками выявлены и факты ненадлежащего контроля за поведением осужденных лиц, а также недостаточной воспитательной работой с ними со стороны уполномоченных органов. В Ингодинском и Черновском районах в прошлом году участковым уполномоченным несколько условно осужденных ни разу не проверены по месту жительства, при этом в Ингодинском районе осужденные беременная Капитонова и больная Коренева, которые не могли по состоянию здоровья отбывать назначенное наказание в виде исправительных работ, незаконно предупреждались о замене наказания другим видом.
Еще один момент связан с контролем за поведением условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания. Несмотря на сокращение по краю на 20% количества повторно совершенных преступлений такими лицами, по г. Чите в течение неотбытого срока наказания после условно-досрочного освобождения из исправительно-трудовых учреждений совершили преступления 48 человек (+14,2), а в течение 1 года после освобождения из ИГУ преступления совершили 59 человек (+31,1%).
Пока еще не принесло ожидаемых результатов законодательное урегулирование вопроса административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободу. Несмотря на то, что в г. Чите проживает 309 лиц, подлежащих административному надзору, на данный момент он установлен лишь в отношении 25 лиц, что составляет 8,1% % (по краю - 6%), в отношении 9 лиц материалы находятся на рассмотрении судов.
Вопросы межведомственного взаимодействия по организации административного надзора были предметом обсуждения на заседании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Забайкальском крае при Губернаторе края в феврале текущего года, на котором принят ряд рекомендаций для повышения эффективности на этом направлении, а также на координационном совещании руководителей правоохранительных органов края 6 марта текущего года, прошедшем с участием Губернатора края, на котором принят межведомственный план по предупреждению рецидивной преступности на 2012-2013 годы.
Основная цель мероприятий - обеспечить адресную, персональную работу с освобожденным из мест лишения свободы всеми субъектами профилактики, в том числе и органами местного самоуправления. Говоря иными словами - о времени прибытия к месту жительства освобождающегося органы внутренних дел, муниципальные власти, органы социальной защиты должны знать заранее, а по прибытии коллегиально рассматривать вопросы - где он будет жить, где работать, если инвалид - ускорить процедуру назначения пенсии, больной - лечение и т.п.
На протяжении последних лет удельный вес подростковой преступности в Забайкальском крае остается одним из самых высоких в Сибирском федеральном округе и России в целом. По г. Чите на фоне общего снижения преступлений несовершеннолетних, наблюдается рост их рецидивной преступности на 12%.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры, профилактическая работа с подростками во многом остается формальной и не приносит должных результатов.
Сокращение численности инспекторов по делам несовершеннолетних в результате реорганизации органов внутренних дел со 35 до 23 по краевому центру повлекло явное снижение эффективности их работы с подростками, состоящими на учете. Об этом свидетельствуют многочисленные нарушения, выявленные в ходе проверок работы ПДН, в том числе аппаратом прокуратуры края. Совместные с сотрудниками УИИ и ПДН проверки условно осужденных в общественных местах и нахождение подростков в вечернее время дома проводятся нерегулярно, практически не ведется работа по выявлению фактов розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции.
Остается высоким количество несовершеннолетних, не занятых учебой и трудом, на долю этих лиц приходится почти треть всех зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними.
К сожалению, принятым Законом Забайкальского края от 29.06.2011 "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан" среди категорий лиц, для которых осуществляется квотирование, не предусмотрена такая возможность ни для подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, ни для несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, в связи с чем прокуратурой края в настоящее время подготовлен проект закона о внесении соответствующих дополнений в закон края.
Таким образом, система профилактики преступлений и предупреждения рецидивной преступности требует комплексного и согласованного подхода к решению имеющихся проблем.

Заместитель начальника
управления по надзору
за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью
старший советник юстиции
М.В.ОСИПОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru