Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Забайкальский край


Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 09.02.2012 № 1
"О мерах по предупреждению возникновения и распространения случаев бруцеллеза среди людей"

Официальная публикация в СМИ:
"Азия-Экспресс", № 11, 15.03.2012



УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. № 1

О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЛУЧАЕВ БРУЦЕЛЛЕЗА СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Я, главный государственный санитарный врач по Забайкальскому краю В.И. Пинтусов, на основании анализа сложившейся эпизоотолого-эпидемиологической обстановки по бруцеллезу в Забайкальском крае и оценки потенциального риска заражения людей инфекциями, общими для животных и человека, установил следующее.
Эпизоотологическая ситуация по бруцеллезу среди сельскохозяйственных животных на территории края оценивается как напряженная.
Рост количества положительно реагирующих на бруцеллез животных, в том числе за счет мелкого рогатого скота, представляющего наибольшую опасность для здоровья населения, ввиду носительства наиболее вирулентных штаммов бруцелл (BruceIIa meIitensis), приводит к увеличению возможности контакта людей с больными животными, что, в свою очередь, требует внесения корректив в существующую систему противобруцеллезных мероприятий.
По данным Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, за период 2009-2011 гг. выявлено 12 неблагополучных пунктов по бруцеллезу среди крупного и мелкого рогатого скота в Приаргунском, Забайкальском, Нерчинско-Заводском, Могойтуйском районах.
Длительно сохраняющееся эпизоотологическое неблагополучие по бруцеллезу усугубляется заболеванием людей в очагах, которое нередко приводит к потере трудоспособности и инвалидности.
Ежегодно в эпизоотических очагах регистрируется до 4 - 10 случаев впервые выявленного бруцеллеза среди людей, в том числе среди детей до 14 лет - от 1 до 2 случаев.
В 2011 г. рост заболеваемости впервые выявленным бруцеллезом продолжился: зарегистрировано 10 случаев (показатель заболеваемости на 100 тысяч населения - 0,89), из них в Забайкальском районе - 5, в Приаргунском районе - 3, в Могойтуйском районе - 2.
Больные чаще инфицировались контактным (80%) и алиментарным (20%) путем.
В 2011 г. острый и подострый бруцеллез регистрировался в 80,0% случаев, хронический бруцеллез - в 20,0% случаев.
Показатели заболеваемости людей бруцеллезом в Забайкальском крае нельзя считать достоверными из-за неудовлетворительного состояния лабораторной диагностики этой инфекции. Бактериологические лаборатории лечебно-профилактических учреждений не готовы к проведению серологических исследований на бруцеллез вследствие отсутствия запаса необходимых диагностических препаратов.
Связь с профессиональной деятельностью прослеживается у 50,0% больных бруцеллезом. При анализе профессионального состава заболевших наибольший удельный вес составляют ветеринарные работники (20,0%), животноводы (20,0%), работники мясоперерабатывающих предприятий (10,0%).
Несмотря на то, что бруцеллез занимает одно из первых мест среди профессиональных заболеваний инфекционной этиологии, практически не проводятся профилактические медицинские осмотры с серологическим обследованием на бруцеллез профессиональных контингентов, что негативно сказывается на своевременности постановки диагноза и назначения специфического лечения, выявлении и оформлении профессионального заболевания.
В 2011 г. охват обязательным серологическим обследованием при проведении профилактических медицинских осмотров профессиональных контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, составил всего лишь 5,0 %. При этом в ряде территорий края плановые медицинские осмотры на бруцеллез не проводились вообще (Нерчинско-Заводский, Нерчинский, Улётовский, Чернышевский, Читинский районы).
В 2010-2011 гг. диагноз профессионального заболевания установлен всего 2 больным бруцеллезом, в том числе ветеринарному фельдшеру Нерчинской станции по борьбе с болезнями животных. При этом установлено, что периодические медицинские осмотры с серологическим обследованием ветеринарных работников, работающих с зараженным материалом, не проводились. В связи с чем диагноз "хронический бруцеллез" установлен спустя 6 лет с момента первого обращения за медицинской помощью с жалобами на появление характерных клинических симптомов.
В то же время работодателями к работам по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов допускаются работники, не прошедшие диспансерное обследование и не привитые против бруцеллеза.
Зачастую мясоперерабатывающие предприятия осуществляют прием животных, положительно реагирующих на бруцеллез, не имея условий для промышленной переработки (изготовление консервов и колбасных изделий) продуктов их убоя, что не допускается действующими санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза".
Таким образом, в современных условиях для обеспечения и поддержания эпидемиологического благополучия населения по бруцеллезу необходимо своевременное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению случаев заболеваний у лиц, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, по своевременному выявлению, лечению и диспансерному наблюдению больных бруцеллезом.
На основании полномочий, предоставленных статьей 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, № 14, 5 апреля 1999 г., ст. 1650), с учетом положений статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, № 27, 3 июля 2006 г., ст. 2879), санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза" постановляю:
1. Органам исполнительной власти Забайкальского края, главам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в случае осложнения эпизоотолого-эпидемиологической обстановки по бруцеллезу рекомендовать:
1.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
1.2. Разрабатывать оперативные и комплексные планы мероприятий по ликвидации и профилактике бруцеллеза при участии заинтересованных ведомств;
1.3. После завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий для заслушивания акта эпидемиологического расследования очага бруцеллеза и оценки действий органов власти и заинтересованных ведомств.
2. Работодателям принять к неукоснительному выполнению постановление Правительства Российской Федерации от 15 07 1999 г. № 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" в части допуска лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заражения B.meIitensis, где требуется проведение профилактических прививок против бруцеллеза.
Это работы:
- по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, где регистрируются заболевания скота бруцеллезом;
- по убою скота, больного бруцеллезом, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;
- по уходу за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, энзоотичных по бруцеллезу;
- с живыми культурами бруцелл в бактериологических лабораториях.
3. Руководителям мясоперерабатывающих предприятий независимо от организационно-правовой формы:
3.1. Принять меры по выполнению требований биологической безопасности при осуществлении работ по убою животных и переработке сырья, инфицированного возбудителем бруцеллеза, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза", санитарными правилами для предприятий мясной промышленности от 27 марта 1985 г. № 3238-85;
3.2. Обеспечить готовность к приему, убою и промышленной переработке сельскохозяйственных животных, положительно реагирующих на бруцеллез;
3.3. Сырье и продукты убоя, полученные от положительно реагирующих на бруцеллез животных, подвергать промышленной переработке (изготовление консервов и колбасных изделий) на данном мясоперерабатывающем предприятии - без вывоза полученного сырья за пределы предприятия;
3.4. Оказывать содействие учреждениям здравоохранения в проведении медицинского осмотра, серологического и аллергического обследования, иммунизации подлежащего персонала из группы риска;
3.5. Обеспечить прохождение установленными категориями работников в определенные сроки предварительных и периодических медицинских осмотров, а также гигиенического обучения;
3.6. Обеспечить персонал, допущенный к работе по убою, переработке положительного на бруцеллез поголовья животных в достаточном количестве средствами личной гигиены и индивидуальной защиты (халаты, резиновые перчатки, нарукавники, клеенчатые фартуки, специальная обувь и др.), рабочие места моющими и дезинфицирующими средствами, достаточным набором уборочного инвентаря.
4. Руководителям животноводческих хозяйств независимо от организационно-правовой формы:
4.1. Обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза" и ветеринарными правилами ВП 13.3.1302-96;
4.2. При наложении ограничений по бруцеллезу на хозяйство обеспечить согласование условий вывоза положительно реагирующего на бруцеллез поголовья для убоя и переработки с органами ветеринарного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; выполнение требований по подготовке к вывозу животноводческого сырья (молоко, мясо и т.д.) и согласование с органами Россельхознадзора и Роспотребнадзора его использования и переработки.
5. Министерству здравоохранения Забайкальского края:
5.1. Рассмотреть вопрос о готовности бактериологических лабораторий лечебно-профилактических учреждений к проведению серолого-иммунологических диагностических исследований материала от людей на бруцеллез;
5.2. Принять меры по поддержанию неснижаемого запаса диагностических препаратов для проведения лабораторных исследований на бруцеллез, аллергических проб с бруцеллезным аллергеном, вакцины против бруцеллеза; по внедрению современных методов диагностики бруцеллеза в работу диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений;
5.3. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных бруцеллезом, своевременную передачу экстренных извещений, внеочередных донесений о каждом случае заболевания бруцеллезом, подозрения на это заболевание в территориальные органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
5.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, по соблюдению правил госпитализации, лечения, выписки из стационара, диспансерного наблюдения.
При выявлении в эпизоотических очагах бруцеллеза лиц с положительными и сомнительными серологическими реакциями без клинических проявлений обеспечить тщательное диспансерное наблюдение с лабораторным обследованием на бруцеллез в динамике, включая ПЦР;
5.5. При установлении окончательного диагноза больным из эпизоотических очагов бруцеллеза использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
5.6. Обеспечить качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров контингентов, профессионально связанных с риском заражения бруцеллезом, с обязательным серологическим обследованием на бруцеллез в установленном порядке, с привлечением специалистов по профилю выявленной патологии;
5.7. В случае подозрения на профессиональное заболевание бруцеллезом оформлять и направлять в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
5.8. Организовать систематическое обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам регистрации и учета, медицинского осмотра и наблюдения, клиники, диагностики и лечения бруцеллеза.
6. Государственной ветеринарной службе Забайкальского края рекомендовать:
6.1. Оперативное информирование органов Роспотребнадзора о случаях выявления больных (положительно реагирующих) бруцеллезом сельскохозяйственных животных.
7. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Забайкальского края:
7.1. Осуществлять контроль за выполнением комплекса мероприятий по профилактике заражения людей бруцеллезом во взаимодействии с ветеринарной службой;
7.2. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований в очагах бруцеллеза, оформление акта эпидемиологического расследования очага бруцеллеза с установлением причинно-следственной связи в течение 10 дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, заслушивание акта на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии;
7.3. Установить контроль полноты, достоверности и своевременности учета заболеваний бруцеллезом, отсылки экстренных извещений (извещений об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания) в установленном порядке в органы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведения противоэпидемических мероприятий в очагах бруцеллеза;
7.4. Обеспечить контроль полноты и своевременности охвата контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на бруцеллез и диспансерному наблюдению;
7.5. Обеспечить контроль за соблюдением показаний к проведению иммунизации против бруцеллеза подлежащих контингентов, установленных сроков вакцинации и ревакцинации, условий транспортирования и хранения бруцеллезных вакцин в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с требованиями федерального законодательства;
7.6. При обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче разрешения на осуществление работ по убою и переработке животных (продуктов их убоя), положительно реагирующих на бруцеллез, принимать решение о предоставлении разрешения (или о мотивированном отказе в предоставлении разрешения) в установленном порядке;
7.7. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательного диагноза больным в эпизоотических очагах бруцеллеза;
7.8. При выявлении нарушений противобруцеллезного режима в животноводческих хозяйствах и на перерабатывающих предприятиях, повлекших за собой заболевания людей бруцеллезом, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" (Игнатьев В.И.) обеспечить:
8.1. Качественное проведение эпидемиологических расследований в очагах бруцеллеза с оформлением карты эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания;
8.2. Своевременное принятие мер по внедрению новых методов исследования на бруцеллез с целью повышения качества работы в эпизоотических очагах;
9. Опубликовать настоящее постановление в уполномоченных средствах массовой информации и на сайте Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.
Контроль оставляю за собой.

В.И.ПИНТУСОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru