| |
Региональное законодательство / Забайкальский край
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 09.02.2012 № 1
"О мерах по предупреждению возникновения и распространения случаев бруцеллеза среди людей"
Официальная публикация в СМИ:
"Азия-Экспресс", № 11, 15.03.2012
УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. № 1
О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЛУЧАЕВ БРУЦЕЛЛЕЗА СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Я, главный государственный санитарный врач по Забайкальскому краю В.И. Пинтусов, на основании анализа сложившейся эпизоотолого-эпидемиологической обстановки по бруцеллезу в Забайкальском крае и оценки потенциального риска заражения людей инфекциями, общими для животных и человека, установил следующее.
Эпизоотологическая ситуация по бруцеллезу среди сельскохозяйственных животных на территории края оценивается как напряженная.
Рост количества положительно реагирующих на бруцеллез животных, в том числе за счет мелкого рогатого скота, представляющего наибольшую опасность для здоровья населения, ввиду носительства наиболее вирулентных штаммов бруцелл (BruceIIa meIitensis), приводит к увеличению возможности контакта людей с больными животными, что, в свою очередь, требует внесения корректив в существующую систему противобруцеллезных мероприятий.
По данным Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, за период 2009-2011 гг. выявлено 12 неблагополучных пунктов по бруцеллезу среди крупного и мелкого рогатого скота в Приаргунском, Забайкальском, Нерчинско-Заводском, Могойтуйском районах.
Длительно сохраняющееся эпизоотологическое неблагополучие по бруцеллезу усугубляется заболеванием людей в очагах, которое нередко приводит к потере трудоспособности и инвалидности.
Ежегодно в эпизоотических очагах регистрируется до 4 - 10 случаев впервые выявленного бруцеллеза среди людей, в том числе среди детей до 14 лет - от 1 до 2 случаев.
В 2011 г. рост заболеваемости впервые выявленным бруцеллезом продолжился: зарегистрировано 10 случаев (показатель заболеваемости на 100 тысяч населения - 0,89), из них в Забайкальском районе - 5, в Приаргунском районе - 3, в Могойтуйском районе - 2.
Больные чаще инфицировались контактным (80%) и алиментарным (20%) путем.
В 2011 г. острый и подострый бруцеллез регистрировался в 80,0% случаев, хронический бруцеллез - в 20,0% случаев.
Показатели заболеваемости людей бруцеллезом в Забайкальском крае нельзя считать достоверными из-за неудовлетворительного состояния лабораторной диагностики этой инфекции. Бактериологические лаборатории лечебно-профилактических учреждений не готовы к проведению серологических исследований на бруцеллез вследствие отсутствия запаса необходимых диагностических препаратов.
Связь с профессиональной деятельностью прослеживается у 50,0% больных бруцеллезом. При анализе профессионального состава заболевших наибольший удельный вес составляют ветеринарные работники (20,0%), животноводы (20,0%), работники мясоперерабатывающих предприятий (10,0%).
Несмотря на то, что бруцеллез занимает одно из первых мест среди профессиональных заболеваний инфекционной этиологии, практически не проводятся профилактические медицинские осмотры с серологическим обследованием на бруцеллез профессиональных контингентов, что негативно сказывается на своевременности постановки диагноза и назначения специфического лечения, выявлении и оформлении профессионального заболевания.
В 2011 г. охват обязательным серологическим обследованием при проведении профилактических медицинских осмотров профессиональных контингентов, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, составил всего лишь 5,0 %. При этом в ряде территорий края плановые медицинские осмотры на бруцеллез не проводились вообще (Нерчинско-Заводский, Нерчинский, Улётовский, Чернышевский, Читинский районы).
В 2010-2011 гг. диагноз профессионального заболевания установлен всего 2 больным бруцеллезом, в том числе ветеринарному фельдшеру Нерчинской станции по борьбе с болезнями животных. При этом установлено, что периодические медицинские осмотры с серологическим обследованием ветеринарных работников, работающих с зараженным материалом, не проводились. В связи с чем диагноз "хронический бруцеллез" установлен спустя 6 лет с момента первого обращения за медицинской помощью с жалобами на появление характерных клинических симптомов.
В то же время работодателями к работам по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов допускаются работники, не прошедшие диспансерное обследование и не привитые против бруцеллеза.
Зачастую мясоперерабатывающие предприятия осуществляют прием животных, положительно реагирующих на бруцеллез, не имея условий для промышленной переработки (изготовление консервов и колбасных изделий) продуктов их убоя, что не допускается действующими санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза".
Таким образом, в современных условиях для обеспечения и поддержания эпидемиологического благополучия населения по бруцеллезу необходимо своевременное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению случаев заболеваний у лиц, подвергающихся риску заражения бруцеллезом, по своевременному выявлению, лечению и диспансерному наблюдению больных бруцеллезом.
На основании полномочий, предоставленных статьей 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, № 14, 5 апреля 1999 г., ст. 1650), с учетом положений статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, № 27, 3 июля 2006 г., ст. 2879), санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза" постановляю:
1. Органам исполнительной власти Забайкальского края, главам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в случае осложнения эпизоотолого-эпидемиологической обстановки по бруцеллезу рекомендовать:
1.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
1.2. Разрабатывать оперативные и комплексные планы мероприятий по ликвидации и профилактике бруцеллеза при участии заинтересованных ведомств;
1.3. После завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий для заслушивания акта эпидемиологического расследования очага бруцеллеза и оценки действий органов власти и заинтересованных ведомств.
2. Работодателям принять к неукоснительному выполнению постановление Правительства Российской Федерации от 15 07 1999 г. № 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" в части допуска лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заражения B.meIitensis, где требуется проведение профилактических прививок против бруцеллеза.
Это работы:
- по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, где регистрируются заболевания скота бруцеллезом;
- по убою скота, больного бруцеллезом, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов;
- по уходу за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, энзоотичных по бруцеллезу;
- с живыми культурами бруцелл в бактериологических лабораториях.
3. Руководителям мясоперерабатывающих предприятий независимо от организационно-правовой формы:
3.1. Принять меры по выполнению требований биологической безопасности при осуществлении работ по убою животных и переработке сырья, инфицированного возбудителем бруцеллеза, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза", санитарными правилами для предприятий мясной промышленности от 27 марта 1985 г. № 3238-85;
3.2. Обеспечить готовность к приему, убою и промышленной переработке сельскохозяйственных животных, положительно реагирующих на бруцеллез;
3.3. Сырье и продукты убоя, полученные от положительно реагирующих на бруцеллез животных, подвергать промышленной переработке (изготовление консервов и колбасных изделий) на данном мясоперерабатывающем предприятии - без вывоза полученного сырья за пределы предприятия;
3.4. Оказывать содействие учреждениям здравоохранения в проведении медицинского осмотра, серологического и аллергического обследования, иммунизации подлежащего персонала из группы риска;
3.5. Обеспечить прохождение установленными категориями работников в определенные сроки предварительных и периодических медицинских осмотров, а также гигиенического обучения;
3.6. Обеспечить персонал, допущенный к работе по убою, переработке положительного на бруцеллез поголовья животных в достаточном количестве средствами личной гигиены и индивидуальной защиты (халаты, резиновые перчатки, нарукавники, клеенчатые фартуки, специальная обувь и др.), рабочие места моющими и дезинфицирующими средствами, достаточным набором уборочного инвентаря.
4. Руководителям животноводческих хозяйств независимо от организационно-правовой формы:
4.1. Обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2613-10 "Профилактика бруцеллеза" и ветеринарными правилами ВП 13.3.1302-96;
4.2. При наложении ограничений по бруцеллезу на хозяйство обеспечить согласование условий вывоза положительно реагирующего на бруцеллез поголовья для убоя и переработки с органами ветеринарного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; выполнение требований по подготовке к вывозу животноводческого сырья (молоко, мясо и т.д.) и согласование с органами Россельхознадзора и Роспотребнадзора его использования и переработки.
5. Министерству здравоохранения Забайкальского края:
5.1. Рассмотреть вопрос о готовности бактериологических лабораторий лечебно-профилактических учреждений к проведению серолого-иммунологических диагностических исследований материала от людей на бруцеллез;
5.2. Принять меры по поддержанию неснижаемого запаса диагностических препаратов для проведения лабораторных исследований на бруцеллез, аллергических проб с бруцеллезным аллергеном, вакцины против бруцеллеза; по внедрению современных методов диагностики бруцеллеза в работу диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений;
5.3. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных бруцеллезом, своевременную передачу экстренных извещений, внеочередных донесений о каждом случае заболевания бруцеллезом, подозрения на это заболевание в территориальные органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
5.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, по соблюдению правил госпитализации, лечения, выписки из стационара, диспансерного наблюдения.
При выявлении в эпизоотических очагах бруцеллеза лиц с положительными и сомнительными серологическими реакциями без клинических проявлений обеспечить тщательное диспансерное наблюдение с лабораторным обследованием на бруцеллез в динамике, включая ПЦР;
5.5. При установлении окончательного диагноза больным из эпизоотических очагов бруцеллеза использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
5.6. Обеспечить качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров контингентов, профессионально связанных с риском заражения бруцеллезом, с обязательным серологическим обследованием на бруцеллез в установленном порядке, с привлечением специалистов по профилю выявленной патологии;
5.7. В случае подозрения на профессиональное заболевание бруцеллезом оформлять и направлять в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
5.8. Организовать систематическое обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам регистрации и учета, медицинского осмотра и наблюдения, клиники, диагностики и лечения бруцеллеза.
6. Государственной ветеринарной службе Забайкальского края рекомендовать:
6.1. Оперативное информирование органов Роспотребнадзора о случаях выявления больных (положительно реагирующих) бруцеллезом сельскохозяйственных животных.
7. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Забайкальского края:
7.1. Осуществлять контроль за выполнением комплекса мероприятий по профилактике заражения людей бруцеллезом во взаимодействии с ветеринарной службой;
7.2. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований в очагах бруцеллеза, оформление акта эпидемиологического расследования очага бруцеллеза с установлением причинно-следственной связи в течение 10 дней после завершения комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, заслушивание акта на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии;
7.3. Установить контроль полноты, достоверности и своевременности учета заболеваний бруцеллезом, отсылки экстренных извещений (извещений об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания) в установленном порядке в органы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проведения противоэпидемических мероприятий в очагах бруцеллеза;
7.4. Обеспечить контроль полноты и своевременности охвата контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на бруцеллез и диспансерному наблюдению;
7.5. Обеспечить контроль за соблюдением показаний к проведению иммунизации против бруцеллеза подлежащих контингентов, установленных сроков вакцинации и ревакцинации, условий транспортирования и хранения бруцеллезных вакцин в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с требованиями федерального законодательства;
7.6. При обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о выдаче разрешения на осуществление работ по убою и переработке животных (продуктов их убоя), положительно реагирующих на бруцеллез, принимать решение о предоставлении разрешения (или о мотивированном отказе в предоставлении разрешения) в установленном порядке;
7.7. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательного диагноза больным в эпизоотических очагах бруцеллеза;
7.8. При выявлении нарушений противобруцеллезного режима в животноводческих хозяйствах и на перерабатывающих предприятиях, повлекших за собой заболевания людей бруцеллезом, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" (Игнатьев В.И.) обеспечить:
8.1. Качественное проведение эпидемиологических расследований в очагах бруцеллеза с оформлением карты эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозного заболевания;
8.2. Своевременное принятие мер по внедрению новых методов исследования на бруцеллез с целью повышения качества работы в эпизоотических очагах;
9. Опубликовать настоящее постановление в уполномоченных средствах массовой информации и на сайте Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю.
Контроль оставляю за собой.
В.И.ПИНТУСОВ
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|