Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


<ПИСЬМО> Северо-Западного таможенного управления РФ от 01.04.2009 № 07-07-15/7179ф
"ОБ ИНИЦИИРОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ДОЛЖНИКОВ И СПИСАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО
от 1 апреля 2009 г. № 07-07-15/7179ф

ОБ ИНИЦИИРОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ДОЛЖНИКОВ
И СПИСАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

В связи с поступлением письма ФТС России от 23.01.2009 № 05-16/2647 "Об инициировании процедуры банкротства должников" сообщаю следующее.
1. В соответствии с пп. а) п. 1 постановления Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление) основанием для признания задолженности по таможенным платежам и пеням безнадежной к взысканию и ее списания является ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такой юридически значимый факт, как ликвидация юридического лица, выбран ввиду того, что до 2005 года пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России) было определено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Однако Федеральным законом от 02.07.2005 № 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" редакция указанной статьи ГК России изменена и установлено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Но, несмотря на это, соответствующие изменения в Постановление не вносились.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством необходимым и достаточным условием существования юридического лица как субъекта правоотношений является наличие соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Принимая во внимание тот факт, что отсутствие правоспособности юридического лица является юридической причиной для признания его задолженности безнадежной к взысканию, ФТС России направлены в Минфин России предложения о внесении в Постановление соответствующих изменений, предусматривающих замену одного из оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию, а именно - ликвидацию организации в соответствии с законодательством, на отсутствие либо исключение организации из ЕГРЮЛ как исчерпывающий факт отсутствия правоспособности лица со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, возможно, будет приниматься на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о прекращении государственной регистрации юридического лица (в случае если решение регистрирующего органа не было обжаловано в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" либо такая жалоба не была удовлетворена), или справки регистрирующего органа об отсутствии запрашиваемой информации, свидетельствующей об отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице. До настоящего времени указанные предложения ФТС России не поддержаны Минфином России.
2. С учетом положений статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства, выделяемых из соответствующего бюджета, в порядке и на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников". Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (ФНС России). Факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедур исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в случаях, когда сумма расходов, которую необходимо затратить на осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета, превышает размер требований уполномоченного органа к должнику, и при этом отсутствует возможность ее возмещения за счет имущества должника.
С учетом изложенного ФТС России внесено предложение в Минфин России о наделении уполномоченного органа по делам о банкротстве (ФНС России) функциями по определению экономической целесообразности проведения процедуры банкротства по отсутствующим должникам (с учетом вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве), а при отсутствии такой целесообразности - производить исключение организации из ЕГРЮЛ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
До момента реализации данных предложений таможенным органам необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ уполномоченным органом должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Публикация подобных сведений осуществляется в "Вестнике государственной регистрации".
В случае направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано только в установленном гражданским законодательством порядке, то есть в соответствии с процедурой банкротства. Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67, если в случае поступления в регистрационный орган возражений кредиторов, и с учетом этих возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято, арбитражным судом принимается заявление налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица. Таким образом, только в случае своевременного заявления кредиторами о наличии у недействующего юридического лица задолженности по налогам, сборам, пеням такое юридическое лицо ликвидируется в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В связи с вышеизложенным таможенным органам необходимо организовать регулярный анализ официально публикуемой информации о принятых регистрирующим органом решениях о предстоящем исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ с целью своевременной подачи заявлений от таможни как кредитора, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, либо обжалования действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа по неправомерному исключению из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей.

Врио заместителя начальника
Северо-Западного таможенного управления -
начальника службы федеральных
таможенных доходов
полковник таможенной службы
Е.В.Родионова


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru