Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калмыкия


РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Республики Калмыкия от 24.03.2009 № 57-р
<ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК И ЯЗЫКИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ" НА 2009-2011 ГОДЫ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






24 марта 2009 года № 57-р

   ------------------------------------------------------------------


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия" на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
2. Определить Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия государственным заказчиком Программы.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составляет 21745,0 (двадцать один миллион семьсот сорок пять тысяч) рублей.
4. Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.

Председатель Правительства
Республика Калмыкия
В.СЕНГЛЕЕВ
24 марта 2009 года
№ 57-р





Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Калмыкия
от 24 марта 2009 г. № 57-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК И ЯЗЫКИ
НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ"

I. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам
социально-экономического развития Республики Калмыкия и
необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Концепция республиканской целевой программы "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2009-2011 годы" отражает совокупность взглядов, принципов и приоритетов государственного подхода к решению вопросов языковой политики в Республике Калмыкия.
Сегодня этнонациональные проблемы образования регулируются Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Законом Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. № 396-III-З "Об образовании в Республике Калмыкия", Указом Главы Республики Калмыкия от 4 апреля 2006 г. № 59 "О государственной поддержке образования в Республике Калмыкия" и другими нормативными правовыми актами.
Разработка Программы будет способствовать сохранению исторического наследия духовной культуры народов Калмыкии, развитию многовековых традиций их культурного взаимодействия и обеспечению оптимальных условий для стабильного развития языков этносов, проживающих в Республике Калмыкия.
Несмотря на ряд важных нормативных актов, принятых в последние годы, языковая ситуация остается сложной. Необходима всемерная поддержка мероприятий по сохранению и расширению функций калмыцкого языка, пропаганда и поднятие его престижа.
Сложившийся кризис в сфере языковой политики требует анализа причин создавшегося положения, поиска реальных, выверенных путей решения проблемы, принятия оперативных, действенных и эффективных мер.
Статус калмыцкого языка как одного из государственных языков Республики Калмыкия в сфере использования остается декларативным. Развитие и функционирование калмыцкого языка невозможно без создания языковой среды повсеместно, а именно: в учреждениях, организациях, трудовых коллективах. Руководители всех ведомств и организаций должны применять калмыцкий язык как государственный на всех уровнях, создавать условия для общения на родном языке в служебных ситуациях, организовывать конкурсы на лучшую постановку работы по сохранению и развитию языка.
Для улучшения ситуации и создания языковой среды необходимо содействие и поддержка со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления путем расширения сферы активного использования калмыцкого языка и возвращения его в повседневное общение.
Функционирование калмыцкого языка через систему образования является приоритетной областью государственной политики в Республике Калмыкия.
Программа направлена на удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов Калмыкии в сопряжении с сохранением единства культурного, образовательного и духовного пространства.
Главной составной частью развития системы национально-регионального образования является обучение учащихся предметам региональной компетенции "калмыцкий язык" и "калмыцкая литература", а также изучение ими спецкурсов и факультативов этнокультурной направленности.
Необходима разработка и издание программ и соответствующих учебно-методических комплексов, отвечающих целям коммуникативно-ориентированного обучения для всех ступеней обучения и воспитания.
Предыдущие республиканские целевые программы предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур по решению проблем калмыцкого языка. Программно-целевой подход в реализации мер по улучшению языковой ситуации доказал свою эффективность на республиканском уровне.
Республиканская целевая программа "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2002-2007 годы" позволила целенаправленно решить ряд важных задач по пропаганде и сохранению родного языка:
увеличить сеть национально-образовательных учреждений: национальных детских садов, национальных начальных школ, национальных гимназий (лицеев);
издать учебно-методические комплекты по калмыцкому языку и литературе, истории и культуре родного края;
внедрить в практику обучения языку современные методы и технологии преподавания и изучения языка;
провести массовые мероприятия: олимпиады, фестивали, праздники национальных культур, конкурсы, форумы, семинары и научно-практические конференции по обсуждению и решению проблем сохранения калмыцкого языка.
Сегодня преподавание калмыцкого языка и литературы осуществляется во всех образовательных учреждениях республики.
Изучением калмыцкого языка как государственного охвачены все учащиеся независимо от национальной принадлежности (100%).
С 2001 года введена в итоговую аттестацию сдача экзаменов по предметам региональной компетенции, "калмыцкий язык" и "калмыцкая литература", учащимися 9 и 11-х выпускных классов общеобразовательных школ республики.
В системе образования республики сформирована развитая сеть школ этнокультурной направленности:
национальные группы в дошкольных образовательных учреждениях (нулевая ступень национально-региональной системы образования) - 93;
национальные дошкольные учреждения - 5;
национальные классы (первая ступень национально-региональной системы образования) - 238;
национальные школы 1-ой ступени - 24;
инновационные национально-образовательные учреждения - 5.
В системе общего образования республики успешно развивается вторая ступень национально-регионального образования, путем открытия классов с углубленным изучением калмыцкого языка. Созданы и функционируют при школах этнокультурные и поликультурные центры.
В целях обеспечения конституционного права каждого учащегося изучать родной язык, литературу, историю, национально-культурные традиции и обычаи своего народа в школах республики, наряду с изучением калмыцкого языка как государственного, изучаются языки народов Калмыкии: корейский, даргинский, казахский языки, что способствует формированию толерантного сознания через диалог и взаимопроникновение культур, познанию собственной истории и богатой самобытной культуры.
Для сохранения исторического наследия духовной культуры калмыцкого народа, развития многовековых традиций и обычаев, поддержки одаренных детей в области изучения калмыцкого языка, стимулирования деятельности педагогов и общественности в деле всесторонней пропаганды калмыцкого языка учреждена ежегодная премия Главы Республики Калмыкия "Келни билг" по калмыцкому языку.
Координацию деятельности по развитию и пропаганде калмыцкого языка в образовательных учреждениях республики осуществляет Республиканский Совет "Родной язык".
Отличие Республиканской целевой программы "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2009-2011 годы" от ранее действовавшей программы состоит в следующем:
создание в селах и городе языковой среды через содействие развитию калмыцкого языка повсеместно;
привлечение руководителей всех уровней власти и общественности республики к решению проблем калмыцкого языка, а также поддержка семей, где развивается и сохраняется языковая среда;
ориентированность на поддержку и развитие одаренных детей, проявляющих интерес к изучению языка, истории и культуры своего народа, в целях определения ими в дальнейшем выбора профессии;
связь и сотрудничество с высшей школой и научными учреждениями в целях развития науки в Республике Калмыкия, активизации научно-исследовательской работы по изучению языка, литературы, истории и культуры родного края в учреждениях образования республики.
Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по сохранению и дальнейшему развитию калмыцкого языка, улучшению сложившейся ситуации, анализ практической реализации программных мероприятий, наличие нерешенных в рамках предыдущих целевых программ проблем подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы в данном направлении в рамках Программы.
Комплексное решение проблемы сохранения калмыцкого языка невозможно без использования программно-целевого метода в силу ряда объективных причин:
многообразие, сложность и масштабность задач по созданию благоприятных условий для улучшения сложившейся ситуации с калмыцким языком;
необходимость разработки и реализации комплекса основных мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов органов исполнительной власти Республики Калмыкия в реализации эффективных мер по сохранению и дальнейшему развитию калмыцкого языка.

II. Возможные пути (способы) решения проблемы
на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов,
преимуществ и рисков

Программа является важным элементом государственной социальной политики по улучшению языковой ситуации в Республике Калмыкия. Выбор программно-целевого метода обеспечивает решение проблемы комплексно и системно на основе целей, задач и мероприятий Программы, а также позволит существенно повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления в области сохранения калмыцкого языка, как одного из государственных языков Республики Калмыкия.
Использование программно-целевого подхода дает возможность планомерного осуществления поставленных целей и задач, реализации мер и действий по улучшению сложившейся ситуации с калмыцким языком.
Отсутствие республиканской целевой программы не позволит обеспечить комплексное решение проблемы сохранения калмыцкого языка. Вероятным последствием отказа от использования программно-целевого метода при решении вышеуказанных проблем может стать полное исчезновение языка, национальных традиций и культуры калмыцкого народа, что недопустимо, поскольку язык является основным носителем истории культуры калмыков и с его исчезновением теряются выработанные на протяжении тысячелетий культурные ценности калмыцкого народа. Реализация Программы позволит:
1. Создать условия в системе образования Республики Калмыкия для сохранения и функционирования калмыцкого языка как государственного и языков народов, компактно проживающих в республике, через расширение сети учреждений, реализующих образовательные программы этнокультурной направленности.
2. Обеспечить материально-техническое оснащение национальных классов и групп дошкольных образовательных учреждений, инновационных национально-образовательных учреждений Республики Калмыкия.
3. Провести социологические исследования и анализ языковой ситуации в Республике Калмыкия.
4. Создать материально-техническую базу для преподавания и изучения языков народов, компактно проживающих в республике.
5. Обновить содержание образования путем разработки адаптивных образовательных стандартов и новых программ по предметам региональной компетенции.
6. Подготовить и издать учебно-методические комплексы на основе новых эффективных педагогических технологий для национальных классов и групп дошкольных образовательных учреждений.
7. Осуществлять ежегодный мониторинг состояния и тенденций развития национальных классов и групп дошкольных образовательных учреждений.
8. Создать на основе мониторинга базу данных национальных классов и групп с целью разработки и внедрения новейших методов и приемов обучения родному языку.
9. Изучать опыт международной теории и практики в области билингвального и полилингвального образования и внедрять в национально-региональную систему образования республики.
10. Организовать подписку на специальную литературу на родном языке.
11. Организовать и провести культурно-просветительные мероприятия.
12. Качественно обновить содержание по подготовке учителей, преподающих предметы региональной компетенции, с учетом современных этнокультурных целей образования.
13. Планировать в бюджетах всех уровней финансовые средства на повышение квалификации учителей, преподающих предметы региональной компетенции.
14. Подготовить квалифицированных специалистов для начальных национальных школ, классов, групп дошкольных образовательных учреждений.
15. Оснастить материально-техническую базу Элистинского педагогического колледжа.

III. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблем программно-целевым методом

Реализация мероприятий Программы планируется на период с 2009 по 2011 годы.
С учетом того, что в рамках Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации Программы определять календарный год.
В рамках календарного года государственным заказчиком с учетом выделяемых финансовых средств уточняются целевые индикаторы и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы.

IV. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация планируемых мероприятий позволит:
улучшить сложившуюся ситуацию с калмыцким языком;
обеспечить условия для сохранения и дальнейшего развития калмыцкого языка;
укрепить и сохранить единство культурного и образовательного пространства;
сохранить и распространить калмыцкий язык как государственный, культурную самобытность калмыцкого народа и народов Калмыкии через развитие республиканской системы образования;
оказать государственную поддержку обучающимся в получении качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной среды;
расширить сеть национально-образовательных учреждений для удовлетворения этнокультурных запросов калмыцкого народа и народов, проживающих в Республике Калмыкия до 50%;
обеспечить учреждения образования республики учебно-методическими комплексами по предметам региональной компетенции до 100%;
увеличить количество школ с этнокультурным компонентом содержания образования до с 7 ед. в 2008 году до 9 ед. в 2009 году;
провести международные, всероссийские, межрегиональные и республиканские научно-практические конференции, семинары, олимпиады, форумы и фестивали (с 7 ед. в 2008 году до 9 ед. в 2009 году;);
подготовить специалистов для национальных начальных школ и дошкольных образовательных учреждений республики в количестве 140 чел.

V. Предложения по основным направлениям, объемам,
источникам и срокам финансирования реализации целевой программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета в рамках, предусмотренных государственному заказчику бюджетных средств на 2009-2011 годы.
Общий объем финансирования Программы составит 21745,0 тыс. руб., в т.ч.:
2009 год - 7040,0 тыс. руб.
2010 год - 7312,1 тыс. руб.
2011 год - 7392,9 тыс. руб.

VI. Предложения по целевым индикаторам и показателям,
позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы, представлены в таблице № 1:

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ

   ----------------------------------------T--------T--------T----------------------¬

¦ Основные целевые индикаторы и ¦Единица ¦2008 г. ¦ Динамика по годам ¦
¦ показатели ¦ измере-¦ отчет ¦ реализации Программы ¦
¦ ¦ ния ¦ +-------T------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦
+---------------------------------------+--------+--------+-------+------+-------+
¦Расширение сети национально- ¦ % ¦ 32 ¦ 35 ¦ 40 ¦ 50 ¦
¦образовательных учреждений для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удовлетворения этнокультурных запросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦калмыцкого народа и народов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проживающих в Республике Калмыкия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------+--------+-------+------+-------+
¦Обеспеченность учреждений образования ¦ % ¦ 60 ¦ 80 ¦ 100 ¦ ¦
¦республики учебно-методическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комплексами по предметам региональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦компетенции. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------+--------+-------+------+-------+
¦Количество школ с этнокультурным ¦ единиц ¦ 7 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 9 ¦
¦компонентом содержания образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(развитие языков других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦национальностей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------+--------+-------+------+-------+
¦проживающих в Республике Калмыкия: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подготовка программ, укрепление и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦создание материально-технических баз). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------+--------+-------+------+-------+
¦Количество международных, ¦единиц ¦ 7 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 9 ¦
¦всероссийских, межрегиональных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республиканских научно-практических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦конференций, семинаров, олимпиад, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦форумов и фестивалей. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------+--------+-------+------+-------+
¦Кадровая политика: подготовка ¦чел. ¦ 30 ¦ 40 ¦ 50 ¦ 50 ¦
¦специалистов для национальных начальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школ и дошкольных образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений (количество) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------+--------+--------+-------+------+--------


VII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий целевой Программы

При формировании мероприятий Программы государственный заказчик:
получает от заинтересованных органов предложения о конкретных мероприятиях, которые необходимо включить в Программу с указанием, источников их финансирования;
осуществляет экспертизу представленных предложений;
проводит согласительные процедуры при наличии разногласий по отдельным мероприятиям;
формирует перечень программных мероприятий на основе представленных предложений.

VIII. Предложения по возможным вариантам форм и
методов управления реализацией целевой программы

Для управления реализацией мероприятий Программы государственный заказчик осуществляет следующие функции:
ежегодно готовит доклад о ходе реализации мероприятий Программы;
проводит мониторинг реализации Программы;
контролирует выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию Программы;
ежеквартально представляет в Министерство финансов Республики Калмыкия и Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия информацию о ходе реализации Программы.

IX. Предложения по государственным заказчикам,
государственным заказчикам - координаторам и разработчикам
целевой программы, ответственным за формирование и
реализацию целевой программы

В качестве государственного заказчика и разработчика Программы предлагается определить Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия.
Ответственность за формирование и реализацию программных мероприятий несет государственный заказчик Программы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru