Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


РЕШЕНИЕ Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12.03.2009 по делу № 362-08-а
<О НАРУШЕНИИ ЧАСТЕЙ 1 И 2 СТАТЬИ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" СО СТОРОНЫ ОАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ № 9" И ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2009 г. по делу № 362-08-а

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 362-08-а по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 9" и обществом с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения и осуществлении согласованных действий, которые привели к установлению для ряда покупателей более высоких цен на тепловую энергию, к разделу рынка тепловой энергии г. Перми по кругу покупателей и ограничению конкуренции на вышеуказанном рынке,

установила:

С начала 2008 г. в Пермское УФАС России поступили многочисленные заявления исполнителей коммунальных услуг в г. Перми (ТСЖ, управляющих компаний), хозяйствующих субъектов, обращения общественных организаций, прокуратуры Пермского края с просьбой проверить действия ОАО "ТГК-9" и ООО "ПСК" по вопросу обеспечения потребителей тепловой энергией.
Заявители просили предпринять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, для урегулирования сложившейся ситуации на рынке теплоснабжения г. Перми. Были заявлены ходатайства о выдаче предписаний в адрес ОАО "ТГК-9" о запрете совершать действия, направленные на расторжение действующих договоров поставки тепловой энергии, в адрес ООО "ПСК" - о запрете совершать действия, направленные на понуждение заключения договора теплоснабжения.
В процессе работы над заявлениями было установлено следующее.
ОАО "ТГК-9" является производителем тепловой энергии, энергоснабжающей организацией, и в соответствии с договорами снабжения тепловой энергией до 2007 г. передавало произведенную энергию через сети транспортирующей организации на объекты потребителей. При этом значительная часть договоров снабжения тепловой энергией заключена с потребителями до 2009, 2010 гг.
С декабря 2006 г. ОАО "ТГК-9" начало совершать действия по одностороннему прекращению указанных долгосрочных договоров теплоснабжения: направляло потребителям письма о прекращении договоров в связи с продажей всей тепловой энергии ООО "РЭС", которое выступало в качестве перепродавца. Потребители уведомлялись ответчиком ОАО "ТГК-9", что с 01.01.2007 поставщиком тепловой энергии для них будет ООО "РЭС", которому следует производить оплату. Одновременно ООО "РЭС" уведомляло потребителей, что с 01.01.2007 оно будет покупать у ответчика ОАО "ТГК-9" оптом всю тепловую энергию и осуществлять розничную продажу тепловой энергии потребителям.
23.11.2006 между ответчиком, ОАО "ТГК-9", и ООО "РЭС" был заключен договор купли-продажи тепловой энергии, согласно которому почти вся тепловая энергия, вырабатываемая ОАО "ТГК-9" для нужд города Перми, поставлялась ООО "РЭС". Указанный договор расторгнут по соглашению сторон от 12.12.2007 с 31.12.2007.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее - РЭК) от 29.11.2006 были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "РЭС" в размере 516,96 руб./Гкал - с 01.01.2007, 522 руб./Гкал с 01.05.2007. Данный тариф учитывал затраты на транспортировку тепловой энергии.
Для потребителей ОАО "ТГК-9" по пермскому узлу теплоснабжения Постановлением РЭК от 29.11.2006 № 259-т был установлен тариф на тепловую энергию 356,2 руб./Гкал. На услуги по передаче тепловой энергии по сетям ЗАО "Пермская сетевая компания" (в настоящее время его правопреемником является ООО "Пермская сетевая компания") Постановлением РЭК от 29.11.2006 № 250-т был установлен тариф 104,22 руб./Гкал - с 01.01.2007, 110,79 руб./Гкал с 01.05.2007, который действовал до 01.01.2008.
Таким образом, стоимость тепловой энергии с учетом транспортировки для потребителей ОАО "ТГК-9" с 01.01.2007 была ниже, чем для потребителей ООО "РЭС": 460,42 руб./Гкал и 516,96 руб./Гкал соответственно.
ОАО "ТГК-9" прекратило выставлять счета-фактуры за потребленную тепловую энергию.
Многие ТСЖ, ЖСК и управляющие компании в течение 2007 г. обратились в Арбитражный суд Пермского края о понуждении ОАО "ТГК-9" к исполнению договоров снабжения тепловой энергией.
Многочисленными решениями Арбитражного суда Пермского края признано, что отсутствие непосредственного присоединения тепловых сетей потребителей к тепловым сетям ОАО "ТГК-9" не препятствует применению в расчетах тарифа, установленного Постановлением РЭК Пермского края от 29.11.2006 № 259-т.
В соответствии с вступившими в законную силу решениями судов об обязании ответчика исполнять условия договоров ОАО "ТГК-9" должно было выставлять счета-фактуры.
Решением комиссии Пермского УФАС России от 26.03.2007 по делу № 063-07-а в действиях ОАО "ТГК-9" и ООО "РЭС" по заключению соглашения и осуществлению согласованных действий в форме заключения договора купли-продажи тепловой энергии между указанными лицами, а также понуждения потребителей к расторжению договоров теплоснабжения с ОАО "ТГК-9" и заключению договоров с ООО "РЭС" признаны нарушения требований частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
27.11.2007 было зарегистрировано как юридическое лицо и поставлено на учет в налоговом органе ООО "Пермская сетевая компания". Общество создано в форме преобразования закрытого акционерного общества "Пермская сетевая компания" с принятием активов и пассивов реорганизуемого общества, а также всех прав и обязанностей последнего в отношении всех его кредиторов и должников.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 14.02.2008 передача пара и горячей воды (тепловой энергии) являлась основным видом экономической деятельности ООО "ПСК". В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.08.2008 этот вид деятельности для ООО "ПСК" является дополнительным, основным видом экономической деятельности является оптовая торговля электрической и тепловой энергией.
В материалах дела имеются акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласно которым сети исполнителей коммунальных услуг присоединены к сетям ООО "ПСК", которые в свою очередь присоединены к сетям ОАО "ТГК-9". Таким образом, имеется присоединение, которое является опосредованным.
При наличии договорных обязательств ОАО "ТГК-9" по снабжению тепловой энергией перед потребителями, имеющими опосредованное присоединение к сетям ОАО "ТГК-9", между ОАО "ТГК-9" (генерирующая организация) и ООО "Пермская сетевая компания" (сбытовая компания) был заключен договор купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде от 30.11.2007 № 1830/0191/2007, согласно которому с 01.01.2008 ОАО "ТГК-9" обязуется производить и продавать тепловую энергию надлежащего качества и в количестве, предусмотренном договором, по своим сетям сбытовой компании ООО "Пермская сетевая компания" на границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между генерирующей организацией и сбытовой компанией; сбытовая компания обязуется принимать тепловую энергию, произведенную генерирующей организацией, и оплачивать последней ее стоимость.
12.12.2007 ОАО "ТГК-9" и ООО "РЭС" подписали соглашение о расторжении договора купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде от 23.11.2006 № 152/0284. В это же время - 13.12.2007 - ООО "ПСК" и ООО "РЭС" подписали соглашение о расторжении договора субаренды тепловых сетей от 26.04.2007.
С 01.01.2008 ООО "Регионэнергосбыт" перестало являться участником отношений по теплоснабжению, ему не утверждены тарифы на 2008 г. как для энергоснабжающей организации.
04.02.2008 ООО "ПСК" доверенностью уполномочивает Губасова Михаила Валерьевича, являющегося директором филиала ОАО "ТГК-9" "Пермтеплосбыт", совершать от имени ООО "ПСК" в соответствии с агентским договором № 12/08 от 25.12.2007 юридические действия (ответчиками договор не предоставлен).
ООО "ПСК" и ОАО "ТГК-9" представили агентский договор от 20.03.2008, в соответствии с которым ОАО "ТГК-9" обязуется по поручению ООО "ПСК" совершать от его имени действия, необходимые для организации сбыта (продажи) третьим лицам - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, использующим тепловую энергию, - тепловой энергии в паре и(или) в сетевой воде.
27.08.2008 ООО "ПСК" доверенностью уполномочивает Губасова Михаила Валерьевича, являющегося директором филиала ОАО "ТГК-9" "Пермтеплосбыт", совершать от имени ООО "ПСК" в соответствии с агентским договором юридические действия.
24.04.2008 ООО "ПСК" и муниципальное унитарное предприятие "Пермгоркоммунтепло" заключили договор № 78/08 аренды имущества, предназначенного для передачи тепловой энергии. Данный договор предусматривает цель использования имущества: оказание услуг по передаче тепловой энергии. Ранее такой договор был заключен с закрытым акционерным обществом "Пермская сетевая компания" № 77/06 от 01.08.2006.
В начале 2008 года ОАО "ТГК-9" направляет некоторым потребителям (ЖСК № 29, ЖСК № 28, ТСЖ "Садовый - Юрша, 74", ТСЖ "Овчинникова, 17", ТСЖ "Звезда, 54" и т.д.) по договорам снабжения тепловой энергией письма о том, что с 01.01.2008 изменяется порядок взаимоотношений по договорам энергоснабжения. Энергоснабжающей организацией, по мнению ответчика, необходимо считать ООО "Пермская сетевая компания", которая имеет тариф, установленный в порядке, определенном законодательством РФ.
При этом ОАО "ТГК-9" направило проекты соглашений о расторжении договоров энергоснабжения тепловой энергией в сетевой воде с 01.01.2008, прекратило выставлять счета-фактуры, прекратило представлять и согласовывать акты потребления тепловой энергии. Данные действия были рассмотрены в деле Пермского УФАС № 361-08-а, ОАО "ТГК-9" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в необоснованном информировании контрагентов о смене энергоснабжающей организации, невыставлении счетов-фактур и бездействии в обеспечении расчетов по договору снабжения тепловой энергией, что привело к ущемлению интересов заявителей.
В это же время ОАО "ТГК-9" в ряде случаев отказывает новым исполнителям коммунальных услуг в г. Перми (ТСЖ, управляющие компании) в заключении договоров теплоснабжения в связи с отсутствием непосредственного присоединения энергопринимающего оборудования заявителей к сетям ОАО "ТГК-9", а также в связи с тем, что поставщиком тепловой энергии с 01.01.2007 являлось ООО "РЭС", которое на 2007 г. заключило договор с транспортирующей организацией - ЗАО "Пермская сетевая компания", а с 01.01.2008 поставщиком тепловой энергии является ООО "Пермская сетевая компания" (правопреемник ЗАО "Пермская сетевая компания").
В это же время ООО "ПСК" направляет потребителям письма о том, что с 01.01.2008 именно оно является по отношению к потребителям надлежащей энергоснабжающей организацией с приложением проекта договора теплоснабжения. Кроме того, на бланках ОАО "ТГК-9" потребителям за подписью представителя ООО "ПСК" направляются письма о том, что в случае непогашения задолженности за потребленную у ООО "ПСК" тепловую энергию ее подача производиться не будет; ООО "ПСК" выставляет счета-фактуры за теплоэнергию.
09.01.2008 ООО "ПСК" направило в адрес многих ТСЖ и ЖСК письма о том, что в соответствии с Постановлением РЭК Пермского края от 12.12.2007 № 287-т с 1 января 2008 года установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "ПСК".
ООО "ПСК" сообщало, что является надлежащей энергоснабжающей организацией для ТСЖ и ЖСК, направило проекты договоров теплоснабжения с просьбой подписать один экземпляр и вернуть в ООО "ПСК". Общество мотивировало свои действия тем, что им заключены договоры купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде со многими организациями, вырабатывающими тепловую энергию, в том числе с ОАО "ТГК-9". Также ООО "ПСК" ссылалось на ст. 539 ГК РФ, в которой указано, что одним из обязательных условий для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, т.е. к ООО "ПСК".
Письма были направлены и в адреса тех ЖСК и ТСЖ, у которых заключены договоры теплоснабжения с ОАО "ТГК-9", действующие на тот момент.
После получения проектов договоров от ООО "ПСК" многие ТСЖ и ЖСК вернули договоры неподписанными, ссылаясь на то, что у них имеются действующие договоры теплоснабжения с ОАО "ТГК-9". Однако некоторые из них заключили договор теплоснабжения с ООО "ПСК", заявив, что сделали это вынужденно.
ООО "ПСК" с февраля 2008 года начинает рассылать потребителям, получившим проекты договоров теплоснабжения, счета-фактуры, в которых ссылается на незаключенные договоры теплоснабжения. В свою очередь ЖСК и ТСЖ не оплачивают тепловую энергию в ООО "ПСК" либо оплачивают ее в ОАО "ТГК-9".
После этого ООО "ПСК" за подписью Губасова М.В. рассылает телеграммы об ограничении подачи тепловой энергии в связи с неоплатой за потребленную тепловую энергию по незаключенным договорам.
В это же время ООО "ПСК" отказывало в заключении договора на транспортировку тепловой энергии, производимой и поставляемой в дома ТСЖ и ЖСК ОАО "ТГК-9". Отказ мотивировало тем, что Постановлением РЭК утверждены тарифы на поставку тепловой энергии для потребителей ООО "ПСК", тариф на транспортировку тепловой энергии отсутствует. Решением Пермского УФАС по делу № 360-08-а в действиях ООО "ПСК" признано нарушение статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе пункта 5 части 1, выразившееся в необоснованных отказах общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" от заключения договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии в связи с отсутствием тарифа на передачу.
При этом ни ОАО "ТГК-9", ни ООО "ПСК" не заявляют об установлении тарифа на транспортировку тепловой энергии при наличии тепловых сетей, при наличии обязательств, установленных законодательством, обеспечивать транспортировку тепловой энергии.
При наличии долгосрочных договоров теплоснабжения со значительным количеством потребителей тепловой энергии заключение договора купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде от 30.11.2007 № 1830/0191/2007, агентского договора от 20.03.2008 с ООО "ПСК", последующие вышеперечисленные действия указанных хозяйствующих субъектов приводят к разделу рынка тепловой энергии по кругу покупателей и изменению схемы теплоснабжения ряда потребителей.
Действия ОАО "ТГК № 9" по понуждению к расторжению договоров теплоснабжения и действия ООО "ПСК" по понуждению к заключению договоров совершены относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин, что позволяет сделать вывод о том, что эти действия были заранее известны каждому из указанных хозяйствующих субъектов.
При этом данные действия выгодны ОАО "ТГК № 9" в связи с тем, что вместо многочисленных контрагентов оно будет иметь договорные отношения по поставке тепловой энергии только с одним ООО "ПСК", что значительно упрощает его деятельность, связанную со сбытом тепловой энергии.
ООО "ПСК" указанные действия выгодны в связи с тем, что оно получает на обслуживание существенную часть потребителей ОАО "ТГК № 9", то есть значительную долю розничного рынка тепловой энергии.
Оба хозяйствующих субъекта объясняют свои действия отсутствием установленного Региональной энергетической комиссией тарифа на передачу тепловой энергии как для ОАО "ТГК-9" так и для ООО "ПСК", а также заключением ООО "ПСК" договоров купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде с организациями, вырабатывающими тепловую энергию в городе Перми (ООО "Пермгазэнергосервис", ОАО "НПО "Искра", ООО "Тепло-М" и др.).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что действия ОАО "ТГК № 9" и ООО "ПСК" вызваны действиями третьих лиц и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции" действия хозяйствующих субъектов являются согласованными, если:
1. результат таких действий соответствовал интересам каждого из хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2. действия каждого из хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
На основании изложенного следует, что действия ОАО "ТГК № 9" по расторжению заключенных с потребителями договоров теплоснабжения, по отказу от заключения договора теплоснабжения с новыми потребителями, действия ООО "ПСК" по понуждению конечных потребителей тепловой энергии к заключению договоров теплоснабжения, направление требований об оплате потребленной тепловой энергии и предъявление к оплате счетов за тепловую энергию, а также предупреждение о возможном ограничении поставки тепловой энергии, отказ от заключения договоров на транспортировку тепловой энергии в соответствии с нормами ч. 1 ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции" являются согласованными действиями.
Постановлением РЭК от 12.12.2007 № 283-т утверждены тарифы для ОАО "ТГК-9" на поставляемую тепловую энергию, учитывающие затраты по выработке, передаче тепловой энергии по сетям ОАО "ТГК-9" и ее сбыту потребителям, присоединенным непосредственно к сетям ОАО "ТГК-9" с 01.01.2008, 434,56 руб./Гкал.
С 01.01.2008 Постановлением РЭК от 12.12.2007 № 287-т установлен тариф для потребителей ООО "Пермская сетевая компания", оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, т.е. единый тариф на перепродажу тепловой энергии, которая будет транспортироваться по сетям, находящимся в ее ведении, - 615,43 руб./Гкал.
Кроме того, в справке по делу № А50-16736/2007-Г-З, представленной Региональной энергетической комиссией, указано, что составляющими тарифа для ООО "ПСК" являются:
- 467,49 руб./Гкал - средняя стоимость покупки тепловой энергии, производимой ОАО "ТГК-9", ООО "Пермгазэнергосервис" - филиалом "Прикамье", ООО "Пермгазэнергосервис" - филиалом "Загарье", ООО "Тепло-М", ОАО "НПО "Искра", Пермской дистанцией гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения ОАО "РЖД", ООО "ПТЭК", - по тарифам, установленным РЭК Пермского края;
- 104,63 руб./Гкал - средняя стоимость оплаты услуг по передаче тепловой энергии по сетям транспортирующих организаций: ОАО "ТГК-9" - филиалом "Пермские тепловые сети", ПМУЖЭП "Моторостроитель", ООО "Пермгазэнергосервис" - филиалом "Прикамье", ООО "Пермгазэнергосервис" - филиалом "Загарье", ОАО "Инкар", Пермской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения ОАО "РЖД", ООО "Промтехмонтаж" - по тарифам, установленным РЭК Пермского края;
- 43,31 руб./Гкал - средняя стоимость, отражающая расходы ООО "ПСК" на текущее содержание и ремонт тепловых сетей, ЦТП и другого имущества, принадлежащего ООО "ПСК" на праве собственности (аренды либо на иных законных основаниях), а также расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии.
Таким образом, заключение договора купли-продажи тепловой энергии между ОАО "ТГК № 9" и ООО "ПСК", а также их согласованные действия привели к изменению схемы теплоснабжения для ряда потребителей, неутверждению тарифа на транспортировку тепловой энергии, в результате чего для этих потребителей произошло необоснованное увеличение стоимости тепловой энергии.
Из вышеизложенного следует, что заключение договора купли-продажи тепловой энергии между ОАО "ТГК-9" и ООО "ПСК", а также вышеуказанные согласованные действия приводят:
- к разделу рынка тепловой энергии по составу покупателей,
- к установлению более высокой цены на тепловую энергию для ряда покупателей.
Часть 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает прямой запрет на соглашения или согласованные действия, которые имеют или могут иметь вышеуказанные последствия.
Кроме того, ч. 2 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
До 2008 г. и ОАО "ТГК-9", и ООО "ПСК" действовали на розничном рынке тепловой энергии. ОАО "ТГК-9", заключив договор купли-продажи тепловой энергии, отдало значительную долю розничного рынка тепловой энергии ООО "ПСК", фактически изъяв ее из свободного обращения. Данный договор привел к изменению концентрации на розничном рынке тепловой энергии г. Перми и ограничению конкуренции и, как следствие, к отказу ОАО "ТГК-9" от самостоятельных действий по реализации тепловой энергии значительному количеству покупателей и росту цены тепловой энергии для этих покупателей. Вместе с этим ОАО "ТГК-9" и ООО "ПСК", заключив договор купли-продажи тепловой энергии, получили возможность воздействовать на общие условия обращения товара на розничном рынке тепловой энергии, так как конечный покупатель тепловой энергии был поставлен перед необходимостью переоформления договорных отношений для возможности получения того же самого товара.
Таким образом, заключение договора купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде от 30.11.2007 № 1830/0191/2007 между ОАО "ТГК-9" и ООО "ПСК", агентского договора от 20.03.2008 между ОАО "ТГК-9" и ООО "ПСК", вышеперечисленные согласованные действия указанных хозяйствующих субъектов являются нарушением требований чч. 1, 2 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании комиссии по рассмотрению антимонопольного дела представитель ОАО "ТГК № 9" дал следующие пояснения: ООО "ПСК" владеет на правах аренды тепловыми сетями и другим оборудованием, присоединенными к тепловым сетям и источникам тепловой энергии, принадлежащим другим организациям, а также к тепловым сетям потребителей тепловой энергии.
По состоянию на 01.11.2007 основания для утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО "ПСК" отсутствовали, также как и отсутствовали основания для обращения ООО "ПСК" в РЭК Пермского края для установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии. При сложившихся обстоятельствах единственно возможным правовым обеспечением (с точки зрения ст. 539 ГК РФ) энергоснабжения потребителей, чьи тепловые сети присоединены к тепловым сетям ООО "ПСК", являлись договоры энергоснабжения потребителей, в которых ООО "ПСК" выступает в качестве энергоснабжающей организации.
В целях обеспечения указанной схемы теплоснабжения потребителей ООО "ПСК" обратилось к организациям, владеющим источниками тепловой энергии, в том числе и к ОАО "ТГК-9", с предложением заключить договоры купли-продажи тепловой энергии для последующей ее перепродажи потребителям, чьи тепловые сети присоединены к тепловым сетям ООО "ПСК".
Обязанность ОАО "ТГК-9" как энергоснабжающей организации по заключению договора энергоснабжения с каждым, кто к ней обратится, равно как и право абонента на свободу выбора контрагента по договору энергоснабжения, ограничена техническими возможностями исполнения такого договора.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
Опосредованное присоединение тепловых сетей потребителей (через сети ООО "ПСК", которое также является энергоснабжающей организацией) и тарифы на тепловую энергию, утвержденные для потребителей ОАО "ТГК-9" и ООО "ПСК", по мнению ОАО "ТГК-9", являются технологическим и экономическим обоснованием невозможности теплоснабжения потребителей, чьи тепловые сети опосредованно (через тепловые сети ООО "ПСК") присоединены к тепловым сетям ОАО "ТГК-9", без участия ООО "ПСК".
Однако ст. 539 Гражданского кодекса РФ не установлено условие непосредственного присоединения сетей энергоснабжающей организации к энергопринимающим устройствам потребителя.
По вопросу мотива и цели заключения договора купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде от 30.11.2007 ООО "ПСК" также ссылается на ст. 539 ГК РФ.
Доказательств невозможности оказания услуг по передаче тепловой энергии ООО "ПСК" не предоставило. Ссылка ООО "ПСК" на отсутствие тарифа на передачу тепловой энергии несостоятельна, так как в соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и(или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования. Таким образом, установление тарифа носит заявительный характер, сами хозяйствующие субъекты принимают непосредственное участие в формировании регулируемого тарифа на заявленную деятельность. Величина тарифа зависит от того, что и в каком количестве этот хозяйствующий субъект намерен включить в тариф, какова учитываемая величина затрат и какова схема договорных отношений.
По поручению Пермского УФАС администрация г. Перми должна была представить экономико-правовое обоснование получения покупателями преимуществ (выгод) в результате соглашений и согласованных действий ОАО "ТГК-9" и ООО "Пермская сетевая компания" при оказании услуг на рынке тепловой энергии после заключения договора купли-продажи тепловой энергии в сетевой воде от 30.11.2007 между ОАО "ТГК-9" и ООО "Пермская сетевая компания".
На рассмотрении дела была представлена информация и справки, из которых следует, что изменение энергоснабжающей организации привело к изменению размера платы граждан за соответствующие коммунальные услуги, т.е. в связи с уменьшением тарифа для потребителей, получающих тепловую энергию от источников ООО "Пермгазэнергосервис", плата за отопление и горячее водоснабжение для конечного потребителя - гражданина - изменится прямо пропорционально разнице между тарифами для ООО "ПСК" и ООО "Пермгазэнергосервис" (приложение 2). Однако для других конечных потребителей, получающих тепловую энергию не от ООО "Пермгазэнергосервис", плата за отопление увеличилась. В целом исходя из приложения 1, представленного администрацией г. Перми, плата снизилась для 169200 человек, а повысилась - для 567921 человека.
Статья 8 Конституции РФ, являющаяся в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" основой антимонопольного законодательства, гарантирует свободу перемещения услуг, поддержку конкуренции.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать в действиях ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9" и ООО "Пермская сетевая компания" нарушения частей 1 и 2 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении соглашения и осуществлении согласованных действий в форме заключения договора купли-продажи тепловой энергии между указанными лицами, а также понуждения потребителей к расторжению договоров теплоснабжения с ОАО "ТГК № 9" и заключению договоров с ООО "ПСК", результатом которых являются:
- установление для ряда покупателей более высоких цен на тепловую энергию,
- раздел рынка тепловой энергии г. Перми по кругу покупателей,
- ограничение конкуренции на вышеуказанном рынке.
2. Выдать ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9" и ООО "ПСК" предписания о прекращении нарушений частей 1 и 2 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru