Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тюменской областной Думы от 09.04.2009 № 1401
"ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
Приложение к газете "Тюменские известия", № 70, 21.04.2009






ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2009 г. № 1401

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008 ГОД

Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2008 год, решение комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 28, статьями 31, 33 и 61 Устава Тюменской области, статьей 32 Закона Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области", руководствуясь Стратегией деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва, областная Дума постановляет:
Утвердить отчет о работе Счетной палаты Тюменской области за 2008 год (прилагается).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 09.04.2009 № 1401

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2008 ГОД

(представлен в областную Думу председателем Счетной палаты
Тюменской области Д.О.Огородниковым 18.03.2009)

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 32 Закона Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области" об ежегодном представлении областной Думе отчета о деятельности Счетной палаты Тюменской области (далее - Счетная палата).
Анализируя итоги 2008 года, в первую очередь необходимо отметить, что в сентябре отчетного года Счетная палата Тюменской области первой из контрольно-счетных органов Уральского федерального округа успешно прошла сертификацию на соответствие требованиям Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, стандартам государственного финансового контроля, Закона Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области" и получила сертификат № 007 за подписью председателя Счетной палаты Российской Федерации, председателя Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации С.В.Степашина.
Материалы о деятельности Счетной палаты, представленные для сертификации, опубликованы в научно-практическом журнале "Вестник АКСОР" № 4 за 2008 год.

1. Основные направления
деятельности Счетной палаты в 2008 году

В 2008 году Счетная палата осуществляла свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Устава Тюменской области, Закона Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области", Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, в соответствии с планом работы Счетной палаты Тюменской области, утвержденным постановлением Тюменской областной Думы от 20.12.2007 № 536.
Приоритетным направлением деятельности Счетной палаты являлось осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, закрепленных Законом Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области", Бюджетным кодексом Российской Федерации с внесенными в него изменениями в части проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В отчетном году Счетной палатой, как и в предыдущие годы, осуществлялся контроль за использованием средств областного бюджета, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование", а также областной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2008 - 2012 годы".

2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2008 году

Деятельность Счетной палаты Тюменской области в 2008 году характеризовалась ростом основных показателей по сравнению с аналогичными показателями предыдущих периодов.
Количество проведенных в 2008 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий увеличилось по сравнению с проведенными в 2006 году более чем в 2 раза (рис. 1).

140 ¬ 133
¦

   ----¬

¦ ¦xxx¦
120 + ¦xxx¦
¦ 105 ¦xxx¦
¦
   ----¬           ¦xxx¦

100 + ¦xxx¦ ¦xxx¦
¦ ¦xxx¦ ¦xxx¦
¦ ¦xxx¦ ¦xxx¦
80 + ¦xxx¦ ¦xxx¦ 78
¦ ¦xxx¦ 65 ¦xxx¦
   ----¬

¦ ¦xxx¦
   ----¬   ¦xxx¦   ¦zzz¦

60 + 57 ¦xxx¦ ¦zzz¦ ¦xxx¦ 55¦zzz¦
¦ ----¬ ¦xxx¦ ¦zzz¦ ¦xxx+---+zzz¦
¦ ¦xxx¦ ¦xxx¦ 40¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦
40 + ¦xxx¦ 30 ¦xxx+---+zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦
¦ ¦xxx+---¬ 27 ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦
¦ ¦xxx¦yyy+---¬ ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦
20 + ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦
¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦
¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦ ¦xxx¦yyy¦zzz¦
0 +-+---+---+---+-T-+---+---+---+-T-+---+---+---+-¬
2006 2007 2008
--¬
¦x¦ Количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
L--
--¬
¦y¦ Количество контрольных мероприятий
L--
--¬
¦z¦ Количество экспертно-аналитических мероприятий
L--

Рис. 1. Динамика количества контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий

Стабильная динамика роста характерна как для контрольных, так и для экспертно-аналитических мероприятий.
В отчетном году Счетной палатой проведено 55 контрольных и 78 экспертно-аналитических мероприятий.
В ходе контрольных мероприятий все большее внимание Счетной палатой уделяется проведению аудита эффективности. В структуре проведенных в 2008 году контрольных мероприятий значительно увеличилась доля проверок с использованием элементов аудита эффективности - в 3 раза по сравнению с 2007 годом (рис. 2).

60 ¬
¦
¦
   -------¬

¦ ¦//////¦
50 + ¦//////¦
¦ ¦//////¦
¦ ¦//17//¦
¦ ¦//////¦
40 +
   -------¬         ¦//////¦

¦ ¦//////¦ ¦//////¦
¦ ¦//////¦ +------+
¦ ¦//////¦ ¦++++++¦
30 +
   -------¬          ¦//22//¦         ¦++12++¦

¦ ¦//////¦ ¦//////¦ ¦++++++¦
¦ ¦//10//¦ ¦//////¦ +------+
¦ ¦//////¦ ¦//////¦ ¦******¦
20 + +------+ +------+ ¦******¦
¦ ¦+++3++¦ ¦+++4++¦ ¦******¦
¦ +------+ ¦++++++¦ ¦******¦
¦ ¦******¦ +------+ ¦**26**¦
10 + ¦******¦ ¦******¦ ¦******¦
¦ ¦**17**¦ ¦**14**¦ ¦******¦
¦ ¦******¦ ¦******¦ ¦******¦
¦ ¦******¦ ¦******¦ ¦******¦
0 +---+------+----T-----+------+----T----+------+----¬
2006 2007 2008
--¬
¦/¦ Количество контрольных мероприятий по проверке использования
L-- средств, выделенных на реализацию приоритетных национальных
проектов
--¬
¦+¦ Количество контрольных мероприятий с использованием аудита
L-- эффективности
--¬
¦*¦ Количество других контрольных мероприятий
L--

Рис. 2. Структура проведенных контрольных мероприятий

Проверками Счетной палаты в отчетном году было охвачено 458 объектов контроля, в том числе осуществлены выездные проверки на 291 объект для осмотра выполненных строительно-монтажных работ, наличия и состояния техники и оборудования. По сравнению с 2007 годом охват контрольными мероприятиями увеличился на 104 (рис. 3).

500 ¬
¦
   -------¬

450 + ¦ ¦
¦ ¦ 458 ¦
400 + ¦ ¦
¦
   -------¬         ¦      ¦

350 + ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 354 ¦ ¦ ¦
300 + ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
250 + ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
200 + ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
150 + ¦ ¦ ¦ ¦
¦
   -------¬           ¦      ¦         ¦      ¦

100 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 143 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
50 + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 +----+------+------T----+------+----T----+------+----¬
2006 2007 2008

Рис. 3. Охват контрольными мероприятиями объектов

По итогам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном году, выявлено нецелевое использование средств областного бюджета в размере 19,9 млн. руб., неэффективное использование и отвлечение средств областного бюджета в размере 203,3 млн. руб., использование средств с нарушениями нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области в размере 141,0 млн. руб.
По материалам проведенных контрольно-ревизионных мероприятий Счетной палатой в отчетном периоде направлено 114 представлений (в том числе по проверкам 2007 года - 65 представлений), 23 информационных письма (в том числе по проверкам 2007 года - 12).
По сравнению с предыдущим периодом в 2008 году количество направленных и снятых с контроля представлений увеличилось соответственно на 31 и 26 (рис. 4).

120 ¬ 114
¦
   ------¬

100 + ¦*****¦ 97
¦ 83 ¦*****+-----¬
80 +
   ------¬  71          ¦*****¦     ¦

¦ ¦*****+-----¬ ¦*****¦ ¦
60 + ¦*****¦ ¦ ¦*****¦ ¦
¦ ¦*****¦ ¦ ¦*****¦ ¦
40 + ¦*****¦ ¦ ¦*****¦ ¦
¦ ¦*****¦ ¦ ¦*****¦ ¦
20 + ¦*****¦ ¦ ¦*****¦ ¦
¦ ¦*****¦ ¦ ¦*****¦ ¦
0 +---+-----+-----+----T---+-----+-----+-----¬
2007 2008
--¬
¦*¦ Количество направленных представлений
L--
--¬
¦ ¦ Количество представлений, снятых с контроля (исполненных)
L--

Рис. 4. Динамика направленных
и снятых с контроля представлений

В целях контроля за принятием мер по устранению выявленных нарушений направлено 318 писем и запросов о представлении подтверждающих документов.
По материалам проверок, проведенных Счетной палатой в 2008 году, правоохранительными органами возбуждено 2 уголовных дела.
По результатам принятых Счетной палатой мер в 2008 году в бюджет возмещено ущерба на сумму 82,87 млн. руб., использованных с нарушением действующего законодательства (в 1,6 раза больше, чем в 2007 году), из них:
- возмещено денежными средствами в областной бюджет 33,6 млн. руб.;
- дополнительно выполнено работ на сумму 47,6 млн. руб.;
- возмещено путем зачета взаимных требований на сумму 1,67 млн. руб.
Всего устранено финансовых нарушений в 2008 году на сумму 376,8 млн. руб.

3. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты

Контрольно-ревизионная работа является основным видом деятельности Счетной палаты, в 2008 году данная деятельность осуществлялась по направлениям, охватывающим все разделы областного бюджета.
Все контрольные мероприятия, предусмотренные планом работы Счетной палаты на 2008 год с учетом внесенных в него изменений, в отчетном году выполнены.

3.1. Контроль за формированием
и исполнением доходов областного бюджета

В части контроля за доходами областного бюджета Счетной палатой проведено мероприятие по оценке эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Закона Тюменской области "О предоставлении налоговых льгот на 2007 год отдельным категориям налогоплательщиков".
Проверкой установлено, что основными результатами предоставления налоговых льгот в 2007 году были:
- увеличение держателями инвестиционных проектов Тюменской области объемов капитальных вложений в экономику области;
- увеличение объемов выпуска и реализации продукции;
- создание новых и расширение имеющихся производств;
- создание новых рабочих мест.
В ходе проверки в ТУМП ВКХ "Водоканал" установлены нарушения Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете"), инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций и другие.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.

3.2. Контроль за расходами областного бюджета

В отчетном году Счетной палатой в части контроля за расходами областного бюджета проведено 51 контрольное мероприятие. При этом проверки осуществлялись по всем разделам расходов областного бюджета.
По разделу "Общегосударственные вопросы" Счетной палатой проведено 11 контрольных мероприятий, в том числе 6 - в рамках осуществления внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. <*>
   --------------------------------

<*> Итоги внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств приведены в пункте 3.5 Отчета.

В соответствии с планом работы проведена проверка использования средств областного бюджета Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области (далее - Управление лицензирования).
В ходе проверки установлены случаи нарушения сроков исполнения обязательств по государственным контрактам (договорам), заключенным Управлением лицензирования.
Управлением лицензирования не были приняты меры по взысканию с исполнителей государственных контрактов неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств.
При проверке учета бланков строгой отчетности (лицензий и приложений к ним) выявлен ряд случаев несоблюдения Порядка изготовления, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей с воспроизведением герба Тюменской области.
Кроме того, проверкой установлены нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), Федерального закона "О бухгалтерском учете", Порядка декларирования розничной продажи алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 19.12.2005 № 248-п, и других нормативных правовых актов.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно информации, представленной Управлением лицензирования, приказом начальника данного Управления от 17.06.2008 № 17 "Об учете и использовании гербовых бланков" назначены лица, ответственные за учет и хранение лицензий. Заведены журналы регистрации бланков строгой отчетности, которые включены в номенклатуру дел Управления лицензирования.
Приняты меры по взысканию неустоек за нарушение сроков исполнения обязательств по государственным контрактам.
Направлены предписания в 26 организаций, не представивших в Управление лицензирования декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 2007 год.
В отчетном году специалистами Счетной палаты была проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных Управлению записи актов гражданского состояния Тюменской области в 2007 году.
В рамках контрольного мероприятия были проведены проверки в Тобольском и Сладковском территориальных отделах записи актов гражданского состояния.
В ходе проверки в указанных учреждениях установлены случаи некачественного выполнения ремонтных работ помещений, завышения объемов выполненных работ.
При проведении инвентаризации бланков гербовых свидетельств в Тобольском и Сладковском отделах записи актов гражданского состояния установлены случаи заверения начальниками отделов чистых бланков гербовых свидетельств.
Также проверкой установлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете", Закона Тюменской области от 28.12.2004 № 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" и нарушения иных нормативных правовых актов.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Управлением записи актов гражданского состояния Тюменской области в Арбитражный суд Тюменской области направлено исковое заявление о взыскании стоимости невыполненных и некачественно выполненных ремонтных работ.
Устранены замечания по учету бланков строгой отчетности - гербовых свидетельств регистрации актов гражданского состояния, подготовлено и утверждено Положение о порядке учета, хранения, использования и уничтожения бланков строгой отчетности - свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.
В соответствии с планом работы Счетной палаты была проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Основные направления развития архивного дела в Тюменской области на 2006 - 2008 годы" (Управление по делам архивов Тюменской области).
Финансирование данной программы в проверяемый период составило 96386,2 тыс. руб., или 106,4% от объема, предусмотренного программой.
Проверкой установлены факты завышения стоимости ремонтных работ, необоснованного списания бензина Управлением по делам архивов Тюменской области.
На момент окончания проверки в ГУТО "Государственный архив социально-политической истории Тюменской области" отсутствовали документы, подтверждающие выполнение работ и поставку товарно-материальных ценностей.
Также в ходе проверки подведомственных Управлению по делам архивов Тюменской области учреждений установлены нарушения требований бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете, условий государственных контрактов и иные нарушения.
По результатам проверки направлено 4 представления об устранении выявленных нарушений.
В отчетном году специалистами Счетной палаты проведен анализ эффективности реализации Закона Тюменской области от 22.12.1997 № 138 "О порядке предоставления и использования кредитов за счет средств областного бюджета".
В ходе контрольного мероприятия установлены случаи:
- выдачи бюджетного кредита департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент АПК) при наличии просроченной задолженности по ранее выданным кредитам;
- несвоевременного принятия Департаментом АПК мер по взысканию просроченной задолженности по возврату бюджетных кредитов;
- непредъявления Департаментом АПК штрафных санкций за нарушение сроков возврата кредитов и процентов.
По состоянию на 01.01.2008 просроченная задолженность по возврату кредитов, выданных Департаментом АПК, числилась по 61 договору.
Также проверкой выявлены факты:
- использования денежных средств (на приобретение молодняка крупного рогатого скота) только через год после получения бюджетного кредита;
- поставки молодняка крупного рогатого скота в период от 8 до 20 месяцев после перечисления средств, а также отмечены другие нарушения.
По результатам проверки направлено 2 представления об устранении выявленных нарушений.
По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в соответствии с планом работы Счетной палаты проведено контрольное мероприятие по анализу эффективности использования средств областного бюджета, выделенных Главному управлению внутренних дел по Тюменской области (далее - ГУВД) в 2007 году.
Средства областного бюджета ГУВД в 2007 году выделялись в рамках реализации областной целевой программы "Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области на 2006 - 2008 годы".
Проверкой установлен факт приобретения для стационарных постов ДПС УГИБДД 3 аппаратно-программных комплексов (далее - АПК) "Сова-2" и сервера.
Два АПК "Сова-2" на момент проверки смонтированы и эксплуатируются как локальные станции.
Один АПК "Сова-2" был передан в ОВД по Бердюжскому муниципальному району в сентябре 2008 года.
В ходе контрольного осмотра установлено, что опоры, предназначенные для крепления камер наблюдения АПК "Сова-2" на стационарном посту ДПС с. Бердюжье (одна - в направлении г. Ишима, другая - в направлении г. Кургана), по назначению не используются.
В рамках решения задачи по организации взаимодействия между органами государственной власти, общественными и другими организациями по охране общественного порядка и предупреждения актов терроризма и экстремизма были приобретены 2 передвижных пункта медицинского освидетельствования. Проверкой установлено, что один передвижной пункт медицинского освидетельствования в период с января по июль 2008 года использовался по назначению всего 14 дней.
В рамках реализации программных мероприятий, а также за счет средств, направленных на содержание подразделений ГУВД, были приобретены автомобильные навигационные комплексы GPS в количестве 100 шт. Оборудование передано УГИБДД в феврале - марте 2008 года. Комплексы GPS находились на складе УГИБДД более 7 месяцев.
В рамках мероприятия "Приобретение специализированных грузовых и легковых автомобилей для приема практического экзамена" были приобретены 7 автомобилей ВАЗ-2110.
В ходе осмотра специалистами Счетной палаты установлено, что дополнительное оборудование для работника, обучающего вождению (педали сцепления, тормоза, боковое зеркало), на указанных выше автомобилях отсутствует.
В результате соответствующее мероприятие выполнено не полностью - для приема практического экзамена по вождению данные автомобили не использовались.
В результате выборочного контрольного осмотра документов, оформленных по фактам ДТП при наличии пострадавших, установлены случаи превышения нормативного времени прибытия нарядов ДПС на место ДТП.
В 8 случаях из 9 проверенных норматив, установленный пунктом 5 приказа МВД России от 02.07.2002 № 627, не был соблюден (от 20 минут до 2 часов 30 минут).
Также в ходе проверки установлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете", Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и другие нарушения.
По разделу "Национальная экономика" Счетной палатой проведено 14 контрольных мероприятий, в том числе 6 проверок в рамках контрольных мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов в Тюменской области. <*>
   --------------------------------

<*> Итоги контрольных мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов в Тюменской области, приведены в пункте 3.4 Отчета.

В соответствии с планом работы Счетной палаты проведены проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Сотрудничество" (направление "Поддержка сельскохозяйственного производства в части развития внутриобластной кооперации и повышения конкурентоспособности региональных производителей сельскохозяйственной продукции"), и использования средств областного бюджета, выделенных на развитие рыбной отрасли в 2007 году.
При выборочной проверке субъектов финансирования установлено:
- ОАО "Тюменьгосплем":
- отмечены факты несоблюдения прописанных в государственных контрактах требований к возрасту поставляемых животных;
- ОАО "Тюменская мясная компания":
- нарушены сроки поставки поголовья по государственным контрактам 2007 года на оказание агентских услуг. Департаментом АПК штрафные санкции в отношении агента по факту несвоевременной поставки животных не взысканы;
- ФГОУ ВПО "Тюменская государственная сельскохозяйственная академия":
- частично не введено в эксплуатацию и не использовалось по назначению оборудование;
- ООО "НТЦ Травы Сибири":
- в нарушение договора от 08.05.2007 № 24/061-07 ООО направило субвенцию без согласования с Департаментом АПК на приобретение погрузчиков, не входящих в состав сушильно-сортировального комплекса "Петкус";
- ООО "Дикорос-Тюмень":
- предприятие производством и переработкой дикоросов не занималось. Соответственно государственная поддержка ООО "Дикорос-Тюмень" как предприятию, осуществляющему заготовку дикоросов, оказана в нарушение Порядка оказания государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
Имущество, приобретенное за счет средств областного бюджета, полученных на создание производственно-технической базы по сбору, переработке, хранению и реализации дикоросов, передано другому юридическому лицу - ООО "Дикорос-Ялуторовск" в счет погашения задолженности перед ним.
По результатам проверки направлено 9 представлений об устранении выявленных нарушений.
В отчетном году Счетной палатой проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на финансирование дорожного хозяйства в Тюменской области.
В 2007 году финансирование дорожного хозяйства осуществлялось в рамках реализации областных целевых программ "Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области на 2006 - 2008 годы" и "Сотрудничество".
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- случаи осуществления дорожных работ на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта областных автомобильных дорог при отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки;
- случаи использования дорожно-строительной техники и оборудования подрядными организациями без заключения договоров аренды и соответственно без внесения арендной платы;
- использование дорожно-строительной техники (автокрана) на строительстве, реконструкции, при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог за пределами Тюменской области (объект "г. Екатеринбург, аэропорт Кольцово");
- случаи некачественного выполнения работ по содержанию автомобильных дорог;
- завышение стоимости выполненных работ на объектах дорожных работ.
Также контрольным мероприятием установлены нарушения Лесного кодекса Российской Федерации, порядка ведения бухгалтерского учета и другие.
Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Основные направления развития ветеринарной службы Тюменской области на 2006 - 2008 годы" (далее - ОЦП) в 2006 - 2007 годах, показала, что в отчет о финансировании ОЦП включен ряд мероприятий, не предусмотренных в перечне мероприятий программы.
При проверке ГУ "Областной противоэпизоотический отряд" установлены следующие нарушения:
- частично не подтвержден факт использования ГУ "Областной противоэпизоотический отряд" бюджетных средств на цели, указанные в первичных документах (ремонт холодильного оборудования);
- документально не подтверждено направление средств в полном объеме на мероприятия по дезинфекции помещений.
Также в ходе проверки установлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете" и другие нарушения.
При проверке документов, представленных ГУ "Тюменская областная ветеринарная лаборатория", установлено, что средства, полученные на приобретение автотранспорта, специального оборудования и инвентаря для оказания ветеринарных услуг, направлены на приобретение телевизора "Samsung LW" и компьютерной техники.
При проверке средств, направленных на ремонт зданий государственных ветеринарных учреждений, подведомственных Управлению ветеринарии Тюменской области, установлено завышение стоимости работ, а также отмечены другие нарушения.
По результатам проверки направлено 9 представлений об устранении выявленных нарушений.
Осуществлен возврат средств, использованных не по целевому назначению, ГУ "Тюменская областная ветеринарная лаборатория".
Подведомственными Управлению ветеринарии Тюменской области учреждениями устранены нарушения, выразившиеся в завышении стоимости выполненных работ.
По разделу "Охрана окружающей среды" Счетной палатой проведено 2 контрольных мероприятия.
В соответствии с планом работы Счетной палаты проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областных целевых программ "Сотрудничество" (направление "Организация и осуществление проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, имеющих региональное значение").
В ходе проверки использования средств на мероприятие "Берегоукрепление р. Иртыш в районе скотомогильника г. Тобольска" (заказчик - МУП "Тобольскстройзаказчик") выявлены следующие нарушения:
- при проверке объемов выполненных работ по берегоукреплению р. Иртыш в районе скотомогильника установлено завышение стоимости выполненных работ;
- отмечено несоответствие требованиям Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ;
- установлено несоответствие требованиям законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, а также отмечены другие нарушения.
В ходе проверки мероприятия "Стационарная береговая станция контроля поверхностных вод на р. Туре в д. Речкина Тюменской области" (заказчик - департамент недропользования и экологии Тюменской области, далее - Департамент недропользования) были установлены следующие нарушения:
- подрядчиком нарушены сроки выполнения обязательств по контракту;
- заказчиком не приняты меры по взысканию пени за ненадлежащее исполнение обязательств;
- завышены физические объемы выполненных работ, а также отмечены другие нарушения.
Следует отметить, что на момент проверки стационарная береговая станция контроля поверхностных вод не функционировала.
При проведении проверки в рамках мероприятия "Строительство головного природоохранного несамоходного судна комплексной переработки отходов (ХМАО - Югра)" (заказчик - ГУ ТО "Тюменьоблтранс") установлены нарушения сроков исполнения обязательств по государственным контрактам, заключенным ГУ ТО "Тюменьоблтранс" с поставщиками оборудования и исполнителями работ.
При этом меры по взысканию пеней и штрафов с поставщиков оборудования и транспортных средств, а также исполнителей работ, предусмотренные условиями контрактов, ГУ ТО "Тюменьоблтранс" не приняты.
Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения требований гражданского законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета.
По результатам проверки направлено 3 представления об устранении выявленных нарушений, 2 информационных письма.
Проверкой целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов", установлено, что территориальным фондом геологической информации Тюменской области учет, ведение, хранение и организация использования геологической и иной информации о недрах осуществляются с нарушением порядка приема, обработки, хранения информации, а именно: акты приема-передачи геологической информации в проверяемый период не составлялись, журнал (книга) регистрации не велся.
В ходе проверки выявлены следующие факты:
- на 8 скважинах работы по ликвидации бесхозных, аварийных, выполнивших свое назначение скважин приняты и оплачены заказчиком, но подрядчиком фактически не выполнены;
- на скважине № 5 Борковской площади установлено завышение физических объемов выполненных геологоразведочных работ.
Кроме того, в рамках проверки установлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете" и другие нарушения.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений в Департамент недропользования.
Как следует из информации Департамента недропользования и представленных документов, подрядчиками по государственным контрактам дополнительно выполнены работы на сумму 967,6 тыс. руб., произведен возврат в областной бюджет средств на сумму 375,8 тыс. руб.
Устранены нарушения порядка приема, обработки, хранения геологической информации.
В части контроля за расходами областного бюджета на социальную сферу Счетной палатой проведено 10 контрольных мероприятий, в том числе 7 проверок проведено в рамках контрольных мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов в Тюменской области.
По разделу "Образование" проведено 2 проверки. Обе проверки осуществлялись в рамках контрольных мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию отраслевой программы "Программа по реализации национального проекта в сфере образования в Тюменской области".
По разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" проведено 2 контрольных мероприятия, в том числе одно мероприятие в рамках проведения внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
При проверке использования областных бюджетных средств, полученных ОАО "Радио-7" в 2007 году, установлены отдельные нарушения Порядка организации и проведения конкурсов на получение грантов Губернатора области в сфере средств массовой информации и книгоиздания.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений, письмо в департамент информационной политики Тюменской области.
По разделу "Здравоохранение и спорт" проведено 5 проверок. Все проверки осуществлены в рамках контрольных мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию национального проекта "Здоровье" в Тюменской области.
По разделу "Социальная политика" в соответствии с планом работы Счетной палаты проведена проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" в Тюменской области на 2006 - 2008 годы", в части предоставления мер социальной поддержки в форме доплат к пенсии отдельным категориям граждан, в форме возмещения расходов гражданам на оплату проезда на городском транспорте, автомобильном транспорте пригородного и междугородного (внутрирайонного) сообщения за 2006 и 2007 годы.
Контрольное мероприятие было проведено в департаменте социального развития Тюменской области (далее - Департамент социального развития) и 3 территориальных управлениях социальной защиты населения.
В ходе проверки отмечены нарушения сроков рассмотрения документов на установление доплаты к пенсии и сроков начисления доплаты к пенсии. Из 749 проверенных специалистами Счетной палаты дел установлено 17 случаев нарушений сроков начисления доплат, повлекших занижение доплат к пенсии.
Кроме того, в ходе проверки также отмечены нарушения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и иные нарушения.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Как следует из представленной Департаментом социального развития информации, постановлением Правительства Тюменской области от 29.09.2008 № 291-п "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты" с учетом замечаний Счетной палаты внесены изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие порядок выплат средств мер социальной поддержки.
Сумма недоплаты получателям мер социальной поддержки перечислена в полном объеме 1 июня 2008 года.
В части контроля за расходами бюджета на межбюджетные трансферты проведено 12 контрольных мероприятий.
В соответствии с планом работы Счетной палаты проведена проверка исполнения консолидированного бюджета городского округа город Тобольск за 2007 год. В рамках контрольного мероприятия были проверены администрация города Тобольска и 6 ее структурных подразделений, МУП "Тобольскстройзаказчик", МУ "Имущественная казна города Тобольска", МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство".
В ходе проверки исполнения бюджета города Тобольска за 2007 год установлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:
- не вносились изменения в решение о бюджете города Тобольска в связи с поступлением дополнительных доходов из областного бюджета сверх ассигнований, утвержденных решением о бюджете на 2007 год;
- средства резервного фонда, предназначенные для обеспечения непредвиденных расходов, направлены на выплату ссуд работникам администрации города Тобольска;
- отмечены нарушения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- также отмечены другие нарушения и недочеты.
При проверке комитета по образованию администрации города Тобольска установлены факты завышения объемов выполненных работ по капитальному ремонту детских садов и по ремонту МОУ "СОШ № 6".
Кроме того, выявлены случаи нарушения Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
В ходе проверки структурных подразделений администрации города Тобольска установлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Проверкой МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" выявлено следующее:
- подрядными организациями сданы, а заказчиком (МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство") приняты и оплачены работы, которые фактически не выполнены;
- в результате проведенных осмотров установлено отсутствие газово-отопительного оборудования для муниципальной бани в месте его хранения, также отмечены другие нарушения.
В ходе проверки МУП "Тобольскстройзаказчик" установлено завышение стоимости выполненных работ по ряду объектов строительства и капитального ремонта.
Также отмечены нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
В рамках выборочной проверки размещения муниципального заказа установлены нарушения требований Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
По результатам проверки направлено 8 представлений об устранении выявленных нарушений.
При проведении контрольного мероприятия по исполнению консолидированного бюджета Тобольского муниципального района за 2007 год специалистами Счетной палаты проверено 10 объектов и проведены осмотры 22 объектов капитального ремонта, 3 осмотра на наличие оборудования и 3 осмотра выполненных работ по строительству жилых домов молодым семьям.
В ходе проверки использования бюджетных средств администрацией Тобольского района установлены случаи передачи сельскохозяйственным потребительским кооперативам на условиях договоров хранения, а не договоров аренды сельскохозяйственной техники и оборудования (9 единиц).
В нарушение решения Думы Тобольского района от 24.11.2006 № 169 "О бюджете Тобольского района на 2007 год", предусматривающего при заключении договоров (муниципальных контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) авансовые платежи в размере до 30% суммы договора (контракта), в 2007 году отдельными муниципальными контрактами предусматривалось 100% авансирование.
Имеется случай занижения арендной платы по сданному в аренду муниципальному имуществу.
Проверкой использования бюджетных средств отделом образования администрации Тобольского района установлено нарушение требований Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
В ходе проверки использования бюджетных средств отделом по делам культуры, молодежи и спорта администрации Тобольского района установлены следующие нарушения:
- при выборочной проверке муниципальных контрактов выявлены случаи нарушения сроков, определенных муниципальными контрактами. Имеют место случаи непредъявления требований об уплате неустойки подрядчикам;
- в ходе контрольного осмотра выполненных работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации в здании РДК п. Прииртышский установлено завышение объемов выполненных работ по датчикам "Фотон" на 4 штуки, оповещателям "Маяк 12-3 м" - на 2 штуки, а также отмечены другие нарушения.
Выборочными проверками использования бюджетных средств в муниципальных образовательных учреждениях Тобольского района в ходе контрольного осмотра объектов капитального ремонта установлено завышение стоимости выполненных работ (Бизинская СОШ, Епанчинская СОШ, Овсянниковская СОШ).
Также выборочными проверками выявлены нарушения требований порядка ведения бухгалтерского учета, бюджетного законодательства и другие нарушения.
По результатам проверки направлено 9 представлений об устранении выявленных нарушений.
В 2008 году специалистами Счетной палаты были проведены две проверки использования бюджетных средств, выделенных на мероприятия по водопонижению в г. Ишиме, в том числе:
- проверка использования средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по водопонижению залинейной части г. Ишима;
- внеплановая комплексная проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2004 - 2007 годах на работы по водопонижению (водоотведению) в г. Ишиме, в том числе в мкр. Ворошиловка.
Проверки показали, что в настоящее время отсутствует единая комплексная программа по решению проблемы водопонижения (водоотведения) в г. Ишиме.
В ходе проверок установлены факты завышения стоимости выполненных работ, выявлены случаи нарушения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, установлены нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
По итогам проверок направлено 3 представления об устранении выявленных нарушений, 1 письмо.
По фактам нарушений направлены материалы в прокуратуру Тюменской области.
По результатам проверки Ишимским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и.о. директора МУП "Хозрасчетный участок "Универсал".
Подрядчиками произведен возврат в областной бюджет сумм завышения стоимости выполненных работ в объеме 3809,7 тыс. руб. и дополнительно выполнены работы на сумму 194,9 тыс. руб. в счет устранения завышения физических объемов выполненных работ и нарушения строительных норм и правил, установленных в ходе проверки.
В 2008 году Счетной палатой проведено контрольное мероприятие по оценке эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Закона Тюменской области "Об установлении единых нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований".
Анализ показал, что из 26 муниципальных образований юга Тюменской области сумма отчислений от налога на прибыль организаций в местный бюджет увеличилась в 11 муниципальных образованиях (42,3%) и уменьшилась - в 15 (57,7%).
В результате установления единых нормативов налог на прибыль организаций в 2007 году являлся значимым налогом для бюджета городов Тюмени и Ишима, Тюменского и Уватского муниципальных районов. В ряде муниципальных образований доля налога на прибыль в доходах бюджета остается незначительной.
Общая сумма отчислений в бюджеты муниципальных образований в 2007 году по сравнению с 2005 годом выросла на 37%.
В соответствии с планом работы Счетной палатой совместно с контрольно-счетным органом Тюменского муниципального района проведена проверка бюджетов муниципальных образований Тюменского муниципального района за 2007 год и выборочно - за 2004 - 2006 годы.
Контрольным мероприятием были охвачены Переваловское, Московское, Каскаринское, Винзилинское и Борковское муниципальные образования (далее - МО) Тюменского муниципального района.
Основные виды нарушений, выявленные в ходе проверки:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- нарушения в сфере земельного законодательства;
- нарушения при использовании бюджетных средств на строительство и ремонт объектов недвижимого имущества;
- нарушения при размещении муниципальных заказов;
- нарушения в области использования муниципального имущества;
- нарушения бюджетного законодательства при составлении, утверждении и исполнении бюджета и требований бухгалтерского учета.
Так, в ходе проверки бюджета Переваловского МО установлено, что средства, поступившие в местный бюджет в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, распределялись и использовались администрацией Переваловского МО на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных статьей 58 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ходе выборочной проверки документов о предоставлении гражданам в собственность за плату земельных участков администрациями муниципальных образований Тюменского муниципального района в 2004, 2005 годах установлены случаи заключения договоров купли-продажи земельных участков в период отсутствия у органов местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками (Московское МО и Каскаринское МО).
Установлено отсутствие договоров купли-продажи земельных участков в архивах администраций Московского МО, Каскаринского МО, МО п. Винзили. Кроме того, в ходе проверки установлены факты предоставления администрацией Переваловского МО нежилых помещений для проживания граждан.
В нарушение статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации при предоставлении имущества в безвозмездное пользование и аренду соответствующие договоры администрациями Переваловского МО, МО п. Винзили, Борковского МО не заключались.
В ходе проведения проверки использования бюджетных средств на строительство и ремонт установлено завышение стоимости выполненных работ.
В нарушение статьи 15 Закона Тюменской области от 20.05.1996 № 42 "О Счетной палате Тюменской области" главой Переваловского МО не был подписан акт проверки Счетной палаты.
По результатам проверки направлено 5 представлений об устранении выявленных нарушений, информационное письмо в Тюменский муниципальный район.
В 2008 году по материалам проверки направлено обращение в прокуратуру Тюменской области.
Прокурором Тюменского района в адрес главы администрации Переваловского МО внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, с постановкой вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.
Прокуратурой Тюменской области направлено исковое заявление в Арбитражный суд Тюменской области о признании недействительными 3 договоров аренды имущества Переваловского МО.
По факту нецелевого использования администрацией Переваловского МО в 2005 году бюджетных средств проводится проверка в порядке статей 144 - 145 УПК Российской Федерации.
По результатам всех контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном году, информации направлены в Тюменскую областную Думу, Правительство Тюменской области.

3.3. Контроль за исполнением бюджетов
территориальных государственных внебюджетных фондов

В части контроля за использованием средств государственных внебюджетных фондов проведено 3 контрольных мероприятия по использованию в 2007 году средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области (далее - ТФОМС), а именно: внешняя проверка об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области за 2007 год и проверки расходования средств ТФОМС в 2007 году ГЛПУ Тюменской области "Областная больница № 17" и "Областная больница № 18".
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2007 год проведена Счетной палатой в 2008 году в соответствии с требованиями статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проверкой установлено, что в 2007 году отсутствовал порядок оказания жителям юга Тюменской области высокотехнологичной (дорогостоящей) помощи, осуществляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования медицинскими организациями.
ТФОМС не составлялись отдельные формы отчетности, обязательные для заполнения органом, организующим исполнение бюджета.
По результатам рассмотрения акта проверки ТФОМС дополнительно составлены формы бюджетной отчетности, копии которых представлены в Счетную палату.
На основании проведенного контрольного мероприятия Счетной палатой было выражено мнение, что отчетные данные об исполнении бюджета ТФОМС за 2007 год, представленные в проекте закона "Об исполнении бюджета ТФОМС Тюменской области за 2007 год", следует считать достоверными.
По результатам проверки было направлено заключение в Правительство Тюменской области. По фактам выявленных нарушений направлено представление в ТФОМС.
Проверкой расходования средств ТФОМС Тюменской области в 2007 году ГЛПУ Тюменской области "Областная больница № 17" установлено, что Тарифным соглашением 2007 года не регламентировалось расходование средств в системе обязательного медицинского страхования пропорционально направлениям расходов. Так, не установлена минимально допустимая доля медикаментов в структуре расходов лечебного учреждения.
Также проверкой выявлены нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете".
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно представленной информации ГЛПУ ТО "Областная больница № 17" нарушения устранены.
Проверкой расходования средств ТФОМС Тюменской области в 2007 году ГЛПУ Тюменской области "Областная больница № 18" (далее - Областная больница № 18) установлены факты заключения и оплаты Областной больницей № 18 за счет средств областного бюджета договоров на проведение консультативно-экспертных работ и юридическую экспертизу представленных документов на соответствие их требованиям лицензирующих органов при наличии в штате юриста.
В нарушение статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации возмещены из кассы командировочные расходы лицам, которые не состояли в трудовых отношениях с учреждением на момент командировки.
Также Областной больницей № 18 использованы денежные средства на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств частных лиц.
Установлены случаи расходования бюджетных средств Областной больницей № 18 с нарушением законодательства о закупках путем заключения договоров без соблюдения установленных способов размещения заказа.
Областной больницей № 18 не принимались меры по взысканию предусмотренной неустойки за нарушение сроков исполнения договора.
Также были выявлены нарушения трудового законодательства, порядка ведения бухгалтерского учета и другие нарушения.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.

3.4. Контроль за использованием средств областного бюджета,
выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов

Счетной палатой в 2008 году проведено 17 контрольных мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов в Тюменской области, в том числе мероприятия по проектам:
- "Здоровье" - 5;
- "Образование" - 3;
- "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - 3;
- "Развитие АПК" - 6.
В ходе контрольных мероприятий проверено 33 объекта по использованию бюджетных средств на указанные цели.
В рамках мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию отраслевой программы "Программа по реализации национального проекта "Здоровье" в Тюменской области" (далее - Программа по реализации ПНП "Здоровье"), в 2008 году проведено 5 проверок.
Проверкой использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Программы по реализации ПНП "Здоровье" в ГЛПУ "Тюменская областная клиническая больница" в 2007 году, установлено, что в рамках данной Программы Тюменской областной клинической больницей получено оборудование, которое функционирует и интенсивно используется при оказании медицинской помощи населению.
Проверкой использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию отраслевой программы "Программа по реализации ПНП "Здоровье" в ГЛПУ Тюменской области "Областная больница № 23" в 2007 году, установлено, что Областной больнице № 23 было поставлено медицинское оборудование и вакцины против полиомиелита и для профилактики гриппа.
Осмотр полученного оборудования, проведенный специалистами Счетной палаты, показал, что данное оборудование интенсивно используется при оказании медицинской помощи, что позволило повысить доступность и качество медицинских услуг.
Вместе с тем в ходе осмотра оборудования в учреждении установлено, что один из полученных в рамках Программы по реализации ПНП "Здоровье" аппаратов на момент проверки находился в упаковочной таре и не использовался более 5 месяцев ввиду отсутствия необходимого галогенового осветителя.
Проверкой установлено, что медицинская деятельность в 6 фельдшерско-акушерских пунктах и амбулатории, организованная на базе мобильных сооружений модульного типа "Кедр", с апреля 2007 года осуществлялась без лицензий.
Также в ходе проверки установлены нарушения Инструкции по бюджетному учету, порядка регистрации договора аренды помещений, заключенного между ГЛПУ "Областная больница № 23" (арендатор) и муниципальным образованием Ялуторовский муниципальный район (арендодатель), и другие нарушения.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно информации ГЛПУ "Областная больница № 23" дополнительным соглашением от 06.06.2008 в договор аренды муниципального имущества, заключенный с администрацией Ялуторовского района, внесены изменения и дополнения, устраняющие замечания Счетной палаты.
Представлены санитарно-эпидемиологические заключения на помещения, в которых расположены рентгеновские аппараты; лицензии на медицинскую деятельность, организованную на базе мобильных сооружений модульного типа "Кедр-БК 215" Осиновского, Ревдинского, Куликовского, Бердюгинского, Яровского ФАПов.
Полученный 15.11.2007 колоноскоп "FC-IZ Fujinon" введен в эксплуатацию.
В рамках реализации областной целевой программы "Основные направления развития здравоохранения Тюменской области на 2006 - 2008 годы" осуществлялись мероприятия по улучшению демографической ситуации в Тюменской области в части доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в 2007 году женщинам в период беременности и родов.
В ходе проверки реализации мероприятий по применению вспомогательных репродуктивных технологий в лечении мужского и женского бесплодия установлено, что для жителей Тюменской области отсутствует очередность на проведение операций экстракорпорального оплодотворения.
В 2007 году репродуктивными центрами ООО "МЦРМ "Меркурий" и ЗАО "МЦ "Малыш" проведена 971 бесплатная операция жительницам Тюменской области.
Неонатальное оборудование поставлено 18 медицинским учреждениям Тюменской области (аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных; инкубаторы интенсивной терапии; прикроватные мониторы, другие виды оборудования).
В ходе проверки установлено, что ММЛПУ "Родильный дом № 3" допущены нарушения Порядка и условий расходования средств, полученных по родовым сертификатам за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период.
По результатам проверки направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу ММЛПУ "Родильный дом № 3" в целях соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок распределения средств, получаемых от выплат по родовым сертификатам из Фонда социального страхования Российской Федерации, внесены изменения в Положение о порядке расходования финансовых средств, полученных ММЛПУ "Родильный дом № 3" по родовым сертификатам за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период.
В рамках мероприятий по использованию средств областного бюджета, выделенных на реализацию отраслевой программы "Программа по реализации национального проекта в сфере образования в Тюменской области", была проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных на денежное поощрение лучших учителей.
В рамках реализации программы "Образование" на территории Тюменской области выплата денежного поощрения осуществлялась по итогам конкурса, который проводился в 2007 и 2008 годах.
По результатам проверки направлено информационное письмо в департамент образования и науки Тюменской области.
В соответствии с планом работы специалистами Счетной палаты проведены проверки использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию отраслевой программы "Программа по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Тюменской области" в городском округе город Тобольск и Тобольском муниципальном районе.
В ходе проверок выявлены случаи нарушения законов и нормативных актов, регламентирующих порядок проведения строительных работ на объектах капитальных вложений.
Проверкой исполнения муниципальных контрактов, заключенных с целью реализации мероприятий национального проекта в городском округе город Тобольск и Тобольском муниципальном районе в 2007 году, установлены нарушения сроков, определенных муниципальными контрактами. По отдельным неисполненным муниципальным контрактам требование об уплате неустойки подрядчикам не предъявлялось.
Проверкой в части предоставления субсидий молодым семьям на строительство (приобретение) жилья установлено, что резервный список администрацией города Тобольска сформирован распоряжением от 15.01.2007 № 34-р с нарушением срока, установленного Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья. Также установлено, что в резервный список молодых семей одна семья включена дважды.
Кроме того, администрацией Тобольского района допущено нарушение требований Порядка предоставления субсидий молодым семьям на строительство или приобретение жилья при оформлении документов обследования строящихся индивидуальных жилых домов.
В результате проверки актов приемки выполненных работ по строительству объектов, капитальному ремонту (ф. № КС-2) установлено завышение стоимости выполненных работ.
По результатам проверок направлено 3 представления об устранении выявленных нарушений.
Как следует из информации, представленной администрацией города Тобольска, устранены нарушения, допущенные при составлении резервного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2008 году.
В соответствии с условиями муниципальных контрактов рассчитаны размеры неустоек и направлены претензии подрядчикам, которые нарушили сроки выполнения работ. Неустойка перечислена в бюджет города Тобольска.
В 2008 году в рамках контрольных мероприятий за реализацией национальных проектов специалистами Счетной палаты была проведена проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию отраслевой программы "Программа по реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Тюменской области" в 2007 году.
В рамках областной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области на 2006 - 2008 годы" средства областного бюджета выделялись следующим организациям:
1. ОАО "Тюменская агропромышленная лизинговая компания" (далее - ОАО "ТАЛК").
2. ООО "Агрофирма "КРиММ".
3. ЗАО "Научно-производственная фирма "Сибирская аграрная компания" (далее - ЗАО "НПФ "Сибагроком").
4. ООО "Агрофирма "Сибирский урожай" (далее - ООО "АФ "Сибирский урожай").
5. ОАО "Комбинат маслосыр "Ишимский".
В ходе проверки ЗАО "НПФ "Сибагроком" выявлено, что полученное по договору субсидирования оборудование (сортировальная машина первичной очистки семян "Пектус") фактически не использовалось, более года находилось на складе поставщика. Кроме того, предъявленное к осмотру оборудование местами покрыто ржавчиной и имеет частичное повреждение окраски.
Проверкой в ООО "АФ "Сибирский урожай" установлено, что в договорах страхования урожая сельскохозяйственных культур на территории Голышмановского и Аромашевского районов предусматривался срок страхования урожая, не охватывающий весь период уборки урожая.
Проверкой актов приемки выполненных работ ООО "Агрофирма "КРиММ" установлено завышение стоимости выполненных работ по известкованию кислых земель сельскохозяйственного назначения.
При проверке ОАО "Комбинат маслосыр "Ишимский" установлено, что производителями молока не соблюдались условия договоров контрактации молока и агентского договора на сбор молока от частного сектора.
В результате проверки актов приемки выполненных работ (ф. № КС-2) по строительству и реконструкции здания ОАО "Комбинат маслосыр "Ишимский" выявлено завышение стоимости выполненных работ.
Кроме того, ОАО "Комбинат маслосыр "Ишимский" допускались нарушения Порядка предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и другие нарушения.
Проверкой установлены нарушения указанными сельхозтоваропроизводителями требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательства о бухгалтерском учете и отчетности и других нормативных правовых актов.
Также установлено, что в договоре бюджетного кредита, заключенном Департаментом АПК с ОАО "ТАЛК", не предусмотрен возврат полученной суммы возмещения в состав областного бюджета. Кроме того, условиями договора не предусматривалось использование ОАО "ТАЛК" возмещенных налоговых вычетов на предусмотренные договором цели. В результате полученная в 2007 и 2008 годах сумма возмещения используется по усмотрению ОАО "ТАЛК" в течение значительного времени (окончательный срок возврата кредита 30.04.2014).
При проверке графиков лизинговых платежей установлены нарушения Положения об особенностях осуществления операций по поставке отечественной и импортной техники на условиях лизинга в агропромышленном комплексе Тюменской области, а также условий договоров и другие нарушения.
По результатам проверки направлено 6 представлений об устранении выявленных нарушений.

3.5. Контрольные мероприятия в рамках проведения
внешней проверки годового отчета об исполнении
областного бюджета (проверка бюджетной отчетности
главных администраторов бюджетных средств)

В 2008 году в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности 34 главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС).
Внешняя проверка бюджетной отчетности 7 ГАБС проведена с выездом специалистов Счетной палаты по месту их нахождения.
В ходе указанной проверки были установлены нарушения Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации и другие нарушения.
В актах внешней проверки 18 ГАБС отмечен ряд недостатков, касающихся несоблюдения требований, установленных Инструкцией № 72н, которые были устранены в ходе проверки и не повлияли на достоверность бюджетной отчетности ГАБС. Акты подписаны должностными лицами ГАБС с пояснениями об устранении недостатков и замечаний. На основании актов проверки с учетом пояснений составлены заключения по каждому ГАБС.
Также были проведены проверки в 2 организациях - получателях средств областного бюджета, в том числе:
- в государственном учреждении Тюменской области "Нижнетавдинская районная станция по борьбе с болезнями животных";
- в государственном учреждении культуры "Ялуторовский музейный комплекс".
По результатам внешней проверки получателей средств областного бюджета составлено 3 акта, в том числе 1 акт осмотра. В указанных актах был отмечен ряд недостатков, в том числе по составлению и оформлению форм бюджетной отчетности, которые были устранены в ходе проверки и не повлияли на достоверность бюджетной отчетности.
В 2008 году по обращению Ишимской городской Думы специалистами Счетной палаты была проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета городского округа город Ишим за 2007 год.
Также Счетной палатой проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Боровского сельского поселения.
В ходе внешней проверки установлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения об аренде муниципального имущества муниципального образования поселок Боровский. Кроме того, по заключенным договорам аренды выявлены случаи занижения размера арендной платы за пользование муниципальным недвижимым имуществом по сравнению с размером арендной платы, рассчитанной на основании Методики расчета стоимости арендной платы за арендуемые нежилые помещения, здания и сооружения в поселке Боровский.
По результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета муниципального образования поселок Боровский за 2007 год направлено представление об устранении выявленных нарушений.
В ответах администрации муниципального образования поселок Боровский сообщается о разработке проекта договора аренды муниципального имущества, в котором предусмотрена ответственность арендатора за невыполнение обязательств по страхованию арендованного имущества, о направлении в адрес арендаторов по действующим договорам дополнительных соглашений, в которых указаны сведения, позволяющие определенно установить имущество, являющееся предметом аренды.
Представлены полисы страхования арендованного имущества по действующим договорам аренды, дополнительные соглашения к 7 договорам аренды муниципальных нежилых помещений о пересчете заниженной арендной платы.
В 2008 году в рамках мониторинга хода реализации в Тюменской области Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в целях формирования единой системы финансового контроля в Тюменской области Счетной палатой были направлены письма в муниципальные образования области с предложениями рассмотреть вопрос об организации внешнего финансового контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения годового отчета об исполнении местного бюджета на уровне муниципальных образований.

4. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты

Важным направлением в деятельности Счетной палаты является экспертно-аналитическая деятельность, в результате которой реализуется функция предварительного контроля.
Наряду с ростом показателей контрольной деятельности в отчетном году увеличилось также количество проведенных специалистами Счетной палаты экспертно-аналитических мероприятий. Всего в 2008 году проведено 78 экспертно-аналитических мероприятий, что в 1,2 раза больше по сравнению с данными 2007 года (65 мероприятий).
Так, в рамках экспертно-аналитических мероприятий в 2008 году подготовлено 24 экспертных заключения (на 9 больше, чем в 2007 году), в том числе 19 - по проектам законов и 5 - по проверкам иных нормативных правовых актов (рис. 5).

25 ¬
¦
   -----¬ 
   -----¬

¦ ¦////¦ ¦****¦
20 + ¦////¦ ¦****¦
¦ ¦////¦ ¦****¦
¦ ¦////¦ ¦****¦
15 +
   -----¬ 
   -----¬      ¦////¦    ¦*19*¦

¦ ¦////¦ ¦****¦ ¦/24/¦ ¦****¦
¦ ¦////¦ ¦****¦ ¦////¦ ¦****¦
10 + ¦////¦ ¦*12*¦ ¦////¦ ¦****¦
¦ ¦/15/¦ ¦****¦ ¦////¦ ¦****¦
¦ ¦////¦ ¦****¦ ¦////¦ ¦****¦
5 + ¦////¦ ¦****¦ ¦////¦ +----+
¦ ¦////¦ +----+ ¦////¦ ¦\\5\¦
¦ ¦////¦ ¦\\3\¦ ¦////¦ ¦\\\\¦
0 +----+----+----+----+------+----+----+----+--------¬
2007 2008
--¬
¦/¦ Подготовлено экспертных заключений, в том числе:
L--
--¬
¦*¦ по проектам законов
L--
--¬
¦\¦ по проектам иных нормативных правовых актов
L--

Рис. 5. Динамика экспертно-аналитических мероприятий

В отчетном году Счетной палатой подготовлено 18 заключений на проекты областных законов, в том числе:
- "О предоставлении налоговых льгот на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов отдельным категориям налогоплательщиков";
- "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в первом чтении и доработанный законопроект с учетом результатов работы согласительной комиссии);
- "Об исполнении областного бюджета за 2007 год";
- "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
- "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 07.11.2007 № 37 (2 экспертизы), а также в редакции Законов Тюменской области от 19.02.2008 № 1; от 28.03.2008 № 5; от 07.06.2008 № 19; от 09.10.2008 № 49; от 07.11.2008 № 62 и от 08.12.2008 № 77 (6 экспертиз);
- "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
- "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";
- "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области за 2007 год" (2 экспертизы);
- "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О бюджетном процессе в Тюменской области";
- "О внесении изменения в Закон Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области".
Также специалистами Счетной палаты даны заключения по другим нормативным актам, в том числе по проекту федерального закона № 7169-5 "О внесении изменения в статью 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации", проектам постановлений Правительства Тюменской области и другим.
Даны заключения по отчету об исполнении областного бюджета за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев 2008 года.
Счетной палатой разработаны и представлены в областную Думу предложения по внесению изменений в Закон Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области" в части установления порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета (статья 19 Закона).
Кроме того, проводилась экспертно-аналитическая работа по обращениям Счетной палаты Российской Федерации, Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, по запросам иных контрольно-счетных органов Российской Федерации.
В течение отчетного периода подготовлены аналитические записки по результатам контрольных мероприятий использования средств областного бюджета, переданных в бюджеты муниципальных образований, а также выделенных на реализацию приоритетного национального проекта "Образование" в части поставки наглядных пособий для укомплектования кабинетов биологии в образовательных учреждениях Тюменской области, и другие аналитические записки.
Также Счетной палатой в соответствии с обращениями главного федерального инспектора в Тюменской области регулярно осуществлялась подготовка информации о проверках использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов в Тюменской области, и иной аналитической информации по обращениям правоохранительных и других государственных органов.

5. Информационная деятельность Счетной палаты

В соответствии с Законом Тюменской области "О Счетной палате Тюменской области" Счетная палата в 2008 году регулярно представляла информацию о своей деятельности в Тюменскую областную Думу и средства массовой информации.

6. Методологическая деятельность

В 2008 году продолжалась работа по разработке методологических материалов для осуществления контроля за исполнением областного бюджета. К началу 2009 года разработано 17 методик, а именно:
- методика по проведению аудита эффективности использования средств областного бюджета;
- методика по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета;
- методика проведения проверки использования бюджетных средств, направленных на государственную охрану, сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области;
- методика проведения проверки бюджетов муниципальных образований - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
- методика проведения проверки использования средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и областного бюджета в лечебно-профилактических учреждениях;
- методика проведения внешней проверки в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
- методика проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального образования;
- методика проведения проверки использования бюджетных средств, выделенных на программу по реализации национального проекта в сфере образования на территории Тюменской области;
- методика подготовки заключения на проект закона об областном бюджете на очередной год и плановый период;
- методика проведения проверки использования бюджетных средств, выделенных на финансирование дорожного хозяйства области;
- методика проведения контрольных мероприятий. Общие правила;
- методика проведения проверок предприятий, организаций, страховых компаний и других учреждений (вне зависимости от видов деятельности);
- методика проведения проверки реализации приоритетных национальных проектов на территории Тюменской области;
- методические рекомендации по проведению мероприятий, направленных на противодействие коррупции;
- методика проверки использования бюджетных средств на строительно-монтажные и ремонтные работы в Тюменской области;
- методика определения основных показателей деятельности Счетной палаты Тюменской области и показателей деятельности аудиторских направлений;
- методика проведения проверок в автономных некоммерческих организациях.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru