Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тюменской областной Думы от 09.04.2009 № 1408
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ПО ТЕМЕ: "ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОЛЕЙ В ПРАВЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
Приложение к газете "Тюменские известия", № 70, 21.04.2009,
Приложение к газете "Тюменские известия", № 78, 05.05.2009






ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2009 г. № 1408

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ПО ТЕМЕ:
"ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОЛЕЙ
В ПРАВЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Рассмотрев рекомендации семинара-совещания по теме: "Правоприменительная практика использования долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения", состоявшегося в Тюменской областной Думе 19 марта 2009 года, решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Одобрить рекомендации семинара-совещания по теме: "Правоприменительная практика использования долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения" (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление в Правительство Тюменской области, прокуратуру Тюменской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, органы местного самоуправления.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (Конев Ю.М.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 09.04.2009 № 1408

РЕКОМЕНДАЦИИ
СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ПО ТЕМЕ:
"ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОЛЕЙ
В ПРАВЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Участники семинара-совещания, обсудив вопросы правоприменительной практики использования долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельных долей), отмечают следующее.
В Российской Федерации в ходе земельной реформы при реорганизации в 1992 - 1994 годах колхозов и совхозов 11,8 млн. граждан получили право на земельные доли. Всего в России в общую долевую собственность было передано 115 млн. га сельскохозяйственных угодий.
В Тюменской области на 01.01.2009 зарегистрировано 142,9 тыс. собственников земельных долей; общая площадь сельскохозяйственных угодий, приходящихся на земельные доли, составляет 1753,2 тыс. га, из них используются:
1146,4 тыс. га - по договорам аренды;
607,1 тыс. га - без оформления прав.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения в земельном фонде Тюменской области на 1 января 2009 года равнялась 4570 тыс. га, или 28,54% от общей площади земель Тюменской области (16012,2 тыс. га).
Площадь сельскохозяйственных угодий Тюменской области составляет 2932,4 тыс. га, из них:
пашни - 1369,8 тыс. га;
сенокосы - 725,4 тыс. га;
пастбища - 619,5 тыс. га;
залежи - 207,3 тыс. га;
земли, занятые многолетними насаждениями, - 10,4 тыс. га.
Из 4570,0 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения в государственной и муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2009 находится 2615,6 тыс. га, в собственности юридических лиц - 34,0 тыс. га, граждан - 1920,4 тыс. га.
В собственности Тюменской области зарегистрировано 368 земельных участков общей площадью 36,5 тыс. га, из них 25,1 тыс. га пашни.
К числу позитивных моментов в развитии правоотношений в данной сфере следует отнести следующее.
В целях реализации Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" от 03.11.2003 № 170 постановлением Правительства Тюменской области от 6 февраля 2006 года № 22-п утвержден Порядок разрешения участниками долевой собственности споров о местоположении земельного участка, выделяемого в счет долей в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения. При администрациях муниципальных районов созданы примирительные комиссии, заседания которых проводились в Заводоуковском, Ишимском, Армизонском, Тобольском, Тюменском и Омутинском муниципальных районах.
В целях вовлечения в оборот земельных участков департаментом имущественных отношений Тюменской области осуществляется инвентаризация земель общей долевой собственности и формирование земельных участков в счет невостребованных земельных долей.
В настоящее время завершены работы по выделу земельных участков в счет невостребованных земельных долей на общей площади 1181,1 тыс. га. Выделены невостребованные земельные доли, соответствующие площади 225,2 га, что составляет 12,8% от общей площади земель, находящихся в общей долевой собственности.
Начала формироваться судебная практика по делам об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Однако обобщения судебной практики по данной категории дел высшими судами Российской Федерации по состоянию на сегодняшний день нет. Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в 2006 - 2008 годах рассмотрено двенадцать дел, связанных с оборотом земельных долей и земель сельскохозяйственного назначения, из них два дела рассматривались по первой инстанции Арбитражным судом Тюменской области.
Важнейшее постановление от 30.01.2009 № 1-П принял Конституционный Суд Российской Федерации, которым признал не противоречащими Конституции Российской Федерации нормы Федерального закона № 101-ФЗ, определяющие порядок выделения в натуре земельных участков в счет земельных долей.
Указом Президента Российской Федерации с 1 марта 2009 года функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Указанные преобразования должны упростить процедуру и сократить время оформления физическими и юридическими лицами своих прав на землю и земельные доли.
Однако правоотношениям по поводу использования земельных долей и земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время присущи следующие группы противоречий:
- между сельхозтоваропроизводителями, использующими землю как средство производства, и участниками рынка, использующими землю как товар;
- между сельхозтоваропроизводителями и потенциальными инвесторами-застройщиками;
- между крупными собственниками земельных долей и миноритариями (мелкими собственниками долей).
Указанные противоречия обусловили формирование следующих проблем:
- для значительного числа крестьян земельные доли не стали средством избавления от бедности;
- превышение предложения над спросом на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вдали от городов и райцентров, обусловило их обесценивание;
- повышенный спрос на земельные доли и земельные участки, расположенные вблизи городов, со стороны лиц, не занимающихся сельскохозяйственным производством, создает предпосылки для совершения преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против собственности, против интересов государственной службы;
- нежелание сельскохозяйственных организаций, использующих земельный участок, находящийся в долевой собственности, заключать договоры аренды земельных долей приводит к тому, что такие собственники земельных долей по формальным признакам попадают в категорию лиц, у которых земельная доля подлежит изъятию как у не распорядившихся ею в течение трех и более лет.
Кроме того, правоприменительная практика позволила выявить следующие недостатки Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения":
- установленный абзацем вторым пункта 3 статьи 13 порядок направления возражений дольщиков относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка оставляет на совести выделяющего вопрос предъявления поступивших возражений органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, что может повлечь нарушение прав остальных дольщиков;
- при существующем положении дел, когда арендодатели не желают, а арендатор не может их понудить сформировать земельный участок, приведение договоров аренды земельных долей в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (изменение договора аренды земельной доли на договор аренды земельного участка), чего требует статья 16, становится проблематичным; очередное продление срока, в течение которого это следует сделать, лишь отсрочило проблему, но не решило ее;
- Закон не содержит ограничений по месту и количеству одновременно проводимых собраний дольщиков, что часто используется мошенниками для завладения долями помимо воли их собственников.
В целях повышения правовой защищенности собственников земельных долей, борьбы с бедностью сельского населения участники семинара-совещания рекомендуют:

1. Тюменской областной Думе:
Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения порядка определения местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельной доли).

2. Правительству Тюменской области:
2.1. Продолжить работу по следующим направлениям:
- инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности;
- выявление и изъятие в судебном порядке неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- выдел земельных участков в натуре в счет невостребованных земельных долей и выкуп таких участков, особенно в местах планируемого строительства дорог и прочих объектов;
- содействие участникам земельных отношений в приведении договоров аренды земельных долей в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации в срок, установленный статьей 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2.2. Обеспечить большую гласность работ, осуществляемых органами исполнительной власти Тюменской области в сфере земельных отношений, путем публикации информационных материалов во всех видах СМИ.

3. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам:
3.1. Рассмотреть возможность создания на официальном сайте Управления раздела "Земельные доли" (по аналогии с разделом "Дачная амнистия"), в котором размещать информацию по вопросам регистрации прав на земельные доли.
3.2. По мере выявления пробелов и противоречий в законодательстве вносить в Тюменскую областную Думу предложения по их устранению.

4. Органам местного самоуправления:
4.1. В пределах своей компетенции оказывать населению информационное содействие в вопросах реализации прав собственности на земельные доли, а также по возможности участвовать в собраниях собственников земельных долей с правом совещательного голоса.
4.2. Активнее пользоваться правом направления в суд заявлений о принудительном изъятии у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании в соответствии с целевым назначением в течение трех лет в случаях, когда такое право уступлено муниципалитету уполномоченным органом государственной власти Тюменской области.

5. Парламентской газете "Тюменские известия" и другим средствам массовой информации:
Отразить в публикациях вопросы использования земельных долей, рассмотренные в ходе настоящего семинара-совещания.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru