Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства УР от 06.04.2009 № 212-р
"О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 апреля 2009 г. № 212-р

О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".
2. Определить заказчиком Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" Министерство экономики Удмуртской Республики.
3. Поручить Министерству экономики Удмуртской Республики в срок до 1 июня 2009 года разработать проект Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".
4. Утвердить прилагаемый состав рабочей группы по разработке проекта Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 6 апреля 2009 г. № 212-р

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям
и приоритетным задачам социально-экономического
развития Удмуртской Республики

Концепция Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" (далее - Концепция) призвана решить задачу создания эффективной системы государственной поддержки развития инновационной деятельности и основывается в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики" на Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года, Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы и Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы.
Настоящая Концепция призвана определить основные методы решения проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок в производстве. В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009 - 2011 годы решение данной проблемы предусмотрено программно-целевым методом.
Наряду с этим Концепция разработана в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной протоколом межведомственной комиссии по научно-инновационной политике при Министерстве образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 1, и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. Формирование эффективной национальной инновационной системы признано ключевым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности России в рамках Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р. Среди приоритетных направлений государственной поддержки развития базовых отраслей промышленности выделено стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и поддержка реализации проектов, связанных с внедрением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением предприятий.
В соответствии с проектом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года определена роль Удмуртской Республики как поставщика высокотехнологичной продукции на мировой и российский рынки машиностроения, в том числе рынки вооружений, электротехники, нефтегазового оборудования, автомобилестроения и другие.
Для достижения этой цели в Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года определены следующие приоритетные задачи:
- создание правовых и организационных условий для привлечения в экономику республики кредитно-финансовых ресурсов, инвестиций, новейших технологий, опыта и знаний, способствующих обновлению основных фондов предприятий во всех отраслях экономики;
- привлечение средств в реализацию эффективных инновационных проектов для обеспечения взаимодействия представителей науки и производственного сектора экономики;
- содействие развитию экспортного потенциала предприятий, выпускающих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию с высокой долей добавленной стоимости;
- развитие инновационной деятельности и инновационного бизнеса;
- содействие созданию комплексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе созданию и укреплению инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов по трансферту технологий);
- подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, способных обеспечить успешное продвижение инноваций в производство;
- расширение использования механизмов снижения инновационных рисков и затрат при реализации наукоемких и высокотехнологичных проектов за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения;
- создание высоконаучного производственного потенциала и наукоемкой экономики;
- переход на инновационный путь развития, включающий в себя создание интегрированных структур, развитие новых отраслей на базе перечня критических технологий в Удмуртской Республике и др.;
- создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что проблемы, предлагаемые к решению посредством разработки и принятия Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), и ее цели соответствуют приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики.

2. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом

На федеральном уровне повышение инновационной активности субъектов экономики включено в приоритетные задачи государственной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития, создан ряд федеральных институтов развития, обеспечивающих организационную и финансовую поддержку инновационной деятельности на местах.
В целях активизации инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики реализуется Республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы". За время ее реализации были созданы следующие элементы республиканской инновационной инфраструктуры: Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики, Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики, 6 центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики. С 2005 по 2007 год из республиканского бюджета на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов на 3 года под 7% годовых. С 2007 года в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы "Десять лучших инновационных идей студентов" и конкурс по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За время реализации Программы было проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. За период с 2005 по 2008 год Удмуртская Республика была представлена на 17 выставках-форумах, где приняло участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 года в Москве Удмуртская Республика участвовала в первом международном форуме по нанотехнологиям, на котором было представлено 6 проектов 10 организаций республики. По состоянию на 1 января 2008 года количество инновационно-активных предприятий достигло 88.
Принятие Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" ориентировано на продолжение работы по разработке нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы, формирование инновационной инфраструктуры, формирование системы информационного и патентно-правового обеспечения инновационной технологической деятельности, подготовку кадров и формирование инновационной культуры, реализацию мероприятий по интегрированию Удмуртской Республики в российский и международный рынок инноваций, привлечение дополнительных инвестиций, реализацию инновационных проектов.
Предлагаемая Программа призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной политики государственными органами Удмуртской Республики в области регулирования инновационной деятельности, ориентированной в конечном итоге на построение качественно новой системы производства высокотехнологичной продукции и расширения научно-исследовательского сектора, что будет способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест, повышению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и повышению качества жизни населения.
Реализация мероприятий Программы позволит создать инновационную систему Удмуртской Республики, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Для этого также требуется дальнейшее развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона, прежде всего, в секторах, в которых Удмуртская Республика имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского лидерства (стрелковое оружие, лесопереработка, автомобилестроение, металлургия и иные).
Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности различных отраслей экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе современных технологий.
Стратегическая и тактическая республиканская политика в области инноваций должна предусматривать решение законодательных и финансовых проблем, совершенствование способов и методов внедрения инноваций, обеспечить финансовую поддержку со стороны государственных органов, поддержку взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций, развитие системы бизнес-инкубаторов и центров коллективного пользования.
Формирование и развитие эффективной инновационной системы Удмуртской Республики в современных экономических условиях невозможно без комплексного решения поставленных задач и государственной поддержки для обеспечения инновационного прорыва. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции - пространственной, когда объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временной, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса. Программа предназначена для координации деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики и субъектов инновационной деятельности, направленной на создание эффективной республиканской инновационной системы, развитие инновационной инфраструктуры и совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности.
Ожидаемым результатом реализации Программы является построение в Удмуртской Республике эффективно действующей инновационной системы, включающей в себя:
- науку (систему научных исследований и разработок, в том числе интегрированную с высшим образованием);
- высшее образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, в том числе в области управления инновационным бизнесом;
- промышленное производство (в том числе высокотехнологичное);
- инвестиционные организации (в том числе специализирующиеся на венчурных инвестициях);
- инновационную инфраструктуру.
Инновационная система, которая будет построена в Удмуртской Республике в результате реализации Программы, будет иметь высокую степень интеграции с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют.

3. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения

Координация процесса инновационного развития промышленного и научно-технического потенциала Удмуртской Республики и совершенствования инновационной деятельности в Удмуртской Республике осуществляется Научным советом при Президенте Удмуртской Республики.
В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научных и отраслевых институтов, ряда промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, малых предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере, научных общественных организаций, фондов, декларирующих в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (металлургическое производство, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.). В период с 2005 по 2008 год созданы основные элементы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике: автономная некоммерческая организация "Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики", государственное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский бизнес-инкубатор", автономная некоммерческая организация "Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики", центры трансфера технологий в ведущих вузах и научных институтах республики.
Вместе с тем многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования инновационного, кадрового и технологического потенциалов Удмуртской Республики.
Основная системная проблема на настоящий момент заключается в том, что темпы развития и структура инновационного сектора не в полной мере отвечают потребностям социально-экономического развития Удмуртии в переходе к инновационной экономике. Так, при одновременном наличии потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства и наличии существенного числа инновационных разработок слабо налажен процесс коммерциализации этих разработок и внедрения в действующее производство. Причина кроется в несбалансированности инновационной системы Удмуртии, когда инновационные разработки создаются без учета фактической потребности в инновациях производственного сектора, а также вследствие общей, низкой на настоящее время восприимчивости к инновациям предпринимательского сектора.
Помимо общих проблем в области предпринимательской деятельности в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: отсутствием или неполнотой собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту, неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования. Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения инновационно-активными предприятиями кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса на наукоемкую инновационную продукцию.
Эти проблемы носят системный характер и требуют комплексного подхода, который может быть обеспечен при условии эффективной координации действий всех звеньев инновационной системы. Решение этих проблем заключается в усилении регулирующего воздействия органов государственной власти Удмуртской Республики на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая уровень развития инновационной деятельности, сложившийся в Удмуртской Республике на сегодняшний день, можно утверждать, что преодоление перечисленных препятствий невозможно без активного участия Правительства Удмуртской Республики, которое планируется осуществлять в рамках Программы.
Отказ от использования программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности приведет к ряду негативных последствий:
- отсутствие координации деятельности по поддержке и стимулированию инновационной деятельности, проводимой органами государственной власти, организациями науки и образования и предприятиями промышленности;
- отсутствие органа, осуществляющего постоянный мониторинг инновационной среды в республике;
- отсутствие ответственного исполнителя за разработку и согласование проектов нормативных правовых актов по формированию в Удмуртии благоприятной среды;
- неполное формирование инновационной инфраструктуры Удмуртии, не позволяющее обеспечить создание полного цикла поддержки коммерциализации проектов;
- сохранение на прежнем уровне или сокращение объема частных инвестиций в инновационную среду в силу отсутствия стимулирующих мероприятий по привлечению частных инвестиций и повышению заинтересованности производственного сектора в коммерциализации инновационных разработок;
- отсутствие условий для обеспечения инновационного сектора республики кадрами высокой квалификации и необходимой материально-технической базой;
- снижение объема инвестиций из федерального бюджета и за счет средств федеральных институтов развития в связи с отказом от проведения мероприятий по доработке инновационных проектов для обеспечения их соответствия требованиям данных институтов и продвижения таких проектов при участии в программах федеральных институтов развития инновационной деятельности;
- общее отставание в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики по сравнению с субъектами Российской Федерации, осуществляющими централизованную государственную поддержку инновационной деятельности с использованием программно-целевого метода.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы

Анализ развития инновационной деятельности в Удмуртской Республике позволяет предположить следующие варианты решения основной системной проблемы:
4.1. Отказ от использования программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности.
Данный сценарий является инерционным. При его реализации стабильное поступательное инновационное развитие и активизация инновационной деятельности предприятий и организаций Удмуртии могут быть осуществлены только при условии увеличения притока частных инвестиций в сектор исследований и разработок. Позитивной предпосылкой к реализации данного сценария является высокий научный потенциал и наличие "незагруженного" потенциала сектора исследований и разработок.
Основные риски реализации данного сценария обусловлены:
- незначительным объемом частных инвестиций в сектор исследований и разработок;
- невостребованностью разработок к сроку их окончания в связи с изменением конъюнктуры рынка и, прежде всего, с технологическим отрывом конкурентов из других регионов России и из-за рубежа;
- недостаточной координацией деятельности научно-прикладного и производственного сектора экономики.
Негативные последствия реализации такого сценария перечислены в п. 3 Концепции. Реализация такого сценария не сможет устранить такие препятствия при внедрении инновационно-активными предприятиями Удмуртской Республики научно-технических и опытно-конструкторских разработок, как:
- высокая стоимость нововведений и длительный срок их окупаемости;
- технологическое отставание.
4.2. Реализация отдельных мероприятий, направленных на развитие в Удмуртской Республике инновационной деятельности без использования программно-целевого метода.
Такой сценарий будет обеспечивать определенный уровень поддержки и стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике, однако не позволит осуществить системный структурированный подход к реализации государственной поддержки инновационного сектора и провести межотраслевую координацию процесса государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Эффект от реализации отдельных мероприятий будет намного ниже и не позволит достичь ожидаемого интегрального социально-экономического эффекта.
4.3. Реализация программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности в полном объеме.
Такой сценарий предполагает реализацию мероприятий Программы, разработанной на базе настоящей Концепции, в полном объеме. Мероприятия Программы предполагают продолжение деятельности, направленной на создание эффективной республиканской инновационной системы, развитие инновационной инфраструктуры и совершенствование системы финансовой поддержки инновационной деятельности:
- создание системы привлечения финансовых ресурсов из федеральных источников (государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", венчурные фонды);
- создание эффективной республиканской инновационной системы;
- создание венчурного фонда;
- создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
- создание республиканского центра коллективного пользования оборудованием;
- создание технопарка;
- развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.
К положительным сторонам данного сценария можно отнести наличие сохраненного научного потенциала республики, позитивный опыт реализации Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы", выраженный в том числе в создании основных элементов системы поддержки инновационной деятельности. Активный путь решения проблемы позволит привлечь на территорию Удмуртии средства федерального бюджета и существенно повысить уровень частных инвестиций в инновационный сектор. За счет увеличения количества инновационно-активных предприятий и создания новых рабочих мест на существующих предприятиях будет увеличено количество занятых в производственном и наукоемком секторах экономики республики (снижена безработица), а также увеличатся налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Основные риски реализации данного направления связаны с возможными ошибками, возникающими на этапе планирования мероприятий Программы. Погрешности могут привести к изменению сроков, стоимости, неполному достижению целевых индикаторов, поэтому в процессе реализации мероприятий возможны корректировки.
Реализация предлагаемой Концепции позволит обеспечить ускорение темпов развития инновационной деятельности, повышение инновационной культуры на территории Удмуртии. Кроме того, предполагается осуществить обновление материально-технической базы научных и производственных организаций республики для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создания производства наукоемкой продукции, а также будет организована работа по обеспечению инновационного сектора республики кадрами высокой квалификации.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы

Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2010 - 2014 годы.
5.1. Первый этап - 2010 год. В течение первого этапа выполняется текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике и осуществляются мероприятия, направленные на совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, в том числе:
- мониторинг эффективности работы существующей в Удмуртской Республике инновационной инфраструктуры;
- подготовка кадров для инновационной деятельности;
- повышение эффективности работы существующей в Удмуртской Республике инновационной инфраструктуры;
- интеграция инновационной системы Удмуртской Республики в национальную инновационную систему;
- инвентаризация существующей научной базы, экспертиза существующих разработок, имеющих перспективы коммерциализации;
- разработка методики формирования единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики (в том числе определение критериев включения инновационных проектов в единую базу, разработка единой формы паспорта инновационного проекта и так далее);
- создание единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики;
- создание экспертной группы по анализу инновационных проектов, оценке подготовленности их к стадии коммерциализации, определению возможных путей снижения инвестиционных рисков и тому подобное;
- создание новых и оптимизация существующих нормативно-правовых, организационных и экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике (налоговых льгот, субсидий и прочих преференций для субъектов инновационной деятельности) и определения степени инновационной активности предприятий и организаций;
- проведение подготовительных работ, направленных на создание республиканского центра коллективного пользования оборудованием, венчурного фонда и технопарка (выбор организационных форм, изучение нормативных документов, опыта др. регионов, определение источников финансирования, правил работы, принципов взаимодействия с другими субъектами инновационной инфраструктуры и тому подобное).
5.2. Второй этап - 2011 - 2014 годы. В течение второго этапа происходит завершение мероприятий, направленных на совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры и широкое использование механизмов стимулирования инновационной активности предприятий Удмуртской Республики, в том числе:
- проведение мероприятий, направленных на поддержку инновационной активности предприятий и организаций Удмуртской Республики (конкурсы среди инновационно-активных юридических и физических лиц);
- проведение мероприятий, направленных на подготовку кадров для инновационной деятельности (проведение семинаров, мастер-классов, подготовка учебных программ и тому подобное);
- организация, поддержка и координация деятельности экспертной группы по анализу инновационных проектов;
- организация участия инноваторов Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;
- содействие участию инноваторов Удмуртской Республики со своими инновационными проектами в инвестиционных программах региональных, федеральных и международных институтов развития инновационной деятельности (например, инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий");
- создание республиканского центра коллективного пользования оборудованием;
- создание венчурного фонда и технопарка;
- формирование базы знаний о потребностях предприятий Удмуртской Республики в технологических и производственных инновациях;
- формирование базы знаний о долгосрочных технологических перспективах развития отдельных секторов экономики;
- организация просветительской и пропагандистской деятельности с целью повышения инновационной культуры населения и повышения заинтересованности производственного сектора и частных инвесторов в участии в инновационной деятельности;
- содействие реализации отдельных инновационных проектов, имеющих особое значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
- мониторинг функционирования в Удмуртской Республике инновационной системы и осуществление мероприятий по повышению эффективности ее работы.
Реализация мероприятий Программы будет происходить в соответствии с планом мероприятий, разработанным в рамках осуществления подготовки проекта Программы.

6. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям эффективности,
позволяющим оценить ход реализации Программы по годам

Целью разработки и реализации Программы является формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей Удмуртскую Республику наукоемкими разработками (привлеченными, созданными в сотрудничестве с российскими и иностранными научно-исследовательскими организациями и собственными), направленными на технологическую модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Для достижения поставленной цели в рамках Программы поставлены следующие основные задачи:
- повышение эффективности и дальнейшее развитие республиканской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике, основными элементами которой являются автономная некоммерческая организация "Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики", государственное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский бизнес-инкубатор", автономная некоммерческая организация "Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики", центры трансфера технологий в ведущих вузах и научных институтах республики;
- создание и структуризация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее постоянного обновления по результатам мониторинга инновационной среды;
- интеграция инновационной системы Удмуртской Республики с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют;
- выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между научным и производственным сектором экономики Удмуртской Республики, повышение технологической восприимчивости субъектов экономики к результатам инновационной деятельности и повышение инновационной культуры населения;
- формирование благоприятной среды для создания и коммерциализации инноваций путем повышения заинтересованности в участии в инновационной деятельности промышленных предприятий и научных учреждений посредством создания налоговых льгот и (или) других преференций;
- формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
- повышение привлекательности для частных инвестиций сферы генерации знаний и использования высоких технологий;
- совершенствование системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукции в интересах развития Удмуртской Республики;
- содействие обеспечению инновационного сектора Удмуртской Республики кадрами высокой квалификации;
- содействие реализации экономически эффективных инновационных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) высоко значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;
- организация участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях, а также посредством участия инновационных проектов инноваторов Удмуртии в программах федеральных институтов развития инновационной деятельности.
При разработке целевых индикаторов, позволяющих оценить ход реализации Программы, предлагается взять за основу показатели эффективности, использовавшиеся для оценки эффективности Программы "Развитие инновационной деятельности Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", так как они взаимоувязаны с показателями статистической отчетности и индикативного управления, и при необходимости дополнить их:
- объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учета производства транспортных средств и оборудования;
- количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики.

7. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет следующих источников:
7.1. Средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
в пределах объемов бюджетных средств Удмуртской Республики, федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год;
7.2. Долевое участие предприятий и частных инвесторов (по согласованию);
7.3. Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Объемы финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики определяются исходя из бюджетных назначений на эти цели согласно закону Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы

Разработка и реализация Программы в соответствии с предлагаемой Концепцией позволит обеспечить ускорение темпов развития инновационной деятельности в Удмуртской Республике, внести в государственную поддержку инновационной деятельности в республике системный структурированный подход.
Оценка ожидаемых результатов реализации Программы основывается в том числе на положительном опыте выполнения мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы". Промежуточные итоги за период с 2005 по 2008 год позволяют делать вывод об эффективности реализации программных мероприятий: объем реализации инновационной продукции (по всем видам экономической деятельности) за каждый год указанного периода достиг запланированного уровня. Коэффициенты превышения плановых показателей за 2005 - 2008 годы составили соответственно 100%, 100%, 129,7% и 172,3%. Кроме того, за годы реализации данной Программы сложилась устойчивая тенденция к росту объема отгруженной инновационной продукции ускоренными темпами: годовые значения данного показателя за 2005 год - 3235 млн. руб., 2006 год - 3534 млн. руб., 2007 год - 4978 млн. руб., 2008 год - 6638 млн. руб. Прогнозируемый объем отгруженной инновационной продукции без учета производства транспортных средств и оборудования на 2009 год составил 1680,72 млн. руб. Количество инновационно-активных предприятий в Удмуртской Республике достигло 55 единиц по состоянию на 01.01.06 (план - 34 единицы), 74 единиц по состоянию на 01.01.07 (план - 55 единиц), 88 единиц по состоянию на 01.01.08 (план - 63 единицы). Доступные на момент разработки Концепции статистические данные свидетельствуют о том, что плановые значения показателя достигнуты.
Учитывая итоги реализации Программы на 2005 - 2009 годы, особенности товарной структуры производимой в республике инновационной продукции (работ, услуг), а также основные потребности формируемой республиканской инновационной системы, от реализации Программы ожидаются следующие результаты:
- объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учета производства транспортных средств и оборудования на территории Удмуртской Республики в 2010 году - 1764,75 млн. руб., в 2011 году - 1888,29 млн. руб., в 2012 году - 1982,7 млн. руб., в 2013 году - 2042,18 млн. руб., в 2014 году - 2123,87 млн. руб. Всего за пять лет - 9801,79 миллиона рублей;
- количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики в 2010 году - 92 единицы, в 2011 году - 100 единиц, в 2012 году - 109 единиц, в 2013 году - 120 единиц, в 2014 году - 132 единицы;
- оптимизированные нормативно-правовые, организационные и экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- создание венчурного фонда и технопарка;
- создание единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики;
- создание условий для финансирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике из бюджетов всех уровней, в том числе федерального бюджета и внебюджетных источников (участие инноваторов Удмуртской Республики со своими инновационными проектами в инвестиционных программах региональных, федеральных и международных институтов развития инновационной деятельности, например, инвестиционного фонда Российской Федерации, государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий");
- продвижение инновационных проектов Удмуртской Республики на национальном уровне (участие инноваторов Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях, инновационных сессиях и тому подобное);
- повышение инновационной культуры на территории Удмуртской Республики.

9. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Республиканской программы
(государственным заказчикам - координаторам) и исполнителям
мероприятий Республиканской программы

В качестве основного разработчика проекта Программы предлагается Министерство экономики Удмуртской Республики, являющееся на настоящий момент республиканским заказчиком и основным исполнителем Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы". Министерство экономики Удмуртской Республики является в настоящее время координатором инновационной деятельности в республике, организует и поддерживает деятельности инновационной инфраструктуры, что позволило сотрудникам данного органа государственной власти приобрести опыт и необходимые знания по вопросу формирования эффективной государственной политики в области инновационной деятельности.
Разработку Программы планируется осуществлять при участии Научного совета при Президенте Удмуртской Республики в тесном взаимодействии с Министерством образования и науки Удмуртской Республики, Министерством промышленности и транспорта Удмуртской Республики, инновационно-активными организациями Удмуртской Республики, организациями, составляющими инновационную инфраструктуру Удмуртской Республики.
В качестве государственного заказчика Программы предлагается Министерство экономики Удмуртской Республики.
В качестве исполнителей Программы предлагается Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, другие заинтересованные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, вузы, предприятия и организации Удмуртской Республики (по согласованию).

10. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
1. Поддержка и стимулирование инновационной деятельности предприятий и организаций Удмуртской Республики, в том числе:
- проведение конкурсов среди инновационно-активных юридических и физических лиц;
- подготовка кадров;
- участие инноваторов Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;
- предоставление преференций инновационным предприятиям республики в соответствии с существующими инструментами государственной поддержки в Удмуртской Республике и Российской Федерации;
- повышение инновационной культуры;
- экспертное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике.
2. Совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, в том числе:
- интеграция инновационной системы Удмуртской Республики в национальную инновационную систему;
- дальнейшее развитие республиканской инновационной инфраструктуры, в том числе создание республиканского центра коллективного пользования оборудованием и технопарка;
- развитие механизмов финансирования инновационной деятельности, в том числе создание венчурного фонда;
- методическое обеспечение процесса формирования единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики;
- формирование базы знаний о потребностях предприятий Удмуртской Республики в технологических и производственных инновациях, о долгосрочных технологических перспективах развития отдельных секторов экономики;
- разработка Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2015 - 2019 годы".
Выделение бюджетных средств предлагается осуществлять в соответствии с приведенными выше этапами и сроками реализации программных мероприятий.

11. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству экономики Удмуртской Республики. К разработке разделов Программы, касающихся основных направлений стимулирования и государственной поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике, будут привлекаться исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.
При разработке плана мероприятий в рамках Программы будет использован положительный опыт реализации Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы", результаты изучения успешного опыта государственного регулирования инновационной деятельности в других субъектах Российской Федерации, а также результаты проведенного экспертного опроса представителей органов государственной власти Удмуртской Республики, вузов, инновационно-активных предприятий и организаций Удмуртской Республики.

12. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы

Формы и методы организации управления Программой будут определяться государственным заказчиком Программы.
Оперативное управление и организацию контроля за исполнением мероприятий Программы в рамках своих функций и компетенции будут осуществлять исполнители Программы: Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, вузы Удмуртской Республики, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики.
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ". Оперативный контроль за реализацией Программы возлагается на государственного заказчика Программы.





Утвержден
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 6 апреля 2009 г. № 212-р

СОСТАВ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

Богатырев Валерий - заместитель Председателя Правительства Удмуртской
Валентинович Республики - министр экономики Удмуртской Республики,
председатель рабочей группы
Зайцев Михаил - заместитель министра экономики Удмуртской Республики,
Петрович заместитель председателя рабочей группы
Зиппа Мария - начальник отдела инноваций Министерства экономики
Анатольевна Удмуртской Республики, секретарь рабочей группы
Бабинцева Любовь - референт постоянной комиссии Государственного Совета
Васильевна Удмуртской Республики по экономической политике,
вопросам собственности и инвестиций (по согласованию)
Давыдова Надежда - заместитель министра промышленности и транспорта
Станиславовна Удмуртской Республики
Дементьев Вячеслав - заместитель директора по научным вопросам Института
Борисович прикладной механики Уральского отделения Российской
академии наук (по согласованию)
Демин Дмитрий - директор автономной некоммерческой организации
Николаевич "Инновационно-технологический центр Удмуртской
Республики" (по согласованию)
Корякин Константин - заместитель директора по инновациям Удмуртского
Николаевич филиала государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования "Московский
государственный институт экономики, статистики
и информатики" (по согласованию)
Корепанова Татьяна - начальник Управления по учету государственного долга
Евсеевна и поддержки отраслей промышленности Министерства
финансов Удмуртской Республики
Леонов Николай - проректор по научной работе государственного
Ильич образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Удмуртский государственный университет"
(по согласованию)
Лысов Иван - начальник Управления инвестиций и инноваций
Сергеевич Министерства экономики Удмуртской Республики
Макаров Александр - профессор Института экономики и управления
Михайлович государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Удмуртский
государственный университет" (по согласованию)
Павлова Галина - начальник центра трансфера технологий
Владимировна государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Ижевская
государственная медицинская академия"
(по согласованию)
Пестов Дмитрий - заместитель директора Научно-инновационного центра
Вячеславович открытого акционерного общества "Ижевский
электромеханический завод "Купол" (по согласованию)
Плетнев Михаил - директор автономной некоммерческой организации
Андреевич "Региональный центр наноиндустрии Удмуртской
Республики" (по согласованию)
Поляков Юрий - ведущий специалист департамента корпоративного
Николаевич управления открытого акционерного общества "Ижевский
машиностроительный завод" (по согласованию)
Прокашев Сергей - начальник отдела развития производственных мощностей
Вениаминович и подготовки производства открытого акционерного
общества "Сарапульский радиозавод" (по согласованию)
Сивцов Андрей - заместитель министра строительства, архитектуры
Николаевич и жилищной политики Удмуртской Республики
Стрелков Алексей - заместитель министра сельского хозяйства
Владимирович и продовольствия Удмуртской Республики
Фатыхов Ильдус - проректор по научно-исследовательской работе
Шамилевич федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
"Ижевская государственная сельскохозяйственная
академия" (по согласованию)
Феофилов Андрей - начальник отдела развития открытого акционерного
Юрьевич общества "Научно-исследовательский технологический
институт "Прогресс" (по согласованию)
Чучков Виктор - заместитель министра образования и науки Удмуртской
Михайлович Республики


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru