Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Кабинета Министров ЧР от 30.03.2009 № 97
"О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Вести Чувашии", № 13, 09.04.2009






КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. № 97

О КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Во исполнение Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р, в целях дальнейшей реализации Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. № 349, и повышения энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики с учетом положений Концепции разработать Республиканскую целевую программу энергосбережения в Чувашской Республике на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года и представить в Кабинет Министров Чувашской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией при разработке муниципальных программ энергосбережения.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
С.ГАПЛИКОВ





Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.03.2009 № 97

КОНЦЕПЦИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Введение

Концепция энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года (далее - Концепция) является необходимой компонентой энергетической и промышленной политики в Чувашской Республике для достижения целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и Энергетической стратегией Чувашской Республики на период до 2020 года.
Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Чувашской Республики в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) не менее чем в 1,6 - 2,0 раза. При недостижении поставленных показателей возможно негативное влияние дисбаланса энергетических ресурсов на темпы социально-экономического развития.
По энергетической эффективности Чувашская Республика уступает среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями. Республика является энергозависимой и энергодефицитной. На оптовом рынке электрической энергии закупается около 5 млрд. кВт.ч электрической энергии, из них около 1 млрд. кВт.ч у электрических станций за пределами республики. Баланс по электрической мощности положителен, но после 2012 года возможно появление дефицита мощности при прохождении осенне-зимнего максимума. Природный газ является монопольным видом топлива, ежегодное потребление выросло до 2,5 млрд. куб. метров, основным резервным топливом остается мазут. При опережающем инфляцию росте цен на энергоносители и низкой энергетической эффективности республика теряет инвестиционную привлекательность, снижается жизненный уровень населения.
В Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года определены задачи по повышению энергетической эффективности, позволяющие с учетом возможностей энергетического комплекса обеспечить развитие экономики в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Для их выполнения планируется создать систему управления энергоэффективностью, охватывающую все области хозяйствования в Чувашской Республике, организующую реализацию программ, проектов и мероприятий по повышению энергетической эффективности и контроль за их результативностью.

I. Временные ориентиры

Настоящая Концепция реализуется в один этап с 2010 по 2020 год.
В условиях экономического кризиса в первую очередь предполагается реализовать сравнительно малозатратные мероприятия и обеспечить разработку технико-экономических обоснований и проектно-сметных документов на мероприятия и проекты, системно повышающие энергетическую эффективность, основанные на потенциальных возможностях систем газо-, тепло- и электроснабжения потребителей.

II. Согласование с программами федерального уровня

На реализацию потенциала энергосбережения направлен разрабатываемый в настоящее время проект федеральной целевой программы повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации на 2009 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года. Программа будет предусматривать формирование механизмов рационального потребления энергетических ресурсов, создание инфраструктуры и условий эффективного развития энергосберегающего бизнеса, организацию промышленного производства машин, оборудования, приборов и технологий для решения задач энергосбережения, разработку и внедрение энергосберегающих технологических процессов и энергоэффективного оборудования и другие мероприятия. Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным дано поручение Министерству энергетики Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", о необходимости разработки совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о стимулировании сбережения энергетических ресурсов, а также подготовки предложений по развитию возобновляемой энергетики.
В Чувашской Республике будет разработана Республиканская целевая программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа), предусматривающая:
планируемую либерализацию газового рынка (развитие рыночных механизмов в отрасли) и расширение института независимых (негосударственных) газодобывающих компаний. Доля добытого ими газа должна вырасти к 2010 году до 19,8 процента от общего объема добычи;
поэтапную либерализацию оптового рынка электроэнергии и мощности с доведением к 2011 году доли электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам, до 100 процентов, за исключением поставок электрической энергии (мощности) в неценовых зонах и поставок населению;
запуск долгосрочного рынка мощности, призванного обеспечить сооружение генерирующих мощностей в оптимальном объеме для удовлетворения спроса и создания необходимого резерва;
до 2014 года доведение тарифов на электрическую энергию для населения до экономически обоснованного уровня в целях ликвидации перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями с усилением адресной защиты малоимущих групп населения;
осуществление в регулируемых секторах электроэнергетики с 2010 года перехода к установлению долгосрочных тарифов (на 3 - 5 лет) методом доходности инвестированного капитала. Данный метод обеспечит возврат инвестированного капитала, получение дохода от него на уровне, сопоставимом с другими отраслями экономики, и направление на стимулирование инвестиций в регулируемый сектор электроэнергетики. Применение долгосрочных тарифов стимулирует организации в регулируемом секторе экономики уменьшать расходы и технологические потери ниже установленного уровня.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года определены в том числе следующие стратегические направления:
разработка государственной программы энергосбережения, предусматривающей внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике;
обеспечение ускоренного развития электро- и теплоэнергетики на основе экологически чистых технологий использования твердого топлива и возобновляемых источников энергии;
необходимость принятия мер по техническому регулированию, направленных на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.
В области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития предполагается обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий.
В области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях предполагаются масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике (включая чистые угольные технологии), расширение производства электроэнергии.

III. Целевые макроэкономические индикаторы

В качестве стратегического ориентира принимаются затраты энергии на единицу валового продукта. В 2020 году при росте выпуска продукции в 1,5 - 2,5 раза к уровню 2008 года прогнозируется потребление 1,3 - 1,5 млн. тонн условного топлива.
Предполагается снижение энергоемкости ВВП к 2020 году по сравнению с 2007 годом на 39 - 43 процента, то есть повышение энергетической эффективности в 1,64 - 1,76 раза.
Развитие экономики в долгосрочной перспективе прогнозируется с ростом потребления электроэнергии с 2007 по 2015 год в среднем на 3,0 - 4,0 процента в год со снижением до 2,0 - 2,5 процента в 2016 - 2020 годы за счет структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.
Для обеспечения указанных темпов роста производства и потребления электроэнергии с учетом необходимости формирования достаточных резервных мощностей потребуется обеспечить возможность доступа потребителей к услугам электроснабжения и ввод энергетических мощностей в 2010 - 2020 годах в размере 120 - 200 млн. кВт.

IV. Обоснование соответствия целей Концепции
приоритетным задачам социально-экономического развития
Чувашской Республики

Настоящая Концепция направлена на формирование механизмов региональной политики в области энергосбережения и рационального потребления энергетических ресурсов, реализацию управленческих и технических проектов, внедрение инновационных технологий, достижение целевых ориентиров Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года и снижение энергоемкости регионального валового продукта в 1,4 раза к уровню 2008 года.
Концепция предусматривает следующие направления:
ускорение перевода экономики на энергоэффективный путь развития;
совершенствование систем регионального и муниципального управления энергосбережением;
повышение энергетической безопасности экономики республики, потребителей;
снижение негативного влияния на экономику и социальную сферу роста цен на природный газ и другие энергоносители;
реализация системных и пилотных проектов энергетической эффективности (по отраслям);
демпфирование нарастающего дефицита электрической энергии и мощности, связанное с ограничениями технического характера (пропускная способность, выбытие мощностей и др.);
уменьшение негативного экологического воздействия топливно-энергетических объектов на окружающую среду;
внедрение инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;
развитие жилищного строительства с использованием ресурсо- и энергосберегающих технологий и широким применением местных строительных материалов и изделий;
воспитание населения в духе ответственности за энергетическое расточительство и загрязнение окружающей среды.

V. Стратегические цели и задачи

Основной вектор Концепции - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание на этой основе условий для надежного обеспечения населения и экономики энергоносителями. Перевод экономики на энергосберегающий путь развития, уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду.

5.1. Первая стратегическая цель - развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленного сектора экономики.
Прогнозируется, что в 2009 - 2011 годах в условиях экономического кризиса объем производства будет ниже уровня 2008 года.
Начиная с 2012 года ожидается рост объема производства на 3,0 - 5,0 процента ежегодно.
Первой задачей для достижения этой цели является содействие формированию эффективных предприятий в промышленности, развитию обрабатывающих, машиностроительных, электротехнических и приборостроительных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию с большой добавочной стоимостью, определяемой человеческим фактором.
Показателями, характеризующими, насколько успешно решается эта задача, являются:
темпы роста выпуска промышленной продукции;
повышение энерговооруженности;
снижение электро- и энергоемкости выпускаемой продукции;
снижение загрязнения окружающей среды при переработке энергетических ресурсов.
Для создания и развития эффективных предприятий намечено направить промышленную политику в отраслях на замещение устаревших энергоемких технологических процессов и оборудования, модернизацию и реконструкцию производственных мощностей.
Перспективным является развитие ресурсо- и энергоэффективных комплексов с глубокой переработкой энергетических ресурсов. В этих целях планируется разработать мероприятия по развитию лесного комплекса на период до 2020 года, которые будут направлены на решение задач по воспроизводству, защите лесов и лесопользованию одновременно с развитием производств, потребляющих низкосортную древесину и отходы лесопереработки; механизмы стимулирования притока инвестиций, а также меры по созданию предприятий глубокой переработки сырья. Мероприятия будут направлены также на развитие собственной электрической генерации на основе газопоршневых, газотурбинных или паровых противодавленческих турбин, покрывающих производственную потребность в тепле и паре.
Вторая задача - поддержка разработки энергоэффективной конкурентоспособной техники и технологий.
При решении данной задачи должны быть реализованы важнейшие инновационные проекты, такие как разработка и организация серийного производства кабельной продукции с использованием современных изоляционных материалов напряжением 0,4 - 35 кВ, предизолированных труб, интеллектуальных электротехнических аппаратов и систем автоматики.
Следует провести работу по вхождению организаций и учреждений в Чувашской Республике в разрабатываемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации проект стратегии развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 года. Стратегия предполагает разработку и освоение крупнотоннажных производств полимеров нового поколения, малотоннажной химической продукции, включая нанотехнологии и новые виды катализаторов.
Третья задача - разработка и реализация мер по энерго- и ресурсосбережению в промышленно-энергетическом секторе.
Энергоемкость ВРП в ближайшие три года должна снижаться в среднем примерно на 4,0 - 5,5 процента в год.
Решение этой задачи позволит реализовать потенциал энергосбережения в промышленности, а учитывая, что энергоемкость промышленности республики в два и более раза превышает показатели развитых стран, этот потенциал огромен. По оценкам, он составляет около 4 млн. тонн условного топлива, или порядка 40 - 50 процентов потребления энергии.

5.2. Вторая стратегическая цель - повышение эффективности топливно-энергетического комплекса и обеспечение энергобезопасности.
Первая задача - повышение эффективности существующего энергетического комплекса республики.
Планируется снизить удельные расходы условного топлива на киловатт-час отпускаемой электроэнергии с шин станций, расходы условного топлива на производство тепловой энергии и потери при транспортировке тепловой и электрической энергии, внедрять нормы и стандарты, соответствующие современным требованиям. Продолжить практику нормирования потерь энергоносителей, удельных расходов и резервных запасов топлива в соответствии с приказами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 октября 2005 г. № 265 "Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 октября 2005 г., регистрационный № 7094), от 4 октября 2005 г. № 267 "Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 октября 2005 г., регистрационный № 7122), от 4 октября 2005 г. № 268 "Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электростанций и котельных" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 октября 2005 г., регистрационный № 7117), энергетических обследований и экспертиз, а также разработку и согласование мероприятий по повышению энергетической эффективности с администрациями муниципальных районов и городских округов Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики (приложение № 1).
Вторая задача - развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности, таких как использование потенциала газификации и централизованного теплоснабжения для развития теплофикационных мощностей, создание автоматизированных централизованных систем теплоснабжения с количественно-качественным регулированием у потребителя и оптимизирующими алгоритмами управления тепловыми сетями и теплогенераторами, энерготехнологические комплексы с глубокой переработкой энергетических ресурсов, в том числе местных и возобновляемых. Перевод систем централизованного теплоснабжения на перспективные виды предизолированных труб.
Для решения этой задачи планируется содействовать технологическому перевооружению предприятий, совершенствовать нормативную правовую базу функционирования топливно-энергетического комплекса. Предусматривается финансовая поддержка "энергетических" инноваций. Для развития отраслевой инфраструктуры будут использоваться преимущественно тарифные источники инвестиций, а для развития систем энергообеспечения населенных пунктов также бюджетные источники.
В развитии тепловой электроэнергетики основное внимание уделяется привлечению частных инвесторов и дальнейшей либерализации рынка электроэнергии.
Третья задача - диверсификация и региональное развитие топливно-энергетической инфраструктуры. Ее решение предполагает использование местных и возобновляемых энергетических ресурсов там, где это экономически и экологически оправданно.

5.3. Третья стратегическая цель - повышение энергетической эффективности в жилищном-коммунальном хозяйстве, уровня комфортности проживания населения (приложение № 2).
Первая задача - строительство и реконструкция зданий с выполнением современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений, модернизация инженерного оборудования тепло- и электроснабжения зданий, находящегося в эксплуатации свыше 20 - 25 лет, с внедрением современных внутридомовых инженерных систем, в том числе для учета и управления потреблением энергоносителей.
Обязательная энергетическая паспортизация эксплуатируемых зданий, проектов, строящихся, реконструируемых и вводимых в эксплуатацию объектов.
Вторая задача - модернизация систем теплоснабжения с применением современных систем регулирования гидравлическим и тепловым режимом на основе частотно-регулируемых электроприводов и возможностью быстрой погодной или функциональной коррекции режима потребления.
Третья задача - создание систем комплексного управления тепловой генерацией, транспортировки и дистанционного управления энергопотреблением и диспетчеризации жилых домов (потребителей).
Четвертая задача - комплексное использование ресурсов и отходов жизнедеятельности населенных пунктов для утилизации энергетических ресурсов из канализационных стоков, твердых бытовых отходов.
Пятая задача - подготовка квалифицированного персонала для управляющих компаний и содействие развитию специализированного на энергосбережении малого высокотехнологичного бизнеса.

5.4. Четвертая стратегическая цель - повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве при росте энерговооруженности.
С 2004 по 2007 год отрасль характеризуется следующими показателями энергопотребления.
При росте объемов производства на 8,6 процента потребление электроэнергии сократилось на 19,4 процента. При росте потребления природного газа на 3,1 процента общее потребление первичных топливно-энергетических ресурсов уменьшилось на 2,1 процента. Удельные затраты первичных топливно-энергетических ресурсов снизились с 19,0 до 17,1 кг удельного топлива на 1 тыс. рублей произведенной продукции (10 процентов). Удельные затраты электроэнергии уменьшились на 25,5 процента.
Результаты достигнуты только за счет рачительного, хозяйского отношения сельхозтоваропроизводителей к энергетическим ресурсам. Резервы повышения энергоэффективности отрасли имеются, для чего ставятся следующие задачи.
Первая задача - внедрение энергосберегающих технологий на полевых сельскохозяйственных работах.
Вторая задача - создание технологических и энергетических сельскохозяйственных комплексов с использованием отходов производства в качестве сырья для получения тепловой энергии (холода), электрической энергии и удобрений на фермах крупнорогатого скота и птицефабриках, в свиноводческих хозяйствах, внедрение пилотных проектов биоэнергетики.

5.5. Пятая стратегическая цель - повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы.
Утверждение нормативов энергопотребления, доведение лимитов топливно-энергетических ресурсов до подведомственных бюджетных учреждений и ежегодное составление энергофинансовых балансов бюджетной сферы республики позволили добиться в 2006 - 2008 годах тренда снижения объемов потребления топливно-энергетических ресурсов в учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов. Общие затраты топливно-энергетических ресурсов за три года снижены на 16,6 тыс. тонн условного топлива, или на 9,8 процента, при росте потребления электроэнергии на 4,6 процента (6,9 млн. кВт.ч) и газопотребления на 3,6 процента (1,6 млн. куб. метров). Теплопотребление снижено на 14,6 процента (86,6 тыс. Гкал). В связи с газификацией объектов теплоснабжения на 48,1 процента снижено потребление каменного угля.
Снижение затрат топливно-энергетических ресурсов достигнуто за счет выполнения организационных мероприятий, без включения затратных механизмов, только за счет упорядочения энергопотребления, рачительного отношения персонала к энергоресурсам. Однако резервы энергосбережения в бюджетной сфере далеко не исчерпаны, и для дальнейшего повышения энергоэффективности в сфере ставятся следующие задачи.
Первая задача - совершенствование управленческого учета и нормирования расхода энергоносителей на основе энергетических паспортов и мониторинга потребления, разработка мероприятий по экономическому стимулированию руководства бюджетных организаций к повышению энергетической эффективности при использовании энергоустановок и их приобретении.
Вторая задача - снижение затрат на теплоснабжение объектов бюджетных организаций, модернизация мелких неэкономичных котельных, повышение теплозащиты строящихся и действующих зданий и тепловых сетей, внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов.
Третья задача - сокращение потребления электрической энергии и мощности, внедрение экономичных источников электрического освещения.
Для достижения целей в области энергосбережения определены технические мероприятия (приложение № 3).

VI. Энергетический и экологический мониторинг

В качестве основного инструмента оценки воздействия энергетического комплекса на окружающую среду предлагается использовать информацию Чувашстата о мониторинге потребления топливных ресурсов с пересчетом в выбросы вредных веществ в атмосферу.

VII. Основные принципы реализации Концепции

Настоящая Концепция основана на реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
В основе Концепции лежит Энергетическая стратегия Чувашской Республики до 2020 года (принцип стратегического управления).
Территориально-отраслевой принцип реализации Концепции предусматривает энергетический мониторинг, управление энергетическими балансами и энергоэффективностью на уровне республики, муниципальных образований и видов экономической деятельности.
Принципы реализации Концепции:
научное прогнозирование и планирование развития территорий;
проектное управление при реализации мероприятий;
системная координация и управление в смежных и взаимозависящих направлениях повышения энергетической эффективности;
использование современных информационных технологий.

VIII. Система и инструменты управления
энергетической эффективностью и энергосбережением
(приложения № 4 и 5)

Используются следующие инструменты управления энергосбережением:
управление энергетическими балансами (мощности и энергии);
проведение мониторинга энергетических балансов и энергоэффективности;
применение нормирования потерь;
проведение энергетических обследований, разработка паспортов и мероприятий энергосбережения;
реализация технических проектов повышения энергоэффективности;
реализация инвестиционных проектов;
тарифное стимулирование и контроль за реализацией проектов;
налоговые преференции в реализации энергетически и экологически эффективных проектов;
участие бюджетов всех уровней в финансировании проектов, направленных на повышение энергетической эффективности и имеющих социальную значимость;
информационное освещение энергетической эффективности и экологической ответственности.

IX. Повышение квалификации соответствующего персонала
в области энергоэффективности и энергосбережения
для реализации Концепции

Для повышения энергетической безопасности и энергоэффективности в соответствии с Энергетической стратегией Чувашской Республики на период до 2020 года необходимо разработать новые подходы к повышению энергоэффективности, пути организации четырехуровневого мониторинга Чувашской Республики с помощью информационно-аналитических систем (ИАС), позволяющих при минимальных затратах повышать энергоэффективность объектов.
Для реализации задач, поставленных в Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, необходимо обеспечить ее кадровое сопровождение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области энергоэффективности и энергосбережения, информационное обеспечение.
Программы курсов по переподготовке и повышению квалификации рассчитаны на специалистов, имеющих базовое техническое высшее образование или профессионально занимающихся вопросами энергоснабжения и энергопотребления. Это руководители энергетических служб предприятий, инженеры электро- и теплотехники, проектировщики строительных и других организаций, научные работники, специалисты жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных учреждений.
При повышении квалификации применяются в основном два вида курсов: кратко- и среднесрочные (72 и 144 академических часа соответственно). Критерием, по которому осуществляется выбор того или иного вида, является содержание учебной программы, то есть цели, которые ставятся перед курсами.
Краткосрочные (72 часа) курсы повышения квалификации целесообразно проводить в случае, если они нацелены на приобретение знаний, умений и навыков в узкой прикладной области в возможно сжатые сроки. Именно в рамках краткосрочных курсов в первую очередь должно проводиться актуальное восполнение компетенции слушателей, поскольку слушатели присутствуют на тех занятиях, которые способствуют решению насущных задач их деятельности в кратчайшие сроки. Этот вид курсов может проводиться как в виде непрерывных двухнедельных занятий, так и с разбивкой на блоки.
Среднесрочные (от 144 часов) курсы предназначены для реализации учебных программ, предполагающих передачу относительно разнородных знаний, умений и навыков либо детальное изучение конкретного узкоспециального вопроса. В среднесрочных курсах, занимающих в общей сложности четыре недели, также может быть предусмотрен перерыв на одной из стадий обучения, в рамках которого слушателям предоставляется время для самостоятельной работы.
Если курсы повышения проводятся для работников отдельных предприятий и учреждений, то наиболее эффективной технологией организации учебной работы на курсах повышения квалификации вне зависимости от их длительности является выездная работа преподавателей учебного заведения на места.
При определении структуры курсов повышения квалификации решающим фактором являются цели и задачи, которые ставятся перед слушателями в рамках курсов. Программы курсов могут содержать несколько блоков, которым может быть придан некий стандартный вид, общий для всех слушателей. Таковыми блоками могут стать "правовой", "методический", "специальный" и "информационный". Содержание блоков определяется сферами деятельности слушателей, которые можно условно разделить на группы: производственная и непроизводственная сфера.
Цели правового блока - изучение существующей правовой и нормативной документации в области энерго- и ресурсосбережения. Методический блок предполагает изучение современных методик энергомониторинга, энергообследования, технико-экономического обоснования мероприятий по энерго- и ресурсосбережению и т.п. Тематика занятий специального блока направлена на освоение слушателями технологий повышения энергоэффективности с учетом специфики деятельности предприятий и организаций. Изучение современных ИАС поддержки мероприятий по энерго- и ресурсосбережению - цель информационного блока.

X. Направления тарифного и ценового стимулирования
энергетической эффективности

Формирование нормативных, организационных и технических условий повышения системной (генерация, транспорт, потребитель, энергосбыт) энергетической и экономической эффективности, надежности и корректное распределение экономических выгод и затрат.
Введение стимулирующих энергоэффективность тарифов, цен и меню (договоров) на розничном рынке электрической энергии и мощности.
Стимулирование комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
Стимулирование потребления в часы минимума.
Стимулирование поддержания коэффициента мощности.
Создание систем комплексного учета и управления потреблением энергетических ресурсов (электроэнергия, тепло, газ, вода) для бюджетных организаций.
Создание систем комплексного учета и управления потреблением энергетических ресурсов (электроэнергия, тепло, газ, вода) для управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Создание систем комплексного учета и управления потреблением энергетических ресурсов (электроэнергия, тепло, газ, вода) для промышленных предприятий.

XI. Приоритетные направления
системной энергетической эффективности

Развитие когенерационной выработки электрической энергии на основе круглогодичной тепловой нагрузки существующих и создаваемых систем теплоснабжения.
Расширение возможностей ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 по теплофикационной выработке электрической энергии, стимулирование подключения потребителей тепла к коллекторам станций.
Внедрение высокоэффективных парогазовых и газопоршневых технологий, имеющих электрический коэффициент полезного действия (КПД) и полный КПД выше на 10 и 25 процентов соответственно от КПД существующих в республике станций.
Разработка и создание многофункциональных энерготехнологических комплексов в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве, ориентированных на комплексное использование топливно-энергетических ресурсов с вовлечением местных и возобновляемых ресурсов, одновременное производство энергетических ресурсов и товарной продукции (удобрение, холод, углекислый газ).
Замена производственных технологий и оборудования на энергоэффективные в промышленности, сельском хозяйстве.
Паспортизация энергетических объектов, ежеквартальный мониторинг энергетических ресурсов, в том числе вторичных, и экологического воздействия объектов энергетического комплекса на экологию, оперативное реагирование на энергетическую расточительность.





Приложение № 1
к Концепции энергосбережения
в Чувашской Республике
на период до 2020 года

СХЕМА
управления энергосбережением для предприятий
топливно-энергетического комплекса и коммунальной энергетики
Чувашской Республики

факт норма
/----------\ (-----------) /--------------------\

   -----+Мониторинг¦----------->( Сравнение )<------+    Нормирование    ¦

¦ \----------/ (-----------) ¦электрических потерь¦
¦ / + - \ \--------------------/
¦ Показатели <= нормы / \ Показатели > нормы
¦ -----------------------¬ \/ \/ -----------------------------¬
¦ ¦Сохранение нормативных¦ ¦Энергетическое обследование,¦
¦ ¦ показателей ¦ ¦ аудит, мероприятия ¦
¦ L----------T------------ L-------------T---------------

¦ -----------+-----------¬
   --------------+--------------¬

¦ ¦ Тариф ¦ ¦ Проектно-сметная ¦
¦ L----------T------------ ¦ документация, технико- ¦
¦ -----------+--------------------¬ ¦ экономическое обоснование ¦
¦ ¦Стимулирующая составляющая ¦ L-------------T---------------

¦ ¦по производству = Норма - Факт:¦
   --------------+--------------¬

¦ ¦- прибавка к заработной плате ¦ ¦ Тариф с инвестиционной ¦
¦ ¦- улучшение условий труда ¦ ¦ составляющей на снижение ¦
¦ ¦- внедрение энергосберегающих ¦ ¦ электрических потерь ¦
¦ ¦ технологий ¦ L-------------T---------------

¦ L--------------------------------
   ------------+----------¬

¦ ¦ Реализация проекта ¦
¦ L----------T------------

L------------------------------<--------------------------





Приложение № 2
к Концепции энергосбережения
в Чувашской Республике
на период до 2020 года

Технические мероприятия по энергосбережению

1. Электроэнергия

1.1. Нормирование потерь электрической энергии, реализация мероприятий по снижению потерь на транспортировку электрической энергии.
1.2. Внедрение статических компенсаторов реактивной мощности позволит сэкономить 3 - 6 процентов электрической энергии и повысить качество электрической энергии.
1.3. Применение частотного регулирования асинхронных двигателей насосов:
экономия электроэнергии на 20 - 30 процентов;
экономия холодной воды до 30 процентов;
снижение избыточного давления воды на 2 - 4 атм.
1.4. Замена ламп накаливания на компактные люминесцентные и светодиодные лампы экономит 40 - 80 процентов электроэнергии, увеличивает ресурс работы светильников до 8000 - 100000 часов.

2. Тепловая энергия

2.1. Нормирование расхода удельного топлива и потерь тепловой энергии.
2.2. Автоматизированное погодное и функциональное управление потреблением тепловой энергии, перевод системы отопления на дежурный режим в нерабочее время, праздничные и выходные дни позволит сэкономить 10 - 15 процентов тепловой энергии по отношению к общему объему теплоснабжения здания.
2.3. Внедрение пофасадного регулирования системы отопления позволит сэкономить 2 - 3 процента тепловой энергии по отношению к общему объему теплоснабжения здания.
2.4. Снижение внутренней температуры в жилых домах в ночное время позволит сэкономить 2 - 3 процента тепловой энергии по отношению к общему объему теплоснабжения здания.
2.5. Удаление отложений (накипи) со стенок котлоагрегатов и теплообменников позволит снизить перерасход топлива на 30 процентов и более (ультразвук, комплексоны и др.).
2.6. Восстановление теплоизоляции на трубопроводах систем отопления и горячего водоснабжения (ГВС) позволит снизить тепловые потери на 7 - 9 процентов от общего теплопотребления.
2.7. Применение регуляторов температуры в системах ГВС позволит сэкономить около 10 процентов тепловой энергии, а при установке регуляторов температуры теплоносителя на отопление (на радиаторы) предполагаемая экономия составляет около 15 процентов.
2.8. Установка теплоотражателя, представляющего собой теплоизоляционную прокладку с отражающим слоем между отопительным прибором и стенкой, позволяет сэкономить 2 - 3 процента от общего энергопотребления.
2.9. Установка теплоотражающей пленки (теплового экрана) в межрамном пространстве окна позволит экономить до 10 процентов теплоэнергии на отопление здания.
2.10. Для экономичного использования горячей воды рекомендуется установить более эффективную водоразборную арматуру, которая позволяет экономить до 15 - 20 процентов горячей воды.
2.11. Внедрение автоматизированных систем управления котлоагрегатами, котельными и тепловыми сетями с использованием гидравлической регулирующей арматуры и управляемых электрических приводов, обеспечивающих расчетный тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения (экономия 2 - 10 процентов).
2.12. Установка конденсатоотводчиков увеличивает КПД пароиспользующего оборудования за счет уменьшения доли пролетного пара на 5 - 10 процентов.
2.13. Перевод системы отопления с теплоносителя "пар" на теплоноситель "горячая вода" позволит экономить 20 - 30 процентов тепла.
2.14. Наличие инфильтрации холодного воздуха в отапливаемых помещениях приводит к необходимости дополнительного расходования 10 - 15 кКал на каждый кубометр холодного воздуха.
2.15. Тепло вторичных энергоресурсов, в том числе непрерывной продувки котлов и выпара из деаэратора, можно использовать для нужд низкопотенциальных тепловых процессов: отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, получения холода.
2.16. Замена трубчатых теплообменников на пластинчатые и использование энергоэффективных радиаторов позволит экономить 5 - 10 процентов тепла.

3. Природный газ

3.1. Замена устаревшего газоиспользующего оборудования (нагревательные печи без регулирования и утилизации тепла, котлы типа "Универсал", "Энергия") на современное высокоэффективное оборудование как отечественных, так и зарубежных производителей. Экономия газа на 10 - 20 процентов.
3.2. Автоматизация процессов сжигания природного газа с применением процессоров и контроллеров, особенно для оборудования, работающего с переменной нагрузкой. Экономия газа до 5 процентов.
3.3. Замена устаревших узлов учета расхода газа на современные приборы отечественных и зарубежных производителей с применением электронных корректоров и вычислителей. Экономия газа от 5 до 15 процентов за счет уточнения расчетов с поставщиком газа.
3.4. Своевременная наладка газоиспользующего оборудования (не реже одного раза в три года) с составлением режимных карт для работы во всем диапазоне нагрузок. Экономия газа на 3 - 5 процентов.
3.5. Контроль качества горения с помощью газоанализаторов (переносных и стационарных) для корректировки режимов горения в соответствии с режимной картой. Экономия газа на 3 - 5 процентов.
3.6. Установка утилизаторов тепла за газоиспользующими агрегатами, включая контактные водонагреватели. Экономия газа на 5 - 20 процентов.
3.7. Наладка водно-химического режима работы котлов с целью предотвращения загрязнения внутренних поверхностей нагрева. Экономия газа на 1 - 5 процентов.
3.8. Применение современных изоляционных материалов для обмуровки газоиспользующего оборудования. Экономия газа на 1 - 3 процента.
3.9. Переход в ряде случаев при низкой плотности теплопотребления и незначительных мощностях на децентрализованное теплоснабжение со строительством автономных котельных (встроенных, пристроенных, крышных, поквартирных) с целью снижения потерь в тепловых сетях, особенно там, где теплотрассы и сами теплоисточники устарели физически и имеют большой износ. Экономия газа на 10 - 20 процентов.
3.10. Применение нетрадиционных источников тепла (лучистый обогрев, воздушное отопление), в частности для помещений с большой высотой потолков (хранилища, склады, сборочные и монтажные цеха, модули, спортивные сооружения и т.д.). Экономия газа на 5 - 15 процентов.
3.11. Подбор оборудования для котельных по единичной мощности котлов с учетом нагрузок в течение года, недопущение эксплуатации оборудования в зоне с низким КПД. Экономия газа до 10 процентов, особенно в летнее время.
3.12. Внедрение телемеханики и компьютерной техники для контроля и управления работой как отдельных газоиспользующих агрегатов, так и в целом участка, цеха и производства. Экономия газа на 5 - 10 процентов.
3.13. Замена газогорелочных устройств, не прошедших госиспытаний и не имеющих сертификатов, на современные высокоэффективные сертифицированные и с гарантированной экологической чистотой выбросов. Экономия газа на 5 - 10 процентов.





Приложение № 3
к Концепции энергосбережения
в Чувашской Республике
на период до 2020 года

АЛГОРИТМ
энергетического мониторинга жилых и общественных зданий
на основе энергетического паспорта

   -------------------------------------------------------------------------------¬

¦ Алгоритм энергетического мониторинга жилых и общественных зданий ¦
¦ на основе энергетического паспорта (СНиП 23-02-2003) ¦
L--------T--------------------------------T-------------------------------T-----

¦ ¦ ¦
\/ \/ \/
   -----------------------------------¬ -------------------------------------¬ ----------------------------------------¬

¦ Введены в эксплуатацию с 2003 г. ¦ ¦ Введены в эксплуатацию до 2003 г. ¦ ¦ Введены в эксплуатацию до 2003 г. ¦
¦(наличие энергетического паспорта,¦ ¦(отсутствие энергетического паспорта¦ ¦(отсутствие энергетического паспорта ¦
¦ приборов учета и автоматики ¦ ¦ по проекту, наличие приборов учета)¦ ¦ по проекту, отсутствие приборов учета)¦
¦ по проекту) ¦ L-----------------------T------------- L--------------------T-------------------

L-----------------T----------------- \/ \/
\/
   ----------------------------¬  ----------------------¬

   ------------------------------------------¬<-------------+Составление энергетического¦  ¦   Составление ЭП    ¦

¦Определение фактического теплопотребления¦ ¦ паспорта СНиП 23-02-2003 ¦ ¦ по СНиП 23-02-2003 ¦
¦ здания по укрупненным показаниям ¦ L---------------------------- L-----------T----------

L--------T-------------------------T-------<------------------------------------------¬ \/
\/ \/ ¦ -------------------------¬
   ----------------------¬      
   ----------------------------------¬                    L-+Установка приборов учета¦

¦Отсутствие автоматики¦ ¦Наличие автоматики (предусмотрено¦ L-------------------------

L---------T------------ ¦ СНиП 2.04.05-91, п. 3.12 введена¦
\/ ¦ поправка с 25 марта 2003 г.) ¦
(-----------------------------) L------------------T---------------

( Показания приборов отражают ) ¦
( фактический режим работы ) \/
(котельной, а не потребителя ) (------------------------------------)
(------------T----------------) ( Показания приборов отражают )
\/ (фактический режим работы потребителя)
   ----------------------¬          (--------------------T---------------)

¦Сравнение фактической¦ ¦
¦ нагрузки с проектной¦ \/
¦ по ЭП и договорной ¦
   -------------------------------¬

L---------T------------ ¦Сравнение фактической нагрузки¦
\/ ¦с проектной по энергетическому¦
   --------------------------------¬       ¦     паспорту и договорной    ¦

¦Определение фактического класса¦ L-------------------T-----------

¦ энергоэффективности здания ¦ ¦
L------------T------------------- \/
\/
   ----------------------------------------------¬

   ----------------------------------¬  ¦       Определение фактического класса       ¦

¦ Установка автоматики, ¦ ¦энергоэффективности здания по СНиП 23-02-2003¦ ----------------------¬
¦ предусмотренной СНиП 2.04.05-91,+->¦с проведением испытаний по ГОСТ 31166, 31167,+->¦Указания по повышению¦
¦для дальнейшего энергомониторинга¦ ¦ 31168, заполнение энергетического паспорта ¦ ¦ энергетической ¦
¦ здания ¦ ¦ с учетом фактических показателей ¦ ¦эффективности зданий ¦
L---------------------------------- L---------------------------------------------- L----------------------






Приложение № 4
к Концепции энергосбережения
в Чувашской Республике
на период до 2020 года

Контроллинг энергоэффективности систем теплоснабжения

   --------------------------------¬

¦ Энергетический паспорт ¦
   -------------------------------------------¬

¦ потребителя ¦
   ----------------+Приказ Госстроя России от 10.06.2003 № 202¦

¦ (факт. и норм. показатели, ¦ ¦ L----------T------------------------------T-
¦ энергетические балансы, ¦ ¦ ¦ ¦
¦мероприятия по энергосбережению¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------- ¦ \/ \/
/\ /\ /\ /\ \/
   --------------------------------¬       
   --------------------------------¬

¦ ¦-----+-----------+-----------------¬ ¦ Энергетический паспорт ¦ ¦ Энергетический паспорт ¦
¦ ¦¦ Энергетический паспорт ¦ ¦ тепловых сетей ¦ ¦ котельных ¦
¦ ¦¦электроэнергетического предприятия¦ ¦ (факт. и норм. показатели, ¦ ¦ (факт. и норм. показатели, ¦
¦ ¦L----T------------------------------ ¦ энергетические балансы, ¦ ¦ энергетические балансы, ¦
¦ ¦ ¦ ¦мероприятия по энергосбережению¦ ¦мероприятия по энергосбережению¦
   ---+--+-----+-----------------¬                   L--------------------------------          L--------------------------------

¦ Энергетический паспорт ¦ /\ /\ /\ /\ /\ /\ /\
¦промышленного потребителя ТЭР¦ -----------------------+-----¬¦ ¦-----------+-----------¬ -------+-------+-------------¬¦
¦ согласно ГОСТ Р 51379-99 ¦ ¦ База данных ¦¦ ¦¦Данные энергетических ¦ ¦ База данных ¦¦
L--T--T------------------------ ¦(приказ Минпромэнерго Росси覦 ¦¦обследований и аудитов¦ ¦(приказ Минпромэнерго Росси覦
¦ ¦ ¦ от 04.10.2005 № 265) ¦¦ ¦L----------------------- ¦ от 04.10.2005 № 268 и 269) ¦¦
   ---+--+----------------------¬  L-----------------------------¦  ¦                         L--------------T--------------¦

¦ Энергетический паспорт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ здания ¦
   -----------------------------+--+---¬                                    ¦ -------------+---------¬

¦ согласно СНиП 23-02-2003 ¦ ¦ База данных гидравлических режимов¦ ¦ ¦ Данные энергетических¦
L--T-------------------------- ¦ и наладки тепловых сетей согласно ¦ ¦ ¦обследований и аудитов¦
¦ ¦ геоинформационной системе Zulu ¦ ¦ L-----------------------

   ---+----------------------------¬L----------------------------T-------            
   ---------------------+------------------¬

¦База данных фактических режимов¦ ----------------------------+------¬ ¦Возможность мониторинга при применении ¦
¦работы абонентов: ¦ ¦ Возможность мониторинга по ¦ ¦ оптимизационного варианта загрузки ¦
¦- по приборам учета ¦ ¦приложению 5 СО 153-34.523-2003 ¦ ¦каждого котла в зависимости от нагрузки¦
¦- по данным энергоаудита ¦ ¦при смене изоляции и реконструкции¦ ¦ котельной ¦
L-------------------------------- ¦ труб ¦ L----------------------------------------

L-----------------------------------


Связь в системе "источник - сети - потребитель":

1. Источник (котельная): Q факт. отпуск --------------------------------------------------¬
Q норм. отпуск --------------------------------------------¬ ¦
¦ \/
2. Тепловые сети: Q факт. потери ------------------------------------------------->
\/ /\
Q норм. потери --------------------------------------------> ¦
/\ ¦
3. Потребитель: Q проектная нагрузка ¦ ¦
Q договорная нагрузка -------------------------------------- ¦
Q фактическая нагрузка (факт. уд. отопит. характеристика) ¦
Q фактическая нагрузка (по прибору - перетоп. недотоп.) ----------






Приложение № 5
к Концепции энергосбережения
в Чувашской Республике
на период до 2020 года

СХЕМА
управления программой энергосбережения
в Чувашской Республике

   ----------------------¬     
   -----------------------¬

¦ Минэнерго России ¦<------>¦ Кабинет Министров ¦
+---------------------+ ¦ Чувашской Республики ¦
¦ Программа ¦ +----------------------+
¦ энергоснабжения ¦ ¦ Энергоэффективность ¦
L-T-------------------- ¦ Чувашской Республики ¦
¦ L-----------------------

¦ /\
¦ ---------------------¬ ¦
¦ ¦ Минприроды Чувашии ¦ \/
¦ L---------------------
   ------------------------¬

¦ --¬ /\ ¦ Минпромэнерго Чувашии ¦<----------------------------¬
¦ ¦ ¦ L------>¦ (координатор) ¦<-----¬ ¦
¦ ¦ ¦
   -------->LT-T---------------------      ¦                      ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ /\ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ \/ ¦ ¦ \/ \/ \/
¦ ¦ ¦
   --------¬        ¦ ¦ ------------------¬ 
   -----------------¬
   ---------------¬

¦ -- L- ¦ РСТ ¦ ¦ ¦ ¦Минстрой Чувашии ¦<-->¦ Органы местного¦<->¦ Отраслевые ¦
¦ \ / L------T- ¦ ¦ L-------------T--T- ¦ самоуправления +-¬ ¦ министерства ¦
¦ \ /
   ----+---------- ¦               ¦  L----¬L----T-T--T------- ¦ L-T------T------

¦ - - - - - - -+ - +- - - - - -\/ - - - - - - -\/ - - -+ - - + + -+ - - - -+ - + - - -+ - - - -¬
¦ ¦ ¦
   ------------------------------¬ ¦     ¦ ¦  ¦        ¦   ¦      ¦

¦ ¦ ¦ L-->¦ Предприятия топливно- ¦<+------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ энергетического комплекса +T+-------+--+--------+---+---¬ ¦
¦ ¦ ¦ +---------------T-------------+L+----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦
   ----+республиканские¦муниципальные¦ ¦    ¦  ¦  ¦
   -----+----   ¦  ¦

¦ ¦ ¦ ¦ L---------------+--T----------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ \/ \/ \/
   --------    \/ \/ \/  \/   ¦       \/ \/

¦ ¦ ---------------¬
   ------------------¬  ¦  ----------------------¬ ¦ ----------------¬ ¦

¦ ¦ Промышленные ¦ ¦ Предприятия ЖКХ ¦<-- ¦Бюджетные организации¦ L>¦ Предприятия ¦
¦ ¦ ¦ предприятия ¦ L------------------ L---------------------- ¦ по отраслям ¦ ¦
¦ L--------------- L----------------

¦ L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
\/ /\ /\ /\ /\
   ---------------++--------¬
   ------------++-------------¬
   ----------++----------¬
   ------++---------------¬

¦Экспертные и аудиторские¦<->¦Инновационно-внедренческие¦<->¦ Технопарк +<->¦Учебно-образовательные¦
¦ предприятия ¦ ¦ предприятия ¦ ¦"Энергоэффективность"¦ ¦ учреждения ¦
L------------------------- L--------------------------- L---------------------- L-----------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru