| |
Региональное законодательство / Московская область
РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского округа Серпухов МО от 28.05.2008 № 323/61
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА НА 2007-2010 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
"Серпуховские вести", № 61, 10.06.2008
Вступил в силу с момента опубликования (пункт 2 данного документа).
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. № 323/61
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА НА 2007-2010 ГГ."
В целях обеспечения условий для удовлетворения потребностей населения и рынка труда г. Серпухова в качественном образовании путем совершенствования содержания и технологий образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования, на основании Устава г. Серпухова Совет депутатов г. Серпухова решил:
1. Принять решение "Об утверждении городской целевой программы "Развитие образования города Серпухова на 2007-2010 гг." (прилагается).
2. Направить решение "Об утверждении городской целевой программы "Развитие образования города Серпухова на 2007-2010 гг." главе г. Серпухова П.В. Жданову для подписания.
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по социально-экономическому развитию города.
Председатель Совета депутатов
О.В. Кузнецов
Принято
решением Совета депутатов
городского округа Серпухов
Московской области
от 28 мая 2008 г. № 323/61
РЕШЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА НА 2007-2010 ГГ."
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие образования города Серпухова на 2007-2010 гг." (прилагается).
2. Решение вступает в силу с момента опубликования.
Глава города
П.В. Жданов
Утверждена
решением Совета депутатов
городского округа Серпухов
Московской области
от 28 мая 2008 г. № 323/61
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА НА 2007-2010 ГОДЫ"
I. Паспорт
городской целевой программы "Развитие образования
г. Серпухова на 2007-2010 годы"
Наименование Программы: городская целевая программа "Развитие образования г. Серпухова на 2007-2010 гг.".
Обоснование для разработки Программы:
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 803 от 23.12.2005.
2. Областная целевая программа "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов".
3. Стратегический план развития муниципального образования "Город Серпухов" до 2015 года.
Заказчик Программы: структурное подразделение администрации города Серпухова "Комитет по образованию".
Основные разработчики Программы: структурное подразделение администрации города Серпухова "Комитет по образованию", Учебно-методический центр.
Цель Программы: обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения и рынка труда города Серпухова в качественном образовании путем совершенствования содержания и технологий образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Задачи Программы: создание оптимальной городской единой образовательной системы; расширение сети использования здоровьесберегающих технологий в городской системе образования; обеспечение инновационного и научно-исследовательского характера развития сферы образования и ее включение в национальную инновационную систему; повышение качества ресурсного обеспечения муниципальной системы образования.
Сроки и этапы реализации Программы:
I этап (2007 г.) - на данном этапе предусмотрены работы по созданию условий построения оптимальной городской единой образовательной системы.
II этап (2008-2009 гг.) - модернизация материальной инфраструктуры образования, осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы.
III этап (2010 год) - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
Исполнители Программы: структурное подразделение администрации г. Серпухова "Комитет по образованию", Учебно-методический центр, образовательные учреждения различных типов и видов, находящиеся на территории г. Серпухова.
Объемы и источники финансирования:
Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 558375 тыс. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 8000 тыс. руб.;
- за счет средств областного бюджета - 93609 тыс. руб.;
- за счет средств местного бюджета - 306475 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников - 180291 тыс. руб.
Из них в 2007 г. 103089 тыс. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 2000 тыс. руб.;
- за счет средств областного бюджета - 22347 тыс. руб.;
- за счет средств местного бюджета - 42808 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников - 35934 тыс. руб.;
в 2008 г. 126324 тыс. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 2000 тыс. руб.;
- за счет средств областного бюджета - 22784 тыс. руб.;
- за счет средств местного бюджета - 69962 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников - 41578 тыс. руб.;
в 2009 г. 159559 тыс. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 2000 тыс. руб.;
- за счет средств областного бюджета - 23726 тыс. руб.;
- за счет средств местного бюджета - 95160 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников - 48673 тыс. руб.;
в 2010 году 169403 тыс. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 2000 тыс. руб.;
- за счет средств областного бюджета - 24752 тыс. руб.;
- за счет средств местного бюджета - 98545 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников - 54106 тыс. руб.
Управление Программой и контроль за ее реализацией:
Контроль за реализацией Программы осуществляют администрация города Серпухова, Совет депутатов, Общественный совет по образованию при главе города с целью своевременной координации действий исполнителей Программы.
Заказчик Программы (СПА г. Серпухова "Комитет по образованию") организует выполнение Программы, разработку и утверждение подпрограмм, общую координацию работ, осуществляет экспертизу проектов, включаемых в Программу, готовит предложения по изменению, уточнению проектов и приоритетов в ходе реализации Программы.
Конкретные исполнители и соисполнители подпрограмм, проектов и мероприятий определяются на плановой основе.
Ожидаемые результаты от реализации Программы: повышение качества образовательных услуг, предоставляемых жителям г. Серпухова; обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего образования; увеличение численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; адаптация системы образования к потребностям рынка труда; увеличение численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным планам и программам профильного обучения; увеличение численности школьников, обучающихся в системе внутришкольного дополнительного образования; увеличение численности учреждений образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам; увеличение доли учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий; увеличение доли учащихся, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена; создание единого образовательного пространства с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений для совершенствования мобильного информационного обмена и управленческих технологий; внедрение инновационно-активных научно-образовательных комплексов в городскую систему образования; расширение сети использования здоровьесберегающих технологий; совершенствование процесса трудовой и профессиональной подготовки воспитанников специальных коррекционных классов и коррекционной школы; снижение вероятности и масштабов безнадзорности и других асоциальных явлений; создание городской системы оценки качества образования как элемента областной системы оценки качества образования; повышение уровня педагогического мастерства учителей и воспитателей г. Серпухова; увеличение доли учителей, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку; улучшение кадрового обеспечения системы образования; создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей; повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных внебюджетных средств, в том числе за счет предоставляемых платных образовательных услуг; обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования г. Серпухова.
II. Оценка исходной ситуации и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 803 от 23 декабря 2006 года, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность и становление в нашей стране институтов гражданского общества. В Серпухове система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Для реализации своего предназначения муниципальная система образования должна:
- обеспечить высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, создавая условия для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;
- гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;
- открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора экономики, обеспечивая реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования;
- обеспечить эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, рациональную организацию образовательного пространства территории. Значительным этапом развития образования в г. Серпухове, создавшим необходимые условия для качественных изменений в обучении и воспитании, развития материально-технической базы образовательных учреждений, внедрения новых образовательных технологий, увеличения объема предоставляемых услуг, явилась реализация городской целевой программы "Развитие образования в г. Серпухове на 2001-2005 гг.".
II.1. Развитие системы образования г. Серпухова
в 2001-2005 гг.
В городе сложилась система непрерывного образования, включающая:
- 31 учреждение дошкольного образования на 4075 мест, в дошкольных учреждениях работают 600 воспитателей и специалистов (в том числе 210 имеют высшее образование);
- 2 прогимназии для дошкольного и младшего школьного возраста численностью 206 чел.;
- 18 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 11134 учащихся, работает 876 учителей (в том числе 720 с высшим образованием);
- специальная коррекционная школа VIII вида (215 учащихся);
- детский дом (71 ребенок);
- межшкольный учебный комбинат;
- учреждения дополнительного образования детей: Дом детства и юношества, Дом детского и юношеского технического творчества, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; Дворец творчества детей и молодежи; Молодежный центр "Порт"; Молодежный досуговый центр "Юность" (включающий 7 подростковых клубов); детская музыкальная школа № 1; детская музыкальная школа № 3; школа искусств "Синтез"; детская художественная школа; детско-юношеская спортивная школа "Ласточка";
- учреждение дополнительного педагогического образования - Учебно-методический центр;
- 3 учреждения начального профессионального образования - профессиональные училища областного подчинения № 19, 28, 119 с контингентом учащихся 1199 человек по 28 специальностям;
- 7 средних специальных учебных заведений (3566 учащихся);
- 1 институт и 16 филиалов и представительств вузов с общим числом студентов 8376 человек (дневная форма обучения - 2303 человека, вечерняя - 270, заочная - 5208);
- начальная школа - детский сад Московского областного педагогического колледжа; основная общеобразовательная школа МОПК; негосударственное образовательное учреждение "Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского"; филиал негосударственного образовательного учреждения общеобразовательной школы "Центр образования "Вступление"; негосударственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 40" ОАО "Российские железные дороги".
Получили развитие различные формы образования, в том числе экстернат и надомное обучение.
Прошли аттестацию и аккредитацию 19 муниципальных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования, межшкольный учебный комбинат, детский дом.
3 образовательных учреждения (МОУ СОШ № 7, 9, 15) получили статус "Школа с углубленным изучением отдельных предметов".
Городское образование как развивающая система решало множество проблем, касающихся разработки нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса.
В ходе реализации Программы развития образования г. Серпухова на 2001-2005 гг. школы № 2, 5, 7, 9 участвовали в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, все образовательные учреждения города стали участниками федерального эксперимента по проведению единого государственного экзамена. В городе функционировали 6 городских экспериментальных площадок, 20 учреждений ежегодно принимали участие в конкурсе проектов по реализации мероприятий областной целевой программы "Развитие образования в Московской области" на 2001-2005 гг. Финансирование Программы развития образования в г. Серпухове в 2001-2005 гг. осуществлено на сумму 171417,9 тыс. руб.
Последние 5 лет отмечены успешным представлением новых проектов программ развития дошкольных образовательных учреждений, разработкой комплексно-целевых программ развития по таким направлениям, как:
- "Малыши-крепыши" (д/с № 2);
- "Здоровье, развитие, личность" (д/с № 3);
- "Разнообразие видов деятельности детей как основа развития индивидуальности каждого воспитанника" (д/с № 10);
- "Нравственно здоровое поколение всем миром: семья, детский сад, общественность" (д/с № 5);
- "Обеспечение условий технологии непрерывного образования через создание целостного образа мира у ребенка дошкольного возраста" (д/с № 34);
- "Развитие эмоциональной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста" (д/с № 35, 50).
Ситуация перехода дошкольного учреждения в режим развития делает актуальными вопросы определения стратегии инновационных преобразований. В современный период развития дошкольного образования инновационные изыскания идут по следующим направлениям: формирование нового содержания образования, разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, системы развития детей. Городскими экспериментальными площадками на протяжении 5 последних лет являлись детские сады № 4, 17, 26, 45, прогимназия "Радость", которая одновременно работает как учебно-методический центр по внедрению программы "Школа 2100".
В настоящее время появилось больше возможностей для внедрения новых форм образования в дошкольных учреждениях. Группы кратковременного пребывания - одна из таких форм. Они ставят своей целью обеспечить всестороннее развитие детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, обеспечение ранней социализации и адаптации к условиям жизни детского сада, формирование у детей готовности к школьному обучению. Итоговый мониторинг и данные собеседования с руководителями подтверждают целесообразность открытия и успешного функционирования таких групп в детских садах № 35, 45.
Наметилась новая положительная тенденция в работе с родителями - от передачи содержания и методов воспитательных воздействий к обобщению, пропаганде и распространению лучшего опыта семейного воспитания.
Здоровье - одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. Для оздоровления, сохранения здоровья и физического развития дошкольников создаются самые разнообразные условия: спортзалы, кабинеты двигательной активности, фитолечения, используется самое разнообразное оборудование, кабинеты сенсорики и "лего-педагогики". В городском смотре-конкурсе "Физкульт-дизайн" победителями стали коллективы детских садов № 2, 4, 44.
Расширяется сеть школ, использующих здоровьесберегающие технологии в учебном процессе, а также работающих над созданием условий здоровьесбережения (шк. № 1, 11, 15). Для реализации оздоровительной направленности физического воспитания, организации содержательного досуга обучающихся детско-юношеской школой олимпийского резерва проводится работа по проведению спартакиады учащихся города. Проводимая работа позволила повысить показатели физической готовности обучающихся на 25%.
С целью совершенствования социально-психологической поддержки участников образовательного процесса в городе развивается система комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей всех возрастов и категорий, а также организация психологической поддержки и всесторонней помощи родителям этих детей.
В настоящее время система специального (коррекционного) образования г. Серпухова представлена специальной коррекционной школой VIII вида, д/с № 26 компенсирующего вида, классами компенсирующего обучения в МОУ СОШ № 2, 9, логопедическими пунктами, логопедическими группами в дошкольных учреждениях.
С 2002 г. в городе функционирует ППМС - Центр "Шанс", созданный с целью обучения, адаптации детей и подростков от 3 до 18 лет.
Всего специальным (коррекционным) образованием в 2001-2005 гг. охвачено 566 детей и подростков.
В организацию обучения воспитанников с отклонениями в развитии внесены следующие изменения:
- предусмотрены вариативность и разноуровневость образования воспитанников в зависимости от их психического развития и индивидуальных особенностей и возможностей;
- увеличен срок обучения детей с задержкой в развитии до 10 лет.
Стратегическое направление коррекционного обучения - реабилитация, социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания в новых экономических условиях.
Расширяется сеть платных образовательных услуг, оказываемых муниципальными образовательными учреждениями сверх государственных образовательных стандартов: школы № 6, 7, 9, 17.
Осуществляется реализация образовательного мониторинга как механизма контроля за качеством образования на муниципальном уровне. Мониторинговые обследования проведены методистами Учебно-методического центра во всех школах города. Полученная информация направлена на решение вопросов улучшения качества общего образования, вопросов управления ОУ и внесение корректив в программы развития образовательных учреждений.
Единый государственный экзамен был проведен по восьми предметам, всего приняло участие в эксперименте по ЕГЭ 1242 человека.
Одним из требований сегодняшнего дня является переход к профильному обучению. Создание системы профориентационной работы проводится согласно запросу рынка труда, социальному заказу родителей. Профориентационная работа является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности, способной к профессиональному самоопределению. Учащиеся 9, 10, 11 классов, их родители систематически принимают активное участие в кампаниях "Абитуриент", "Ярмарка вакансий профессий". В городе функционировали профильные классы следующей направленности: оборонно-спортивный профиль (шк. № 1), естественно-математический профиль (шк. № 2). Также проводится углубленное изучение отдельных предметов: информатика (шк. № 2), физика (шк. № 9), математика (шк. № 7, 9). В условиях интеграции с дополнительным образованием функционируют следующие направления: кадетские классы (шк. № 9), класс "Спасатели" (шк. № 15), класс "Юные инспектора движения" (шк. № 11).
В программу общеобразовательных школ введен предмет краеведение. Обучение ведется по учебнику, созданному творческим коллективом учителей истории и географии города и местных краеведов.
С 2004/2005 учебного года в образовательных учреждениях введен факультативный курс "Основы православной культуры".
В последние годы приобрела достаточно системный характер работа с интеллектуально одаренными и высокомотивированными детьми. По решению городского методического совета в городе создается программа "Одаренные дети". Сопровождение одаренных детей начинается в дошкольных учреждениях и продолжается в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.
Школьники г. Серпухова принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах экономических и экологических проектов, международном конкурсе по математике "Кенгуру", Всероссийских конкурсах по русскому языку "Русский медвежонок" и истории "Золотое руно". В 2004/2005 учебном году в конкурсах приняло участие 7000 юных серпуховичей, из них 115 стали призерами и лауреатами.
Одним из направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются предметные олимпиады. Количество обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, представлено в таблице 1.
Таблица 1
-------------T-------------------------------------------------¬
¦Наименование¦Учебный год ¦
¦олимпиад +---------T---------T---------T---------T---------+
¦ ¦2000/2001¦2001/2002¦2002/2003¦2003/2004¦2004/2005¦
+------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Городские ¦ 1104¦ 1286¦ 1344¦ 1478¦ 1480¦
+------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Областные ¦ 52¦ 51¦ 55¦ 63¦ 44¦
L------------+---------+---------+---------+---------+----------
Для творчески и физически одаренных детей проводятся спортивные соревнования и творческие конкурсы.
В 2004/2005 учебном году на базе Учебно-методического центра создано структурное подразделение "Школа олимпийского резерва" по подготовке учащихся к городским и областным предметным олимпиадам, благодаря работе преподавателей этого подразделения улучшилась результативность участия в областных предметных олимпиадах, в 2004/2005 учебном году дипломы III степени получили 6 учащихся.
Практика воспитания следует гуманистическим принципам и традициям национальной культуры, основывается на отечественном опыте, воспитательных возможностях учебного процесса и разнообразной внеучебной деятельности детей, на использовании групповых, коллективных и массовых форм работы, предполагает развитие ученического самоуправления, детско-юношеских объединений самодеятельного типа.
В рамках туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество", на основании Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы" структурным подразделением администрации города Серпухова "Комитет по образованию" совместно с МОУ ДОД "Дом детства и юношества" и общественными организациями была разработана и успешно реализована городская межведомственная программа по патриотическому воспитанию на 2001-2005 годы "Наследники славы земли Серпуховской", которая в 2002 году вошла в Областную целевую программу "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы".
На протяжении 2002/2005 учебных годов был организован ежегодный городской смотр на лучшую организацию патриотического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях "Наследники славы земли Серпуховской". В 2004-2005 учебном году смотр явился завершающим этапом Программы и был посвящен подготовке и празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Программа движения "Отечество" и городская программа по патриотическому воспитанию "Наследники славы земли Серпуховской" способствовали осуществлению одной из важнейших задач образования - внедрению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу, с которой начинается его судьба, воспитанию в нем чувства любви к Родине, чувства причастности к героическому прошлому Отечества, чувства патриотизма.
В целях привлечения детских и юношеских творческих коллективов города Серпухова к активному участию в мероприятиях, посвященных подготовке и празднованию 60-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, повышения роли художественного творчества в воспитании учащихся, выявления и поддержки новых творческих коллективов и юных дарований с октября 2004 года по май 2005 года проводился городской фестиваль детского творчества "Равнение на победу". В рамках фестиваля проведены следующие конкурсы: городской фотоконкурс "Мы - внуки твои, Победа!", конкурс вокалистов "И помнит мир спасенный", конкурс художественного слова "Эхо войны", смотр-конкурс сюжетной хореографической постановки "На дорогах фронтовых", конкурс театральных коллективов "Поклонимся великим тем годам" и др.
Школьные музеи созданы в школах № 1, 3, 6, 7, 8, 10, 15, 16. Активисты школьных музеев ведут большую поисково-исследовательскую работу, выступают с ее результатами на краеведческих конференциях.
Поисковая работа учащихся дала и другие результаты - на стенах ряда школ появились памятные доски о присвоении им имен воинских соединений, защищавших Серпухов в годы Великой Отечественной войны.
Учащиеся кадетских классов - призеры городских, областных и всероссийских военно-спортивных игр "Орленок", "Защитник Отечества", участники международной акции "Памяти павших", проходившей в Болгарии.
В областном конкурсе "Защитники Отечества" 25 апреля 2005 года приняли участие команды кадетов школ № 1, 9. Победителями стала команда кадетов школы № 1, третье место заняли кадеты школы № 9. Команда кадетов школы № 1 в июле 2005 года стала лауреатом по отдельным видам во всероссийской военно-спортивной спартакиаде школьников.
В рамках месячника учащимися города совершено 11 походов по местам боевой славы, посвященных 60-летию Победы (деревни Дракино, Кременки, Станки и т.д.). Проведены трудовые десанты по благоустройству закрепленных за школами мест захоронения воинов и памятников воинам Великой Отечественной войны. Всего в трудовой акции приняло участие 805 учащихся школ города.
В 2004/2005 учебном году в рамках городской программы по патриотическому воспитанию при поддержке Серпуховского военного комиссариата получила второе рождение военно-спортивная игра на местности "Зарница", которая теперь стала называться "Семеро смелых". В ней приняли участие юнармейские отряды из всех общеобразовательных учреждений города.
Ежегодно проводится городской смотр-конкурс патриотических объединений и юнармейских отрядов "Сыны Отечества" в соответствии с городской программой по патриотическому воспитанию учащихся "Наследники славы земли Серпуховской".
В дошкольных учреждениях города на протяжении последних пяти лет вело работу методическое объединение по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста". На традиционной апрельской неделе творческих идей детские сады № 5, 6, 30 делятся с коллегами опытом работы по ознакомлению детей с основами народной культуры, традициями родного города. Во всех ДОУ приобретено полное методическое обеспечение по ознакомлению детей с символикой государства, в 2005 году проведен семинар на базе д/с № 10 "Сохраним и приумножим: патриотическое воспитание в детском саду как система освоения, наследования традиций отечественной культуры".
Решая задачи формирования основ экологической культуры, уже на протяжении нескольких лет в детских садах функционируют зимние сады, комнаты природы.
Опыт работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях города был представлен Комитетом по образованию на семинаре для членов ассоциации "Центрально-Черноземная". Представленный опыт работы получил высокую оценку участников семинара и был рекомендован для распространения в области.
В рамках обмена опытом между образовательными учреждениями различных регионов Московской области МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5" представила программу развития по теме "Школа культурологического направления". Данная программа развития была утверждена на уровне представителей юго-западного региона Московской области и руководителей образовательных учреждений города. Направленность такой школы предполагает овладение учащимися в процессе образовательной деятельности достижениями мировой культуры, системой культурных ценностей для гармоничного развития человека.
Во многих микрорайонах города с целью укрепления и развития культурных традиций и объединения жителей, возрождения семейных праздников силами детских садов и школ проведены праздники под девизом "Встречая малую Масленку", в городском празднике "Широкая Масленица" приняли участие учащиеся образовательных школ города.
С целью стимуляции творческой активности учащихся, поиска и поддержки талантливых школьников в системе дополнительного образования и привлечения широких слоев общественности к художественно-эстетическому воспитанию и развитию школьников в г. Серпухове ежегодно проходит городской фестиваль детского и юношеского творчества "Здравствуй, мир!".
Всего в конкурсах фестиваля приняли участие 1203 учащихся образовательных учреждений города.
Формируя гражданскую позицию, прививая любовь к родному городу, Комитет по образованию совместно с образовательными учреждениями принимает активное участие в реализации городской программы развития под девизом "Объединение, возрождение, созидание".
В городской системе дополнительного образования детей организована работа следующих учреждений:
- Дом детства и юношества; Дом детского и юношеского технического творчества; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; Дворец творчества детей и молодежи; Молодежный центр "Порт"; Молодежный досуговый центр "Юность" (включающий 7 подростковых клубов); детская музыкальная школа № 1; детская музыкальная школа № 3; школа искусств "Синтез"; детская художественная школа; детско-юношеская спортивная школа "Ласточка".
Также занятия кружков и секций с детьми города организованы на базе ДК "Исток", "Родина", "Текстильщик", "Россия", "РАТЕП", Дворца спорта "Олимп" (при ОАО "РАТЕП"), СКК "Тайфун", стадионов "Труд", "Старт", общеобразовательных школ. Спектр услуг дополнительного образования детей, предоставляемых в городе, очень широк и разнообразен.
В настоящий момент в образовательных учреждениях, находящихся в ведомстве Комитета по образованию, работает 417 групп дополнительного образования, в них занято 5855 детей.
5 авторских программ дополнительного образования были отправлены на областной конкурс авторских программ. Всего за период с января 2001 г. по декабрь 2005 г. проведено 280 городских культурно-массовых, спортивных, оборонно-массовых мероприятий.
Организация летнего отдыха осуществлялась по следующим направлениям:
1. Организация отдыха учащихся школ при образовательных учреждениях.
2. Организация работы по месту жительства в летний период.
3. Организация отдыха отдельных категорий детей:
- детей, нуждающихся в особой заботе государства (опекаемые);
- детей интеллектуально и творчески одаренных;
- детей работников образовательных учреждений.
В рамках проекта поддержки и развития одаренных детей Московской области "Планета будущего" по направлению "Профильные смены для детей, одаренных в области наук и искусств" Комитету образования выделено значительное количество путевок (150 шт.) для интеллектуально и творчески успешных детей на Черноморское побережье.
Охрана прав детства предусматривает обеспечение государственных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с планом Комитета по образованию реализуются следующие мероприятия:
1. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 11 чел.
2. Выплата ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 186 чел.
3. Организация летнего оздоровительного отдыха - 80 чел.
4. Обеспечение благоприятных условий для детей: развиты семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья). Из 102 выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, передано под опеку в семьи 37 человек и 13 детей усыновлено.
Дальнейшее совершенствование городского образования в значительной степени зависит от профессионального уровня педагогов, от качества их подготовки и совершенствования механизма прогнозирования потребностей в педагогических кадрах.
В системе образования города работают 1476 педагогов, в том числе 930 имеют высшее образование. Кадровые потребности удовлетворены на 99%. Число педагогов с высшим образованием составляет 82%, звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" имеют 3 человека, "Отличник народного образования" - 56 человек, соискателей ученой степени - 9 человек, высшая категория присвоена 201 педагогическому работнику.
Серьезной кадровой проблемой является старение педагогического состава учреждений. Учителя предпенсионного и пенсионного возраста составляют 45%, воспитатели дошкольных учреждений - 75%, 52% учителей начальной школы не имеют высшего педагогического образования.
В области кадровой политики стоит задача качественного обновления концепции подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров, закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях.
По инициативе Московского областного педагогического колледжа и Комитета по образованию при поддержке Министерства образования Московской области открыт бесплатный факультет дошкольного воспитания для работающих сотрудников МДОУ, на котором в настоящее время на договорной основе успешно обучается 45 студентов.
Учебно-методический центр имеет договоры на проведение курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Педагогической академией последипломного образования Московской области, Федерацией Интернет-образования, Серпуховским военным институтом ракетных войск стратегического назначения, Московским областным педагогическим колледжем, Центрами "Мир образования" и "Педагогический поиск".
За 2001-2005 гг. прошли курсы повышения квалификации 2180 педагогов и 65 руководителей образовательных учреждений.
Таблица 2
------------T----------T----------T-------------¬
¦Учебный год¦Количество¦Количество¦Количество ¦
¦ ¦курсов при¦обучаемых ¦обучаемых ¦
¦ ¦УМЦ ¦педагогов ¦руководителей¦
+-----------+----------+----------+-------------+
¦2001/2002 ¦ 12¦ 462¦ - ¦
+-----------+----------+----------+-------------+
¦2002/2003 ¦ 15¦ 395¦ - ¦
+-----------+----------+----------+-------------+
¦2003/2004 ¦ 16¦ 400¦ 30¦
+-----------+----------+----------+-------------+
¦2004/2005 ¦ 18¦ 423¦ 29¦
+-----------+----------+----------+-------------+
¦2005/2006 ¦ 20¦ 500¦ 6¦
L-----------+----------+----------+--------------
Для повышения квалификации молодых специалистов и повышения мотивации к педагогическому труду при Учебно-методическом центре города функционирует клуб "Пеликаша". В результате за 5 лет его существования 2 человека поступили в аспирантуру, 2 учителя имеют печатные работы, 2 педагога представляли свои методические разработки на городской конкурс.
Материально-техническая база - необходимое условие функционирования системы образования и всех ее звеньев.
За период реализации городской программы развития капитальным ремонтом было охвачено 23 образовательных учреждения. Полный капитальный ремонт корпуса сделан в школе № 1, детских садах № 3, 31. Комплексный капитальный ремонт проводился поэтапно в школах № 4, 17, гимназии № 1, д/с № 27.
В 13 учебных заведениях отремонтированы спортивные блоки на сумму 16572 тыс. руб. Проведен капитальный ремонт спортивных залов и вспомогательных помещений.
Приобретен спортивный инвентарь на сумму 176460 рублей. Во дворах школ № 13, 16 оборудованы современные спортивные площадки.
Все образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой, имеют свои локальные сети. Три ОУ имеют выход в Интернет. Обеспеченность компьютерами в 2004/2005 учебном году составляла 98% от нормы (нормативная потребность: 1 компьютер на 80 обучающихся).
Педагоги постоянно повышают свою квалификацию в сфере применения средств ИКТ в учебном процессе. В связи с этим 36 педагогов закончили курсы "Интернет-образование", в том числе на базе УМЦ 21 чел. получил удостоверения.
В рамках обеспечения реализации базового уровня образования за 5 лет было приобретено 68253 учебника за счет средств областного и городского бюджетов (на сумму 3420,634 тыс. руб.).
Показатели обеспеченности учебниками учащихся школ составили: начальная школа - 100%; основная школа - 73%; старшая школа - 70%.
В связи с изменением государственных программ по литературе необходимо пополнить фонд школьных библиотек художественной литературой.
Библиотеки школ города становятся информационными центрами. В них имеются компьютеры, электронные учебники. Однако по-прежнему существует дефицит справочной литературы для учащихся, учебно-методической литературы - для педагогов.
II.2. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации
Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах в рамках реализации программы развития образования, в городе Серпухове были созданы условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий и создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии города. Вместе с тем в городской системе образования существует ряд проблем, требующих разрешения.
Проблемы дошкольного воспитания:
- превышение наполняемости групп;
- недостаточно развита система вариативного образования детей дошкольного возраста, обеспечивающая равные стартовые возможности для последующего обучения их в начальной школе;
- пассивность управленческого и педагогического персонала отдельных учреждений по внедрению инновационных программ и технологий;
- недостаточное методическое обеспечение инновационных программ и технологий;
- низкая мотивационная готовность к обучению в высших учебных заведениях педагогов старше 30 лет;
- недоукомплектованность учреждений медицинскими кадрами;
- недостаточное количество современной компьютерной техники в учреждениях;
- низкий уровень участия родителей в управлении учреждением.
Проблемы общего образования:
- отсутствие четких механизмов мониторинга по изучению потребностей разных социальных заказчиков;
- система образования не учитывает в полной мере потребности социальных заказчиков;
- недостаточный уровень охвата учебных заведений предпрофильной и профильной подготовкой;
- недостаточный уровень вовлеченности семьи и общественности в работу образовательного учреждения;
- материально-техническая и учебно-методическая базы в большинстве ОУ физически и морально устарели, что отрицательно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса;
- недостаточный уровень методического сопровождения инновационных процессов;
- недостаточное владение педагогами средствами информационно-коммуникационных технологий;
- отсутствие единой информационной образовательной среды;
- недостаточно распространены здоровьесберегающие технологии в ОУ.
Проблемы коррекционного обучения:
- остро стоит вопрос создания условий для образования детей-инвалидов и детей с недостатками и нарушениями в развитии;
- необходимо решить вопрос совершенствования городской психолого-педагогической службы.
Основные проблемы дополнительного образования и воспитания учащихся:
- отсутствие единой межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей;
- остаточный принцип финансирования и материально-технического обеспечения учреждений дополнительного образования детей;
- недостаточное формирование у учащихся способности к осознанному выбору здорового образа жизни, социальной активности;
- дефицит педагогических кадров;
- отсутствие единой информационной сети в системе управления дополнительным образованием детей.
Основные проблемы профессионального образования:
- отсутствие прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах для местного рынка труда;
- однобокость в подготовке специалистов - в большинстве вузов ведется обучение по специальностям: юриспруденция, экономика и менеджмент, тогда как острый дефицит в работниках технических, строительных специальностей.
Таким образом, в условиях динамичного социально-экономического развития городского пространства достигнутые результаты в образовании уже не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества, рынка труда в социальных заказчиков, не полностью решают задачи по вкладу образования и социально-экономическое и социокультурное развитие города.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. Данные проблемы осложняются несовершенством механизмов формирования, формулирования и предъявления образованию социального заказа общества.
Недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование его ценностных ориентаций, мотивацию к здоровому образу жизни.
Сложный характер перечисленных выше проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят городскую систему образования перед необходимостью формирования и реализации городской целевой программы развития образования нового поколения, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями.
Программа является основным механизмом реализации городской политики в сфере образования и формирования системы образования как единого образовательного комплекса и определяет стратегию и основные направления развития системы образования на 2007-2010 годы.
Принимая во внимание создание в 2006 году Управления опеки и попечительства, в Программе не отражены вопросы, решаемые данным Управлением.
Реализация Программы позволит объединить усилия субъектов образования и необходимые ресурсы вокруг достижения главных целей развития образования и получения конкретных результатов, что поможет обеспечить новый уровень качества самого образования, масштаб производимых им социальных и образовательных эффектов.
III. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Для обеспечения необходимого качества образовательных услуг и образовательных результатов на всех уровнях система образования должна обладать следующими качественными характеристиками:
- быть гибкой, мобильной и открытой, адекватно реагировать на изменение экономической ситуации в регионе, запросов государства и образовательных потребностей населения;
- быть эффективной, оптимально использовать образовательные ресурсы;
- иметь достаточный для удовлетворения образовательных потребностей населения ассортимент образовательных программ;
- иметь эффективную систему управления на всех уровнях;
- иметь эффективные связи с социальными партнерами.
Исходя из современного понимания роли образования как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности города и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, анализа состояния системы образования и задач, определенных Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, приоритетными направлениями городской образовательной политики на ближайшие 4 года и целью Программы является: обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения и рынка труда города Серпухова в качественном образовании путем совершенствования содержания и технологий образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
- создание оптимальной городской единой образовательной системы;
- расширение сети использования здоровьесберегающих технологий в городской системе образования;
- обеспечение инновационного и научно-исследовательского характера развития сферы образования, ее включения в национальную инновационную систему;
- повышение качества ресурсного обеспечения муниципальной системы образования.
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
1. Создание оптимальной городской единой образовательной системы:
Решение стратегической задачи создания оптимальной городской единой образовательной системы обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
1.1. Мониторинг по изучению потребностей разных социальных заказчиков и возможностей ОУ для выбора приоритетов дальнейшего развития.
1.2. Создание системы вариативного образования детей дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
1.3. Введение профильного обучения, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории.
1.4. Совершенствование процесса обучения и профессиональной подготовки воспитанников специальных коррекционных классов и коррекционной школы.
1.5. Создание условий для поддержки и развития одаренных детей.
1.6. Обеспечение интеграции системы общего образования с дополнительным образованием, расширение возможностей дополнительного образования детей.
1.7. Развитие системы воспитания в образовательных учреждениях города.
1.8. Разработка и внедрение методики рейтинговой оценки ОУ и педагогических работников.
1.9. Становление и развитие профессионального мастерства педагогов.
1.10. Создание единой информационной образовательной среды.
2. Расширение сети использования здоровьесберегающих технологий в городской системе образования.
Решение стратегической задачи расширения сети использования здоровьесберегающих технологий в городской системе образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
2.1. Мониторинг состояния здоровья воспитанников ОУ.
2.2. Совершенствование системы работы ОУ, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни.
2.3. Обеспечение ОУ качественными продуктами питания в соответствии с требованиями натуральных норм.
2.4. Обеспечение развития медико-психологического направления.
2.5. Создание условий для оптимального оздоровительного двигательного режима.
2.6. Обмен опытом по внедрению здоровьесберегающих технологий в рамках международного сотрудничества.
3. Обеспечение инновационного и научно-исследовательского характера развития сферы образования и ее включения в национальную инновационную систему.
Решение данной стратегической задачи достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
3.1. Реализация приоритетных направлений национального проекта "Образование".
3.2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
3.3. Завершение эксперимента по проведению единого государственного экзамена.
3.4. Организация и функционирование экспериментальных площадок городского, областного и федерального уровня.
3.5. Организация и проведение научно-исследовательских работ в области образования.
3.6. Организация и проведение ежегодной научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании, науке и производстве".
3.7. Создание городского научного общества учащихся и проведение научно-практических конференций.
4. Повышение качества ресурсного обеспечения муниципальной системы образования.
4.1. Решение данной стратегической задачи достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
4.2. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений города.
4.3. Развитие школьной библиотечной системы и медиатек.
4.4. Обеспечение безопасных условий для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Реализация этих задач в значительной степени обеспечит развитие городской системы образования и решение имеющихся проблем.
Этапы реализации Программы развития:
I этап (2007 г.) - на данном этапе предусмотрены работы по созданию условий построения оптимальной городской единой образовательной системы.
II этап (2008-2009 гг.) - модернизация материальной инфраструктуры образования, осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы.
III этап (2010 год) - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
IV. Ожидаемые социально-экономические результаты
от реализации настоящей Программы
Повышение качества образовательных услуг, предоставляемых жителям г. Серпухова.
Обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего образования.
Увеличение численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах.
Адаптация системы образования к потребностям рынка труда.
Создание единого образовательного пространства с использованием информационно-коммуникационных технологий в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений для совершенствования мобильного информационного обмена и управленческих технологий.
Внедрение инновационно-активных научно-образовательных комплексов в городскую систему образования.
Расширение сети использования здоровьесберегающих технологий.
Совершенствование процесса трудовой и профессиональной подготовки воспитанников специальных коррекционных классов и коррекционной школы.
Снижение вероятности и масштабов безнадзорности и других асоциальных явлений.
Создание городской системы оценки качества образования как элемента областной системы оценки качества образования.
Повышение уровня педагогического мастерства учителей и воспитателей города Серпухова.
Улучшение кадрового обеспечения системы образования.
Создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей.
Повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных внебюджетных средств, в том числе за счет предоставляемых платных образовательных услуг.
Обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования города Серпухова.
Обеспечение участия общественных институтов в деятельности образовательных учреждений.
За период реализации Программы с 2007 года по 2010 год планируется достижение следующих показателей:
Увеличение удельного веса количества муниципальных образовательных учреждений, вовлеченных в решение задач массового образования детей старшего дошкольного возраста, с 80% до 100%.
Снижение показателей заболеваемости детей, посещающих ДОУ, в среднем на 1% за год.
Увеличение количества средних образовательных учреждений, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе, с 15% до 60%.
Увеличение количества средних образовательных учреждений, вовлеченных в решение задач введения предпрофильного обучения в 9 классах, с 15% до 60%.
Увеличение количества муниципальных образовательных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене, до 100%.
Увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах (процент от общего количества учащихся 8-11 классов):
- на школьном уровне - с 20% до 60%;
- муниципальном уровне - с 15% до 22%;
- областном уровне - с 2,7% до 3,0%.
Увеличение удельного веса численности детей, охваченных системной внеучебной деятельностью в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, за счет реализации современных программ и форм воспитания и дополнительного образования с 60% до 80%.
Увеличение удельного веса численности обучающихся общеобразовательных учреждений, охваченных учреждениями дополнительного образования детей с 45% до 50% (от общего количества обучающихся с 1 по 11 классы).
Увеличение удельного веса численности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, имеющих первую и высшую квалификационную категорию.
Увеличение удельного веса численности педагогического персонала, ежегодно проходящего повышение квалификации и профессиональную переподготовку, в общей численности занятых в системе образования с 13% до 20%.
Увеличение удельного веса количества образовательных учреждений, участвующих в инновационных образовательных проектах на областном и федеральном уровнях, с 33% до 50%.
Увеличение удельного веса численности обучающихся, получивших услуги службы социальной и психолого-педагогической поддержки, до 35%.
Расширение возможности получения образования для учащихся с ограниченными возможностями.
Увеличение объема платных образовательных услуг населению на 40%.
Увеличение удельного веса количества общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении, до 20%.
Увеличение удельного веса количества учреждений образования, имеющих доступ к сети Интернет, до 25%.
V. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляют администрация города Серпухова, Совет депутатов, Общественный совет по образованию при главе города с целью своевременной координации действий исполнителей Программы.
Заказчик Программы (СПА г. Серпухова "Комитет по образованию"):
- организует выполнение Программы, разработку и утверждение подпрограмм, общую координацию работ;
- осуществляет экспертизу проектов, включаемых в Программу, готовит предложения по изменению, уточнению проектов и приоритетов в ходе реализации Программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- готовит отчет о ходе реализации Программы для ежегодной педагогической конференции;
- разрабатывает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий и затрат на очередной финансовый год, а также механизмы реализации Программы;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения программных мероприятий;
- осуществляет координацию деятельности образовательных учреждений по подготовке и реализации программных мероприятий, а также анализ рационального использования средств федерального, областного, местного бюджета и привлеченных средств;
- организует заслушивание отчетов директоров образовательных учреждений на Совете руководителей по реализации программных мероприятий;
- организует и проводит ежегодные научно-практические конференции для определения стратегии, построения концепции дальнейшего развития.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|