Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.01.2008 по делу № А11-157/2007-К2-18/47
Действия ответчика по отношению рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта признаны не соответствующими Земельному кодексу РФ и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ст. 31 Земельного кодекса РФ не предусматривает многократного рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2008 г. по делу № А11-157/2007-К2-18/47

Резолютивная часть решения объявлена - 21.01.2008
Решение в полном объеме изготовлено - 28.01.2008
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
судьи Кульпиной М.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кульпиной М.В.
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Александровская слобода" о признании незаконными действий комитета по управлению муниципальным имуществом Александровского района, выраженных в письме от 03.10.2006 № 2383,
при участии
от заявителя Денисова Д.Н. - по доверенности от 12.02.2007 (на 1 год),
от заинтересованного лица Гусева П.В. - по доверенности от 19.04.2007 № 1473 (на 3 года),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Александровская слобода" (далее - ООО "ТК "Александровская слобода", Общество) обратилось с требованием, уточненным в заявлении от 15.01.2008 о признании незаконными действий комитета по управлению муниципальным имуществом Александровского района (далее - Комитет), по отложению рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта (пристройки к нежилому помещению, расположенному по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Свердлова, д. 39), выраженных письмом от 03.10.2006 № 2383.
В обоснование своего требования заявитель указал, что это решение не соответствует статьям 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4.8 Временного положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности на территории округа Александров от 18.03.2003.
При этом заявитель указал, что в оспариваемом письме заинтересованное лицо, приняло решение об отложении рассмотрения вопроса о размещении пристройки, несмотря на то, что норма статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит положения о возможности отложения рассмотрения вопроса о согласовании размещения объекта.
Заявитель указал, что заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта рассматривается уполномоченным органом один раз; что по его результатам выносится решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Поэтому, по мнению заявителя, заинтересованное лицо, повторно передав уже ранее рассмотренное заявление от 03.07.2006 с материалами в комиссию по выбору земельных участков, нарушило указанные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Временного положения о порядке предоставления (изъятия) гражданам или юридическим лицам земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности на территории округа Александров.
Комитет требование заявителя не признал, указав, что в соответствии с пунктом 2.8 Положения о комиссии по рассмотрению заявок на предоставление земельных участков "Принятое комиссией положительное решение, по каждой заявке на предоставление земельных участков, является основанием для дальнейшего решения вопроса предоставления земельного участка а не основанием предоставления земельного участка.
Кроме того Комитет указал, что нежилое помещение офиса общества с ограниченной ответственностью "ТК "Александровская слобода", к которому заявитель желает возвести пристройку, является частью первого этажа жилого помещения общежития, в котором проживает около 1 тысячи человек, что земельный участок общей площадью 300 кв. м, на котором заявитель хотел бы возвести пристройку к нежилому помещению, является частью придомовой территории общежития, и, что предоставление земельного участка за счет придомовой территории общежития под иные нужды в еще большей степени ущемит интересы проживающих в общежитии граждан и будет противоречить требованиям СанПиН 42-121-4719-88.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
03.07.2006 ООО "ТК "Александровская слобода" обратилось в Комитет с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта - пристройки к нежилому помещению, расположенному по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Свердлова, д. 39.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявок на предоставление земельных участков от 04.09.2006 № 30 следует, что вопрос о выделении земельного участка площадью 300 кв. метров Обществу под строительство офисного здания в г. Александрове по ул. Свердлова, д. 39 разрешен положительно при отсутствии возражений членов комиссии. На отдел земельных отношений возложена обязанность подготовить представление в Совет народных депутатов.
Вместе с тем 25.09.2006 ООО "ТК "Александровская слобода" было вынуждено обратиться к заинтересованному лицу с жалобой на длительное неразрешение по существу его заявления от 03.07.2006 при наличии положительного решения комиссии по рассмотрению заявок на представление земельных участков.
03.10.2006 Комитет письмом № 2383 сообщил ООО "ТК "Александровская слобода" о том, что заявление Общества о предоставлении земельного участка рассмотрено повторно на комиссии и принято решение отложить разрешение вопроса строительства пристройки в связи с тем, что сейчас в администрации решается вопрос о приватизации жилых помещений в данном общежитии и дому будет присвоен статус жилого. При этом Обществу предлагалось подобрать другие варианты места размещения строительства здания для ООО "ТК "Александровская слобода".
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Как следует из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является, в частности, включение этих земельных участков согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" в состав земель населенных пунктов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, согласно пункту 1 которых земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления до разграничения государственной собственности на землю вправе распоряжаться земельными участками, входящими в состав земель населенных пунктов.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства, находящихся в муниципальной собственности, установлены положениями статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В частности, пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены условия предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в том числе выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании пунктов 6, 8, 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок после утверждения акта о выборе земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Исходя из названных норм права принятие решения о предоставлении земельного участка либо отказ в размещении объекта относится к компетенции Администрации.
Решением Совета народных депутатов округа Александров Владимирской области от 18.03.2003 № 49 утверждено Временное положение о порядке предоставления (изъятия) гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности на территории округа Александров (далее - Положение).
Из содержания данного Положения следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства в черте г. Александрова, обращается в Комитет с заявлением на имя главы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. На Комитет возложена обязанность по организации надлежащего рассмотрения заявлений с привлечением соответствующих служб и организаций и последующей передаче материалов в комиссию по рассмотрению заявок на предоставление земельных участков, формируемую главой администрации и возглавляемую заместителем главы (далее - Комитет). Именно Комитет готовит проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта или отказе в нем и передает на утверждение главе органа местного самоуправления, направляет заявителю копию постановления о предварительном размещении объекта либо уведомление об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в случае отрицательного разрешения вопроса о предоставлении земельного участка.
Ни статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации ни пункт 4.4 вышеназванного Положения не предусматривает многократного рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что обжалуемые действия Комитета по отложению вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта, выраженные в письме от 03.10.2006 № 2383, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать, что уточненное требование заявителя подлежит удовлетворению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с комитета по управлению муниципальным имуществом Александровского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Александровская слобода" подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать несоответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и незаконными действия комитета по управлению муниципальным имуществом Александровского района по отложению рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта общества с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Александровская слобода" (пристройки к помещению по ул. Свердлова, дом 39 в г. Александрове), выраженные письмом от 03.10.2006 № 2383. Обязать КУМИ Александровского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом Александровского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Александровская слобода" расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир, ул. Березина, дом 4) в течении месяца со дня его принятия.

Судья
М.В.КУЛЬПИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru