Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


<РАЗЪЯСНЕНИЯ> УФНС РФ по Иркутской области
"ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В 2008 ГОДУ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ваши налоги", № 1, 2008






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В 2008 ГОДУ ПОРЯДКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Следует отметить, что наиболее значительные изменения налогового законодательства по вопросам общего порядка представления организациями и физическими лицами в налоговые органы налоговой и бухгалтерской отчетности (статьи 80 и 81 НК РФ), произошедшие в последние пять лет, в основном, ориентированы на расширение практики представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Не стал исключением и 2008 год.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ с 1 января 2008 года отчетность в электронном виде обязаны представлять все налогоплательщики, чей штат составляет 100 человек и выше. В прошлом году это должны были делать только налогоплательщики со среднесписочной численностью работников более 250 человек. С момента принятия Закона налоговые органы региона организовали информационно-разъяснительную кампанию в связи с переходом на новую систему отчетности: проводили личные встречи с налогоплательщиками, направляли им информационные письма, распространяли листовки, размещали информацию в СМИ.
По данным на 1 января 2008 года, опережая требования законодательства, в электронном виде уже отчитывалось 959 (88%) из 1085 состоящих на учете налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников более 100 человек. Еще 91 налогоплательщик из этой категории заключил договоры со спецоператорами на передачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи. 10 налогоплательщиков (или 8% от не представляющих отчетность по ТКС) находятся в стадии ликвидации и только 25 не предприняли мер по подключению к системе ЭОКС (электронной отчетности по каналам связи) в силу объективных причин: в отдаленных населенных пунктах, где они находятся, нет технической возможности подключения к Интернету.
В настоящее время по данной причине не имеют возможности отчитываться в электронном виде около 1,3 тысячи юридических и 1,6 тысячи физических лиц, что в целом составляет 4% от состоящих на учете и представляющих налоговую отчетность налогоплательщиков. Однако количество нетелефонизированных территорий в Иркутской области год от года сокращается.
Наибольшее количество налогоплательщиков с численностью более 100 человек состоит на учете в налоговых органах г. Иркутска - 365, из них 349 (96%) сдают отчетность по ТКС.
Для обеспечения контроля за исполнением обязанности по представлению отчетности в электронном виде законодатели внесли еще одно изменение в Налоговый кодекс. Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ все налогоплательщики (независимо от численности работающих) обязаны ежегодно, не позднее 20 января, представлять в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. В случае создания или реорганизации организации такие сведения представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за датой создания (реорганизации). Сведения представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@.
В 2008 году 20 января приходится на выходной, поэтому все организации и индивидуальные предприниматели должны были сдать данные сведения не позднее 21 января. Отчитывающиеся в электронном виде - представить их по ТКС (форматы утверждены Приказом ФНС России от 10.07.2007 № ММ-3-13/421@).
Налоговые органы региона разъясняют преимущества сдачи отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и агитируют за внедрение системы ЭОКС всех состоящих на учете и отчитывающихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время 9563 организации региона (28,1% от общего количества представляющих отчетность) и 2800 индивидуальных предпринимателей (8,6%) сдают отчетность в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи. По сравнению с прошлым годом количество юридических лиц, пользующихся системой ЭОКС, возросло более чем в 2 раза, а индивидуальных предпринимателей - почти в 12 раз. По телекоммуникационным каналам сдают отчетность все организации, состоящие на учете в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщиками по Иркутской области. В МИ ФНС России № 6 (г. Тулун и Тулунский район) таких - 37,6%, в МИ ФНС России № 10 (г. Черемхово и Черемховский район) - 35,1%, в МИ ФНС России № 8 (г. Усолье-Сибирское и Усольский район) - 29,4%. Среди индивидуальных предпринимателей лидируют налогоплательщики г. Зимы и Зиминского района: здесь по ТКС отчетность в МИ ФНС России № 2 сдают 337 предпринимателей, или 31,4% от представляющих отчетность.
Не секрет, что часто налогоплательщики жалуются на сложность сдачи отчетности, очереди в налоговых инспекциях. Налоговые же инспекторы, в свою очередь, сетуют на то, что много времени тратят на проверку правильности заполнения реквизитов деклараций, их регистрацию, на перенос информации из бумажных документов в компьютер. А ведь способ свести к минимуму взаимные претензии прост. Проблемы решает переход на отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Преимущества такого вида отчетности трудно переоценить. Прежде всего, бесконтактный способ общения с налоговым инспектором позволяет значительно экономить время, ранее затрачиваемое на ожидание в очереди. Кроме того, это возможность сдавать отчетность в течение 24 часов в сутки, полная осведомленность налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом. Можно без ограничений передавать в электронном виде исправленные и уточненные расчеты. В настоящее время реализован проект "Информационное обслуживание налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет", основной задачей которого является представление по ТКС налогоплательщикам справок о состоянии расчетов с бюджетом; выписок из карточек расчетов с бюджетом по конкретному КБК; актов сверки расчетов по налогам, сборам и взносам; по запросу налогоплательщика - перечня бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной им в определенный отчетный год; прием от налогоплательщика согласованного акта сверки.
В ближайшее время для налогоплательщиков, представляющих налоговые декларации (расчеты) в электронном виде по ТКС, будет реализована возможность доступа к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, т.е. открыт доступ в режиме "online" (реального времени) для просмотра своих лицевых счетов. Кроме того, участникам системы ЭОКС налоговики рассылают открытые документы, которые, как правило, вывешиваются на доске объявлений инспекции (документы об изменении платежных реквизитов и примеры их заполнения, инструктивные письма, объявления об изменении режима работы инспекции и т.д.). Разумеется, вся информация между налогоплательщиком и инспекцией передается в зашифрованном виде, что исключает любую возможность нарушения налоговой тайны. Поэтому затраты на установку и обслуживание необходимого программного обеспечения в конечном итоге все равно оправдываются.
В последнее время в целях сокращения затрат на передачу отчетности в электронном виде налогоплательщики региона, особенно индивидуальные предприниматели, активно стали пользоваться услугами фирм - уполномоченных представителей, имеющих свою электронно-цифровую подпись и возможность передавать информацию по ТКС. Представление отчетности осуществляется на основании доверенности, выдаваемой налогоплательщиком уполномоченному представителю (доверенность физического лица должна быть заверена нотариусом). На территории Иркутской области действуют 144 уполномоченных представителя. По сравнению с началом 2007 года их количество возросло более чем в 2 раза. С их помощью отчетность в электронном виде представляют 2,2 тысячи юридических лиц и 2,1 тысячи физических лиц, или почти треть всех налогоплательщиков, применяющих систему ЭОКС.
Отчетность в электронном виде представляется через специализированных операторов связи, которые осуществляют подключение к системе ЭОКС, обеспечивают налогоплательщика специальными программными комплексами, необходимыми для формирования и отправки отчетности, средствами криптографической защиты информации и ключами средств криптографической защиты.
Со второго полугодия 2007 года Главный научно-исследовательский центр налоговой службы разработал новую систему сдачи отчетности в электронном виде - программный комплекс "ГНИВЦ ПРИЕМ Регион" (далее - ГПР). У налогоплательщиков теперь появилась возможность отсылать отчеты в инспекции напрямую, минуя спецоператоров. Этот способ представления отчетности наиболее привлекателен для организаций, располагающих секретной информацией, и позволяет исключить наличие (хотя и зашифрованных) данных у третьего лица. Отличительная особенность ГПР, прежде всего, в том, что ее организатором и координатором является Федеральная налоговая служба. Данная система создана ФНС России с целью построения единого информационного пространства и стандартизированного электронного документооборота по всей России. Работа в системе строится на основе положений Временного регламента, который утвержден Приказом ФНС России от 12.12.2006 NСАЭ-3-13/848 (далее - Регламент), и определяет порядок подключения пользователей к системе; порядок обмена информацией между участниками обмена; порядок организации защиты информации в системе.
Для использования ПК ГПР необходимо представить в налоговую инспекцию по месту регистрации заявление (форма приведена в Приложении 1 к Регламенту) и заявку (форма приведена в Приложении 2 к Регламенту), в которой отражаются данные сотрудников фирмы, имеющих право на электронную цифровую подпись (ЭЦП). Инспекция заверяет заявку своей печатью.
С заверенной заявкой необходимо обратиться в доверенный удостоверяющий центр (далее - УЦ). Для обеспечения юридически значимого документооборота в системе ФНС России развернула сеть УЦ, которые выдают сертификаты и осуществляют регистрацию в системе. Приказом ФНС России от 13.06.2006 № САЭ-3-27/346@ утверждено Положение о сети доверенных удостоверяющих центров.
На данный момент ФНС России аккредитовано пять удостоверяющих центров - в Санкт-Петербурге, Кемерово, Смоленске, Твери и Казани. Для налогоплательщиков Сибирского федерального округа такой центр действует в г. Кемерово. Информацию о приобретении, установке и порядке использования ГПР можно получить на сайте ФГУП "ГНИВЦ ФНС России" (www. sfo.gnivc.ru).
Более подробную информацию о подключении к системе сдачи отчетности в электронном виде можно узнать в налоговой инспекции по месту регистрации, на сайте Управления ФНС России по Иркутской области (www.r38.nalog.ru), а также в отделе работы с налогоплательщиками Управления - тел.: (3952) 33-53-72.
С 1 января 2008 года кардинальные изменения внесены в порядок представления отчетности крупнейшими налогоплательщиками (пункт 3 статьи 80 НК РФ). Это небольшая по численности, но крайне значимая для бюджета категория. Данные налогоплательщики обязаны теперь сдавать отчетность только в электронном виде независимо от среднесписочной численности, а также представлять все без исключения налоговые декларации в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Таким образом, в текущем году декларации по таким налогам, как налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др., которые ранее представлялись по месту нахождения объекта налогообложения, крупнейшие налогоплательщики Иркутской области будут сдавать по ТКС в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области. Дальнейший обмен с территориальными инспекциями документами представленной ими налоговой отчетности будет производиться непосредственно инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам. Порядок их приема и обработки утвержден Приказом ФНС России от 29.12.2007 № ММ-3-13/708@.

Заместитель руководителя
УФНС России по Иркутской обл.
С.ТИМОШКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru