Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


<РАЗЪЯСНЕНИЯ> УФНС РФ по Иркутской области
"ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ваши налоги", № 1, 2008






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Налоговый период
Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ предусмотрено изменение налогового периода по НДС. С 1 января 2008 года налоговый период по НДС устанавливается как квартал.

Освобождение от уплаты НДС
Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС на срок 12 календарных месяцев. При этом налогоплательщик вправе не представлять в инспекцию декларацию по НДС при соблюдении следующих условий.
Первое. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2000000 руб. (без учета НДС).
Второе. В соответствии с пунктом 2 статьи 145 НК РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного суда Российской Федерации, изложенное в определении от 10.11.2002 № 313-о. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.
Согласно пункту 3 статьи 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на случай ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ импортеры должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 145 НК РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговую инспекцию по месту своего учета следующие документы:
- соответствующее письменное уведомление;
- выписку из бухгалтерского баланса (для организаций);
- выписку из Книги продаж;
- выписку из Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
- копию Журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.
Пункт 7 статьи 145 НК РФ позволяет перечисленные документы представить лично или направить в налоговую инспекцию по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. Поэтому отправлять документы по почте следует за шесть рабочих дней до истечения срока.
Добавим, что освобождение носит уведомительный, а не разрешительный характер.
Изменения, внесенные в пункт 6 статья 145 НК РФ Федеральным законом № 85-ФЗ, касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, которые перешли с "упрощенки" на общий режим налогообложения. Если такие фирмы собираются воспользоваться предусмотренным правом и получить освобождение от уплаты НДС, уже будучи на общем режиме, то представить в налоговую инспекцию выписку из бухгалтерского баланса (для организаций), Книги продаж и копию Журнала полученных и выставленных счетов-фактур они не могут. В этом случае документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Реализация лома и отходов цветных металлов
Пункт 2 статьи 149 НК РФ теперь дополнен подпунктом 25. Согласно ему с 2008 года не облагается НДС реализация на территории Российской Федерации только лома и отходов цветных металлов.
Одновременно утратил силу подпункт 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ, который гласит, что освобождаются от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Кроме того, в отличие от ранее действующего порядка теперь отказаться от льготы компании не могут, сейчас она прописана в пункте 2 статьи 149 НК РФ.

Ставки налога
Федеральным законом № 85-ФЗ расширен также перечень товаров, которые облагаются НДС по ставке 10%. При продаже некоторых товаров и услуг, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, применяется ставка 10%. Среди них поименованы медицинские товары и лекарства: медицинские товары отечественного и зарубежного производства, лекарственные средства, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления и изделия медицинского назначения. С 2008 года льготная ставка НДС будет действовать и при реализации лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований.
Коды вышеперечисленных видов продукции определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также постановлением Правительства Российской Федерации.
Ставка 10% не распространяется на следующие товары:
- лекарственное сырье, вещества, не относящиеся к лекарственным субстанциям;
- средства энтерального питания (за исключением тех, которые в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ облагаются налогом по ставке 10% как продовольственные товары);
- лечебно-профилактическое питание (кроме детского и диабетического питания, заменителя женского молока, продуктов прикорма для детей, облагаемых по ставке 10% на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ как продовольственные товары);
- биологически активные добавки к пище;
- парафармацевтическая продукция, в том числе зубная лечебно-профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно-косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями, декоративная косметика, дезодоранты;
- другие виды витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности (за исключением той продукции, которая в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ облагается налогом по ставке 10% как продовольственные товары);
- профилактические дезинфекционные препараты для санитарной обработки помещений, применения в быту, репелленты;
- изделия ветеринарного назначения.

Восстановление НДС
Пункт 3 статьи 170 НК РФ определяет случаи, когда суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению.
С 1 января 2008 года нужно восстанавливать НДС при передаче имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества. Соответствующие изменения внесены в подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.
В случаях, установленных пунктом 3 статьи 170 НК РФ, передающая сторона должна зарегистрировать в Книге продаж тот счет-фактуру, на основании которого НДС ранее был принят к вычету. Счет-фактура регистрируется на сумму восстановленного НДС (пункт 16 Правил). При этом вносить изменения в Книгу покупок не нужно (Письмо Минфина России от 16.11.2006 № 03-04-09/22).
Однако получающая сторона должна зарегистрировать в Книге покупок документы, на основании которых производится передача имущества (имущественного права), и хранить их (либо их копии) в Журнале учета полученных счетов-фактур. Регистрация этих документов в Книге покупок производится в момент возникновения права на налоговый вычет (пункты 5, 8 Правил).

Вычеты НДС и порядок включения "входного" налога в расходы
Согласно пункту 1 статьи 161 НК РФ при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, покупатели этих товаров (работ, услуг) признаются налоговыми агентами.
Налоговая база при таких операциях определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога. Причем определяется она отдельно по каждой сделке с иностранным лицом. Дело в том, что иначе организации или предпринимателю не удастся правильно заполнить декларацию по НДС.
Сумму НДС с доходов иностранного лица определяют расчетным методом, используя ставки 18/118 или 10/110 (пункт 4 статьи 164 НК РФ).
Налоговые агенты должны уплачивать НДС по месту своего нахождения (пункт 3 статьи 174 НК РФ). При этом место нахождения для организаций и индивидуальных предпринимателей согласно статье 11 НК РФ определено как место государственной регистрации.
Налог должен перечисляться одновременно с перечислением денежных средств иностранному поставщику с последующим представлением декларации. При этом налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В декларации заполняют титульный лист и раздел 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента". Добавим, что раздел 2 оформляется по каждому иностранному лицу (пункт 23 Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного Приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н).
Если иностранец оказал какие-то услуги или выполнил какие-то работы, то НДС нужно перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. То есть в обслуживающий банк нужно подать два платежных поручения - одно на сумму вознаграждения, другое на сумму НДС.
Теперь о вычетах. Суммы НДС, удержанные и уплаченные в бюджет, можно принять к вычету (пункт 3 статьи 171 НК РФ). Правда, для этого нужно выполнить все условия. До недавнего времени если у иностранцев товары купили налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, или лица, пользующиеся освобождением по НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, то удержанный НДС к вычету они принять не могли. Даже несмотря на то, что как налоговые агенты они должны платить в бюджет НДС.
Поправки устраняют эту несправедливость. Так, Федеральный закон № 58-ФЗ дополнил пункт 5 статьи 171 НК РФ следующей нормой: "Положения настоящего пункта распространяются на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ". То есть налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС либо освобожденные от его уплаты, могут с 2008 года принять налог к вычету на общих основаниях. Правда, после уплаты НДС в бюджет.
Еще одно изменение внесено в статью 170 НК РФ. Согласно новому седьмому пункту организации, не являющиеся налогоплательщиками либо освобожденные от такой обязанности, а также индивидуальные предприниматели вправе включать в расходы суммы налога, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Сделать это можно в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей.

Заместитель руководителя
УФНС России по Иркутской обл.
С.ЛИТВИНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru