Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 05.09.2008 по делу № А29-6109/2008
<В ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БЕЗРЕЦЕПТУРНУЮ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОТПУСКАЕМЫМИ ТОЛЬКО ПО РЕЦЕПТУ ВРАЧА, ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ ДОКУМЕНТОВ, ФИКСИРУЮЩИХ ФАКТ ПРОДАЖИ ПРЕПАРАТОВ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЛАДЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ ПОМЕЩЕНИЯМИ АПТЕЧНЫХ ПУНКТОВ И НАЛИЧИЯ У ОБЩЕСТВА ЛИЦЕНЗИИ НЕ БЫЛО ПРЕДСТАВЛЕНО>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2008 г. по делу № А29-6109/2008

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 3 сентября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 5 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Министерства здравоохранения Республики Коми
к обществу с ограниченной ответственностью "Коми УРО"
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: В.

установил:

Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Коми УРО" (далее - ООО "Коми УРО") к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно статье 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также и предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, однако явку в судебное заседание своего представителя не обеспечил.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, суд установил следующее.
12.08.2008 года осуществлена проверка выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности ООО "Коми УРО".
Ее результаты отражены в акте от 13.08.2008 г.
В акте от 13.08.2008 г. имеются ссылки на осуществление ООО "Коми УРО" безрецептурной розничной торговли лекарственными препаратами, отпускаемыми только по рецепту врача.
По данному факту должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении от 13.08.2008 г.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Коми УРО" к административной ответственности в соответствии с названной нормой права.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Федерального закона № 128-ФЗ).
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. № 416 (далее - Положение).
В силу пункта 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ().
В пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) установлено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, пересматривается и утверждается один раз в пять лет федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств. Дополнение к перечню публикуется ежегодно.
Правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4 статьи 32 Федерального закона № 86-ФЗ).
В соответствии с пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, который согласуется с пунктом 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (ОСТ 91500.05.0007-2003), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В пункте 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, установлено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, следующие обстоятельства: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность названного лица, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса).
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Из заявления административного органа следует, что он просит суд привлечь общество "Коми УРО" за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, заключающееся в безрецептурной розничной торговле лекарственными средствами, отпускаемыми только про рецепту врача.
Изучив представленные административным органом документы, выслушав представителя административного органа, суд пришел к выводу о недоказанности факта совершения обществом "Коми УРО" вменяемого правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от 13.08.2008 г. указано, что административным органом установлен факт "осуществления безрецептурной розничной торговли лекарственными средствами, отпускаемыми только по рецепту врача".
В акте проверки от 13.08.2008 г. указано, что "осуществляется безрецептурный отпуск лекарственных препаратов (гормональных контрацептивов, антибиотиков, сердечно-сосудистых препаратов), отпускаемых только по рецепту врача".
Ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении от 13.08.2008 г. не содержат информации о том, какой конкретно препарат продан обществом "Коми УРО" без рецепта врача.
При указанных обстоятельствах, не имея информации о конкретном препарате, невозможно установить, что он действительно подлежит продаже только по рецепту врача.
Кроме того, в дело не представлено никаких документов фиксирующих факт продажи обществом "Коми УРО" препарата и что при этом препарат продан без рецепта врача (акт контрольной закупки, чек о покупке препарата и т.д.).
Без указанных документов невозможно установить, что действительно имела место продажа обществом "Коми УРО" препарата и что препарат был продан без рецепта врача.
Из материалов дела следует, что осуществлялась проверка двух аптечных пунктов, тем не менее в деле отсутствуют сведения о том, в каком конкретно из проверяемых аптечных пунктов имел место факт продажи лекарственного средства без рецепта врача.
Также заявителем не представлено доказательств владения обществом "Коми УРО" помещениями в которых, расположены аптечные пункты где проводилась проверка.
Без указанных документов и сведений невозможно установить, что продажа была осуществлена в аптечном пункте, находящимся во владении ООО "Коми УРО".
Кроме того, заявителем не представлена лицензия на осуществление обществом "Коми УРО" продажи лекарственных средств.
Без сведений о действительном наличии лицензии у лица, привлекаемого к административной ответственности невозможно привлечь это лицо за нарушение условий, предусмотренных лицензией.
Определением о назначении дела к судебному разбирательству от 20.08.2008 г. суд предлагал административному органу представить указанные документы, тем не менее ко дню судебного разбирательства данные документы представлены не были.
С учетом имеющихся в деле документов невозможно установить, факт совершения обществом "Коми УРО" вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Судом на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что административным органом не представлены доказательства совершения ООО "Коми УРО" вменяемого административного правонарушения.
С учетом изложенного отсутствуют основания для привлечения ООО "Коми УРО" к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований административного органа следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня изготовления решения в полном объеме.

Судья


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru