Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 15.08.2008 по делу № А29-4407/2008
<В ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ ИФНС ОТКАЗАНО, ПОСКОЛЬКУ СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БЫЛ ПРАВОМЕРНО ВКЛЮЧЕН В СОСТАВ ЛИЦ, ПРОВОДЯЩИХ ВЫЕЗДНУЮ НАЛОГОВУЮ ПРОВЕРКУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2008 г. по делу № А29-4407/2008

(извлечение)

15 августа 2008 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
15 августа 2008 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания ею же,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "ЦУМ "Сыктывкар"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
о признании недействительным решения № 18 от 16.06.2008 г.
при участии в заседании:
от заявителя: Б. - по доверенности от 1 июля 2006 г.
от ответчика: С. - по доверенности № 04-05/107 от 30.10.2007 г.

установил:

Закрытое акционерное общество "ЦУМ "Сыктывкар" (далее - заявитель, Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару № 18 от 16.06.2008 г. о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) не признает требования заявителя.
Обратившись с заявлением, со ссылкой на положения ст. 31, 89 Налогового кодекса Российской Федерации, приказ ФНС РФ от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", приказ ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", Общество указало, что обжалуемое им решение не предусмотрено в числе документов, на основании которых может проводиться налоговая проверка.
В дополнительном нормативно-правовом обосновании требований Общество указало, что в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок основанием для направления запроса на участие сотрудника органа внутренних дел в проверке являются: а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимость проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений; б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации; в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля. Ссылка налогового органа на соответствие обжалуемого решения форме, установленной приказом ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@1 Обществом также не принимается с указанием, что в приказе предусмотрена форма документа о замене одного из проверяющих, но отнюдь не о вводе нового человека, тем более сотрудника органа внутренних дел, в число лиц, осуществляющих проверку. Кроме того, полагает Общество, со ссылкой на ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации и Письмо Министерства финансов РФ от 7 июня 2006 г. № 03-02-07/1-149, являющегося обязательным для руководства, сотрудники органов внутренних дел, согласно ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть привлечены только для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
В части нарушения его прав и законных интересов Общество указало, что сотрудники органов внутренних дел получают доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, могут производить изъятие продукции и товаров, производить выемку документов, в том числе электронных носителей информации, допрашивать работников в качестве свидетелей и т.д., что безусловно создает препятствия для нормальной деятельности предприятия.
Со ссылкой на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 14-П, Общество полагает, что не лишено права обращаться в суд за судебной защитой, несмотря на отсутствие у суда полномочий проверять целесообразность решений налоговых органов, однако, наличие дискреционных полномочий налоговых органов, необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере как сфере властной деятельности государства, предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе налогового контроля. Как следует из взаимосвязанных положений ст. 46 (ч. 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ, предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности предопределяет право налогоплательщика обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения...
Выслушав представителей сторон, рассмотрев имеющиеся в деле и дополнительно представленные сторонами документы и материалы, суд отказывает в удовлетворении требования Общества, при этом исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с обжалуемым решением налоговой инспекции были внесены изменения в решение о проведении выездной налоговой проверки от 02.04.2008 г. № 10, принятое заместителем начальника ИФНС России по г. Сыктывкару А., путем включения в состав лиц, проводящих выездную налоговую проверку, К., заместителя начальника ОФКС УПН МВД по РК, подполковника милиции.
Как указал налоговый орган, в соответствии со ст. ст. 31 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации, 02.04.2008 г. было принято решение о проведении выездной налоговой проверки ЗАО "Центральный универсальный магазин "Сыктывкар".
В соответствии с п. 9 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
На основании вышеуказанной статьи начальником ИФНС России по г. Сыктывкару было вынесено решение о приостановлении выездной налоговой проверки № 24 от 30.04.2008 г. в связи с истребованием документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у соответствующих контрагентов Общества.
В соответствии с представленными документами для подтверждение подлинности сделок между ЗАО "ЦУМ "Сыктывкар" и ООО "СтройИнвест" (юридический адрес: г. Москва, Борисовские пруды, д. 16, корп. 4) Инспекцией были направлены запросы в ИФНС России № 24 по г. Москве на проведение встречной проверки указанного предприятия.
Согласно сопроводительного письма ИФНС России № 24 по г. Москве от 12.05.2008 г. № 10116 установлено, что по вышеуказанному юридическому адресу ООО "СтройИнвест" отсутствует, документы, необходимые для проверки предприятием не представлены., в связи с чем встречная проверка не была проведена.
В связи с наличием данного обстоятельства, также со ссылкой на наличие, кроме ООО "СтройИнвест" другого контрагента - ООО "СтройДекор", налоговая инспекция обратилась с запросом на имя начальника Управления по налоговым преступлениям МВД РК (от 28.05.2008 г. № 11-54/5017 дсп) с указанием на необходимость участия сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке.
В соответствии с представленным текстом запроса, указано на отсутствие организаций по юридическим адресам, что влечет невозможность проведения встречных проверок.
Необходимость участия Управления по налоговым преступлениям МВД РК установлена в запросе как оказание помощи в розыске контрагентов, для проведения опросов физических лиц - работников предприятий, осмотра производственных помещений, на которых осуществляют деятельность предприятия, участвующие в сделках.
Пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок.
Письмом от 07.06.2008 г. № 2/39-1687 Управление по налоговым преступлениям сообщило, что в выездной налоговой проверке ЗАО "ЦУМ "Сыктывкар" примет участие заместитель начальника ОФКС УПН МВД по Республике Коми подполковник милиции К.
С учетом изложенного суд находит обоснованным довод налогового органа о том, что возникли обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы. Как отмечено выше, наличие таких обстоятельств подтверждено.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество не обосновало каким образом оспариваемое решение нарушает его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предполагаемые возможные нарушения со стороны сотрудника органов внутренних дел таковыми не могут являться в силу отсутствия данных об их наличии.
Кроме того суд отмечает в этой части, что в представленном запросе налогового органа четко оговорены условия участия сотрудника органа внутренних дел: оказание помощи в розыске контрагентов, для проведения опросов физических лиц - работников предприятий, осмотра производственных помещений, на которых осуществляют деятельность предприятия, участвующие в сделках.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Принимаются судом и доводы налогового органа о том, что в соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД РФ № 76 и МНС России № 76/АС-3-06/37 от 22.01.2004 г. установлено, что в случае, если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной) налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении дополнений (изменений) в принятое решение (постановление) о проведении данной проверки, предусматривающие соответствующее изменение состава проверяющей группы.
В пункте 8 Инструкции установлено, что сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в порядке, предусмотренном п. 9 Инструкции.
Согласно п. 9 Инструкции мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел, как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Форма указанного запроса приведена в приложении к Инструкции.
Основаниями для направления указанного мотивированного запроса могут являться:
а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
Запрос налогового органа должен содержать:
полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН - при наличии), адрес местонахождения организации, место жительства физического лица); вопросы проверки (виды налогов (сборов), по которым проводится проверка); период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика - плательщика сбора, налогового агента, за который проводится проверка;
изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;
обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
Форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 07.05.2007 г. № ММ-3-06/281@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Приводимое заявителем письмо Министерства финансов Российской Федерации от 07.06.2006 г. № 03-02-07/1-147 устанавливает возможность участия сотрудников органов внутренних дел и при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, а не наоборот, только при проведении такой проверки.
Указанное налоговым органом основание для привлечения к участию в проверке сотрудника органа внутренних дел подпадает под условие Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок в виде необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля (п.п. "в" п. 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД РФ № 76 и МНС России № 76/АС-3-06/37 от 22.01.2004 г.).
Руководствуясь ст. ст. 167 - 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Отказать в удовлетворении заявления ЗАО "ЦУМ "Сыктывкар".
2. Решение может быть обжаловано во Второй Арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru