Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 14.08.2008 по делу № А29-3971/2008
<ТРЕБОВАНИЕ О ВЗЫСКАНИИ ЗАТРАТ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЛЬГОТ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ УДОВЛЕТВОРЕНО, ПОСКОЛЬКУ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НЕ ОБЕСПЕЧИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ЛЬГОТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2008 г. по делу № А29-3971/2008

(извлечение)

14 августа 2008 года
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП "Жилфонд"
к Министерству финансов Республики Коми, Министерства финансов РФ - Управления федерального казначейства по Республике Коми, Администрации МР "Корткеросский"
третьи лица: Управление образования по Корткеросскому району
о взыскании убытков
при участии в заседании:
истец - М. - по доверенности,
от ответчиков: МФ РФ - К. - по доверенности, МФ РК - Е. - по доверенности, Администрация - Н. - по доверенности,

установил:

МУП "МУП "Жилфонд" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с ответчиков затрат по предоставлению льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 23246,37 руб.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Администрация МР "Корткеросский" и Министерство финансов РК просило исковые требования удовлетворить за счет средств Российской Федерации.
МФ РФ в лице управления федерального казначейства по РК иск не признало, считает, что обязанность по компенсации расходов по реализации указанных льгот возложена на субъект РФ с последующим возмещением из федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения присутствующих в деле лиц, судом установлено следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилфонд" в период с 3 квартала 2006 года по 3 квартал 2007 года предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности Корткеросского района Республики Коми в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогическим работникам, находящимися в трудовых отношениях со следующими учреждениями: МОУ "Корткеросская средняя школа", МДОУ "Ясли-сад № 5 с. Корткерос, МДОУ "Детский сад № 1, МДОУ "Детский сад № 2, МОУ "Визябожская основная общеобразовательная школа", МДОУ "Детский сад п. Визябож", МОУ "Усть-Локчимская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Средняя общеобразовательная школа" п. Намск, МДОУ "Детский сад" с. Мордино, МДОУ "Детский сад" п. Намск.
Затраты истца по оказанию данных льгот не были возмещены. Невозмещенные расходы истца в указанный период, согласно его расчету, составили за 3 квартал 2006 года - 5990,70 руб., за 1 квартал 2007 года - 6053,49 руб., за 2 квартал 2007 года - 5772,51 руб., 5429,67 руб. за 3 квартал 2007 года. Данная сумма включает в себя расходы по найму жилых помещений.
Стоимость услуг подтверждена расчетами, счетами и лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Конкретные педагогические работники, пользовавшиеся в 2007 году указанными льготами, внесены в сводные сведения, согласованные с руководителями образовательных учреждений и управлением образования района.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данным Федеральными законами.
Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (абзацем 3 пункта 5 статьи 55) установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 122 от 22.08.2004 г. абзац 3 пункта 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ".
Российская Федерация, передав субъектам Российской Федерации право на установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, сохранила за собой между тем обязанность по обеспечению материальной базы для реализации установленных льгот. В спорный период предоставления услуг ни республиканское законодательство Республики Коми, ни местное законодательство муниципального района "Вуктыл" в порядке делегирования полномочий и расходных обязательств субъекта федерации не обеспечили условия и порядок возмещения расходов, установленных названным пунктом статьи 55 федерального закона.
Принятый в Республике Коми Закон от 12.11.2004 г. № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", установивший в статье 18 предоставление мер социальной поддержки освобождения от оплаты указанной категории работников занимаемой площади в пределах установленных нормативов потребления и освобождения от оплаты за электрическую и тепловую энергию в пределах установленных нормативов потребления, признан в данной части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия решением Верховного суда Республики Коми от 20.06.2006, оставленным без изменения определением Верховного суда Российской Федерации.
Закон "О федеральном бюджете на 2006 год" соответствующую статью расходов по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот указанной категории граждан не предусмотрели. Соответственно, в данный период средства из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в республиканский бюджет не поступали.
В соответствии со ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено постановлением пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Пункт 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, предусматривает, что Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 Положения, Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Пункт 4 данного нормативного акта гласит, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. Управление Федерального казначейства по Республике Коми наделен правами юридического лица. Из сказанного следует, что данный орган вправе представлять Министерство финансов Российской Федерации в спорах по взысканию денежных средств за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца в сумме 23246,37 руб. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации.
Из представленных истцом документов видно, что на сумму, составляющих стоимость предоставленных работникам образовательных учреждений услуг по найму, налог на добавленную стоимость, составляющий 18% от стоимости услуги, не начислен.
Доводы ответчика о том, что расходы по найму не должны возмещаться из бюджета, судом отклоняются.
Под оплатой занимаемой общей площади жилых помещений понимается плата за владение и пользование жилым помещением, то есть найм. В пункте 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что объектом найма жилого помещения является изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом). Следовательно, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (абзацем 3 пункта 5 статьи 55) предусмотрено возмещение педагогическим работникам и расходов по найму жилых помещений.
Учитывая, что убытки подлежат взысканию за счет средств Российской Федерации, в иске к другим ответчикам следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию из казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Жилфонд" убытки в сумме 23246 руб. 37 коп.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 929,85 руб. государственной пошлины.
Исковые требования в отношении Администрации МР "Корткеросский" и Министерства финансов Республики Коми оставить без удовлетворения.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке (во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с направлением жалобы через Арбитражный суд Республики Коми).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru