| |
Региональное законодательство / Коми республика
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 12.08.2008 по делу № А29-3137/2008
<ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРОВ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПОСОБИЙ И ИХ ВЫПЛАТЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РАБОТНИКОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2008 г. по делу № А29-3137/2008
(извлечение)
12 августа 2008 года
(дата оглашения резолютивной части решения и изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми
о признании недействительным решения № 77 от 2 апреля 2008 года в части непринятия к зачету расходов, сумме 14 631,24 руб.
при участии в заседании:
от заявителя: С.
от ответчика: О.
установил:
Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей (далее - Управление) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми (далее - Учреждение) № 77 от 2 апреля 2008 года в части непринятия к зачету расходов, произведенных в ноябре 2006 года, апреле, июле, августе, ноябре, декабре 2007 года в общей сумме 14 631,24 руб.
Учреждение с заявленными требованиями не согласно, доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.
Учреждением проведена проверка, Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей, оформленная актом № 57 с/с от 21 февраля 2008 года документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию.
В ходе проверки установлено, что заявителем нарушен п. 55 Постановления Совета Министров РСФСР № 162 от 20.03.1991 года "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции Постановления правительства № 884 от 04.09.1995 г.) при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам с учетом максимального размера пособия, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на отчетный финансовый год: ежемесячного пособия по уходу за ребенком в пределах максимального размера; назначения единовременного пособия при рождении ребенка; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; работникам, проживающим в г. Усинске применялся районный коэффициент в размере 1,5.
В связи с чем, установлена переплата пособий в сумме 14 446,73 руб.
По результатам проверки заместителем Управляющего принято решение № 77 от 2 апреля 2008 года, которым не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в том числе за ноябрь 2006 года в сумме 568,77 руб., апрель 2007 года в сумме 13670,54 руб. (оспаривается сумма 10 453,76 руб.) июль 2007 года в сумме 1600 руб., август 2007 года в сумме 1600 руб., ноябрь 2007 года в сумме 1249,26 руб. (оспаривается 184,51 руб.), декабрь 2007 года в сумме 224,2 руб.
С указанным решением, Управление частично не согласилось и обжаловало его в судебном порядке. Подробно доводы изложены в заявлении.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом № 165-ФЗ от 16.07.1999 года "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие болезни, травмы, беременности и родов и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (ст. 1).
Согласно п. 2 ст. 6 указанного закона субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 8 Закона предусмотрено, что страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является: пособие по временной нетрудоспособности (пп. 5); пособие по беременности и родам (пп. 7); ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пп. 8); единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (пп. 10); единовременное пособие при рождении ребенка (пп. 11).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Закона денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается.
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: реквизиты "от 11.02.2002 № 17-ФЗ", по-видимому, проставлены ошибочно.
------------------------------------------------------------------
Материалы дела свидетельствуют, что выявленные в ходе проверки спорные нарушения установлены в период с ноября 2006 года по декабрь 2007 года включительно, поэтому применению подлежат положения Федерального закона 22 декабря 2005 года № 173-ФЗ от 11.02.2002 № 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" и Федерального закона № 234-ФЗ от 19.12.2006 "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".
Статьей 13 Федерального закона № 234-ФЗ от 19.12.2006 "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 16 125 рублей, максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов (часть 2).
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 81-ФЗ принят 19.05.1995, а не 19.05.1999.
------------------------------------------------------------------
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1999 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособий по беременности и родам производится за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных изменений и дополнений) гарантии и компенсации, установленные названным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных изменений и дополнений) предусмотрено установление единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Между тем единый районный коэффициент не установлен.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с указанным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
До настоящего времени вопрос об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате федеральным законом не установлен, поэтому в рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 № 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 884), в соответствии с которым в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми, установлены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума ВС РСФСР от 21.02.1975), где находятся работники Управления, он равен 1,3.
Довод заявителя о том, что Управление правомерно производило выплату пособий по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5, установленного для города Усинска Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 № 232 "Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми", отклоняется.
При определении размеров гарантированных государством пособий и их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные на федеральном уровне. Каких-либо исключений о возможности исчисления пособий с учетом иного размера районных коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей, в рассмотренных нормативных правовых актах не содержится.
При таких обстоятельствах решение № 77 от 02.04.2008 года принято руководителем Учреждения правомерно.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции, в месячный срок со дня принятия (изготовления) решения.
Судья
Арбитражного суда
Республики Коми
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|