Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 12.08.2008 по делу № А29-3137/2008
<ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРОВ ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПОСОБИЙ И ИХ ВЫПЛАТЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РАБОТНИКОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2008 г. по делу № А29-3137/2008

(извлечение)

12 августа 2008 года
(дата оглашения резолютивной части решения и изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми
о признании недействительным решения № 77 от 2 апреля 2008 года в части непринятия к зачету расходов, сумме 14 631,24 руб.
при участии в заседании:
от заявителя: С.
от ответчика: О.

установил:

Управление Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей (далее - Управление) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Коми (далее - Учреждение) № 77 от 2 апреля 2008 года в части непринятия к зачету расходов, произведенных в ноябре 2006 года, апреле, июле, августе, ноябре, декабре 2007 года в общей сумме 14 631,24 руб.
Учреждение с заявленными требованиями не согласно, доводы изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.
Учреждением проведена проверка, Управления Республики Коми по организационному обеспечению деятельности мировых судей, оформленная актом № 57 с/с от 21 февраля 2008 года документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию.
В ходе проверки установлено, что заявителем нарушен п. 55 Постановления Совета Министров РСФСР № 162 от 20.03.1991 года "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции Постановления правительства № 884 от 04.09.1995 г.) при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам с учетом максимального размера пособия, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на отчетный финансовый год: ежемесячного пособия по уходу за ребенком в пределах максимального размера; назначения единовременного пособия при рождении ребенка; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; работникам, проживающим в г. Усинске применялся районный коэффициент в размере 1,5.
В связи с чем, установлена переплата пособий в сумме 14 446,73 руб.
По результатам проверки заместителем Управляющего принято решение № 77 от 2 апреля 2008 года, которым не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, в том числе за ноябрь 2006 года в сумме 568,77 руб., апрель 2007 года в сумме 13670,54 руб. (оспаривается сумма 10 453,76 руб.) июль 2007 года в сумме 1600 руб., август 2007 года в сумме 1600 руб., ноябрь 2007 года в сумме 1249,26 руб. (оспаривается 184,51 руб.), декабрь 2007 года в сумме 224,2 руб.
С указанным решением, Управление частично не согласилось и обжаловало его в судебном порядке. Подробно доводы изложены в заявлении.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом № 165-ФЗ от 16.07.1999 года "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие болезни, травмы, беременности и родов и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (ст. 1).
Согласно п. 2 ст. 6 указанного закона субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 8 Закона предусмотрено, что страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является: пособие по временной нетрудоспособности (пп. 5); пособие по беременности и родам (пп. 7); ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пп. 8); единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (пп. 10); единовременное пособие при рождении ребенка (пп. 11).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Закона денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: реквизиты "от 11.02.2002 № 17-ФЗ", по-видимому, проставлены ошибочно.
   ------------------------------------------------------------------

Материалы дела свидетельствуют, что выявленные в ходе проверки спорные нарушения установлены в период с ноября 2006 года по декабрь 2007 года включительно, поэтому применению подлежат положения Федерального закона 22 декабря 2005 года № 173-ФЗ от 11.02.2002 № 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" и Федерального закона № 234-ФЗ от 19.12.2006 "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".
Статьей 13 Федерального закона № 234-ФЗ от 19.12.2006 "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 16 125 рублей, максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 23 400 рублей.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов (часть 2).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 81-ФЗ принят 19.05.1995, а не 19.05.1999.
   ------------------------------------------------------------------

Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1999 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособий по беременности и родам производится за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных изменений и дополнений) гарантии и компенсации, установленные названным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В статье 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с учетом внесенных изменений и дополнений) предусмотрено установление единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Между тем единый районный коэффициент не установлен.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с указанным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
До настоящего времени вопрос об установлении размера единого районного коэффициента к заработной плате федеральным законом не установлен, поэтому в рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 № 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 884), в соответствии с которым в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми, установлены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума ВС РСФСР от 21.02.1975), где находятся работники Управления, он равен 1,3.
Довод заявителя о том, что Управление правомерно производило выплату пособий по временной нетрудоспособности с учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5, установленного для города Усинска Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 № 232 "Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми", отклоняется.
При определении размеров гарантированных государством пособий и их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные на федеральном уровне. Каких-либо исключений о возможности исчисления пособий с учетом иного размера районных коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей, в рассмотренных нормативных правовых актах не содержится.
При таких обстоятельствах решение № 77 от 02.04.2008 года принято руководителем Учреждения правомерно.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции, в месячный срок со дня принятия (изготовления) решения.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru