| |
Региональное законодательство / Коми республика
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда РК от 08.07.2008 по делу № А29-3510/2008
<РЕШЕНИЕ ИФНС О ВЗЫСКАНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПРИЗНАНО НЕЗАКОННЫМ, ПОСКОЛЬКУ ПРИНЯТО С ПРЕВЫШЕНИЕМ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПОЛНОМОЧИЙ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2008 г. по делу № А29-3510/2008
(извлечение)
8 июля 2008 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
8 июля 2008 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Молочный завод "Сыктывкарский", г. Сыктывкар
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
о признании недействительным решения № 11-36/8/2 от 25.04.2008 г.
при участии в заседании:
от заявителя: И. - по доверенности от 20.05.2008 г., Л. - по доверенности от 08.07.2008 г.
от ответчика: Л. - по доверенности № 04-05/175 от 19.06.2008 г., Я. - по доверенности № 04-05/15 от 23.07.2007 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Молочный завод "Сыктывкарский" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару № 11-36/8/2 от 25.04.2008 г.
Инспекция ФНС по г. Сыктывкару требования ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.
По результатам проверки 20.02.2008 г. составлен акт № 11-36/8.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, заместитель начальника Инспекции ФНС по г. Сыктывкару 25.04.2008 г. вынес решение № 11-36/8/2 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым с ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" подлежат взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 90 137 руб. 19 коп., а также пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленные по состоянию на 25.04.2008 г., в сумме 44 212 руб. 97 коп.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский", обжаловало его в судебном порядке, указав на то, что налоговый орган не вправе принимать решение о доначислении страхователю страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени; что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ компенсации за неиспользованный отпуск не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; что выплата единовременного вознаграждения за сдачу годового отчета и пособия не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, и, соответственно, выплаченные суммы не должны включаться в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что требования ОАО "Молочный завод "Сыктывкарский" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Статьей 101.3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение.
Таким образом, в силу норм Налогового кодекса РФ решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности должно быть исполнено налоговым органом, вынесшим указанное решение; возможность передачи указанного решения для взыскания доначисленных Инспекцией сумм в иной орган, в том числе в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, налоговым законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Согласно пунктам 3, 4 указанной статьи взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Пунктами 1, 5 статьи 25.1 Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Таким образом, возложив на налоговые органы контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодатель не предоставил указанным органам полномочия по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пени.
Поскольку действующее законодательство не предоставляет налоговым органам право произвести взыскание доначисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени и не предусматривает возможность обращения к исполнению решения налогового органа территориальным органом Пенсионного фонда РФ, по результатам проведенной Инспекцией выездной налоговой проверки не может быть принято решение о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени; полномочиями по принятию соответствующего решения обладают территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Кроме того, согласно пункту 3.3 Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров, утвержденного распоряжением Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы № 282р/231@ от 28.12.2006 г. по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10-ти календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.
Таким образом, вышеуказанным Порядком взаимодействия предусмотрена передача налоговыми органами территориальным органам Пенсионного фонда РФ материалов проверки, а не решения, принятого по ее результатам.
Таким образом, оспариваемое решение является незаконным, поскольку принято Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару с превышением предоставленных налоговым органам полномочий.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Заявление Открытого акционерного общества "Молочный завод "Сыктывкарский" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару № 11-36/8/2 от 25.04.2008 г.
2. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару в пользу Открытого акционерного общества "Молочный завод "Сыктывкарский" 2 000 руб. государственной пошлины.
3. Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|