Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПРИКАЗ Министерства образования Пермского края от 07.04.2008 № СЭД-26-01-04-10
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 07.04.2008.
   ------------------------------------------------------------------




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 7 апреля 2008 г. № СЭД-26-01-04-10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2008 № 61 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", Постановлением Правительства Пермского края от 05.03.2008 № 43-П "О реализации комплексного проекта модернизации образования", в целях создания краевой системы оценки качества образования приказываю:

1. Утвердить Положение о системе оценки качества образования Пермского края (приложение 1).
2. Рекомендовать структурным подразделениям Министерства образования, муниципальным органам управления образованием, образовательным учреждениям края:
при осуществлении оценки качества образования руководствоваться утвержденным Положением;
обеспечить развитие независимых (внешних) оценок качества образования.
3. Пресс-службе Министерства образования регулярно информировать общественность о функционировании системы оценки качества образования.
4. Контроль исполнения настоящего Приказа оставляю за собой.

И.о. министра
Н.Я.КАРПУШИН





Приложение 1
к Приказу
Министерства образования
Пермского края
от 07.04.2008 № СЭД-26-01-04-10

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о системе оценки качества образования Пермского края (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования Пермского края, ее организационную и функциональную структуру. Оно устанавливает единые требования при реализации системы оценки качества образования (далее - СОКО) на территории Пермского края.
1.2. Деятельность СОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования и настоящего Положения.
1.3. Положение распространяется на все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.
1.4. Система оценки качества образования Пермского края представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ и услуг с учетом запросов потребителей.
1.5. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом Министерства образования Пермского края.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины.
Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Качество образования рассматривается в Пермском крае как полисистемная категория, характеризующаяся полиаспектностью (включает качества целей, условий, процесса и результата), полиуровневостью (включает качество образования всех уровней), полисубъектностью (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов: воспитанники, учащиеся, их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы), поликритериальностью (качество образования оценивается набором критериев), полихронностью (сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования), поливариативностью (множество характеристик качества образовательных систем).
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных учреждениях, муниципальных системах образования и краевой системе образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных документах.

2. Основные цели, задачи и принципы СОКО Пермского края

2.1. Целями системы оценки качества образования Пермского края области являются:
- получение объективной информации о состоянии качества образования в Пермском крае, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг, специалистов, работодателей об условиях, процессах и результатах образовательной деятельности;
- принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней;
- обеспечение поступательного движения системы образования как ресурса социально-экономического развития края.
2.2. Система оценки качества образования призвана решать следующие задачи.
2.2.1. Разработка организационно-методического обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений.
2.2.2. Повышение квалификации специалистов по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики краевой системы образования, индивидуальных достижений обучающихся.
2.2.3. Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга краевой системы образования.
2.2.4. Проектирование и содействие в реализации моделей управления образовательными системами; педагогических технологий, методик анализа и прогноза развития системы образования края.
2.2.5. Организация и проведение работ на базе экспериментальных площадок, направленных на апробацию учебно-методических комплексов для мониторинга образования.
2.2.6. Аудиторская и консультационная деятельность.
2.2.7. Экспертиза программ, проектов, рекомендаций и других документов и материалов по профилю деятельности.
2.2.8. Разработка предложений по индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов.
2.2.9. Создание инструментов общественного участия в управлении образовательными системами, содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования Пермского края положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления краевой системой образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.

3. Основные функции СОКО Пермского края

Система оценки качества образования Пермского края выполняет следующие функции.
3.1. Организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании (лицензирование образовательной деятельности, аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров).
3.2. Организация государственной (итоговой) аттестации обучающихся в рамках общего и профессионального образования, различных мониторинговых исследований.
3.3. Организационно-методическое обеспечение оценки уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их текущей и итоговой аттестации.
3.4. Организация оценки состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений, муниципальных и краевой образовательных систем.
3.5. Организационно-методическое обеспечение оценки качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
3.6. Организация оценки результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности.
3.7. Организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы образования.
3.8. Обеспечение руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений.
3.9. Обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о состоянии и развитии системы образования края и муниципалитетов, а также отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.
3.10. Разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования.
3.11. Участие в подготовке нормативной правовой документации и норм образовательной деятельности в соответствии с государственными стандартами и нормативами.

4. Составляющие системы оценки качества образования Пермского края

4.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
- участия организационных структур системы управления образованием, выполняющих функции по организации, проведению оценочных процедур, аналитической обработке и представлению информации потребителям;
- профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом;
- общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.
4.2. Организационная структура СОКО включает:
Министерство образования Пермского края, краевой центр оценки качества образования, краевые учреждения, муниципальные органы управления образованием, муниципальные мониторинговые службы, образовательные учреждения и организации.
4.3. Министерство образования Пермского края формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования; обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования; координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования; определяет состояние и тенденции развития краевой системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию управления качеством образования.
При этом Министерство образования Пермского края:
4.3.1. Координирует деятельность организаций системы образования.
4.3.2. Разрабатывает и утверждает региональные требования к содержанию образования, учебным планам и программам.
4.3.3. Взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в сфере образования, защиты прав и законных интересов детей.
4.3.4. Осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования.
4.3.5. Осуществляет в пределах своей компетенции лицензирование образовательной деятельности государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений и организаций Пермского края.
4.3.6. В пределах своей компетенции организует и проводит государственную аккредитацию образовательных учреждений и организаций.
4.3.7. Организует проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений и организаций Пермского края.
4.3.8. Осуществляет научно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
4.3.9. Обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Пермского края.
4.3.10. Организует и проводит краевые предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия.
4.3.11. Организует систему информационного и научно-методического обеспечения государственных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием Пермского края.
4.3.12. Создает при Министерстве научные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития образования.
4.3.13. Осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности, а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием Пермского края.
4.3.14. Осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм его проведения.
4.3.15. Устанавливает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки состояния муниципальных образовательных систем, образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников, индивидуальных достижений обучающихся.
4.3.16. Утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Пермского края.
4.3.17. Обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования.
4.4. Краевой центр оценки качества образования осуществляет научно-методическое обеспечение оценки качества образования в крае, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования, информационное обеспечение функционирования краевой системы образования, организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в крае, осуществляет проведение процедур оценивания, инструктивно-методическое обеспечение процедур оценки качества образования.
При этом центр оценки качества образования:
4.4.1. Организует разработку методики оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Пермского края.
4.4.2. Проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования.
4.4.3. Разрабатывает методику и организует проведение рейтинговой оценки работы образовательных учреждений и их систем.
4.4.4. Обеспечивает научное, методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогических и руководящих кадров, надзорно-контрольная деятельность.
4.4.5. Участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования Пермского края.
4.4.6. Организует систему мониторинга качества образования на территории Пермского края, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития системы образования Пермского края, анализирует результаты оценки качества образования.
4.4.7. Обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Пермского края.
4.4.8. Проводит подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур.
4.4.9. Содействует обновлению нормативно-правовой базы документов Пермского края, относящейся к обеспечению качества образования.
4.4.10. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования.
4.4.11. Оказывает аудиторские и консалтинговые услуги по вопросам создания, функционирования и развития систем оценки качества образования, проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и социологических исследований.
4.4.12. Участвует в разработке методики оценки качества образования в части начального и среднего профессионального образования.
4.5. Органы управления образованием муниципальных районов и городских округов:
4.5.1. Разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования.
4.5.2. Участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Пермского края.
4.5.3. Обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях.
4.5.4. Организуют систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

4.5.6. Обеспечивают информационную поддержку муниципальной системы оценки качества образования.
4.5.7. Содействуют проведению подготовки специалистов органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур.
4.5.8. Осуществляют ресурсную поддержку функционирования муниципальной системы оценки качества образования.
4.5.9. Принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне.
4.6. Образовательные учреждения:
4.6.1. Разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения.
4.6.2. Обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.
4.6.3. Организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
4.6.4. Обеспечивают представление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования Пермского края.
4.6.5. Обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения.
4.6.6. Формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении.
4.6.7. Принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
4.7. Общественные институты:
4.7.1. Содействуют определению стратегических направлений развития системы образования Пермского края.
4.7.2. Содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием Пермского края.
4.7.3. Осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений Пермского края в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы.
4.7.4. Принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Пермского края.
4.7.5. Принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в лицензировании и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
4.7.6. Принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования Пермского края.

5. Организация и технология оценки качества образования

5.1. Предусматривается пять уровней организации оценивания:
индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся, динамика показателей их здоровья, портфолио);
уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности, портфолио);
уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
муниципальный уровень (качество обеспечения условий для функционирования и развития сети образовательных учреждений);
региональный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных сетей, обеспечение доступности качественных образовательных услуг).
5.1.1. Для индивидуального уровня вводятся следующие показатели образовательных достижений: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника.
5.2. Объектами СОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, деятельность педагогов, образовательные программы, деятельность образовательных учреждений, муниципальных систем образования и системы образования края в целом.
5.3. СОКО включает следующие компоненты:
система сбора и первичной обработки данных;
система анализа и оценки качества образования;
система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
Деятельность по реализации каждого компонента регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.
5.4. Каждый из компонентов СОКО, базируясь на единой концептуально-методологической основе проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания.
5.5. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования:
государственной (итоговой) аттестации выпускников;
мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
аттестации педагогических и руководящих работников;
лицензирования образовательной деятельности;
государственной аккредитации образовательных учреждений;
статистических (государственных и ведомственных) и социологических исследований;
контроля и надзора в сфере образования.
5.6. Оценка качества образования осуществляется на основе утвержденной системы индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество условий, качество процесса и качество результата).
5.7. Перечень индикаторов качества и их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
5.8. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.
5.9. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
5.10. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.
5.11. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
5.12. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.
5.13. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в крае, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках СОКО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования (образовательный портал).
5.14. Доступ к получению информации в рамках СОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование краевого образовательного портала.

6. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования

6.1. СОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
6.2. СОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.
6.3 Общественная экспертиза качества образования обеспечивает:
соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретном образовательном учреждении, социальным ожиданиям и интересам личности, общества;
формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием;
развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

7. Финансовое обеспечение оценки качества образования

Выполнение функций и полномочий по оценке качества образования финансируется из различных источников:
7.1. выполнение функции государственной оценки качества образования осуществляется за счет бюджетных средств. Основой для формирования бюджета является расчет трудозатрат на реализуемые действия, устанавливаемые учредителем;
7.2. целевые программы, реализуемые по инициативе краевых и муниципальных органов управления образованием, федеральных служб, в том числе и исследовательские проекты как муниципального и краевого, так и федерального уровней, которые реализуются за счет целевых вложений;
7.3. внебюджетные поступления за счет средств потребителей на основе устанавливаемых ведомством нормативов;
7.4. целевые федеральные средства на реализацию функций оценки качества образования.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru